Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: на заседании МАП протокол №_____ от «___»__________2022 г. | Согласовано: Зам. директора по УВР _________ /Е.С. Лихачева/ «___»_________________2022 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05/401 от 23 июня 2022 г. ______________ Д.Е. Пермикина |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
(туристко-краеведческое направленности)
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
Возраст обучающихся 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Пермикин Сергей Ленидович
педагог дополнительного образования
202
Содержание программы:
№ п.п. | Наименование | Стр. |
1 | Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы | |
| 1.1. | Пояснительная записка | 3 |
| 1.2. | Цель и задачи общеразвивающей программы | 3 |
| 1.3. | Содержание общеразвивающей программы | 4 |
| 1.4. | Планируемые результаты | 5 |
2 | Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации | |
| 2.1. | Условия реализации программы | 5 |
| 2.2. | Формы контроля и оценочные материалы | 7 |
3 | Список литературы | 7 |
4 | приложение 1. Календарно-тематическое планирование | 7 |
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога дополнительного образования.
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Актуальность программы. Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
Отличительная особенность. Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Школа безопасности» организуются для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Количество детей в одной группе до 15 человек.
Режим занятий. 2 раз в неделю. Количество занятий в день - 1, продолжительность одного занятия 40 мин.
Объем программы. Всего 68 ч. из них: 33 ч. теория, 35 ч. – практика.
Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель – 34.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
Виды занятий - практическое занятие
Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение контрольной дистанции
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель:
- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;
- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Учебный (тематический) план
№ п.п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | теория | практика | |
1 | Автономное существование | 21 | 11 | 10 | Участие в соревнованиях |
2 | Пожарная безопасность | 5 | 4 | 1 | Участие в соревнованиях |
3 | Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона | 4 | 4 | 0 | Участие в соревнованиях |
4 | Психология поведения людей в экстремальных ситуациях | 5 | 4 | 1 | Участие в соревнованиях |
5 | Топография | 28 | 10 | 18 | Участие в соревнованиях |
6 | Общая физическая подготовка | 5 | 0 | 5 | Участие в соревнованиях |
| Всего | 68 | 33 | 35 | Участие в соревнованиях |
Содержание общеразвивающей программы.
Структурно программа состоит из шести разделов.
Тема 1: Автономное существование
Теория. Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования.
Теория. Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Определение времени дня.
Теория и практика. Подача сигналов бедствия.
Практика. Оборудование жилища.
Теория и практика. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение.
Теория. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.
Тема 2: Пожарная безопасность
Теория. Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Практика. Действия при возникновении пожара дома.
Теория. Подручные средства пожаротушения. Практика.Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).
Теория. Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.
Тема 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях
Теория. Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.
Тема 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Теория и практика. Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Теория. Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.
Теория. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Практика. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
Тема 5: Топография
Теория. Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки.
Практика. Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на местности.
Практика. Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.
Практика. Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту.
Практика. Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута
Тема 6: Общая физическая подготовка
Практика. Бег по пересеченной местности.
Практика. Преодоление препятствий.
Практика. Силовые упражнения.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности:
правила выживания в условиях автономии;
правила выживания при ЧС;
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий:
действовать при возникновении ЧС;
действовать в условиях автономии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
для избегания попадания в стрессовые ситуации;
правильных действий при попадании в ЧС.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебной аудитории, спортивная площадка школы
- информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования
№/п | Ф.И.О. учителя | Преподаваемые дисциплины | Уровень образования | Квалификация/дата прохождения аттестации | Курсы повышения квалификации |
1 | Пермикин Сергей Леонидович | ОБЖ, технология | ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры. г. Челябинск, 2011 г. Специальность: физическая культура и спорт, квалификация: специалист по физической культуре и спорту. | Высшая квалификационная категория. 28.03.2022 г. | 24.03.2021, АНО ДПО «Уральский региональный учебный центр «Новатор». Проверка знаний требований охраны труда по программе «Обучение по охране труда групп смешанного состава» в объеме 40 часов. 21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебно-производственный центр «Технология» по программе: «Актуальные вопросы деятельности педагога в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО», 16 часов 01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе: Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ (инклюзивное образование), 72 часа 10.02.2022 - 01.03.2022 «Конструирование образовательного процесса в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», Нижнетагильский филиал ИРО (40 час.) |
.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: - соревнования, выступления, прохождение контрольной дистанции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В.И. Казаков. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях: Пособие для учителя. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 120с.
Н.А. Крючек, В.Н. Латчук, С.К. Миронов. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. Ред. Г.Н. Кирилова. – М.: Издательство нц энас, 2006. – 264 С.: ил.
С.В. Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 768 с.: ил.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц \число | Название темы | Кол-во часов | Место проведения | Время проведения | Форма контроля |
сентябрь | Автономное существование (21ч) |
Вводное занятие. Инструктаж. Понятие об автономном существовании человека | 1 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
План действия | 1 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Сигналы бедствия | 4 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Жилище | 2 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
октябрь | Добывание огня | 3 | Учебная комната, территория ОО | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | Участие в соревнованиях |
Добывание пищи и воды | 5 | Учебная комната, территория ОО | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | Участие в соревнованиях |
ноябрь | Лечение заболеваний. Лекарственные растения | 5 | Учебная комната, территория ОО | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Пожарная безопасность (5ч) |
Пожар | 1 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Средства пожаротушения | 3 | территория ОО | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
декабрь | Природные пожары | 1 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона(4ч) |
Действия при ЧС природного характера | 4 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Психология поведения людей в экстремальных ситуациях(5ч) |
Психика человека в экстремальных ситуациях | 2 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
январь | Саморегуляция | 3 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Топография(28ч) |
Понятие о топографии. Значение топографии в нар. хозяйстве и военном деле | 1 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Топографические условные знаки | 3 | Учебная комната | пятница (15:15- 16:45) | |
февраль | Рельеф местности и его изображение на картах | 3 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Приборы для ориентирования на местности | 3 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Топографические карты | 3 | Учебная комната | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
март | Определение расстояний на местности и на карте | 3 | территория ОО | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту | 4 | территория ОО | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
апрель | Ориентирование на местности | 4 | территория ОО | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | Участие в соревнованиях |
Изготовление картосхем маршрута | 4 | Учебная комната территория ОО | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | Участие в соревнованиях |
май | Общая физическая подготовка(5ч) |
Бег по пересеченной местности | 2 | территория ОО | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Преодоление препятствий | 2 | территория ОО | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Силовые упражнения | 1 | Спортивный городок | пятница (15:15-15:55 16:05 -16:50) | |
Всего часов: 68 |
10