СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Индивидуальный образовательный маршрут обучения Медведевой Евы "Книжная иллюстрация""

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Индивидуальный образовательный маршрут Евы Медведевой «Книжная иллюстрация»  имеет художественную направленность.  Срок реализации – 1 год. Общий объем программы 72 часа. Режим занятий –2 раза  в неделю по 1 ч  (72 ч в год). Возраст – 14-15 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Индивидуальный образовательный маршрут обучения Медведевой Евы "Книжная иллюстрация""»










СОДЕРЖАНИЕ


I. Пояснительная записка 3

II. Цель и задачи дополнительной образовательной программы 6

III. Содержание программы 7

- Учебно-тематический план

- Календарно-тематический план

IV. Планируемые образовательные результаты 13

V. Условия реализации программы: (учебно-методическое,

материально-техническое и кадровое обеспечение) 13

VI. Формы аттестации 15

VII. Список литературы 15

VIII. Приложения:

- Оценочные материалы 17
































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Общие положения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Индивидуальный образовательный маршрут обучения Медведевой Евы «Книжная иллюстрация»» разработана в соответствии с

- ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей" (Приказ от 03.09.2019 года № 467);

- Концепцией развития дополнительного образования детей;

- Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; 

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС ООО);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказом № 533 от 30.09.2020 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»

- Письмом Минобрнауки России 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к образовательным программам дополнительного образования детей»;

- Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Постановлением Главного государственного  санитарного врача Российской Федерации от  28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных  правил    СП    2.4.3648-20    «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям  воспитания и обучения, отдыха и оздоровления  детей и молодежи»;

- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);

- Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672  «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ N 09-3242 от 18 ноября 2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога МАУДО «Дворец детского и юношеского творчества г.Владимира».


1.2. Концептуальная идея, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы


Концептуальная идея

На протяжении всей истории человечества искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство как вид учебной творческой работы вооружает обучающихся художественными знаниями, развивает разнообразие творческих умений и навыков, определяет органическое единство эстетического и других видов воспитания детей и подростков, в частности, патриотического – воспитание уважительного отношения к истории и культуре своей страны и культурам мира.

В современном мире остается открытым вопрос занятости детей в свободное от уроков время, правильного выбора в организации своего досуга. В числе основных задач развития творчества - помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно, создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

Среди учащихся, занимающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Палитра», по результатам мониторинга образовательной деятельности можно выделить Медведеву Еву (2007 г.р.), показавшую высокий результат освоения программы, высокую степень креативности, оригинальность мышления. Дополнительно проведенные тесты «Геометрические фигуры в живописи», «Настроение в картине», «Лица» позволили сделать вывод о высоком уровне развития творческих способностей. Анализ участия в творческих конкурсах городского и областного уровней тоже показал высокие результаты:

  • 1 место в городской выставке - конкурсе изобразительного и декоративно - прикладного творчества «Зимушка-Зима», 2019год,

  • Диплом победителя конкурса рисунка «Интересная профессия», 2019 год,

  • Диплом 3 место в городском фестиваль-конкурс детского творчества «Зимушка-Зима», 2021 год.

Ева обладает хорошей памятью. Усердна, трудолюбива. Имеет разносторонние интересы. На основании этих данных было принято решение разработать индивидуальный маршрут для Медведевой Евы. В процессе работы по программе основного курса «Палитра» она проявила особый интерес к теме «Книжная иллюстрация».

Новизна программы. Индивидуальный образовательный маршрут «Книжная иллюстрация» носит познавательно-развивающий характер. Обучение в рамках программы ориентировано на раскрытие внутреннего потенциала ребенка, обретение уверенности в своих силах, пробуждение творческого начала в практической деятельности и в общении. Организация учебно-воспитательного процесса рассчитана на сотворчество «педагога и учащегося». Педагог направляет и стимулирует самостоятельный поиск идей, сюжетов, художественных решений. Работа проводится на занятиях объединения в индивидуальной форме и дома (выполнение домашнего задания). Работа по индивидуальному образовательному маршруту предполагает поиск и обработку информации, представление результатов в форме творческого проекта.

Актуальность. Индивидуальный образовательный маршрут по теме «Книжная иллюстрация» дает возможность познакомиться с книжной иллюстрацией, с историей её происхождения и этапами развития.

В процессе обучения учащаяся открывает для себя волшебный мир изобразительного и декоративно-прикладного искусства, может почувствовать себя профессиональным иллюстратором. Индивидуальный образовательный маршрут обеспечивает передачу эстетических знаний, развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к иллюстрированному материалу, пробуждение эстетической восприимчивости и закрепление ее в творческом опыте учащейся.

Педагогическая целесообразность. Ремесло иллюстрации, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам графического искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие специального изучения.

Графическое искусство требует необходимости в творческо-деятельностном постижении, когда осуществляется единство восприятия и созидания. Оно способствует духовно-нравственному формированию личности, преодолению барьера нерешительности и робости перед новыми видами деятельности, формирует «ситуацию успеха», нравственные и морально-этические позиции и дает возможность учащейся попробовать себя, найти именно свою сферу применения сил, проявления своей индивидуальности среди сверстников.


Особенности организации образовательного процесса

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Индивидуальный образовательный маршрут Евы Медведевой «Книжная иллюстрация»» имеет художественную направленность. Уровень обучения – углубленный. Срок реализации – 1 год. Общий объем программы 72 часа. Режим занятий –2 раза в неделю по 1 ч (72 ч в год).

Возраст учащегося – 14-15 лет.

Форма обучения – очная. Форма организации образовательного процесса - индивидуальная. Занятия могут проходить в творческой форме: посещение выставок, мастер – классов, беседы об искусстве, знакомство с творчеством художников – иллюстраторов.

Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения.

По окончанию обучения по программе, при успешном прохождении итоговой аттестации, будет выдано свидетельство об обучении.


II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Цель: развитие личностного и творческого потенциала учащейся в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута «Книжная иллюстрация».

Задачи:

Предметные:

1.Развивавать способности учащейся в области художественного творчества.

2. Обучать различным техникам художественного исполнения.

3. Сформировать практические навыки выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципов декоративного обобщения в процессе создания композиций.


Метапредметные:

1.Стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации.

2.Формировать умение воплощать собственный замысел.

3.Формировать умение работать с дополнительными источниками информации.

4.Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции, формулировать собственное мнение и позицию.

5.Развивать умение понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, а также самостоятельно находить решение поставленных задач.

6. Формировать умение представлять результаты своего труда.


Личностные:

1.Способствовать повышению самооценки и уверенности в своих силах.

2. Способствовать самореализации учащейся в социуме.

3. Расширять кругозор, прививать интерес к искусству.

4. Воспитывать любовь к родному краю через знакомство с творчеством отечественных иллюстраторов.

5. Воспитывать художественный вкус.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно- тематический план



Темы

Количествочасов

Форма

контроля

Теория

Практика

Всего


1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой индивидуального образовательного маршрута

1

1

2

Беседа

Наблюдение

2.

История возникновения

иллюстрации

2

-

2

Опрос

3

Ознакомление с известными иллюстраторами

2

-

2

Опрос

4.

Виды и стили иллюстрации. Зарисовки

2

2

4

Наблюдение

5.

Материалы и оборудование, используемые для создания иллюстрации

2

2

4

Наблюдение

6.

Выбор произведения.


2

-

2

Обсуждение

7.

Проработка персонажей.

(Домашнее задание:

Изучить исторический контекст. Исторический костюм)

2

6

8

Наблюдение

8.

Составление сюжетов.

Разбор произведений, деталей

текста. (Домашнее задание: Исторический контекст. Предметы мебели, домашнего обихода)

2

6

8

Наблюдение

9.

Эскизы работ

-

12

12

Наблюдение

10.

Работа в цвете

-

12

12

Наблюдение

11.

Оформление работы

-

4

4

Наблюдение

12.

Оформление выставок в клубе

-

4

4

Выставка

13.

Воспитательная работа: участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах, городских выставках, мастер –классах

1

5

6

Конкурс, выставка

14.

Итоговое занятие. Тестирование

1

1

2

Итоговая аттестация


Итого

17

55

72




Содержание программы

1.Вводное занятие.

Теория. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Презентация программы индивидуального образовательного маршрута. Обсуждение поставленных задач.

2.История возникновения иллюстрации.

Теория. История книжного искусства. Основы оформления книги. Газетная, Журнальная иллюстрация, Авторская книга, комикс.

3. Ознакомление с известными иллюстраторами.

Теория. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детской книги: И.Билибина,  Ю. Васнецова и других. Изучение материальной культуры: архитектуры, мебели, костюма. Просмотр книг, видео презентаций.

Практика. Зарисовка деталей архитектуры, костюмов, предметов быта.

4. Виды и стили иллюстрации.

Теория. Виды иллюстраций по расположению: полосная иллюстрация (на всю страницу), полуполосная, разворотная (на разворот - 2 соседние страницы), оборонная (в окружении текста), рисунки на полях, обложка, фронтиспис (изображение перед первой страницей или над текстом), заставка (изображение перед началом главы, часто орнаментальное), виньетка (небольшой декоративный элемент в начале или в конце текста), буквица (первая буква текста). По смыслу иллюстрации: художественный рисунок, декоративный и документальный.

По внешнему виду иллюстрации бывают: цветными и чёрно-белыми.

3 основные функции: пояснительная; эстетическая; эмоционально-психологическая. Стили иллюстрации.

Практика. Зарисовка в различных стилях.

5. Материалы и оборудования, используемые для создания иллюстрации.

Теория. Материалы и оборудование: карандаши, цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, гелевые ручки, рапидограф, капиллярные ручки разного диаметра, сангина, уголь, соус, восковые мелки, маркеры, кисти, палитра, перо, бумага А3 для акварели, папка для черчения.

Практика. Подбор материалов для иллюстрирования произведения. Работа с материалами и оборудованием.

6. Выбор произведения.

Теория. Выбор произведения. Обсуждение. Выбор фрагментов текста для иллюстрации.

7. Проработка персонажей.

Теория. Знакомство с творчеством автора выбранного произведения. Историей создания. Работа с персонажами. Характер персонажа. Образ.

Практика. Зарисовка эскизов персонажей. Отражение характеров в мимике и позах.

Самостоятельная домашняя работа: собрать информацию по историческому костюму выбранных персонажей.

8. Составление сюжетов.

Теория. Разбор произведений, деталей текста.

Практика. Зарисовка персонажей, наброски карандашом.

Домашнее задание. Исторический контекст. Предметы мебели, домашнего обихода.

9. Эскизы работ.

Практика. Выполнение зарисовок по сюжету: персонажи, наброски цветов, деревьев, животных. Создание несколько маленьких эскизов, величиной с открытку, в вертикальном или горизонтальном формате.

10. Работа в цвете.

Практика. Работа в цвете над набросками и эскизами. Работа акварелью, цветными акварельными карандашами, цветными акварельными чернильными карандашами, изучения работы тушью, каллиграфическими перьями и кистями.

11. Оформление работы.

Практика. Оформление работы в паспарту и рамку.

12. Оформление выставки в клубе.

Практика. Оформление тематической персональной выставки учащейся.

13. Воспитательная работа.

Теория. Информация о мероприятии.

Практика. Участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах, городских выставках, мастер –классах.

14. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов реализации индивидуального образовательного маршрута.

Практика. Итоговая аттестация.


Календарно-тематический план первого года обучения


Тема

Всего

часов

Форма

Средства обучения

Месяц

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой индивидуального образовательного маршрута

2

Теория

Практика

Презентация

Инструктаж

сентябрь

2.

История возникновения иллюстрации

2

Теория

Иллюстративный материал

сентябрь

3

Ознакомление с известными иллюстраторами

2

Теория

Практика


Иллюстративный материал

Бумага, карандаш, акварель

сентябрь

4.

Виды иллюстрации. Зарисовки

2

Теория

Практика

Демонстрационный иллюстративный материал

Бумага, карандаши краски, кисти,

цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, лайнер

сентябрь

5.

Стили иллюстрации Зарисовки

2

Теория

Практика

Бумага, карандаши краски, кисти,

Иллюстративный материал цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, лайнер

октябрь

6.

Материалы и оборудование, используемые для создания иллюстрации

2

Теория

Практика

Бумага, карандаши краски, кисти, цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, лайнер

октябрь


7

Выбор произведения. Обсуждение фрагментов текста для иллюстрации


2

Теория


Литературные источники


октябрь

8

Составление сюжетов.

Разбор деталей текста.

2

Теория

Практика

Бумага, цв. карандаши краски, кисти


октябрь

9.

Знакомство с творчеством писателя А. Милна. Историей создания произведения.

Проработка персонажей повести А. Милна «Винни-пух и все-все-все».

(ДЗ исторический контекст. Исторический костюм)

2

Теория

Практика

Книга А.Милна

Бумага, цв. Карандаши краски, кисти, перья каллиграфические , тушь

ноябрь

10.

Проработка персонажей повести А. Милна «Винни-пух и все-все-все»: Винни- пух, Кристофер Робин.

(ДЗ исторический контекст. Исторический костюм)

2

Теория

Практика

Книга А.Милна

Бумага, цв. Карандаши краски, кисти, перья каллиграфические , тушь

ноябрь

11.

Проработка персонажей повести А. Милна «Винни-пух и все-все-все»: Пятачок, Кролик


2

Теория

Практика

Книга А.Милна

Бумага, цв. Карандаши краски, кисти, перья каллиграфические , тушь

ноябрь

12.

Проработка персонажей повести А. Милна «Винни-пух и все-все-все»: Сова, Кенгуру и др.

2

Теория

Практика

Книга А.Милна

Бумага, цв. Карандаши краски, кисти, перья каллиграфические , тушь

ноябрь

13.

Составление сюжетов.

Разбор деталей текста.

(ДЗ: исторический контекст, предметы мебели. домашнего обихода)

2

Теория

Практика

Бумага, цв. карандаши краски, кисти


декабрь


14.

Составление сюжетов.

Разбор деталей текста.


2

Теория

Практика

Бумага, цв. карандаши краски, кисти


декабрь


15.

Воспитательная работа: открытие городской выставки творческих работ

2

Практика

Иллюстрации

декабрь

16.

Разбор деталей текста. Работа с сюжетом

2

Теория

Практика

Бумага, цв. карандаши краски, кисти

декабрь


17.

Воспитательная работа: фестиваль «Зимушка- зима», посещение выставки

2

Практика

Иллюстрации

январь

18.

Выполнение эскизов к выбранным сюжетам

2

Практика

Бумага, карандаши


январь

19.

Выполнение эскизов к выбранным сюжетам

2

Практика

Бумага, карандаши


январь

20.

Выполнение эскизов к выбранным сюжетам

2

Практика

Бумага, карандаши


февраль

21.

Выполнение эскизов к выбранным сюжетам

2

Практика

Бумага, карандаши


февраль

22.

Выполнение эскизов к выбранным сюжетам

2

Практика

Бумага, карандаши


февраль

23.

Выполнение эскизов к выбранным сюжетам

2

Практика

Бумага, карандаши


февраль

24.

Материалы и оборудование, используемые для создания иллюстрации

2

Теория

Практика

Бумага, карандаши краски, кисти, цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, лайнер

март

25.

Работа в цвете

2

Практика

Бумага, карандаши краски, кисти, цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, лайнер

март

26.

Работа в цвете

2

Практика

Бумага, карандаши краски, кисти, цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, лайнер

март

27.

Воспитательная работа:

участие в мастер- классе

2

Практика

Бумага, цв. карандаши, маркеры

март

28.

Работа в цвете

2

Практика

Бумага, карандаши краски, кисти, цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, лайнер

апрель

29.

Работа в цвете

2

Практика

Бумага, карандаши краски, кисти, цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, лайнер

апрель

30.

Работа в цвете

2

Практика

Бумага, карандаши краски, кисти, цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, лайнер

апрель

31.

Работа в цвете

2

Практика

Бумага, карандаши краски, кисти, цветные акварельные карандаши, цветные чернильные карандаши, лайнер

апрель

32.

Оформление работ в паспарту/рамки

2

Практика

Готовые рисунки

Паспарту/рамки

апрель

33.

Оформление работ в паспарту/рамки

2

Практика

Готовые рисунки

Паспарту/ Рамки

май

34.

Оформление персональной выставки в клубе

4

Практика

Готовые рисунки

Паспарту

май

35

Итоговое занятие. Тестирование

2

Тестирование

Тестовые материалы

май



72






IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные:

1.Развитие способностей учащегося в области художественного творчества: творческое воображение, мышление, эстетическое и пространственное восприятие и др.

2. Владение техникам художественного исполнения, комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве.

2. Владение практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципов декоративного обобщения в процессе создания композиций.


Метапредметные:

1. Мотивация к саморазвитию и самореализации.

2. Владение умением воплощать собственный замысел.

3.Формирование умения работать с дополнительными источниками информации.

4.Развитие умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции,формулировать собственное мнение и позицию.

5.Развитие умения понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, а также самостоятельно находить решение поставленных задач.

6. Формирование умения представлять результаты своего труда.


Личностные:

1. Расширение кругозора, привитие интереса к искусству.

2. Воспитание любви к родному краю через знакомство с творчеством отечественных иллюстраторов.

3. Воспитание художественного вкуса.



V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Методическое обеспечение программы

Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории книжной иллюстрации, техники, технологии и основных композиционных приемов.

В основу положен тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с графическими декоративно-прикладным искусством как важным средством формирования художественно-творческой активности у детей.



На занятиях используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, творческие, игровые. Основное время на занятиях отводится практической работе, домашнее задание задается с целью более глубокого погружения в предмет. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует использование проблемного метода.


Материально-техническое обеспечение

Помещение: детский клуб «Восход», ул. Комиссарова, 10/13.

- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, изобразительный материал.

Материалы и инструменты: гуашь, акварель, восковые мелки, масляная пастель, меловая пастель, акриловые краски, графитные карандаши(5В-5Н), кисти, бумага, бумага для акварели, цветная бумага, картон, клей, черные и цветные гелевые ручки, фломастеры, маркеры, пластилин, стеки, доска для лепки, цветные акварельные карандаши, цветные карандаши, тушь, уголь, сангина.

Дидактическое обеспечение курса

Образцы готовых изделий, журналы, книги, альбомы с образцами, подборки рисунков и фотографий различных изделий, презентации.


Кадровое обеспечение программы

Никольская Екатерина Владимировна - педагог дополнительного образования высш. кв. категории, стаж работы – 9 лет.



VI. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущая(в процессе занятия);

  • промежуточная(оформление выставки в клубе в конце 1 полугодия)

  • итоговая(определяетсяуровеньзнаний,умений,навыковпоосвоениюпрограммыпоокончаниивсегокурсаобучения).

Итоговая аттестация может проходить в форме творческого представления своей работы, выставки, участия в творческих конкурсах, защите творческих проектов, также контроль за усвоением знаний осуществляется через проведения тестирования, с использованием викторин и др. игровых заданий.




VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Для педагогов:

1. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985 г.

2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987 г.

3. Неменский Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы, 9-11 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.

4. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983 г. .

5. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

7. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996 г.

8. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

9. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

10. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978 г.

11. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.


Для учащегося:


1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

10. Чапкина М. Московские художники детской книги.- М.:Контакт –культура,2008 г.

10. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

11. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.



VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Карта индивидуальных успехов учащихся


Ф.И.

Уровень усвоения учебного материала

Сформиро-ванность личностных качеств

Мах. -15 баллов

Творческая активность

Мах – 5 баллов

Общий балл

Мах – 40 баллов

+тв. активность

Теоретические знания (тестирование)

Мах –10 баллов

Практическая подготовка

Мах –

15 баллов



6

15

15

2

95%

38 баллов


32 -40 баллов - повышенный уровень

20- 31 балл - базовый уровень

до 20 баллов - пониженный уровень



  1. Сформированность личностных качеств



ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

развития качеств личности обучающихся


Фамилия, имя

К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я

Активность,

организаторские способности

Коммуникативные навыки, коллективизм

Ответственность,

самостоятельность,

усидчивость

дисциплинированность

Нравственность,

гуманность

Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

Мах- 3 балла

Мах- 3 балла

Мах- 3 балла

Мах- 3 балла

Мах- 3 балла

1.









Качества

личности

Признаки проявления качеств личности

ярко проявляются

3 балла

проявляются

2 балла

слабо проявляются

1 балл

не проявляются

0 баллов

1. Активность,

организаторские способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2.Коммуникативные навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность,

самостоятельность,дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей.

Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.

4. Нравственность,

гуманность

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям,

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других.

Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб.

Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5. Креативность, склонность к исследовательско -проектировочной деятельности

Имеет высокий творческий потенциал.

Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.

Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.


Может работать в исследовательско -проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.


В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный.


Максимальное количество баллов по этому показателю – 15 баллов.




Практическая подготовка: Максимальное количество – 15 баллов


Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины;

  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

  • сочетает специальную терминологию с бытовой;

  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;

  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

  • объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

  • репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

  • творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

  • творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0


1

2


3

Наблюдение, контрольное задание

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей





Адекватность восприятия информации идущей от педагога






  • объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

  • испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом

воспринимает учебную информацию;

  • слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании

и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

  • сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнении других.


0

1


2


3


Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;

  • испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;

  • аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.

0

1

2

3






Тесты на определение художественных способностей и уровня креативности



«Геометрия в картинках»

Цель теста: диагностировать чувства формы.

Геометрические фигуры и тела — это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

Учащемуся демонстрируются репродукции художников. Учащийся должен найти геометрические фигуры. Тест можно разделить по уровням сложности:

Самый легкий уровень детям демонстрируются репродукции художников Кубистов (Малевич). Найти геометрические фигуры и сосчитать их.

Далее усложняется уровень демонстрацией более сложных композиций, где не так четко просматривается геометрические фигуры (К. А. Сомов — «Дама в голубом») треугольник («Дама в голубом» — пирамидальная композиция), Городской пейзаж - прямоугольник и. т. п.

Такой тест предполагает целостное видение картины.

Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл — 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивания.









«3 РИСУНКА»

Задание: «Учащемуся предлагается придумать и нарисовать рисунки на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа). Рисуют на свободную тему, в свободной технике и материалом по своему собственному выбору. Условие одно - рисунков не должно быть меньше трех и сюжеты не должны повторяться.На обратной стороне рисунков пишутся, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?» или отвечает в устной форме».

Эта работа оценивается по следующим показателям:

1.Оригинальность – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.

Для того чтобы легче было оценивать художественную выразительность, можно разделить на типы: Уровни:

И по уровню художественной выразительности. Оценивается замысел рисунка:

1 тип. Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение.

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень.

2 тип.

Показатели для 1 типа, но менее яркие и менее выражены

•Уровень фрагментарной выразительности

3тип.

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения.

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений.

4 тип.

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

•Дохудожественный уровень

5 тип.

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях.

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорци.

6 тип.

Стереотипный, Репродуктивный.

5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.



ТЕСТ «БИТВА СТИЛЕЙ»

Цель – определить чуткость учащегося к образному строю произведения, художественной манере автора. В качестве стимульного материала предлагается набор из двенадцати натюрмортов двух художников (И.Ф. Хруцкого и А. Матисса). Задача: определить, кто автор натюрмортов. Записываются номера натюрмортов, которые отнесены к одному и другому художнику. После выполнения задания учащегося можно спросить, чем, по его мнению, отличаются эти картины, как, по каким признакам он их раскладывал.

Предлагаемый детям художественный материал принципиально различен по художественной манере. Определяющей чертой натюрмортов А. Матисса можно считать декоративность, для И.Ф. Хруцкого характерны разработка перспективы, объемность художественного решения. Правильное выполнение задания связано с умением, возможно, интуитивным, видеть особенности художественной манеры, выразительных средств авторов, то, как, а не что они рисуют. Если же ребенок ориентируется при классификации натюрмортов на предметно-содержательный слой произведения, на то, что изображает художник, то задание выполняется им неправильно.

Тест «Битва стилей» является типичным и достаточно сложным образцом диагностики чувства стиля.

Примеры:







Тест «Лица»

Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале портретов человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п. В качестве демонстративного материала детям предлагаются репродукции портретов. Затем тоже самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.































Тест «История одной картины»

При помощи этого теста у ребёнка выявляется умение видеть замысел сюжета картины. А так же включается воображение.

Задача: придумать историю картин. Для примера репродукции Врубеля «Царевна Лебедь», Федотова «Сватовство майора», Васнецова «Аленушка»,

«Полтава». Учащемуся не говорится название картины. Чем оригинальнее история, которая будет придумана ребенком, и правильнее раскрыта суть картины, тем больше творческий потенциал.























Проверка теоретических знаний


За каждый правильный развернутый ответ – 1 балл.

Максимально – 10 баллов


  1. Что такое иллюстрация?

  2. Виды иллюстраций?

  3. Для чего нужны иллюстрации?

  4. В каких техниках выполняют иллюстрации?

  5. Соотнесите иллюстрации и авторов:

  • Иван Билибин (2)

  • Юрий Васнецов (3)

  • Леонид Владимирский (6)

  • Евгений Чарушин (4)

  • Евгений Рачев (1)

  • Владимир Сутеев (5)


1

2

3

4


5

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!