СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОП Химия вокруг нас 2022-2023

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная программа для элективных курсов.

Просмотр содержимого документа
«ДОП Химия вокруг нас 2022-2023»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Химия вокруг нас»

на 2022 – 2023 учебный год



Возраст обучающихся: 11-12 лет

Сроки реализации программы: 1год/ 102ч

Разработала:

Захарова Людмила Сергеевна

Учитель химии

















ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ



Название программы


дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Химия вокруг нас»

Направленность программы

естественнонаучная

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Захарова Людмила Сергеевна

Год разработки


2022

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа


Уровень программы

стартовый

Информация о наличии рецензии

нет

Цель


Обеспечение условий для свободного развития познавательных и социальных потребностей, расширение у учащихся представлений об окружающем мире, пробуждение интереса к изучению химии, обеспечение развития и реализации личностного творческого потенциала учащихся.

Задачи


- интериоризацию знаний учащихся о роли химии в познании окружающего мира; первоначальных химических понятий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;

- формирование предметных умений : обращение с веществами, выполнение химических опытов, соблюдение правил техники безопасности, а также навыков грамотного обращения с веществами в повседневной жизни;

- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления происходящие в природе, повседневной жизни, лаборатории, опираясь на личный опыт учащихся;

- совершенствование на конкретном учебном материале умение сравнивать, вычленять в изученном существенное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;

- воспитание самостоятельной, социально-активной личности, готовой к эффективной жизнедеятельности.


Обучающие:1Познакомить с необходимостью профориентационной работы. 2.Обучить составлению алгоритма деятельности при выборе дальнейшей профессиональной траектории. 3.Научить устанавливать причинно-следственные связи. 4.Сформировать понятие значимости химического эксперимента с помощью русского языка и языка химии. Развивающие: 1Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 2.Способствовать умению формировать программу работы с источниками информации. 3.Оценивать процесс и результаты деятельности. 4.Участвовать в групповой работе. Воспитательные:1.Содействовать овладению коммуникативными компетентностями в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности. 2.Воспитывать ответственное отношение к работе.

3.Прививать бережное отношение к природе и собственному здоровью.

4.Воспитывать чувство гордости за отечественную химическую науку.


Ожидаемые результаты освоения программы

Предметные: научиться работать с химическими веществами и лабораторным оборудованием,проводить химические опыты, решать экспериментальные задачи, описывать результаты наблюдений,оформлять результаты наблюдений, интерпретировать результаты эксперимента,делать выводы, работать с дополнительной литературой, обосновывать необходимость соблюдения правил техники безопасности при работе в химической лаборатории, безопасному обращению с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Метапредметные: учащиеся научатся правилам техники безопасности при работе в химической лаборатории, навыкам безопасного обращения с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, овладеют методами применения полученных знаний на практике, овладеют навыками контроля и оценки своей деятельности, овладеют приемами формулирования учебной задачи и планирования работы, овладеют приемами работы самостоятельно и в малой группе, овладеют методикой проведения, анализа и оформления химического эксперимента, химического исследования. Личностные: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; формулировать самому простые правила поведения в природе; осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Срок реализации программы

34 недели

Количество часов в неделю / год

3/102

Возраст обучающихся

11-13

Образовательные форматы


групповая, совместная творческая (исследовательская) деятельность, имитационная игра, лаборатория, бюро

Методическое обеспечение



Техническая платформа

Оборудование кабинета химии и химической лаборатории

Аннотация


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 11-12 лет. Уровень программы стартовый, т.к. обучение строится на универсальных формах организации – игровой деятельности. В программе учитываются физиологические особенности обучающихся данного возраста, их повышенный интерес ко всему новому. Общий срок реализации 102 часа.

Данная программа знакомит учащихся с практическими вопросами применения химии и связанных с ней профессий, с различными отраслями промышленности, профессиями производств, дает представление о рынке труда, его потребностях, позволяет дать ученикам информацию об учебных заведениях города, региона и страны в целом, затрагивает отдельные вопросы краеведения. Одна из идей программы: знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды. Новизна программы состоит в том, что учащиеся проводят работу в малых группах, используя такие методы в работе, как эксперимент, наблюдение, анализ, статистическая обработка данных, применяя использование различных источников информации, включая интернет.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Химия вокруг нас» разработана в соответствии с актуальными нормативно-правовыми актами:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

(с изменениями) http://base.garant.ru/70291362/;

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам». (ред. от 05.09.2019 № 470, от 30.09. 2020 г. № 533) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/.

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» http://ivo.garant.ru/#/document/71770012/paragraph/2:0.

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано18.12.2020 № 61573) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012020.

  4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
    «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
    по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
    (включая разноуровневые программы)») https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html.

Актуальность программы состоит в том, что многие разделы химии в школе освещаются поверхностно. Многие фундаментальные основы этой обширной области знаний нелегко объяснить на уровне курса общеобразовательной школы. Недостаток практических занятий компенсируется на данном программе. Это делает занятия увлекательными и прививает навыки работы с химическими реактивами и оборудованием, развивает наблюдательность и умение логически мыслить.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы–естественнонаучная

Уровень освоения программы: стартовый.

Отличительные особенности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Химия вокруг нас» отличается от уже существующих программ тем, что имеет прикладной характер и помогает в профессиональной ориентации на химико-биологический профиль в старшем звене лицея при выборе профессии, связанной с химией, экологией и медициной.

Адресат программы. На программу принимаются учащиеся 11-13лет, независимо от пола, группа состоит из 12 человек.

Срок освоения программы: программа реализуется в течение 34 недели.

Объём программы: 102 часа, 3 часа в неделю.

Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 40 мин. и 1ч. 10 мин.

Формы обучения. Занятия проходят в форме практических индивидуальных и групповых занятий, совместной творческой деятельности, игровой программы, игры-путешествия; экскурсии; практической работы, беседы, соревнования и др.

Цель программы: развивать личность школьника, интерес к предмету, показать практическую значимость химической науки, ее прикладной характер, удовлетворить познавательные интересы обучающихся в практических вопросах применения химии и связанных с ней профессий, ознакомить обучающихся с различными отраслями промышленности, профессиями производств, дать представление о рынке труда, его потребностях, дать информацию об учебных заведениях города, региона и страны с учетом отдельных вопросов краеведения. Ведущая идея курса: знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды.

Задачи:      

Образовательные:1.Научить создавать алгоритм деятельности при выборе дальнейшей профессиональной траектории. 2 Научить устанавливать причинно-следственные связи.3 Научить описывать значимость химического эксперимента с помощью русского языка и языка химии. 4. Научить проводить химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием. Развивающие:1.Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 2. Формировать программу работы с источниками информации. 3.Развивать способность оценивать процесс и результаты деятельности. 4.Развивать умение участвовать в групповой работе.

Воспитательные:1.Сформировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности. 2.Воспитывать ответственное отношение к работе. 3.Прививать бережное отношение к природе и собственному здоровью.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Кол-во часов по четвертям

Основные разделы

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика


27

1 Модуль «Химия – наука о веществах и их превращениях» 4 часа

2 Модуль «Химия в нашем доме» – 23 часов

4




23

3




13

1




10

входной контроль

анкетирование



тестирование

23

2 Модуль «Химия в нашем доме» – 16 часов

3 Модуль «Химия и продукты питания» 7 часов.


16


7








11


7





5


0







тестирование


33

3 Модуль «Химия и продукты питания» 18 часов.

4 Модуль «Химия в промышленности. Химия и экология. Защита проектов» 15 часов










18




15















13




8








5




7












беседа




тестирование

19

4 Модуль «Химия в промышленности. Химия и экология. Защита проектов» 19 часов

19

17

2

практические работы, участие в конкурсах имени Д.И. Менделеева, «Леонардо», «Шаг в будущее»,

Защита проекта

Итого:

102

102

73

30








Содержание учебного плана

1 Модуль «Химия – наука о веществах и их превращениях» - 4 часа

Теория. Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра. Техника безопасности в кабинете химии. Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, еѐ виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.

Практика.

Практическая работа №1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.

2 Модуль «Химия в нашем доме» – 39 часов

Теория. Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и еѐ свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и еѐ физиологическое воздействие. Питьевая сода. Свойства и применение. Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Химчистка дома. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке? Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелѐнка» или раствор бриллиантового зелѐного. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина. Глюкоза, ее свойства и применение. Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Минералы и горные породы на службе человека. Пластмассы. Волокна. Спички. Клеи. Бумага. Материалы, из которых построены дома, наша мебель, всевозможные покрытия. Приготовление искусственного меда. Жиры, масла, воски. Состав, функции, содержание в организме, классификация и свойства, суточная потребность. Значение, использование. Влияние температуры на содержание витамина С. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов.

Практика.

Практическая работа 2. Свойства веществ. Разделение смеси красителей

Практическая работа 3. Очистка воды.

Практическая работа 4. Свойства воды.

Практическая работа 5. Свойства уксусной кислоты.

Практическая работа 6. Свойства питьевой соды.

Практическая работа 7 Свойства чая.

Практическая работа 8. Свойства мыла.

Практическая работа 9. Мыльные опыты.

Практическая работа 10. Сравнение моющих свойств мыла и СМС.

Практическая работа 11. Изготовим духи сами.

Практическая работа 12. Необычные свойства таких обычных зелѐнки и йода.

Практическая работа 13 Получение кислорода из перекиси водорода.

Практическая работа 14. Свойства аспирина.

Практическая работа 15. Свойства глюкозы

Практическая работа 16 Свойства крахмала.

Практическая работа 17. Свойства растительного и сливочного масел.

3 Модуль «Химия и продукты питания» 25 часов.


Теория. Пища. Ее химический состав. Калорийность пищи. Органические и неорганические вещества. Белки. Состав белков, структура белков, функции белков, содержание в организме. Продукты в которых содержится белок. Суточная потребность для 13-14 –летнего возраста. Составление карточек по классификации питательных веществ.

Определение белка в рыбном бульоне, хлебе, яйце.

Классификация углеводов; глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал; их функции, содержание в организме, в продуктах питания. Крахмал. Суточная потребность. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

Натуральный мед, его ценность как продукта питания. Приготовление искусственного меда. Обнаружение жиров. Варка мыла.

Все о витаминах. Витамины А1, Д1, В12, С.

Суточная доза, физиологическая роль, реакция организма на недостаток и переизбыток веществ. Наименование продуктов с высоким содержанием витаминов. Минеральные вещества. Натрий. Органические и неорганические вещества, калий, кальций фосфор мягкий, железо, йод, фтор, селен, цинк. Реакция организма на недостаток и переизбыток веществ. Наименование продуктов с высоким содержанием веществ. Жиры, масла, воски. Состав, функции, содержание в организме, классификация и свойства, суточная потребность.

Минеральные вещества. Натрий Органические и неорганические вещества, калий, кальций фосфор мягкий, железо, йод, фтор, селен, цинк. Реакция организма на недостаток и переизбыток веществ. Наименование продуктов с высоким содержанием веществ.

Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов.

Изучение состава продуктов питания (по этикеткам) расшифровка

кода пищевых добавок, их значение. Пищевые красители с содержанием канцерогенных веществ. Микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Химические процессы в организме человека. Действие желудочного сока на пищу.

Практика.

Практическая работа 18. Приготовление напитков из шиповника.

Практическая работа 19. Обнаружение витамина С в соке капусты.

Практическая работа 20. Сколько в яблоке витамина С.

Практическая работа 21. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам) расшифровка кода пищевых добавок, их значение.


4 Модуль «Химия в промышленности. Химия и экология. Защита проектов» – 34 ч


Теория. Понятие об индикаторах. Синтетические и природные индикаторы. Определение среды раствора с помощью индикаторов. Изготовление растительных индикаторов. Построение шкалы цветности действия природных индикаторов. Области применения и использование индикаторов. Апробация действия полученных природных индикаторов на растворы препаратов бытовой химии.

Мыльные пузыри. История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Изучение влияния внешних факторов на мыльные пузыри.

Чернила (виды, состав, использование). Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Секретные чернила.

Обычный и необычный школьный мел. Состав школьного мела. Как выбрать школьный мел. Изготовление школьных мелков.

Природные пигменты. Получение красителей в условиях химической лаборатории. Состав акварельных красок. Получение акварельных красок. Окрашивание ткани.

Природные кристаллы (состав, виды, образование в природе). Выращивание монокристаллов. Кристаллы-дендриты (особенности, разновидности). Выращивание кристаллов-дендритов.

Профессии, связанные с наукой химией. Экология атмосферы. Экология почвы. Экология водных ресурсов. Химическая промышленность Российской Федерации. Экология и здоровье. Экологическое состояние г. Сургута и Сургутского района. Защита проектов.

Практика.

Практическая работа 22. Определение среды раствора с помощью индикаторов.

Практическая работа 23. Построение шкалы цветности действия природных индикаторов

Практическая работа 24. Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора.

Практическая работа 25. Апробация действия полученных природных индикаторов на растворы препаратов бытовой химии

Практическая работа 26. Секретные чернила.

Практическая работа 27. Получение акварельных красок.

Практическая работа 28. Как выбрать школьный мел.

Практическая работа 29. Изготовление школьных мелков.

Практическая работа 30. Выращивание кристаллов-дендритов.

Планируемые результаты

Предметные:

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

учащиеся научатся:

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

•учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства еѐ осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения экспериментальных задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

• учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные:

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.




Календарный учебный график


N

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

01.09.

вторник


14.20-15.00

беседа

1

Химия вчера, сегодня, завтра (История развития химии).

визуальный контроль


2

сентябрь

01.09.

вторник 15.10-15.50

соревнование

1

Химия- наука экспериментальная. Лабораторное оборудование. Семь основных правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.

визуальный контроль


3

сентябрь

04.09.

пятница

14.00-14.40

мастер-класс

1

Практическая работа №1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.


викторина


4

сентябрь

08.09.

вторник 14.20-15.00

семинар

1

Химия — наука о веществах и превращениях.

Химия полезна или вредна.

игра


5-6

сентябрь

сентябрь

08.09.


11.09.

вторник

15.10-15.50

пятница

14.00-14.40

семинар



семинар

2

Химические вещества в нашем доме

Чистые вещества и смеси


соревнование выставка, мероприятие и др.


7

сентябрь

15.09.

вторник 14.20-15.00

лекция

1

Способы разделения смесей

турнир


8

сентябрь

15.09.

вторник

15.10-15.50

практическая работа

1

Практическая работа 2. Свойства веществ. Разделение смеси красителей.

визуальный контроль


9

сентябрь

18.09.

пятница

14.00-14.40

лекция

1

Вода. Вода в природе, свойства воды, Аномалии воды.

визуальный контроль


10

сентябрь

22.09.

вторник 14.20-15.00

практическая работа

1

Практическая работа 3. Очистка воды.

визуальный контроль


11

сентябрь

22.09.

вторник 15.10-15.50

практическая работа

1

Практическая работа 4. Свойства воды

визуальный контроль


12

сентябрь

25.09.

пятница

14.00-14.40

лекция

1

Очистка воды. Работа водоочистной станции.

визуальный контроль


13

сентябрь

29.09.

вторник 14.20-15.00

практическая работа

1

Столовый уксус и уксусная эссенция

Полезные ископаемые (горные породы и минералы).

визуальный контроль


14

сентябрь

29.09.

вторник 15.10-15.50

практическая работа

1

Практическая работа 5. Свойства уксусной кислоты.

визуальный контроль


15-17

октябрь

октябрь

октябрь

02.10.


06.10.


06.10.

пятница

14.00-14.40

вторник 14.20-15.00

вторник 15.10-15.50

практическая работа


практическая работа

3

Пищевая сода

Практическая работа 6. Свойства питьевой соды

Чай.

Практическая работа 7. Свойства чая.


визуальный контроль, тестирование


18

октябрь

09.10.

пятница

14.00-14.40

лекция

1

Моющие средства.

визуальный контроль


19

октябрь

13.10.

вторник 14.20-15.00

практическая работа

1

Мыло. Практическая работа 8. Свойства мыла.


визуальный контроль


20

октябрь

13.10.

вторник 15.10-15.50

практическая работа

1

Практическая работа 9. Мыльные опыты.


визуальный контроль


21

октябрь

16.10.

пятница

14.00-14.40

практическая работа

1

Практическая работа 10. Сравнение моющих свойств мыла и СМС

визуальный контроль


22

октябрь

20.10.

вторник 14.20-15.00

игра

1

Химчистка дома


визуальный контроль


23

октябрь

20.10.

вторник 15.10-15.50

турнир

1

Выведение пятен


визуальный контроль


24

октябрь

23.10.

пятница

14.00-14.40

семинар

1

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия

визуальный контроль


25

октябрь

27.10.

вторник 14.20-15.00

семинар

1

Могут ли представлять опасность косметические препараты?

визуальный контроль


26

октябрь

27.10.

вторник 15.10-15.50

практическая работа

1

Можно ли самому изготовить духи?

Практическая работа 11. Изготовим духи сами.


визуальный контроль


27

октябрь

30.10.

пятница

14.00-14.40

беседа

1

Горные породы и минералы н службе человека

визуальный контроль


28

ноябрь

10.11.

вторник 14.20-15.00

лекция

1

Рассказы о минералах.

визуальный контроль


29

ноябрь

10.11.

вторник 15.10-15.50

мастер-класс

1

Домашняя аптечка и здоровье человека

визуальный контроль


30

ноябрь

13.11.

пятница

14.00-14.40

турнир

1

Исследование лекарственных препаратов

тестирование


31

ноябрь

17.11.

вторник 14.20-15.00

практическая работа

1

Аптечный йод и его свойства.

«Зелѐнка» или раствор бриллиантового зелѐного.

визуальный контроль


32

ноябрь

17.11.

вторник 15.10-15.50

практическая работа

1

Практическая работа 12. Необычные свойства таких обычных зелѐнки и йода.


визуальный контроль


33

ноябрь

20.11.

пятница

14.00-14.40

практическая работа

1

Перекись водорода.

Практическая работа 13. Получение кислорода из перекиси водорода.


визуальный контроль


34-35

ноябрь

ноябрь

24.11.


24.11.

вторник 14.20-15.00

вторник 15.10-15.50

практическая работа

практическая работа

2

Аспирин.

Практическая работа 14. Свойства аспирина.

Глюкоза.

Практическая работа 15. Свойства глюкозы.

визуальный контроль


36

ноябрь

27.11.

пятница

14.00-14.40

практическая работа

1

Крахмал.

Практическая работа 16. Свойства крахмала.


визуальный контроль


37-38

декабрь

декабрь

01.12.



вторник 14.20-15.00


семинар



1

Спички (история, разновидности, механизм действия)

визуальный контроль


39

декабрь

01.12.04.12.

вторник 15.10-15.50 пятница

14.00-14.40

семинар

2

Пластмассы

визуальный контроль


40

декабрь

08.12.

вторник 14.20-15.00

мастер-класс

1

Волокна.

визуальный контроль


41

декабрь

08.12.

вторник 15.10-15.50

игра

1

Клей (состав, виды, использование)

визуальный контроль


42

декабрь

11.12.

пятница

14.00-14.40

лекция

1

Бумага (история, виды, применение, производство)


визуальный контроль


43-44

декабрь декабрь


15.1215.12.

.

вторник 14.20-15.00 вторник 15.10-15.50


соре

внование


соревнование

2

Материалы, из которых построены дома, наша мебель, всевозможные покрытия

визуальный контроль


45

декабрь


18.12.


пятница

14.00-14.40

семинар



1

Пища. Ее химический состав. Калорийность пищи.

Органические и неорганические вещества

визуальный контроль


46

декабрь

22.12.

вторник 14.20-15.00

семинар

1

Белки. Состав белков, структура белков, функции белков, содержание в организме. Продукты в которых содержится белок. Суточная потребность для 13-14 –летнего возраста


визуальный контроль


47

декабрь

22.12.

вторник 15.10-15.50

семинар

1

Составление карточек по классификации питательных веществ.

Определение белка в рыбном бульоне, хлебе, яйце

тестирование


48

декабрь

25.12.

пятница

14.00-14.40

игра

1

Классификация углеводов; глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал; их функции, содержание в организме, в продуктах питания

визуальный контроль


49

декабрь

29.12.

вторник 14.20-15.00

инга

1

Крахмал. Суточная потребность.

Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле



визуальный контроль


50

декабрь

29.12.

вторник 15.10-15.50

турнир

1

Натуральный мед, его ценность как продукта питания

визуальный контроль


51

январь

12.01.

вторник 14.20-15.00

турнир

1

Приготовление искусственного меда


визуальный контроль


52

январь

12.01.

вторник 15.10-15.50

турнир

1

Жиры, масла, воски. Состав, функции, содержание в организме, классификация и свойства, суточная потребность. Значение, использование. Обнаружение жиров.


тестирование


53

январь

15.01.

пятница

14.00-14.40

практическая работа

1

Практическая работа 17. Свойства растительного и сливочного масел.

визуальный контроль


54

январь

19.01.

вторник 14.20-15.00

мастер-класс

1

Варка мыла

визуальный контроль


55

январь

19.01.

вторник 15.10-15.50

игра

1

Все о витаминах.

Витамины А1, Д1, В12, С.

Суточная доза, физиологическая роль, реакция организма на недостаток и переизбыток веществ. Наименование продуктов с высоким содержанием витаминов.

визуальный контроль


56

январь

22.01.

пятница

14.00-14.40

практическая работа

1

Влияние температуры на содержание витамина С.

Практическая работа 18. Приготовление напитков из

шиповника.

визуальный контроль


57

январь

26.01.

вторник 14.20-15.00

практическая работа

1

Практическая работа 19. Обнаружение витамина С в соке капусты.

визуальный контроль


58

январь

26.01.

вторник 15.10-15.50

практическая работа

1

Практическая работа 20. Сколько в яблоке витамина С.



визуальный контроль


59-60

январь

февраль

29.01.


02.02.

пятница

14.00-14.40 вторник 14.20-15.00

игра


игра

2

Минеральные вещества. Натрий Органические и неорганические вещества, калий, кальций фосфор мягкий, железо, йод, фтор, селен, цинк. Реакция организма на недостаток и переизбыток веществ. Наименование продуктов с высоким содержанием веществ

визуальный контроль


61-62

февраль

февраль

02.02.


05.02.

вторник 15.10-15.50

пятница

14.00-14.40

мастер-класс

2

Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов.


визуальный контроль


63-64

февраль

февраль

09.02.


09.02.

вторник 14.20-15.00

вторник 15.10-15.50

практическая работа

2

Практическая работа 21. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам) расшифровка кода пищевых добавок, их значение.

визуальный контроль


65

февраль

12.02.

пятница

14.00-14.40

мастер-класс

1

Пищевые красители с содержанием канцерогенных веществ.

визуальный контроль


66

февраль

16.02.

вторник 14.20-15.00

мастер-класс

1

Микро- и макроэлементы. Пищевые добавки.


тестирование


67

февраль

16.02.

вторник 15.10-15.50

лекция

1

Химические процессы в организме человека.

визуальный контроль


68

февраль

19.02.

пятница

14.00-14.40

лекция

1

Действие желудочного сока на пищу

визуальный контроль


69

февраль

23.02.

вторник 14.20-15.00

лекция

1

Понятие об индикаторах

визуальный контроль


70

февраль

23.02.

вторник 15.10-15.50

лекция

1

Синтетические и природные индикаторы

визуальный контроль


71-72

февраль

март

26.02.

02.03.

пятница

14.00-14.40

вторник 14.20-15.00

лекция


практическая работа

2

Определение среды раствора с помощью индикаторов.

Практическая работа 22. Определение среды раствора с помощью индикаторов. Области применения и использование индикаторов

визуальный контроль


73

март

02.03.

вторник 15.10-15.50

семинар

1

Изготовление растительных индикаторов

викторина


74

март

05.03.

пятница

14.00-14.40

практическая работа

1

Практическая работа 23. Построение шкалы цветности действия природных индикаторов

визуальный контроль


75

март

09.03.

вторник 14.20-15.00

практическая работа

1

Практическая работа 24. Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора.

визуальный контроль


76

март

09.03.

вторник 15.10-15.50

практическая работа

1

Практическая работа 25. Апробация действия полученных природных индикаторов на растворы препаратов бытовой химии

визуальный контроль


77

март

12.03.

пятница

14.00-14.40

мастер-класс

1

Мыльные пузыри. История мыльных пузырей.


тестирование


78

март

16.03.

вторник 14.20-15.00

семинар

1

Физика мыльных пузырей. Изучение влияния внешних факторов на мыльные пузыри

визуальный контроль


79

март

16.03.

вторник 15.10-15.50

семинар

1

Чернила (виды, состав, использование)

визуальный контроль


80

март

19.03.

пятница

14.00-14.40

практическая работа

1

Секретные чернила. Практическая работа 26. Секретные чернила.

визуальный контроль


81

март

23.03.

вторник 14.20-15.00

мастер-класс

1

Понятие о симпатических чернилах

визуальный контроль


82

март

23.03.

вторник 15.10-15.50

практическая работа

1

Обычный и необычный школьный мел.

Практическая работа 27. Как выбрать школьный мел.


визуальный контроль


83

март

26.03.

пятница

14.00-14.40


практическая работа

1

Практическая работа 28. Изготовление школьных мелков.


визуальный контроль


84-85

апрель

06.0406.04..

вторник 14.20-15.00 вторник 15.10-15.50

лекция

2

Природные пигменты.

визуальный контроль


86

апрель

09.04.

пятница

14.00-14.40

мастер-класс

1

Получение красителей в условиях химической лаборатории (расчеты)

визуальный контроль


87

апрель

13.04.

вторник 14.20-15.00

мастер-класс

1

Получение красителей в условиях химической лаборатории

визуальный контроль


88

апрель

13.04.

вторник 15.10-15.50

практическая работа

1

Практическая работа 29. Получение акварельных красок.

визуальный контроль


89

апрель

16.04.

пятница

14.00-14.40

семинар

1

Окрашивание ткани.

визуальный контроль


90

апрель

20.04.

вторник 14.20-15.00

семинар

1

Природные кристаллы (состав, виды, образование в природе).

викторина


91

апрель

20.04.

вторник 15.10-15.50

семинар

1

Выращивание монокристаллов

визуальный контроль


92

апрель

23.04.

пятница

14.00-14.40

игра

1

Кристаллы-дендриты (особенности, разновидности)

визуальный контроль


93

апрель

27.04.

вторник 14.20-15.00

практическая работа

1

Практическая работа 30. Выращивание кристаллов-дендритов

визуальный контроль


94

апрель

27.04.

вторник 15.10-15.50

лекция

1

Профессии, связанные с наукой химией

визуальный контроль


95

апрель

30.04.

пятница

14.00-14.40

конференция

1

Экология атмосферы.

визуальный контроль


96

май

04.05.

вторник 14.20-15.00

конференция

1

Экология воды и почвы. Экология водных ресурсов.

визуальный контроль


97

май

04.05.

вторник 15.10-15.50

конференция

1

Химическая промышленность Российской Федерации

визуальный контроль


98

май

07.05.

пятница

14.00-14.40

конференция

1

Химические производства города Сургута

визуальный контроль


99

май

11.05.

вторник 14.20-15.00

конференция

1

Экология и здоровье

визуальный контроль


100

май

11.05.

вторник 15.10-15.50

конференция

1

Экологическое состояние г. Сургута и Сургутского района

визуальный контроль


101

май

14.05.

пятница

14.00-14.40

конференция

1

Защита проектов

визуальный контроль


102

май

18.05.

вторник 14.20-15.00

конференция

1

Защита проектов

защита проектов









Методическое обеспечение:

Применяются педагогические методики и методы: познавательно-исследовательский, частично-поисковый и эвристической беседы, проблемного обучения, научной дискуссии, деловой игры, метод проведения семинара и викторины, защиты проектов, тестирование, тренинг

Приемы организации образовательной деятельности: организация работы по поиску источников информации, организация работы с источниками информации, организация демонстрации опытов, организация самостоятельной работы учащихся с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, организация исследовательской работы, организация систематизации и анализа полученных в результате исследовательской работы данных

Педагогические технологии: личностно – ориентированные технологии, технология творческой деятельности, технология исследовательской деятельности, метод проектов, информационно-коммуникативные

Материально-техническое обеспечение

На занятиях необходимо иметь: лабораторное оборудование и химические реактивы кабинета химии (согласно перечню для муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений. 12 наборов для химического анализа, колориметр, техно-химические и электронные весы, набор бюреток для титрования растворов, титры растворов основных веществ лаборатории химического анализа, лабораторное оборудование.

Кабинет оснащен:15 лабораторных столов, демонстрационный стол, вытяжной шкаф, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, электрохимический ряд напряжения металлов, ряд электроотрицательности, Цифровая лаборатория AFS,Logger Lite, компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор. Учебно-исследовательские работы на конкурс «Шаг в будущее» «Нарисуем радугу» (Быстров М.), «Её величество аскорбиновая кислота» (Рубан Е.), «О чём рассказала ламинария?» (Климова Ю.), «История одной кляксы» (Ольхов Е.), «Что скрыто в чашке чая?» (Назаров Н.), «Исследование загрязненности атмосферного воздуха в разных районах города Сургута по состоянию снежного покрова» (Димитриева В.), «Исследование содержания иода в морепродуктах и возможность замены его более дешевым аналогом из ассортимента овощей и фруктов» (Харитонова Д.).

1. Химия. 9 класс Мультимедийное учебное пособие нового образца (МУП)

2. Химия. 8 класс Мультимедийное учебное пособие нового образца (МУП)

Электронное приложение «Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. М., издательство «Планета», 2011г

3. Электронное приложение «Мастер-класс учителя химии. 8-11 классы. М., издательство «Глобус», 2010г

4. Электронное приложение к журналу «Первое сентября» «Химия», 2012г.

5. «Химия. Интерактивные творческие задания», 8-9 класс. Кембриджский университет, ЗАО «Новый диск», перевод на русский язык и адаптация, 2007г.

6. «Химия элементов. Мультимедийное сопровождение уроков». Волгоград, издательство «Учитель»2010г.







Система контроля результативности программы


Формы аттестации:


1.Текущий контроль, осуществляющийся на каждом занятии: визуальный контроль.

2.Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия, в форме тестирования, участия в конкурсе молодых исследователей «Шаг в будущее», открытой олимпиады по химии, всероссийском химическом диктанте, всероссийской олимпиаде школьников по химии.

3.Итоговая аттестация проводится в конце года. Формой итоговой аттестации является защита проекта.

Сроки и формы проведения промежуточной и итоговой аттестации определяются согласно Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной (итоговой) аттестации, обучающихся по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам МБОУ Сургутского естественно-научного лицея.

Список литературы

Для педагога:

1. Денисова В.Г. «Химия. 9 класс» (сборник элективных курсов1. Р.А. Лидин, Л.Ю. Аликберова. Химия. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным и вступительным экзаменам «Аст-Прессшкола»2012. 2.Пичугин Г.В. Повторим химию на примерах из повседневной жизни, Ставропольский гос. педагогический институт,1999.

3. Степин Б.Д., Аликберова, Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии». – М.: Дрофа, 2013.

4. Сбигнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

5. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2014. 6. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. М.: Дрофа, 2005.

7. Шекайло А.Д. Тематические игры по химии.- М.: Творческий центр, 2003.

8. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.2015г.

Для учащихся:

1.М. Кременчугская, С. Васильева. Химия. Справочник школьника, «Слово» 2015г.

2.В. Малышкина. Занимательная химия. Нескучный учебник,2001г. 3.В.Г. Иванов, О.Н. Гева. Химия в формулах. 8-11кл.: справочные материалы/ – 8-е изд.,

стереотип-М: Дрофа,2018г.



Интернет-ресурсы:

1. Универсальная энциклопедия «Википедия» www.wikipedia.ru

2. http://school-collection.edu54.ru/

3. http://edu.ru/collection



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!