СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "Пресс-центр"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле предсталена дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-педагогической направленности  "Пресс-центр".

Основной целью программы является создание условий для включения детей и подростков в реальное информационно-коммуникативное, культурологическое и ценностное взаимодействие с окружающим миром посредством вовлечения в организацию работы школьной газеты.

Особенность реализации программы - её продукт, а именно ежемесячный выпуск газеты «13-й район». Она является составной частью единого социокультурного пространства школы, включающего в себя работу клубов по интересам, библиотечные выставки и уроки, праздничные концерты и театральные постановки, разнообразную проектную деятельность и творческие конкурсы.    

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Пресс-центр"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 13» города Сарова

Э





Принята   

на заседании педагогического совета   

             Утверждаю:  

             Директор МБОУ Школы №13  

«___» ________________ 2021г.        

________________________   

Протокол № __________  

«___»______________ 2021г.  







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«ПРЕСС - ЦЕНТР»






Возраст обучающихся: 11 - 17 лет

Срок реализации: 3 года





Автор - составитель программы:

Пронина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы
















Саров

2021



Содержание программы:

Пояснительная записка

Общая характеристика программы………… …….……………

Контроль и форма проведения аттестации по программе….

Место курса в учебном плане

Планируемые результаты.........................................................

Принципы реализации ДООП «Пресс-центр»… …… … … …

Содержание программы… … … .. …… .. … … … .. … .. … …

Учебно-тематический план… … . … … … . … . … .. … … . …

Методическое и материально-техническое обеспечение курса

Методическая литература для педагога… … … … … … … ..

Методическая литература для учащихся… … … … . … . ….. … .. … … ..

















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стратегической целью государственной политики в области образования сегодня является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует от ученика не суммы знаний, а умения ставить познавательные цели, говорить, писать, слушать, искать и перерабатывать информацию, формулировать вопросы, вступать в диалог, выявлять проблемы в общении и находить способы их решения. А также осуществлять моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей. Отдельной строкой в федеральном образовательном стандарте прописано следующее: современный выпускник — это человек, любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. То есть современное образование подразумевает формирование гражданственности, патриотизма, ставит не только сугубо образовательные, но и воспитательные цели. В обществе в свете последних событий в мире произошло осознание того, что в формировании у подрастающего поколения готовности взять на себя ответственность за будущее России чрезвычайно важна роль гражданского воспитания.

Сегодня ученик – центр образовательной системы, а главная задача школы – выявление его потенциала, формирование индивидуальности, создание условий для активного принятия и присвоения гражданских и патриотических ценностей. Эта самая задача может быть успешно решена через создание условий для включения детей и подростков в реальное информационно-коммуникативное, культурологическое и ценностное взаимодействие с социумом. Построение дополнительного информационного пространства школы посредством вовлечения детей и подростков в организацию работы школьной газеты является одним из механизмов воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции и повышения интереса к учёбе. Именно школьная газета предполагает моделирование ситуаций взрослой жизни, реальное практическое взаимодействие обучающихся с окружающим миром в информационном и коммуникативном плане в процессе подготовки материалов для каждого выпуска.

Направленность: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пресс-центр» имеет социально-педагогическую направленность и является органической частью всей системы духовно-нравственного и гражданского-патриотического воспитания, а также неотъемлемой частью работы школы по социальной адаптации и профориентации обучающихся.

Актуальность реализации программы заключается в том, что она позволяет создать условия для включения детей и подростков в реальное информационно-коммуникативное, культурологическое и ценностное взаимодействие с окружающим миром посредством вовлечения в организацию работы школьной газеты, что способствует развитию и реализации творческих способностей учащихся, а также развитию их коммуникативной культуры и познавательной компетенции.

Основной целью программы является создание условий для включения детей и подростков в реальное информационно-коммуникативное, культурологическое и ценностное взаимодействие с окружающим миром посредством вовлечения в организацию работы школьной газеты.

Особенность реализации программы - её продукт, а именно ежемесячный выпуск газеты «13-й район». Она является составной частью единого социокультурного пространства школы, включающего в себя работу клубов по интересам, библиотечные выставки и уроки, праздничные концерты и театральные постановки, разнообразную проектную деятельность и творческие конкурсы.

Школьная газета – это платформа для взаимодействия учителей, учащихся и их родителей, позволяющая всем участникам образовательного процесса познакомиться со школьной жизнью и понаблюдать за всеми событиями, так сказать, изнутри, стать ближе друг другу. Именно школьная газета позволяет детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогает лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Значимые события города и школы, жизненный путь педагогов-ветеранов, самые интересные мероприятия, победы в различных конкурсах и творческие работы учащихся — вот далеко не полный перечень тем, которые мы освещаем на страницах нашей газеты.

Программа работы над проектом составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объём работы. В процессе работы над выпуском школьной газеты обучающиеся изучают основы журналистики, методы сбора и обработки информации, знакомятся с основными журналистскими жанрами и осваивают методы работы со словом.

Таким образом, работа в рамках программы способствует: развитию активной гражданской позиции учащихся, формированию чувства гражданской ответственности и пониманию личной социальной значимости подростков в решении актуальных проблем школы и местного сообщества, поскольку участники программы самостоятельно определяют тематику и содержание материалов, направленных на разновозрастную категорию участников образовательного процесса; 
совершенствованию коммуникативных способностей и познавательной активности учащихся, ведь подготовка материалов предполагает реальное общение с окружающими, а также работу с различными источниками информации;  формированию положительного имиджа школы в местном сообществе. Безусловно, подготовка авторских материалов для газеты – это один из способов развития творческих способностей учащихся, а также их подготовка к будущей профессиональной деятельности.


В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

1.Образовательные

- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу

- совершенствование и развитие навыков литературного творчества

- повышение грамотности

2. Воспитательные

- сплочение разновозрастных групп учащихся в единый коллектив для плодотворной работы

- воспитание информационной культуры

- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции

3. Развивающие

- развитие коммуникативных способностей обучающихся в разновозрастном коллективе

- повышение статуса обучающихся в школьном коллективе

- развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую

деятельность.



















Общая характеристика программы

Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

В ходе освоения программы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. На практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Таким образом, реализация ДООП «Пресс-центр» предусматривает формирование, развитие и совершенствование у обучающихся следующих универсальных учебных действий (УУД):

познавательные:

  • поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации);

  • структурирование информации и знаний (в т.ч. составление текстов) и её понимание;

  • выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия;

  • самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждения;

  • формулирование проблемы;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление проблемы конфликта, поиск способов

устранения, принятие решения и его реализация;

  • слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других (высказанные в

устной и письменной формах);

  • сообщать в устной и письменной формах мнения и взгляды других;

  • использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей

позиции;

регулятивные:

  • постановка цели в процессе освоения учебной информации, выявление

объективной информации, необходимой для освоения;

  • составление и реализация плана деятельности при освоении учебной

информации, контроль усвоения учебной информации;

  • оценивание результатов выполненной деятельности;

  • самодиагностика и коррекция собственных учебных действий;

личностные:

  • установление учащимся значения результатов своей деятельности для

удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

  • выделение морально-этического содержания событий и действий;

  • ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного

морального выбора;

  • построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и

самооценку;

  • формирование идентичности личности;

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение

жизненных планов во временной перспективе.


Важным механизмом реализации программы является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, учащимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Программа работы творческого объединения составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объём работы.

Программа включает в себя:

  • изучение основ истории журналистики;

  • обзор современных средств массовой информации;

  • знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

  • изучение методов сбора и обработки информации;

  • изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);

  • освоение методов работы со словом.

Формы занятий, предусмотренные программой:

  • свободная творческая дискуссия;

  • ролевые игры;

  • творческих заданий;

  • активные методы формирования системы общения;

  • практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Методы и приёмы:

  • словесные;

  • наглядные;

  • игровой;

  • анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;

  • практический (создание, издание и распространение школьной газеты);

  • проблемный;

  • диалоговый;

  • лабораторные работы;

  • экскурсии.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии обучающийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 15 человек.









Контроль и формы проведения аттестации по программе.

Работа учащихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков. Возможности практического применения в различных ситуациях - творческого использования.


Высокий уровень

освоения программы


Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой

деятельности приобретенных знаний умений и навыков.


Средний уровень

освоения программы


Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания умения и навыки.


Низкий уровень

освоения программы


Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные




Критериями оценки результативности обучения воспитанников также являются:

- критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии;

- критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности;

- критерии оценки уровня развития и воспитанности детей: культура организации практической деятельности: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность.


Формы проведения аттестации: творческие работы в жанре журналистики, практические работы, конкурсы, итоговые занятия.

















Место курса в учебном плане


ДООП «Пресс-центр» наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника. Реализация ДООП «Пресс-центр» рассчитана на 3 года, возрастная категория обучающихся – 11 – 17 лет.

Годовое количество учебных часов по программе составляет:

год обучения

нагрузка

(часов в неделю)

годовое кол-во часов

(из расчета: 34 учебные недели)

1

2

68

2

2

68

3

2

68

Итого


204


Программа предусматривает аудиторный и внеаудиторный формат занятий, в том числе с использованием дистанционных средств коммуникации.


Междисциплинарные связи

-Журналистика

-Компьютерные технологии

-Литература

-Русский язык

-Иностранный язык

-Региональный компонент: изучение работы местных СМИ, знакомство и проведение совместных мероприятий с журналистами г. Саров, а также писателями городского литературного объединения.






























Планируемые результаты


Реализации ДООП «Пресс-центр» позволит создать в школе разновозрастную команду обучающихся (редколлегию газеты), ответственную за выпуск школьной газеты, которая выходит 1 раз в 2 месяца в бумажном варианте и одновременно с этим публикуется в группе школы во ВКонтакте (http//scool13.ru)

Личностные результаты освоения обучающимися ДООП «Пресс-центр»:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение системой значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

  • правосознание;

  • сформированная экологическая культура;

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные результаты освоения обучающимися ДООП «Пресс-центр»:

  • развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;

  • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (поиск и выделение нужной информации, обобщение и классификация информации);

  • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и(или) ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на родном языке;

  • представление о родном языке как средстве познания мира и других культур; осознание роли родного языка в жизни современного общества и личности;

  • обогащение опыта межкультурного общения.

В результате освоения ДООП «Пресс-центр» обучающиеся должны

знать:

  • что такое тема, идея (основная мысль текста), его композиция;

  • характерные особенности типов и стилей речи;

  • изобразительно-выразительные средства публицистического стиля;

  • разнообразные виды синтаксических конструкций;

  • жанры публицистического стиля;

  • основной перечень компьютерных программ для создания печатных и электронных изданий;

  • основные структурные компоненты печатного издания;

  • основные положения закона о СМИ в Российской Федерации;

уметь:

  • определять стиль и тип речи;

  • давать характеристику текста публицистического стиля;

  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;

  • составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

  • находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

  • строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

  • фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста;

  • участвовать в дискуссии, обсуждении;

  • использовать различное ПО для верстки печатного издания.


















































Принципы реализации ДООП «Пресс-центр»

Основываясь на целях, задачах и характере дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пресс-центр», можно выделить следующие её концептуальные основы (принципы):

  • Принцип гуманистической направленности: в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности обучающихся.

  • Принцип личностно-деятельностного подхода предполагает, что обучающийся выступает как активный, творческий субъект деятельности, что выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приемов работы, которые являются для них предпочтительными, в опоре на имеющиеся знания учащихся в различных областях и их использование в ходе занятий, в учете социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, в повышение роли самостоятельной работы учащихся; ограничение ведущей роли учителя с приоритетом в его работе функций консультанта, помощника, советника.

  • Принцип вариативности: в рамках программы культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

  • Принцип креативности: в процессе освоения программы педагог поддерживает развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

  • Принцип успешности и социальной значимости: усилия педагога (организатора) направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха; важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

  • Принцип преемственности - возможность изучения многоуровневой программы и продолжения обучения в другом учреждении дополнительного образования или высшем учебном заведении.

  • Принцип социального заказа: реализация программы способствует достижению обучающимися результатов образования, закрепленных нормативными документами, а значит, отвечающих потребностям семьи, общества, государства.




















Содержание программы


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ. Возникновение журналистики в России. Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России.

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А. С. Пушкин – публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург»; Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

Особенности становления и назначения печатных изданий в России. Развитие западной и современной журналистики на современном этапе. Перспективы развития журналистики.

Задания. Напишите репортаж «Герои нашего города». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. Понятие жанра в публицистике (информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА К РАБОТЕ. Профессиональная этика журналиста. Психологическая готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати»


ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.


ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.


СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.



ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Лицо газеты. Идейное содержание, миссия газеты. Название, логотип, девиз. Формирующие признаки газеты: территория распространения, цели и задачи распространения. Издательская марка.

Размерные элементы: формат, объём, колонки. Газетная полоса, газетная страница.

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)

Задачи оформления газеты. Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. Тип подачи материала. Постоянные элементы газеты: заглавие, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).

Маркетинг газеты. Калькуляция выпуска и тиража газеты. Реклама, её виды и возможности использования в газете.

Основы газетного дела. Практика-работа над выпуском газеты.

Задание. Оформление фоторепортажей, создание газеты.


АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

Обзор печати – особый жанр.

Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.


ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ - ОСНОВА ГАЗЕТЫ

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.


РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ

Роль рекламы в нашей жизни: положительная и отрицательная.

Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.


ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?

Интервью – особенности жанра.

Виды интервью: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.


РЕПОРТАЖ

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.


ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала.

Очерки событийные и путевые.


РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Чёткость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования. Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.


ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ

Оформление заголовков газеты. Назначение заголовков. Виды заголовков. Шрифтовое их оформление. Сочетание шрифтов.

Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Эпиграф.

Выделения в тексте. Абзац. Приёмы выделений: бордюр, вводка, разрядка, рамки, линейки. Контраст. Набор в рамке.

Иллюстрации в газете. Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Портрет. Пейзаж. Фоторепортаж. Карикатура. Дружеский шарж. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

Технологическая схема производства газеты. Печатные машины в типографиях. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на компьютере.

Основы макетирования газеты. Предварительные расчёты. Составление графического материала. Макетирование на компьютере.



ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ



























Учебно-тематический план


Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

1-ый год обучения

Вводное занятие.

Понятие о школьной газете

1

1

2

Из истории журналистики

1

1

2

Печатные издания и их роль

1

1

2

Текст. Тема и идея текста.

1

1

2

Стили речи. Особенности

стилей.

1

1

2

Газета. Какая она должна

быть?

1

1

2

Анализ рубрик печатных изданий.

1

2

3

Газетная статья - основа

газеты

1

3

4

Реклама на страницах газеты.

1

2

3

Интервью. Что значит взять

интервью?

1

4

5

Репортаж.

1

4

5

Очерк. Особенности жанра.

1

4

5

Создание газетных статей

1

4

5

Редактирование текста

1

3

4

Оформление, дизайн газеты

1

3

4

Выпуск школьной газеты

4

15

19


Итого

19

49

68

2-й год обучения

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ. Анкета «Газета—это для меня»

1

1

2

2

Профессиональная готовность журналиста к работе

1

3

4

3

Возникновение и развитие журналистики

1

3

4

4

Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России


2

2

5

Развитие западной и современной журналистики на современном этапе. Перспективы развития журналистики.


2

2

6

Основные понятия и жанры журналистики

1

3

4

7

Информационно-публицистические жанры (заметка, зарисовка)

1

5

6

8

Интервью и интервьюирование

1

5

6

9

Очерк (сюжетный, описательный)

1

4

5

10

Литературное редактирование

1

3

4

11

Содержание и форма газеты

2

6

8

12

Выпуск школьной газеты

4

17

21


Итого

14

54

68

3-й год обучения


Вводное занятие

1


1


Перспективы развития журналистики


4

4


Особенности газетного дела

1

3

4


Задачи оформления газеты

1

2

3


Лицо газеты


2

2


Основы макетирования газеты

1

3

4


Оформление газеты

1

4

5


Дизайн текстового материала

1

1

2


Иллюстрации в газете

1

2

3


Маркетинг газеты

1

4

5


Аналитические жанры

1

5

6


Статья (проблемная, обобщающая)

1

5

6


Выпуск школьной газеты


23

23


Итого

10

58

68






























МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

-различные периодические печатные издания, тексты для редактирования.


Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы, стулья.

Технические средства: компьютер, фотоаппарат, проектор, экран (SmartBoard)

У каждого обучающегося – блокнот, ручка.












































МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА


  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

  2. Шкопоров Н. Б. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

  3. Правовое поле журналиста. Электронный ресурс. Режим доступа [http://its-journalist.ru /Articles/pravovoe_pole_zhurnalista.html]

  4. Маленкова Л. И. Человековедение. М., 1993.

  5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

  6. Кеворков В. В. Рекламный текст. М., 1996.

  7. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

  8. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.:

Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.

  1. В мастерского фотожурналиста. Сборник статей / Под ред. О. А. Бакулина, Л. В. Сёмовой. –

М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.

  1. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000): учебный комплект:

учебное пособие; хрестоматия. – Флинта, 2018.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М.,

2001.

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992


Интернет ресурсы

http://imho-online.ru/

http://journalisti.ru/

http://www.knigafund.ru/

http://www.journ.msu.ru/study/handouts/texts/

http://yojo.ru/

http://www.oshibok-net.ru/for-journalists/library/lit-jur/


Ресурсы по профориентации

http://gaude.ru/onlain-test-spravishsya-li-ty-s-rabotoi-zhurnalista

http://www.artmile.ru/journalist-test.htm

http://www.start4you.ru/test/10000011

http://evartist.narod.ru/text8/34.htm

http://www.igumo.ru/novosti/test-smozhete-li-vy-stat-zhurnalistom/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!