СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (туристко-краеведческое направленности) «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка   разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога дополнительного образования.

Направленность программы - туристско-краеведческая.

Актуальность программы. Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (туристко-краеведческое направленности) «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

Тыгишская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрено:

на заседании МАП

протокол №_____

от «___»__________2022 г.


Согласовано:

Зам. директора по УВР

_________ /Е.С. Лихачева/

«___»_________________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МАОУ-Тыгишской СОШ

№ 01-05/401 от 23 июня 2022 г.

______________ Д.Е. Пермикина








Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

(туристко-краеведческое направленности)

«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»


Возраст обучающихся 12-17 лет

Срок реализации: 1 год







Автор-составитель:

Пермикин Сергей Ленидович

педагог дополнительного образования














202


Содержание программы:


№ п.п.

Наименование

Стр.

1

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы



1.1.

Пояснительная записка

3


1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

3


1.3.

Содержание общеразвивающей программы

4


1.4.

Планируемые результаты

5

2

Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации



2.1.

Условия реализации программы

5


2.2.

Формы контроля и оценочные материалы

7

3

Список литературы

7

4

приложение 1. Календарно-тематическое планирование

7






































1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога дополнительного образования.

Направленность программы - туристско-краеведческая.

Актуальность программы. Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.

Отличительная особенность. Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Школа безопасности» организуются для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Количество детей в одной группе до 15 человек.

Режим занятий. 2 раз в неделю. Количество занятий в день - 1, продолжительность одного занятия 40 мин.

Объем программы. Всего 68 ч. из них: 33 ч. теория, 35 ч. – практика.

Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель – 34.

Формы обучения: индивидуальная и групповая.

Виды занятий - практическое занятие

Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение контрольной дистанции


1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель:

- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;

- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.

Задачи:

Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.

Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;

Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.


1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.


Учебный (тематический) план

п.п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика


1

Автономное существование

21

11

10

Участие в соревнованиях

2

Пожарная безопасность

5

4

1

Участие в соревнованиях

3

Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона

4

4

0

Участие в соревнованиях

4

Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

5

4

1

Участие в соревнованиях

5

Топография

28

10

18

Участие в соревнованиях

6

Общая физическая подготовка

5

0

5

Участие в соревнованиях


Всего

68

33

35

Участие в соревнованиях


Содержание общеразвивающей программы.

Структурно программа состоит из шести разделов.

Тема 1: Автономное существование

Теория. Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспече­ние выживания в условиях автономного существования.

Теория. Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана дей­ствия. Определение времени дня.

Теория и практика. Подача сигналов бедствия.

Практика. Оборудование жилища.

Теория и практика. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного сущест­вования в различных регионах. Водообеспечение.

Теория. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.

Тема 2: Пожарная безопасность

Теория. Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Практика. Дей­ствия при возникновении пожара дома.

Теория. Подручные средства пожаротушения. Практика.Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).

Теория. Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.

Тема 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях

Теория. Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвы­чайные ситуации природного характера.

Тема 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

Теория и практика. Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влия­ние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости чело­века к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Теория. Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содер­жание. Место идеомоторной тренировки при обучении прави­лам поведения в жизнеопасных ситуациях.

Теория. Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содер­жание. Методика обучения приемам саморегуляции. Практика. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

Тема 5: Топография

Теория. Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки.

Практика. Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на местности.

Практика. Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.

Практика. Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту.

Практика. Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута

Тема 6: Общая физическая подготовка

Практика. Бег по пересеченной местности.

Практика. Преодоление препятствий.

Практика. Силовые упражнения.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности:

  • правила выживания в условиях автономии;

  • правила выживания при ЧС;

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий:

  • действовать при возникновении ЧС;

  • действовать в условиях автономии;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

  • для избегания попадания в стрессовые ситуации;

  • правильных действий при попадании в ЧС.



2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.

2.1. Условия реализации программы:

- материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебной аудитории, спортивная площадка школы

- информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет

-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования

/п

Ф.И.О. учителя

Преподаваемые дисциплины

Уровень образования

Квалификация/дата прохождения аттестации

Курсы повышения квалификации

1

Пермикин Сергей Леонидович



ОБЖ, технология

ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры.

г. Челябинск, 2011 г.

Специальность: физическая культура и спорт, квалификация: специалист по физической культуре и спорту.


Высшая квалификационная категория.

28.03.2022 г.

24.03.2021, АНО ДПО «Уральский региональный учебный центр «Новатор». Проверка знаний требований охраны труда по программе «Обучение по охране труда групп смешанного состава» в объеме 40 часов.

21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебно-производственный центр «Технология» по программе: «Актуальные вопросы деятельности педагога в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО», 16 часов

01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе: Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ (инклюзивное образование), 72 часа

10.02.2022 - 01.03.2022

«Конструирование образовательного процесса в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», Нижнетагильский филиал ИРО (40 час.)

.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: - соревнования, выступления, прохождение контрольной дистанции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.И. Казаков. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях: Пособие для учителя. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 120с.

  2. Н.А. Крючек, В.Н. Латчук, С.К. Миронов. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. Ред. Г.Н. Кирилова. – М.: Издательство нц энас, 2006. – 264 С.: ил.

  3. С.В. Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 768 с.: ил.








Приложение 1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Месяц \число


Название темы

Кол-во часов

Место проведения

Время проведения

Форма контроля


сентябрь

Автономное существование (21ч)

Вводное занятие. Инструктаж. Понятие об автономном существовании человека

1

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


План действия

1

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Сигналы бедствия

4

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Жилище

2

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)



октябрь

Добывание огня

3

Учебная комната, территория ОО

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)

Участие в соревнованиях

Добывание пищи и воды

5

Учебная комната, территория ОО

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)

Участие в соревнованиях


ноябрь

Лечение заболеваний. Лекарственные растения

5

Учебная комната, территория ОО

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Пожарная безопасность (5ч)

Пожар

1

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Средства пожаротушения

3

территория ОО

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)




декабрь

Природные пожары

1

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона(4ч)

Действия при ЧС природного характера

4

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Психология поведения людей в экстремальных ситуациях(5ч)

Психика человека в экстремальных ситуациях

2

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)



январь

Саморегуляция

3

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Топография(28ч)

Понятие о топографии. Значение топографии в нар. хозяйстве и военном деле

1

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Топографические условные знаки

3

Учебная комната

пятница (15:15-

16:45)



февраль

Рельеф местности и его изображение на картах

3

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Приборы для ориентирования на местности

3

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Топографические карты

3

Учебная комната

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)



март

Определение расстояний на местности и на карте

3

территория ОО

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту

4

территория ОО

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


апрель

Ориентирование на местности

4

территория ОО

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)

Участие в соревнованиях

Изготовление картосхем маршрута

4

Учебная комната

территория ОО

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)

Участие в соревнованиях


май

Общая физическая подготовка(5ч)

Бег по пересеченной местности

2

территория ОО

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Преодоление препятствий

2

территория ОО

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Силовые упражнения

1

Спортивный городок

пятница (15:15-15:55

16:05 -16:50)


Всего часов: 68



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!