СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная экология"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная экология"»

Управление образования муниципального образования Лабинский район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» г. Лабинска муниципального образования Лабинский район




Принята на заседании

педагогического совета

от «___»__________20__ г

Протокол №___________


УТВЕРЖДАЮ:

директор МБУ ДО "ЭБЦ"

г. Лабинска

_____________ Н.Г.Герасимова

«__»________________ 20___ г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ



«Занимательная экология»

(наименование программы)

Уровень программы: ознакомительный

(ознакомительный, базовый или углублённый)

Возрастная категория: от 8 до 13 лет


Срок реализации (общее количество часов): 1 год (72ч.)

(количество лет, общее количество часов)

Вид программы: модифицированная


Программа реализуется на бюджетной основе

ID – номер Программы в Навигаторе:________________



Разработчик:

Баранова Татьяна Михайловна

педагог дополнительного образования



г. Лабинск 2020 г.

Содержание


Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» ………………………………………3


Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации» ………………………………..…………...11


Список использованной литературы………………………………………….15


Приложение…………………………………………………………………….19
















































Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»


Пояснительная записка

Направленность программы естественнонаучная, т.к. способствует развитию экологического мышления и культуры, посредством приобщения обучающихся к изучению природы.

Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Со школьного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни.

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья. На начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.

Нормативно-правовые основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Образовательная программа «Занимательная экология» разработана на основании нормативно правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

4. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор – составитель Рыбалѐва Ирина Александровна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой дополнительного образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, 2016 г.

Данная дополнительная общеобразовательная программа модифицированная и разработана на основе:

- дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Зелёная планета» разработчик Петрова Любовь Георгиевна,

- дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Экология и творчество», структурное подразделение ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Самарской области ЦДОД.

Актуальность. В настоящее время актуальным ставится вопрос воспитания у подрастающего поколения любви к природе, формирования знаний детей об особенностях флоры и фауны родного края, об охране окружающей среды. В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности.

Новизна программы в том, что в каждом занятии после теоретического материала выполняется поделка, аппликация или лэпбук, соответствующие тематике занятия. Ручная работа ценилась во все времена, так как она помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение. Используемый природный материал таит в себе большие возможности: сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирует эстетическое и экологически грамотное отношение к природе. Ребята учатся жить в гармонии с окружающим миром.

Педагогическая целесообразность является то, что данная программа формирует готовность учащихся к совместной поисково-исследовательской деятельности по решению экологических проблем своей местности как одних из важнейших проблем современности. При этом программа выполняет важную социально-педагогическую функцию, помогая детям через активное познание экологических проблем мира стать активными творцами будущего своей планеты за счет формирования их активной гражданской позиции, экологизированного мировоззрения и миропонимания, возможности активного включения в процесс пропаганды экологических знаний, что позволит им постоянно повышать уровень своей собственной экологической культуры. Кроме того, в этом учащиеся находят возможность своей внутренней реализации через выполнение предлагаемых им различных творческих заданий и проектной деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребёнку познакомиться с основами знаний в области экологии, и попробовать свои силы в разных техниках декоративно-прикладного творчества с использованием природного материала.

Адресат программы. Группа формируется без предварительного отбора. Состав групп – разновозрастной, в основном 8 – 13 лет, с разным уровнем развития и кругом интересов. Группы формируются из учащихся школ без учета предварительной подготовки. В детское объединение принимаются дети по свободной записи, достаточно обладать желанием заниматься в этом объединении и иметь при себе минимум необходимых инструментов и материалов.

Количество учащихся в группе: 10-15 человек.

Уровень программы, объем и сроки реализации.

Уровень программы – ознакомительный.

Цель программы: формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к экологической науке, расширение и обобщение спектра специализированных знаний об окружающей среде, о связях человека и природы, развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего самоопределения.

Задачи:

Предметные:

- познакомить учащихся с разнообразием флоры и фауны родного края;

- познакомить с основами знаний в области экологии;

- формировать чувство бережного отношения к природе родного края;

- знакомство с основными видами декоративно-прикладного творчества;

- расширить и углубить знания о различных видах творческой деятельности человека;

- совершенствовать навыки работы с наиболее распространёнными инструментами ручного труда при обработке различных материалов, развитие моторики.

Личностные:

- воспитание положительных качеств личности учащегося (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом);

- воспитание ценностного отношения к здоровью;

- воспитание ответственности к себе и окружающим;

-воспитание умения и желания доводить начатое дело до конца.

Метапредметные:

- развитие восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов;

- развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой природы через знакомство с художественной литературой, в ходе экскурсий, просмотров презентаций, изготовление поделок;

- формирование и развитие внимания и памяти.

Форма проведения занятия – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Формы обучения – очная, очно-дистанционная.

Срок реализации - 1 год обучения.

Режим занятий - 72 часа – 1 раз в неделю по 2 часа.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа "Занимательная экология" составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития учащихся. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности учащихся в собственной творческой деятельности.

Программа построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности их деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности.

Осуществляя предметное обучение, в программе учитывается дифференцированный подход к детям, учитываются их индивидуальные особенности, создаются условия для развития всех способностей детей, направляется их творческий рост.

Реализация программы возможна как в очной, так и в заочной форме с использованием технологий дистанционного обучения.

Виды занятий.

Программа включает в себя теоретические и практические занятия:

Теоретический блок:

- беседа;

- рассказ,

- презентации,

- интернет ссылки.

Практический блок:

- экскурсии;

- наблюдения в природе;

- изготовление поделок;

- организация выставок;

- участие в конкурсах;

- составление проектов,

- самостоятельная творческая работа

При формировании теоретических знаний у учащихся используются такие методы как:

- объяснительно-иллюстративный (рассказ, лекция, объяснение, работа с дополнительной литературой, демонстрация работ);

- репродуктивный метод;

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (тестирование, тематический кроссворд, выставка, проведение мониторингов).

Образовательные технологии

Технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, творческо - продуктивные, направленные на формирование устойчивой мотивации к ручному труду и природоохранной деятельности.



Учебный план



№ п/п

Тема

Количество часов

Форма

аттестации



Всего

Теорет.

Практ.

1.

Вводное занятие. Что такое природный комплекс

2

2


тестирование

2.

Знакомимся с природными комплексами нашей местности

8


8

индивидуальные карточки

3.

Лес природный комплекс

6

2

4

тестирование

4.

Водоём природный комплекс

6

2

4

тестирование

5.

Болото природный комплекс

6

2

4

тематический кроссворд

6.

Луг природный комплекс

6

2

4

викторина

7.

Экология и творчество

14


14

экологическая викторина

8.

Познакомимся с флористикой

8


8

выставка

9.

Человек и окружающая среда

14

4

10

тематический кроссворд

10.

Итоговое занятие

2


2

экологическая викторина, тестирование


Всего за год

72

14

58










Содержание образовательной программы

1. Вводное занятие. Что такое природный комплекс (2 ч.)

Теория. Что такое природный комплекс. Инструктаж по технике безопасности.

2. Знакомимся с природными комплексами нашей местности (8 ч.)

Практика. Путешествие в лес.

Практика. Путешествие к водоёму.

Практика. Путешествие на луг.

Практика. Путешествие на болото.

3. Лес – природный комплекс (6 ч.)

Теория. Лес – природный комплекс.

Практика. Человек и лес. Поделка из бросового материала «Птичка в гнезде».

Практика. Изготовление лэпбука «Лес – наш друг»

4. Водоём природный комплекс (6 ч.)

Теория. Водоём — природный комплекс.

Практика. Растения и животные водоёма. Совместная жизнь растений и животных в воде.

Практика. Изготовление лэпбука «Жизнь водоёма»

5. Болото природный комплекс (6 ч.)

Теория. Болото природный комплекс

Практика. Растения и животные болот. Значение болот.

Практика. Объёмная поделка «Лягушка»

6. Луг природный комплекс (6 ч.)

Теория. Луг природный комплекс

Практика. Растения и животные лугов. Значение лугов.

Практика. Изготовление лэпбука «Луговая жизнь»

7. Экология и творчество (14 ч.)

Практика. Аппликация из стружек от цветных карандашей.

Практика. Поделка из старых мр3 дисков.

Практика. Коллективная поделка их одноразовых ложек.

Практика. Аппликация из старых газет.

Практика. Органайзер для канцтоваров из одноразовых тарелок.

Практика. Фоторамка из картона.

Практика. Картина из природного материала.

8. Познакомимся с флористикой (8 ч.)

Практика. Природный материал для флористических композиций.

Практика. Флористическая открытка.

Практика. Бумажная флористика.

Практика. Цветы из семян.

9. Человек и окружающая среда (14 ч.)

Теория. Целительные силы природы.

Теория. Климат и здоровье человека.

Практика. Сохраним планету чистой. Проблема мусора.

Практика. Городская среда и её влияние на здоровье человека.

Практика. Проблема автомобилей в городе.

Практика. Экология жилища.

Практика. Значение здорового образа жизни для человека.

10. Итоговое занятие (2 ч.)

Практика. Экологическая игра «Знатоки леса». Итоговое тестирование.




Планируемые результаты.

Предметные:

знать:

  • различие между живой и неживой природой;

  • простейшие классификации экологических связей: связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком;

  • разнообразие природы родного края;

  • значение плодовых и овощных культур в жизни человека;

  • виды охраняемых природных территорий;

  • понятие «экологическая катастрофа»;

  • технику безопасности при встрече с опасными животными, растениями и грибами;

  • правила работы с семенами, крылатками, шишками, орехами, ветками, листьями и др. растительным материалом, приемы работы с искусственными материалами, бумагой, пластилином;

уметь:

  • вести осенние, зимние, весенние, летние фенологические наблюдения;

  • овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги, пластилина, природных и бросовых материалов;

Личностные:

  • формирование экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению и охране;

  • развитие творческой, познавательной и созидательной активности.

Метапредметные:

  • развить и предоставить возможность реализовать способности обучающихся;

  • сформировать психологическую готовность к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности;

  • развить мотивацию личности обучающегося к исследовательской деятельности по биологии, экологии.

Способы проверки

В ходе реализации программы «Занимательная экология» предполагаются следующие виды контроля:

- вводный (тестирование, собеседование, наблюдение);

- промежуточный (наблюдение, проектные задания, практические работы, тематические выставки, изготовление подарков и сувениров)

- итоговый (наблюдение, участие в итоговых выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, викторина)


Виды контроля


Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний учащихся, общая эрудиция

Тестирование, наблюдение

Промежуточный

Для определения уровня усвоения материала

Индивидуальные карточки, тематический кроссворд, тестирование, выставки

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Наблюдение, викторина, тестирование





Результативность программы

Результатом освоения образовательной программы является самостоятельное выполнение творческих работ учащихся и участие в конкурсах.













Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»



Календарный учебный график



№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма аттестации


Всего

Теория

Практика


1.

Вводное занятие. Что такое природный комплекс.

2

2


тестирование

1.1

Что такое природный комплекс. Инструктаж по технике безопасности.


2



2.

Знакомимся с природными комплексами нашей местности

8


8

индивидуальные карточки

2.1

Путешествие в лес.



2


2.2

Путешествие к водоёму.



2


2.3

Путешествие на луг.



2


2.4

Путешествие на болото.



2


3.

Лес – природный комплекс




тестирование

3.1

Лес – природный комплекс.

6

2

4


3.2

Человек и лес. Поделка из бросового материала «Птичка в гнезде».



2


3.3

Изготовление лэпбука «Лес – наш друг».



2


4.

Водоём природный комплекс

6

2

4

тестирование

4.1

Водоём — природный комплекс.


2



4.2

Растения и животные водоёма. Совместная жизнь растений и животных в воде.



2


4.3

Изготовление лэпбука «Жизнь водоёма»



2


5.

Болото природный комплекс

6

2

4

тематический кроссворд

5.1

Болото природный комплекс


2



5.2

Растения и животные болот. Значение болот.



2


5.3

Объёмная поделка «Лягушка»



2


6.

Луг природный комплекс

6

2

4

викторина

6.1

Луг природный комплекс


2



6.2

Растения и животные лугов. Значение лугов.



2


6.3

Изготовление лэпбука «Луговая жизнь»



2


7.

Экология и творчество

14


14

экологическая викторина

7.1

Аппликация из стружек от цветных карандашей.



2


7.2

Поделка из старых мр3 дисков.



2


7.3

Коллективная поделка их одноразовых ложек.



2


7.4

Аппликация из старых газет.



2


7.5

Органайзер для канцтоваров из одноразовых тарелок.



2


7.6

Фоторамка из картона.



2


7.7

Картина из природного материала.



2


8.

Познакомимся с флористикой

8


8

выставка

8.1

Природный материал для флористических композиций.



2


8.2

Флористическая открытка.



2


8.3

Бумажная флористика.



2


8.4

Цветы из семян.



2


9.

Человек и окружающая среда

14

4

10

тематический кроссворд

9.1

Целительные силы природы.


2



9.2

Климат и здоровье человека.


2



9.3

Сохраним планету чистой. Проблема мусора.



2


9.4

Городская среда и её влияние на здоровье человека.



2


9.5

Проблема автомобилей в городе.



2


9.6

Экология жилища.



2


9.7

Значение здорового образа жизни для человека.



2


10.

Итоговое занятие

2


2

экологическая викторина, тестирование

10.1

Экологическая игра «Знатоки леса». Итоговое тестирование.



2


Всего за год


72

14

58





Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

1. Организационное обеспечение:

  • кабинет, содержащий ученические столы;

  • классная доска;

  • выставочный комплект.

Общие требования к обстановке в кабинете:

- чистота, освещенность, проветриваемость помещения.

2. Кадровое обеспечение

Педагог объединения, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:

  • умение вызывать интерес к себе и преподаваемому предмету;

  • умение создавать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

  • умение увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;

  • постоянное совершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.


Техническое оснощение:

- компьютерное оборудование,

- наличиеинтернет браузера,

- подключение к сети интернет.



3. Методическое обеспечение программы:

Методические разработки : презентация «Путешествие в лес», презентация «Путешествие к водоёму», презентация «Путешествие на луг», презентация «Путешествие на болото», экологическая игра «Знатоки леса».

Методические пособия: лэпбук «Лес – наш друг», лэпбук «Жизнь водоём», лэпбук «Луговая жизнь», образцы поделок, технологические карты.

Материалъное обеспечение:

    • Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои).

    • Картон (однослойный и многослойный).

    • Береста.

    • Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).

    • Фломастеры, маркеры, карандаши.

    • Клей. Пластилин.

Инструменты для работы

  • Ножницы.

  • Рулетка.

  • Сантиметр.

  • Линейкa.

  • Маркер.

  • Дырокол.






















Список литературы

  1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993 г.

  2. Большая энциклопедия поделок. - М.: «РОСМЭН», 2005г.

  3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978 г.

  4. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления школьников с растениями». М., 1981 г.

  5. Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок». СПб, 1998 г.

  6. Машинистов В. Г. Дидактический материал по трудовому обучению. -

М.: «Просвещение», 1991г.

  1. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». М, 1996 г.

  2. Момотова А. П. Школа и охрана природы. - Петрозаводск: 1972г.

  3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в детстве». М., 1995г.

  4. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов». – Ярославль: Академия развития, 2006.

  5. Новиков И. В., Базулина Л. В. 100 поделок из природных материалов. – Ярославль, 2002г.

  6. Проснякова Т.Н. Собачки. Энциклопедия технологий прикладного творчества. – Самара: «Учебная литература», 2005г.

  7. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 класса.- Самара: Учебная литература, 2004г.

  8. Пудова В, Лепснева Л. Игрушки из природных даров. - М.: «Махаон», 1999г

  9. Фитч Барбара. Дизайн и декор из соломки: плетение, вышивание,

аппликация. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004г.

  1. Эпштейн М.Н., «Природа, мир, тайник вселенной». – Москва: Высшая школа, 1990.



Литература для обучающихся:

  1. Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов. - М., 2001г.

  2. Журнал для умелых ребят «Коллекция идей», - Москва: ЗАО «Эдипресс-Конлига», №№ 1-12, 2006.

  3. Зотов В. В. «Лесная мозаика». М., 1993 г.

  4. Кристофер Харт «Как нарисовать зверят». – Минск: ООО «Попурри», 2001.

  5. Лучин М. В. Детям о природе. – М.: «Просвещение», 1989г.

  6. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях)/ Сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2004.

  7. Плешаков А.А. «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». – Москва: Просвещение, 2005.

  8. Ракитина Е.М., Михайленко В.А. «Цветущее чудо». – Тула: Родничок, Москва: АСТ «Астрель», 2006.

  9. Рая Риттерхофф «Посмотрите, что я умею!». - Челябинск: Аркаим, 2006.

  10. Рыжова Н. А. «Я и природа». М., 1996 г.

  11. Рыжова Н. А. «Волшебница-вода». М., 1997 г.

  12. Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка». М., 1998 г.

  13. Рыжова Н. А. «Невидимые ниточки природы». М., 1995 г.

  14. Рыжова Н. А. «Напиши письмо мартышке». М., 1996 г.

  15. Цамуталина Е.Е «100 поделок из ненужных вещей». – Ярославль: Академия К, 1999.

  16. Чибрикова О.П. «Прикольные подарки к любому празднику». – Москва: Эксмо, 2006.

  17. Шорыгина Т. А. «Какие месяцы в году?». М., 2000 г.

Интернет-ресурсы для педагога и родителей

http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Самый большой педагогический форум в русскоязычном интернете. Содержит свыше 26000 разработок уроков и внеклассных мероприятий для начальной школы.

http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Удобная навигация и технология поиска дают возможность без труда отыскать необходимый материал. База содержит множество визуальных элементов от рисунков и анимаций, до видео фрагментов для организации обучения по всем предметам с 1 по 11 класс.

http://www.uchportal.ru/load/46 - Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы.

http://nsc.1september.ru – Электронная версия газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября». Удобный рубрикатор позволяет с легкостью найти большинство ресурсов, опубликованных в газете.

http://www.n-shkola.ru/ - Официальный сайт журнала «Начальная школа».

http://www.sch2000.ru - Сайт центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» содержит методические рекомендации, курсы, учебные пособия для организации обучения по авторским учебникам Л.Г. Петерсон для начальной школы и дошкольных общеобразовательных учреждений.

http://www.ug.ru - Официальный ресурс «Учительской газеты».

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277 – Подборка федерального образовательного портала для организации занятий по природоведению.

http://www.uroki.net/ - Банк данных в помощь учителю: разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, школьные песни и караоке, календарно-тематическое планирование и множество других полезных материалов.

http://www.k-yroky.ru/load/67 - Еще один ресурс, содержащий множество методических разработок.

http://stranamasterov.ru – Всё для творчества учителей, детей и их родителей. Разнообразные техники, мастер-классы дадут возможность творить любому, даже самому неусидчивому ребенку.

http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com – Сеть творческих учителей. Сайт создан для педагогов, которые стремятся к улучшению качества учебно-воспитательного процесса с помощью применения на уроках информационно-коммуникационных технологий. На сайте можно найти разработки уроков с применением ИКТ в рамках требований ФГОС, примерные программы внеурочной и урочной деятельности младших школьников, ссылки на материалы о ФГОС в сети Интернет и другую полезную информацию.

http://www.tatarovo.ru/sound.html - Отличная подборка звуковых материалов (птицы, насекомые, люди, бытовые приборы и инструменты, природа и многое другое).

http://rusedu.ru/subcat_28.html - Разработки уроков и сценарии внеклассных занятий для начальной школы с применением ИКТ.

Интернет-ресурсы для обучающихся

http://www.kinder.ru/default.htm - Каталог детских ресурсов Киндер. Содержит множество полезных ресурсов для детей любого возраста.

http://www.solnet.ee/school/index.html - Виртуальная школа официального детского портала «Солнышко». Содержит очень много детских материалов по всем областям знаний, предназначенных для дошкольника и младшего школьника. В том числе можно найти множество сказок как современных авторов так и классиков.

http://www.kostyor.ru/archives.html - Сайт школьного журнала «Костёр». Официальный сайт – это усеченная версия журнала, в которой можно найти множество интересных материалов для детей.

http://www.oldskazki.chat.ru/titul.htm - Сайт «Старые добрые сказки»

http://clow.ru/ - Познавательный портал: сайт про все и обо всем!

Энциклопедические материалы для детей и педагога

http://animal.geoman.ru – Многообразный животный мир.

http://www.apus.ru/site.xp/ - Еще один полезный сайт-энциклопедия о животных.

http://bird.geoman.ru – Все о птицах.

http://invertebrates.geoman.ru – Насекомые планеты Земля.

http://www.laddition.com – Все тайны подводного мира.

http://fish.geoman.ru - Рыбы.

http://plant.geoman.ru – Все о растениях.

http://forest.geoman.ru – Лесная энциклопедия.




ПРИЛОЖЕНИЯ

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

  • Работай за своим рабочим местом.

  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

  • Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

  • Нельзя брать в рот мелкие детали.

  • При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.

  • При работе с ножницами, держи их параллельно столу.

  • Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

  • Когда режешь, держи ножницы концами от себя.

  • При работе не держи ножницы концами вверх.

  • При вырезании детали поворачивай бумагу.

  • Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

  • Не работай ножницами с ослабленным креплением.

  • Береги инструменты, экономь материалы.

  • Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях. Физкультминутки.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли, (шагают на месте.)

За природой наблюдали.

(Поворачивают голову в сторону.)

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели. (Руки вверх.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (Присесть.)

А потом все дружно встали,

Великанами все стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали. (Помахали руками.)

Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши.)

Ногами топаем. (Топнуть ногами.)

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали! (Сесть за столы.)

***

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдемся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от стола не отпускает.

(Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В сторону разок-другой

Покачаю головой.

(Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к печам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперед, другой вперед,

А потом наоборот.

(Руки к плечам, вращение вперед и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(Дети садятся за столы.)

***

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки).

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.)

Пальчиковые игры. Игры для рук.

Русская игра «Утречко».

(Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами.)

- Эй, братец Федя, разбуди соседей.

(Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. Левая ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты.)

- Вставай, Большок!

(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)

Вставай, Указка!

(Щелчок по указательному пальцу левой руки.)

Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу.)

Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу.)

И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу.)

Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони.)

Все потянулись и проснулись.

(Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)

При повторении игры руки меняются ролями.

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин. Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.

Много нас, а он один. Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки.

Эта долька – для ежа. Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу

Эта долька – для стрижа. дети разжимают по пальцу, начиная с

Эта долька – для утят. большого.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка… кожура. Дети прячут руки за спину.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда.

«Сделаем гимнастику для рук»

Много ли надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружок,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.

(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)

Гимнастика для глаз.

«Бабочки»

Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка подавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулась. (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, -

(Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки.)

Встрепенулся, подтянулся.

(Руки согнуты в стороны – выдох.)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

***

Ах, как долго вышивали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево, вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево.)

Вправо, влево, поворот,

А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать.)

Релаксация «Волшебный замок».

Педагог включает спокойную музыку со звуками природы или классическую. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вздоха и выдоха и найдите внутри себя самих точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представь себе, что ты оказался в чужом городе и идешь по какой-то маленькой улочке. Улица выводит тебя на площадь, где стоит замок. Замок переливается огнями. Ты подходишь к замку, и двери открываются. Ты проходишь внутрь. Там светло от множества люстр, играет волшебная музыка. Ты попадаешь в твою любимую сказку. Все персонажи улыбаются тебе, и ты улыбаешься им. Тебе хорошо на душе и спокойно. Ты видишь свою любимую сказку. К тебе подходит фея, берет тебя за руку и ведет к выходу. Ты улыбаешься, машешь рукой сказочным героям. Ты выходишь из дверей замка. Идешь по улице, находишь скамейку и садишься. Ты счастливо улыбаешься и открываешь глаз.


































Тест № 1 Вводное тестирование

Фамилия, имя ______________________________ Дата________


1.Выбери верное утверждение:

К природе относится …

А) всё, что нас окружает;

Б) всё, что нас окружает и не сделано руками человека;

Г) всё, что сделано руками человека.

2.Что относится к живой природе?

А) Карандаш, краски, лампа;

Б) Снег, дождь, иней.

В) Растения, человек, животные.

3. Что относится к неживой природе?

А) Птица, молоко, уж;

Б) Солнце, звёзды, луна.

В) Человек, медведь, кит.

4.Что необходимо растениям и животным для жизни?

А) Воздух, вода;

Б) Солнце, вода;

В) Солнце, воздух, вода.

5.Выбери предметы рукотворного мира?

А) Птица, насекомое, гриб, солнце, луна, камень.

Б) Сорока, лисица, ромашка, подберёзовик, волк.

В) Полотенце, кружка, платье, шахматы, пенал.

6.В чём отличие объектов живой природы от неживой?

А) Дышат, питаются;

Б)  Растут, размножаются, умирают.

В) Дышат, питаются,   растут, размножаются, умирают.

7. Какой объект природы лишний? Подчеркните его.

Петунья, сойка, кузнечик, клён, хризантемы, туман, обезьяна.

8.Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?

А) Луна;

Б) Солнце;

В) Звёзды.

9.Что вы прежде всего должны сделать, если почувствовали, что заболели?

А) вызвать врача;

Б) измерить температуру;

В) выпить лекарство.

10.Что такое погода?

А) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Б) Сочетание осадков, ветра.

В) Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков.

11.Выбери осадки.  Подчеркни одной чертой.

Дождь, гроза, туман, снег, буран, град, ветер, метель.

12.Как называется наука о погоде?

А) Астрономия;

Б) География;

В) Метеорология.

13.Какое сезонное природное явление относится к осени?

1.Цветение растений;

2.Листопад;

3. Появление плодов;

4.Снегопад.

14.Почему птицы осенью улетают на юг?

1.Затяжные дожди;

2.Исчезли насекомые;

3.Нет обилия плодов, семян;

4.Увядание трав;

5.Замерзание водоёмов.


Уровень

Баллы

Критерии оценки

Высокий

8-14

Количество правильных



ответов (8 и более). Ответ



полный, без помощи взрослого.

Средний

5-7

Количество правильных



ответов (от 5 до 7). Есть



ошибки, которые ребёнок сам



исправляет, посредством



наводящих вопросов.




Низкий

1-4

Количество правильных



ответов (менее 5-ти). Ребёнок



затрудняется в ответе, даже



при помощи взрослого.











Тест № 2 Промежуточное тестирование

Фамилия, имя ______________________________ Дата________


1.Что воздух не загрязняет?

1.Костёр;

2.Растения;

3. Отходы промышленного производства.

2. В каких водоёмах находится пресная вода?

1.Море;

2.Река;

3.Океан;

4.Озеро.

3.Как сберечь воду?

1. Не чистить зубы;

2.Не мыть посуду;

3.Закрывать кран.

4. Не купаться.

4.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:

Деревья                                       черешня

                                                      крыжовник

                                                      ромашка

Кустарники                                  рябина

                                                      сирень

                                                      земляника

Травы                                            астра

                                                       Тополь

5. Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

1.Птицы;

2.Звери;

3.Рыбы.

6.Сколько ног у бабочки?

1.5.

2.6.

7.7.


7.Какое животное относится к рыбам?

1.лягушка;

2.черепаха;

3. лосось;

4.дельфин.

8.Как называется книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и  животных?

1)  Энциклопедия;

2) Красная книга;

3) Учебник «Окружающий мир».

9.Какие предметы должны быть у человека личными?

1) Мочалка;                 4) Зубная щётка;

2) Мыло;                       5) Полотенце;

3) Шампунь.                 6) Расчёска.







Уровень

Баллы

Критерии оценки

Высокий

6 -9

Количество правильных



ответов (6 и более). Ответ



полный, без помощи взрослого.

Средний

5-6

Количество правильных



ответов (от 5 до 6). Есть



ошибки, которые ребёнок сам



исправляет, посредством



наводящих вопросов.




Низкий

1-4

Количество правильных



ответов (менее 4-ти). Ребёнок



затрудняется в ответе, даже



при помощи взрослого.




















Тест № 3 Итоговое тестирование

Фамилия, имя ______________________________ Дата________

  1. Экология это:

а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;

б) Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;

в) Наука о влиянии окружающей среды на человека;

г) Наука о рациональном использовании природных ресурсов;

д) Наука, изучающая живые организмы в природе.

  1. Каково значение озонового слоя Земли?
    а) защищает планету от падения метеоритов
    б) защищает живые организмы от губительного излучения
    в) предохраняет планету от потери тепла

  2. Подчеркни то, что загрязняет воздух:

сажа, пыль, кислород, дым, выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов, водяные пары.

  1. Подчеркни то, что загрязняет оду.

Бытовой мусор, нефть, животные в водоёмах, отходы заводов и фабрик, водные растения.

5. Что такое почва?

а) земля, на которой стоят дома;

б) то, что у нас под ногами;

в) среда обитания растений и животных.

6. Как служат почве дождевые черви?

а) уничтожают вредителей;

б) перерабатывают опавшие листья;

в) роют подземные ходы.

7. Нельзя допускать разрушения и уничтожения плодородного слоя, потому что:

а)в почве обитает много растений и животных;

б)почва даёт пищу растениям и животным;

в)почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных;

г)почва очищает воду и воздух.

8. Поджигая сухую траву на лугах мы...

а) даем расти молодым побегам;

б) повышаем плодородие почвы за счет золы;

в) наносим непоправимый вред всему сообществу.

9. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

  1. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «-«.

  • Растения способствуют разрушению почвы.

  • Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.

  • Зимой на полях нельзя проводить снегозадержание.

  • Пахотные поля, имеющие даже небольшой наклон, необходимо распахивать поперёк склона.

  • Нельзя вносить в почву в больших количествах химические удобрения.

  • Осенью следует сжигать опавшие листья.

  • Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы.

  • Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.

  • Добывающие предприятия обязаны, закончив работу, восстановить земли, пригодные для сельскохозяйственных работ.

  • Торфяные и болотные почвы следует уничтожать и осушать.

  1. Определи, что правильно, а что неправильно.

  • Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.

  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!

  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!

  • Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через повреждённую кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.

  • Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву!


  1. Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных: зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы.


  1. Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

(9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.)



14. Реши экологические задачи:

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

(Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак  -ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути. )


  1. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

(Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно)




Уровень

Баллы

Критерии оценки

Высокий

14-12

Количество правильных



ответов (12 и более). Ответ



полный, без помощи взрослого.

Средний


7-11

Количество правильных



ответов (от 7до 11). Есть



ошибки, которые ребёнок сам



исправляет, посредством



наводящих вопросов.




Низкий

4-3

Количество правильных



ответов (менее 4-ти). Ребёнок



затрудняется в ответе, даже



при помощи взрослого.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!