СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "Мастерская бисерной вышивки "Эмбройдери"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 11-17 лет при обучении основам бисерной вышивки и выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Мастерская бисерной вышивки "Эмбройдери"»

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МБУ ДО «Дворец детского творчества» г. Якутска













Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

«Мастерская бисерной вышивки «Эмбройдери»











Составила старший педагог высшей категории

Константинова Антонина Афанасьевна











Якутск 2017г.

Содержание



1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

2. Мастерская бисерной вышивки «Эмбройдери»…………………………7

3. Условия обеспечения программы ……………………………………….18

4. Литература для педагога………………………………………………….19

5. Литература для учащихся……………………………………………19































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы художественная - программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 11-17 лет при обучении основам бисерной вышивки и выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей.

Актуальность программы обусловлена тем, что в наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. Существуют школы бисероплетения, вышивки, появляются многочисленные кружки, проводятся мастер-классы. Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделии женщина, как и столетия назад, хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка — это то. что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду. Искусство вышивки бисером становится популярным в последнее время. Данная программа поможет освоить почти все существующие техники вышивки бисером и некоторые техники плетения бисером, а также приобрести практические навыки.

Педагогическая целесообразность. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями. Занятия по бисерной вышивке при изготовлении коллективных изделий, одна из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый обучающийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого обучающегося в этом процессе очень значима, и ребенок, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника коллектива. Обучающийся, работая сам над произведением, ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение процесса создания готового изделия из бисера с использованием различных техник (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, вязание бисером). Таким образом, педагогической целесообразностью образовательной программы можно считать формирование у детей чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллективные работы), с одной стороны, и формирование самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник вышивки и бисероплетения, при выполнении индивидуальных изделий.

Отличительной особенностью данной программы является изучение народных традиций бисерной вышивки на территории Якутии. В программе уделяется внимание экскурсиям в музеи, выставочные залы, где учащиеся знакомятся с различными видами художественного и декоративно - прикладного искусства, с историей и традициями. Всё познанное и увиденное отражается в работах обучаемых. С целью расширения кругозора будут проводится встречи с людьми творческих профессий, в том числе и с народными мастерами.

Адресат программы: предназначена для детей с 11 до 17 лет, т.е. на учащихся 5-11 классов.

Объем программы: 136 часов

Формы занятий: Групповые занятия по программе является основной формой учебной и воспитательной работы, также возможны также занятия в мини группах и индивидуальные занятия. Особенно это будет полезно при создании выставочных работ для участия в конкурсах.

Срок освоения: 1 год.

Режим– 2 раза в неделю по 2 часа.

Цель: создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей, посредством освоения бисерного ремесла, как одного из видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Предметные :

- формировать систему знаний об истории и развитии бисерного ремесла;

- изучить основы различных техник (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, вязание бисером, вышивка люневильским крючком);

-формировать практические навыки работы в различных видах (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером).

Метапредметные:

- развивать общий кругозор;

- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

- формировать художественно-эстетический и художественный вкус;

- обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

- развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;

- развивать творческую деятельность учащегося

Личностные :

- формировать общую культуру учащихся; прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитывать эстетическое отношение детей к действительности;

- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда;

- содействовать активизации познавательной и творческой деятельности;

-содействовать организации содержательного досуга;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;

- воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;

- воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;

- воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.





























Учебно-тематический план

Наименование тем и разделов

Кол-во

часов

Теория

Практика

Форма занятия

Форма контроля

1

Вводное занятие, ТБ и ПБ

2

2




1.Знакомство с бисером (16 часов)

1.1.

Знакомство с материалами и инструментами

2


2



1.2.

Упражнения для начинающих. Работа с описанием и схемой.


4




1.3.

Зарисовка эскиза изделия. Подбор материала


2




1.4.

Создание украшения на выбор (брошь, кулон) – мозаичное оплетение кабошона


4




1.5.

Создание украшения на выбор (брошь, кулон) –обработка края и изнанки изделия


4





2. Изготовление рукавиц с вышивкой из бисера (16 часов)

2.1.

Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань


2




2.2.

Вышивка бисером


10




2.3.

Крой и Сборка изделия


4





3. Создание диадемы или ободка (16 часов)

3.1.

Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань


2




3.3.

Подбор материала, техники (вышивка или плетение)


2




3.4.

Вышивка крупных элементов


4




3.5.

Заполнение пространства на изделии бусинами, биконусами, бисером


4




3.6.

Обработка края и изнанки изделия


4





4. Изделие на выбор (брошка елочка, снеговик, снежинка)

на новогоднюю тему (12 часов)

4.1.

Создание эскиза, подбор материала


2




4.2.

Вышивка бисером, пайетками


6




4.3.

Обработка края и изнанки изделия


4





5. Изготовление колье (12 часов)

4.1.

Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань


2




4.2.

Подбор материала, техники (вышивка или плетение)


2




4.3.

Вышивка крупных элементов


4




4.4.

Заполнение пространства на изделии бусинами, биконусами, бисером






4.5.

Обработка края и изнанки изделия


4





6. Изготовление сумочки с фермуаром (16 часов)

6.1.

Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань


2




6.2.

Подбор материала, вышивка бисером


4




6.3.

Вышивка бисером


6




6.4.

Крой и сборка изделия


4





7. Создание якутского национального нагрудного украшения

илин кэбиьэр ( 24ч)

7.1.

Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань


4




7.2.

Подбор материала (стразы, бусины, бисер)


4




7.3.

Вышивка бисером (гривны, середины «Солнце», мелких частей)


12




7.4.

Сборка изделия


4





8. Создание якутского национального головного украшения

бастына ( 20ч)

8.1.

Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань


4




8.2.

Подбор материала (стразы, бусины, бисер)


4




8.3.

Вышивка бисером (основы, боковых частей)


8




8.4.

Сборка изделия


4





Итоговое занятие

2






Итого 136 часов





Содержание программы

1.Введение. Безопасность труда и гигиена.

Организация рабочего места. Общие сведения о производственной санитарии, личной гигиене, безопасности труда. Требования к освещению.

1.1. Знакомство с материалами и инструментами.

Учащиеся знакомятся с используемыми материалами и инструментами. Разновидности бисера чешский, японский, китайский, размеры бисера, рубка, стеклярус. Подбор цвета бисера, бусин, проволоки.

Правила использования нитей, проволоки, лески. Способы закрепления нитей. Использование различных способов вышивки и плетения при изготовлении изделий и их обоснованность. Расход материала.

1.2. Упражнения для начинающих

Работа с описанием и схемой. Зарисовка схемы цифровой и схематической формой. Набор бисера на проволоку, иглу с леской, нить. Плетение ндебеле, мозаичное плетение, вышивка в прикреп, вперед иголку, тамбурная вышивка, вышивка гладью, вышивка пайетками

1.3. Зарисовка эскиза изделия. Подбор материала

Эскиз выбирает сам учащийся, исходя из своей фантазии. Для начинающих предлагаются простые формы. Некоторые виды бисера и бусин подходят к определенным тканям, техникам. Необходимо подобрать по цвету, форме материалы.

1.4.Создание украшения на выбор (брошь, кулон) – мозаичное оплетение кабошона. Рассказ о натуральных камнях и самодельных кабошонах из полимерной глины, стеклянной линзы. Работа с японским бисером – оплетение кабошона.

1.5.Создание украшения на выбор (брошь, кулон) – обработка края и изнанки изделия. Изнанка изделия может быть из натуральной или искусственной кожи, замши, бархата. Обработка края изделия разными способами.

2. Изготовление рукавиц с вышивкой из бисера (16 часов)

2.1. Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань.

Рассказ о значении якутских узоров. Выбор узора, с помощью трафарета нанесение на сукно.

2.2.Вышивка бисером. Вышивание в три ряда основного узора, края, большого пальца.

2.3. Крой и Сборка изделия. Кроим и пришиваем детали в готовое изделие. Подклад из теплого флиса.

3. Создание диадемы или ободка (16 часов)

3.1. Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань. Снятие мерок окружности головы. Рисуем эскиз. Перенос на твердый фетр (для вышивки).

3.2. Подбор материала, техники (вышивка или плетение). Выбор кабошонов или страз, бусин, бисера по цвету, фактуре. Для создания с помощью проволоки – выбор металлической фурнитуры.

3.3. Вышивка крупных элементов. Соединение крупных элементов, мозаичное оплетение кабошонов или страз, фурнитуры

3.4.Заполнение пространства на изделии бусинами, биконусами, бисером. Для завершенного вида изделия, для придания объемности, необходимо заполнить пространство между крупными элементами более мелкими деталями.

3.5. Обработка края и изнанки изделия.

Изнанка из натуральной или искусственной кожи, скрытие швов и металлической основы.

4. Изделие на выбор (брошка елочка, снеговик, снежинка) на новогоднюю тему (12 часов)

4.1. Создание эскиза, подбор материала. Создание эскиза на новогоднюю тематику, подбор материала.

4.2. Вышивка бисером, пайетками. Вышивка пайетками, бисером. Рассказ о разновидностях пайеток, об особенностях вышивки пайетками .

4.3. Обработка края и изнанки изделия. Изнанка из натуральной или искусственной кожи.

5. Изготовление колье (12 часов)

5.1. Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань. Рассказ о разновидностях колье, оплечье, чокер и т.д. снятие мерок с шеи. Создание эскиза. Может применяться несколько разных техник.

5.2.Подбор материала, техники (вышивка или плетение). Выбор кабошонов или страз, бусин, бисера по цвету, фактуре.

5.3. Вышивка крупных элементов. С помощью линейки достигаем симметрии или наоборот если фантазийное колье, асимметрии. Оплетение кабошонов или страз.

5.4.Заполнение пространства на изделии бусинами, биконусами, бисером. Для завершенного вида изделия, для придания объемности, необходимо заполнить пространство между крупными элементами более мелкими деталями.

5.5. Обработка края и изнанки изделия. Изнанка из натуральной или искусственной кожи, скрытие швов.

6. Изготовление сумочки с фермуаром (16 часов).

6.1. Создание эскиза, мерка, выбор ткани, перенос изображения на ткань. Рассказ о разновидностях фермуаров. Выбор узора, с помощью трафарета нанесение на сукно. Или же рисунок эскиза на ткань.

6.2. Подбор материала, вышивка бисером. Выбор кабошонов или страз, бусин, бисера по цвету, фактуре. Так как площадь сумочки больше рукавиц, вышивка дольше.

6.3. Вышивка бисером. Так как площадь сумочки больше рукавиц, вышивка дольше.

6.4. Крой и сборка изделия. Кроим и пришиваем детали в готовое изделие. Подклад из вискозы. Прикрепление ремешка.

7. Создание якутского национального нагрудного украшения

илин кэбиьэр ( 24ч).

7.1. Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань. Рассказ о значении и смысле узоров и национальных украшений. Создание эскиза.

7.2.Подбор материала (стразы, бусины, бисер). Выбор кабошонов или страз, бусин, бисера по цвету, фактуре. Подсчет количества.

7.3.Вышивка бисером (гривны, середины «Солнце», мелких частей). Массивное, крупное изделие состоящее из множества деталей, вышивка мелких круглых частей, середины, шейной гривны

7.4. Сборка изделия. Сборка требует точности и внимания, детали прикрепляются к другу другу бисером и бусинами.

8. Создание якутского национального головного украшения бастына

( 20ч)

8.1.Создание эскиза, мерка, перенос изображения на ткань. Рассказ о значении якутского крашения бастына. Создание эскиза. Перенос на ткань

8.2. Подбор материала (стразы, бусины, бисер). Выбор кабошонов или страз, бусин, бисера по цвету, фактуре. Подсчет количества.

8.3. Вышивка бисером (основы, боковых частей). Немножко похоже на изготовление диадемы.

8.4. Сборка изделия. Сборка требует точности и внимания, детали прикрепляются к другу другу бисером и бусинами.

Итоговое занятие – выставка всех изделий, созданных за год

Планируемые результаты обучения

После освоения программы к концу обучения учащиеся должны показать углубленный уровень знаний:

В обучении:

учащиеся должны знать:

- основные рекомендации для бисерного рукоделия;

- особенности, относящиеся к определённому виду рукоделия

- технологию плетения, низания, вышивки и вязания крючком из бисера;

- уметь оформлять свои работы;

- знать меры устранения и предупреждения дефектов в работе;

- требования гигиены и безопасности труда.

- об особенностях традиционных художественных промыслов народов Республики Саха (Якутия)

В развитии:

-выполнять основные приёмы по описанию, в зависимости от вида изделия, подбирать материал и инструменты для работы;

- выполнять изделия средней сложности

Воспитании:

- развить свои гражданские качества, патриотического отношения к России и своему краю, к культуре родного края

Формы подведения итогов

- Коллективное обсуждение работ среди учащихся мастерской

- выставка работ учащихся мастерской

- предоставление работ учащихся мастерской – на городские, региональные, всероссийские, международные выставки и конкурсы

Критерии оценки

- проявление индивидуального почерка в работе ученика

- способность выполнить изделие по собственному эскизу о идеи до воплощения в материале

- Художественный и качественный уровень в изделии ученика

- участие работ в выставках разного уровня

Способы определения результативности:

В программе используются следующие методы отслеживания результативности:

1.Педагогическое наблюдение.

2.Педагогический анализ результатов анкетирования, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (конференциях, конкурсах), защита проектов, активности учащихся на занятиях.

3.Мониторинг. Для отслеживания результативности используется:

Педагогический мониторинг:

1.Диагностика личностного роста и продвижения

2.Анкетирование

3. Отзывы

Мониторинг образовательной деятельности учащихся:

1.Самооценка воспитанника

2.Оформление листов образовательного маршрута

3.Оформление фотоотчётов

Показатели оценки умений учащихся:??????

1.Умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

2.Умение ставить перед собой цель.

3.Умение воспринимать и анализировать ситуацию.

4.Умение ставить и формулировать проблему.

5.Умение формулировать собственное мнение и позицию.

6.Адекватно оценивать собственное повеление и поведение окружающих.

7.Умение провести самооценку и самоанализ.

8.Умение формулировать своё затруднение.

9.Умение задавать вопросы, обращаться за помощью.

В процессе контроля знаний, умений и навыков обучаемых следует обращать внимание на следующие критерии:

- Точность представленной информации.

- Разнообразие фактов и примеров в ответах.

- Умение работать в группе

Условия обеспечения программы

Материально техническое обеспечение программы:

Для организации и проведения эффективного учебного процесса необходимо иметь хорошо освещенный, теплый, сухой , при необходимости легко проветриваемый кабинет, помещение которого рассчитано на 10-15 ученических мест.

Необходимое оборудование: столы, стулья, шкафы или полки для хранения материалов и работ, пяльцы вышивальные круглые и квадратные разных размеров, ножницы, бисерные иглы, емкости для хранения бисера и бусин, лампа настольная, карандаши простые и цветные, ластик, тетради для записей, альбомы для эскизов, клей Момент кристалл

Необходимые материалы: бисер разный по форме и цвету, стеклярус, бусы, стразы, нити, мононить, ткань под основу вышивки, проволоки для плетения, застежки, крючки, пайетки, канитель, трунцал.

Ресурсное обеспечение программы:

Цифровые – образовательные ресурсы:

Пособия

Презентации

Интернет – ресурсы;

Методическое обеспечение

Методы обучения: словесные, наглядные, методы практической работы, групповая, индивидуальная работа.

В реализации программы используются:

- мастер- классы в формате PDF ;

- наглядные материалы; - видеоуроки



Литература для педагога

  1. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М. 1967

  2. Гумилевская М.Н. Строчка и вышивка. М.1953

  3. Емельянова Т.Д., Еременко Т.И. Вышивка. М.1960

  4. Ефимова Екатерина Михайловна. Семантика картины мира якутов в традиционной одежде : дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Улан-Удэ, 2006

  5. Носов М.М. Одежда и ее украшения у якутов XVII - XVIII веков

  6. Петрова С.И. Традиционное якутское шитье и вышивка. III. ТЕХНОЛОГИЯ ШИТЬЯ И ВЫШИВКИ http://www.olonkho.info/ru/index.

  7. Работнова И.П., Яковлева В.Я. Русская народная вышивка. М.1957

  8. Тазова Н.А. Кружок филейно-гипюрной вышивки. М.1981

  9. Чебан В. Узоры и орнаменты для мастера, Ростов-на-Дону, 2000





Литература для учащихся

  1. Постникова А. Северное сияние, Я.2013

  2. Петрова С.И. Лоскутная радуга Я.2014

  3. Неустроев Б.Ф. – Мандар. Узоры шитья. 2006

  4. Грюн Гудрун и Марайке. Объемное плетение из бисера, М.2006

  5. Жиркова Л.П. Традиционное шитье конского убранства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!