Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 13» города Сарова
Э
Принята на заседании педагогического совета | Утверждаю: Директор МБОУ Школы №13 |
«___» ________________ 2021г. | ________________________ |
Протокол № __________ | «___»______________ 2021г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«ПРЕСС - ЦЕНТР»
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Срок реализации: 3 года
Автор - составитель программы:
Пронина Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Саров
2021
Содержание программы:
Пояснительная записка
Общая характеристика программы………… …….……………
Контроль и форма проведения аттестации по программе….
Место курса в учебном плане
Планируемые результаты.........................................................
Принципы реализации ДООП «Пресс-центр»… …… … … …
Содержание программы… … … .. …… .. … … … .. … .. … …
Учебно-тематический план… … . … … … . … . … .. … … . …
Методическое и материально-техническое обеспечение курса
Методическая литература для педагога… … … … … … … ..
Методическая литература для учащихся… … … … . … . ….. … .. … … ..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стратегической целью государственной политики в области образования сегодня является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует от ученика не суммы знаний, а умения ставить познавательные цели, говорить, писать, слушать, искать и перерабатывать информацию, формулировать вопросы, вступать в диалог, выявлять проблемы в общении и находить способы их решения. А также осуществлять моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей. Отдельной строкой в федеральном образовательном стандарте прописано следующее: современный выпускник — это человек, любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. То есть современное образование подразумевает формирование гражданственности, патриотизма, ставит не только сугубо образовательные, но и воспитательные цели. В обществе в свете последних событий в мире произошло осознание того, что в формировании у подрастающего поколения готовности взять на себя ответственность за будущее России чрезвычайно важна роль гражданского воспитания.
Сегодня ученик – центр образовательной системы, а главная задача школы – выявление его потенциала, формирование индивидуальности, создание условий для активного принятия и присвоения гражданских и патриотических ценностей. Эта самая задача может быть успешно решена через создание условий для включения детей и подростков в реальное информационно-коммуникативное, культурологическое и ценностное взаимодействие с социумом. Построение дополнительного информационного пространства школы посредством вовлечения детей и подростков в организацию работы школьной газеты является одним из механизмов воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции и повышения интереса к учёбе. Именно школьная газета предполагает моделирование ситуаций взрослой жизни, реальное практическое взаимодействие обучающихся с окружающим миром в информационном и коммуникативном плане в процессе подготовки материалов для каждого выпуска.
Направленность: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пресс-центр» имеет социально-педагогическую направленность и является органической частью всей системы духовно-нравственного и гражданского-патриотического воспитания, а также неотъемлемой частью работы школы по социальной адаптации и профориентации обучающихся.
Актуальность реализации программы заключается в том, что она позволяет создать условия для включения детей и подростков в реальное информационно-коммуникативное, культурологическое и ценностное взаимодействие с окружающим миром посредством вовлечения в организацию работы школьной газеты, что способствует развитию и реализации творческих способностей учащихся, а также развитию их коммуникативной культуры и познавательной компетенции.
Основной целью программы является создание условий для включения детей и подростков в реальное информационно-коммуникативное, культурологическое и ценностное взаимодействие с окружающим миром посредством вовлечения в организацию работы школьной газеты.
Особенность реализации программы - её продукт, а именно ежемесячный выпуск газеты «13-й район». Она является составной частью единого социокультурного пространства школы, включающего в себя работу клубов по интересам, библиотечные выставки и уроки, праздничные концерты и театральные постановки, разнообразную проектную деятельность и творческие конкурсы.
Школьная газета – это платформа для взаимодействия учителей, учащихся и их родителей, позволяющая всем участникам образовательного процесса познакомиться со школьной жизнью и понаблюдать за всеми событиями, так сказать, изнутри, стать ближе друг другу. Именно школьная газета позволяет детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогает лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Значимые события города и школы, жизненный путь педагогов-ветеранов, самые интересные мероприятия, победы в различных конкурсах и творческие работы учащихся — вот далеко не полный перечень тем, которые мы освещаем на страницах нашей газеты.
Программа работы над проектом составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объём работы. В процессе работы над выпуском школьной газеты обучающиеся изучают основы журналистики, методы сбора и обработки информации, знакомятся с основными журналистскими жанрами и осваивают методы работы со словом.
Таким образом, работа в рамках программы способствует: развитию активной гражданской позиции учащихся, формированию чувства гражданской ответственности и пониманию личной социальной значимости подростков в решении актуальных проблем школы и местного сообщества, поскольку участники программы самостоятельно определяют тематику и содержание материалов, направленных на разновозрастную категорию участников образовательного процесса;
совершенствованию коммуникативных способностей и познавательной активности учащихся, ведь подготовка материалов предполагает реальное общение с окружающими, а также работу с различными источниками информации; формированию положительного имиджа школы в местном сообществе. Безусловно, подготовка авторских материалов для газеты – это один из способов развития творческих способностей учащихся, а также их подготовка к будущей профессиональной деятельности.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
1.Образовательные
- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу
- совершенствование и развитие навыков литературного творчества
- повышение грамотности
2. Воспитательные
- сплочение разновозрастных групп учащихся в единый коллектив для плодотворной работы
- воспитание информационной культуры
- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции
3. Развивающие
- развитие коммуникативных способностей обучающихся в разновозрастном коллективе
- повышение статуса обучающихся в школьном коллективе
- развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую
деятельность.
Общая характеристика программы
Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
В ходе освоения программы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. На практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Таким образом, реализация ДООП «Пресс-центр» предусматривает формирование, развитие и совершенствование у обучающихся следующих универсальных учебных действий (УУД):
познавательные: |
поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации); структурирование информации и знаний (в т.ч. составление текстов) и её понимание; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; |
коммуникативные: |
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление проблемы конфликта, поиск способов устранения, принятие решения и его реализация; устной и письменной формах); сообщать в устной и письменной формах мнения и взгляды других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; |
регулятивные: |
постановка цели в процессе освоения учебной информации, выявление объективной информации, необходимой для освоения; информации, контроль усвоения учебной информации; оценивание результатов выполненной деятельности; самодиагностика и коррекция собственных учебных действий; |
личностные: |
удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; выделение морально-этического содержания событий и действий; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора; построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку; формирование идентичности личности; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
Важным механизмом реализации программы является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, учащимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Программа работы творческого объединения составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объём работы.
Программа включает в себя:
изучение основ истории журналистики;
обзор современных средств массовой информации;
знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
изучение методов сбора и обработки информации;
изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);
освоение методов работы со словом.
Формы занятий, предусмотренные программой:
свободная творческая дискуссия;
ролевые игры;
творческих заданий;
активные методы формирования системы общения;
практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Методы и приёмы:
словесные;
наглядные;
игровой;
анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
практический (создание, издание и распространение школьной газеты);
проблемный;
диалоговый;
лабораторные работы;
экскурсии.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии обучающийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 15 человек.
Контроль и формы проведения аттестации по программе.
Работа учащихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков. Возможности практического применения в различных ситуациях - творческого использования.
Высокий уровень освоения программы | Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний умений и навыков. |
Средний уровень освоения программы | Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания умения и навыки. |
Низкий уровень освоения программы | Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные |
Критериями оценки результативности обучения воспитанников также являются:
- критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
- критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности;
- критерии оценки уровня развития и воспитанности детей: культура организации практической деятельности: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность.
Формы проведения аттестации: творческие работы в жанре журналистики, практические работы, конкурсы, итоговые занятия.
Место курса в учебном плане
ДООП «Пресс-центр» наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника. Реализация ДООП «Пресс-центр» рассчитана на 3 года, возрастная категория обучающихся – 11 – 17 лет.
Годовое количество учебных часов по программе составляет:
год обучения | нагрузка (часов в неделю) | годовое кол-во часов (из расчета: 34 учебные недели) |
1 | 2 | 68 |
2 | 2 | 68 |
3 | 2 | 68 |
Итого | | 204 |
Программа предусматривает аудиторный и внеаудиторный формат занятий, в том числе с использованием дистанционных средств коммуникации.
Междисциплинарные связи
-Журналистика
-Компьютерные технологии
-Литература
-Русский язык
-Иностранный язык
-Региональный компонент: изучение работы местных СМИ, знакомство и проведение совместных мероприятий с журналистами г. Саров, а также писателями городского литературного объединения.
Планируемые результаты
Реализации ДООП «Пресс-центр» позволит создать в школе разновозрастную команду обучающихся (редколлегию газеты), ответственную за выпуск школьной газеты, которая выходит 1 раз в 2 месяца в бумажном варианте и одновременно с этим публикуется в группе школы во ВКонтакте (http//scool13.ru)
Личностные результаты освоения обучающимися ДООП «Пресс-центр»:
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение системой значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
правосознание;
сформированная экологическая культура;
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты освоения обучающимися ДООП «Пресс-центр»:
развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (поиск и выделение нужной информации, обобщение и классификация информации);
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и(или) ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на родном языке;
представление о родном языке как средстве познания мира и других культур; осознание роли родного языка в жизни современного общества и личности;
обогащение опыта межкультурного общения.
В результате освоения ДООП «Пресс-центр» обучающиеся должны
знать:
что такое тема, идея (основная мысль текста), его композиция;
характерные особенности типов и стилей речи;
изобразительно-выразительные средства публицистического стиля;
разнообразные виды синтаксических конструкций;
жанры публицистического стиля;
основной перечень компьютерных программ для создания печатных и электронных изданий;
основные структурные компоненты печатного издания;
основные положения закона о СМИ в Российской Федерации;
уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;
составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста;
участвовать в дискуссии, обсуждении;
использовать различное ПО для верстки печатного издания.
Принципы реализации ДООП «Пресс-центр»
Основываясь на целях, задачах и характере дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пресс-центр», можно выделить следующие её концептуальные основы (принципы):
Принцип гуманистической направленности: в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности обучающихся.
Принцип личностно-деятельностного подхода предполагает, что обучающийся выступает как активный, творческий субъект деятельности, что выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приемов работы, которые являются для них предпочтительными, в опоре на имеющиеся знания учащихся в различных областях и их использование в ходе занятий, в учете социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, в повышение роли самостоятельной работы учащихся; ограничение ведущей роли учителя с приоритетом в его работе функций консультанта, помощника, советника.
Принцип вариативности: в рамках программы культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
Принцип креативности: в процессе освоения программы педагог поддерживает развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
Принцип успешности и социальной значимости: усилия педагога (организатора) направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха; важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
Принцип преемственности - возможность изучения многоуровневой программы и продолжения обучения в другом учреждении дополнительного образования или высшем учебном заведении.
Принцип социального заказа: реализация программы способствует достижению обучающимися результатов образования, закрепленных нормативными документами, а значит, отвечающих потребностям семьи, общества, государства.
Содержание программы
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ. Возникновение журналистики в России. Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России.
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А. С. Пушкин – публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург»; Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Особенности становления и назначения печатных изданий в России. Развитие западной и современной журналистики на современном этапе. Перспективы развития журналистики.
Задания. Напишите репортаж «Герои нашего города». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. Понятие жанра в публицистике (информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА К РАБОТЕ. Профессиональная этика журналиста. Психологическая готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати»
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
Лицо газеты. Идейное содержание, миссия газеты. Название, логотип, девиз. Формирующие признаки газеты: территория распространения, цели и задачи распространения. Издательская марка.
Размерные элементы: формат, объём, колонки. Газетная полоса, газетная страница.
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
Задачи оформления газеты. Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. Тип подачи материала. Постоянные элементы газеты: заглавие, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).
Маркетинг газеты. Калькуляция выпуска и тиража газеты. Реклама, её виды и возможности использования в газете.
Основы газетного дела. Практика-работа над выпуском газеты.
Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты.
АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ
Обзор печати – особый жанр.
Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ - ОСНОВА ГАЗЕТЫ
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ
Роль рекламы в нашей жизни: положительная и отрицательная.
Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.
ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?
Интервью – особенности жанра.
Виды интервью: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
РЕПОРТАЖ
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала.
Очерки событийные и путевые.
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА
Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Чёткость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования. Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ
Оформление заголовков газеты. Назначение заголовков. Виды заголовков. Шрифтовое их оформление. Сочетание шрифтов.
Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Эпиграф.
Выделения в тексте. Абзац. Приёмы выделений: бордюр, вводка, разрядка, рамки, линейки. Контраст. Набор в рамке.
Иллюстрации в газете. Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Портрет. Пейзаж. Фоторепортаж. Карикатура. Дружеский шарж. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.
Технологическая схема производства газеты. Печатные машины в типографиях. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на компьютере.
Основы макетирования газеты. Предварительные расчёты. Составление графического материала. Макетирование на компьютере.
ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория (количество часов) | Практика (количество часов) | Всего |
1-ый год обучения |
| Вводное занятие. Понятие о школьной газете | 1 | 1 | 2 |
| Из истории журналистики | 1 | 1 | 2 |
| Печатные издания и их роль | 1 | 1 | 2 |
| Текст. Тема и идея текста. | 1 | 1 | 2 |
| Стили речи. Особенности стилей. | 1 | 1 | 2 |
| Газета. Какая она должна быть? | 1 | 1 | 2 |
| Анализ рубрик печатных изданий. | 1 | 2 | 3 |
| Газетная статья - основа газеты | 1 | 3 | 4 |
| Реклама на страницах газеты. | 1 | 2 | 3 |
| Интервью. Что значит взять интервью? | 1 | 4 | 5 |
| Репортаж. | 1 | 4 | 5 |
| Очерк. Особенности жанра. | 1 | 4 | 5 |
| Создание газетных статей | 1 | 4 | 5 |
| Редактирование текста | 1 | 3 | 4 |
| Оформление, дизайн газеты | 1 | 3 | 4 |
| Выпуск школьной газеты | 4 | 15 | 19 |
| Итого | 19 | 49 | 68 |
2-й год обучения |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ. Анкета «Газета—это для меня» | 1 | 1 | 2 |
2 | Профессиональная готовность журналиста к работе | 1 | 3 | 4 |
3 | Возникновение и развитие журналистики | 1 | 3 | 4 |
4 | Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России | | 2 | 2 |
5 | Развитие западной и современной журналистики на современном этапе. Перспективы развития журналистики. | | 2 | 2 |
6 | Основные понятия и жанры журналистики | 1 | 3 | 4 |
7 | Информационно-публицистические жанры (заметка, зарисовка) | 1 | 5 | 6 |
8 | Интервью и интервьюирование | 1 | 5 | 6 |
9 | Очерк (сюжетный, описательный) | 1 | 4 | 5 |
10 | Литературное редактирование | 1 | 3 | 4 |
11 | Содержание и форма газеты | 2 | 6 | 8 |
12 | Выпуск школьной газеты | 4 | 17 | 21 |
| Итого | 14 | 54 | 68 |
3-й год обучения |
| Вводное занятие | 1 | | 1 |
| Перспективы развития журналистики | | 4 | 4 |
| Особенности газетного дела | 1 | 3 | 4 |
| Задачи оформления газеты | 1 | 2 | 3 |
| Лицо газеты | | 2 | 2 |
| Основы макетирования газеты | 1 | 3 | 4 |
| Оформление газеты | 1 | 4 | 5 |
| Дизайн текстового материала | 1 | 1 | 2 |
| Иллюстрации в газете | 1 | 2 | 3 |
| Маркетинг газеты | 1 | 4 | 5 |
| Аналитические жанры | 1 | 5 | 6 |
| Статья (проблемная, обобщающая) | 1 | 5 | 6 |
| Выпуск школьной газеты | | 23 | 23 |
| Итого | 10 | 58 | 68 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
-различные периодические печатные издания, тексты для редактирования.
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы, стулья.
Технические средства: компьютер, фотоаппарат, проектор, экран (SmartBoard)
У каждого обучающегося – блокнот, ручка.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
Шкопоров Н. Б. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
Правовое поле журналиста. Электронный ресурс. Режим доступа [http://its-journalist.ru /Articles/pravovoe_pole_zhurnalista.html]
Маленкова Л. И. Человековедение. М., 1993.
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
Кеворков В. В. Рекламный текст. М., 1996.
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.:
Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
В мастерского фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О. А. Бакулина, Л. В. Сёмовой. –
М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.
Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000): учебный комплект:
учебное пособие; хрестоматия. – Флинта, 2018.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М.,
2001.
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Интернет ресурсы
http://imho-online.ru/
http://journalisti.ru/
http://www.knigafund.ru/
http://www.journ.msu.ru/study/handouts/texts/
http://yojo.ru/
http://www.oshibok-net.ru/for-journalists/library/lit-jur/
Ресурсы по профориентации
http://gaude.ru/onlain-test-spravishsya-li-ty-s-rabotoi-zhurnalista
http://www.artmile.ru/journalist-test.htm
http://www.start4you.ru/test/10000011
http://evartist.narod.ru/text8/34.htm
http://www.igumo.ru/novosti/test-smozhete-li-vy-stat-zhurnalistom/