СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашняя работа по математике как форма организации самостоятельной деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет разобраться в домашней работе по математике как в форме организации самостоятельной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Домашняя работа по математике как форма организации самостоятельной деятельности учащихся начальной школы»

42














ТЕМА

«Домашняя работа по математике как форма организации

самостоятельной деятельности учащихся начальной школы»


Курсовая работа

По дисциплине «Методика преподавания математики»


ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………...

11


1.1

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности. Виды домашних заданий по математике в начальных классах………………………..

11


1.2.

Роль домашнего задания по математике в организации самостоятельной деятельности младших школьников……………………………….........................

18

ГЛАВА 2.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...............................

27


2.1.

Опыт работы учителей по проблеме исследования…

27


2.2.

Методические рекомендации по реализации домашней работы по математике как формы организации самостоятельной деятельности учащихся начальной школы……………………………

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………

51

ВВЕДЕНИЕ


Домашняя работа по математике содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника, помогает организовать свободное время детей дома, содействует воспитанию у них ценных качеств: трудолюбия, организованности, дисциплинированности, аккуратности.

Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы. Наряду с этим в сегодняшней методике домашнего задания существует целый ряд вопросов, касающихся повышения её эффективности и качества. Этим объясняется актуальность темы.

Каждый учитель понимает, что домашняя работа имеет очень важное значение для воспитания школьника, так как способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.

Сущность домашней учебной работы учащихся заключается в том, что она состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Необходимость усиления внимания к развитию самостоятельности деятельности личности обусловлена многими факторами, в том числе заинтересованностью общества в выявлении задатков и максимального развития способностей каждого члена общества в связи с возросшей наукоемкостью большинства современных профессий. Общество нуждается в грамотных, самостоятельных, интеллектуальных людях, а потому проблема развития самостоятельности учащихся привлекает внимание многих педагогов, психологов, философов В.И. Андреев, Л.И. Божович, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, Я.А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн и др.). Разрабатывается проблема самостоятельности учащихся в процессе обучения в школе (В.А. Далингер, И.И. Ильясов, А.Б. Ительсон, В.А. Крутецкий, А.Н. Лук и др.), рассмотрена психология самостоятельного мышления (М.Е.Бершадский, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, А.С. Шаров и др.), анализируется способность к самостоятельности как качество личности (Д.Б. Богоявленская, В.В. Дрозина, Д.А. Леонтьев, Е.Л. Яковлева и др.).

Проблемы организации самостоятельной деятельности учащихся в обучении математике рассматриваются и в диссертационных исследованиях. Отметим, что большее внимание уделяется самостоятельной работе учащихся начальных классов в урочное время (Е.В. Баранова, В.А. Далингер, М.З. Каплан, Е.В. Ларькина, Н.А. Меньшикова, А.Я. Цукарь), а также во внеурочной деятельности (Г.К. Муравин, О.В. Охтеменко, Н.А. Толпекина). Так, с точки зрения Е.С. Петровой, в результате последовательного выполнения самостоятельных задач учащиеся могут самостоятельно знакомиться с новым материалом. Мысль о том, что самостоятельное исследование является способом углубления знаний учащихся, неоднократно высказывал П.М. Э рдниев. Е.В. Ларькина утверждает, что задачи на исследование, как и другие математические задачи, можно использовать с целью закрепления и совершенствования самостоятельной деятельности при выполнении домашней работы.

Теоретическая и практическая разработка педагогических условий реализации домашней работы по математике, как формы организации самостоятельной деятельности учащихся начальных классов позволит разрешить следующие противоречия педагогической науки и образовательной практики:

-между имеющимися научными данными о домашней работы по математике, как формы организации самостоятельной деятельности учащихся начальных классов;

-между объективной потребностью современной начальной школы в практике реализации домашней работы по математике, как формы организации самостоятельной деятельности учащихся начальных классов и неразработанностью необходимых для этой цели педагогических условий и соответствующих научно-методических материалов.

С учетом данных противоречий был сделан выбор темы исследования: «Домашняя работа по математике как форма организации самостояльной деятельности учащихся начальной школы», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия реализации домашней работы по математике, как формы организации самостоятельной деятельности учащихся начальных классов.

Объект исследования: процесс организации самостоятельной деятельности в начальной школе.

Предмет исследования: педагогические условия реализации домашней работы по математике как формы организации самостоятельной деятельности учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования: эффективность домашней работы по математике как формы организации самостоятельной деятельности учащихся начальной школы совокупностью условий, каковыми являются:

-использование системы домашних заданий, адекватных содержанию и логике развития ребенка в младшем школьном возрасте;

-оптимизация наиболее эффективных приемов организации домашней работы для младших школьников.

Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели нами поставлены задачи исследования:

-дать психолого-педагогическую характеристику домашней работе как одна из форм организации учебной деятельности;

- рассмотреть виды домашних заданий по математике в начальных классах;

-определить роль домашнего задания по математике в организации самостоятельной деятельности младших школьников;

-проанализировать опыт работы учителей по проблеме исследования;

Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения следующих методов исследования: теоретический анализ; моделирование; наблюдение (включенное); анализ продуктов деятельности.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются проблема, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования, определяются положения, выносимые на защиту, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы домашней работы по математике как формы организации самостоятельной деятельности учащихся начальной школы» определяется методологическая база исследования; дается психолого-педагогическая характеристика сущности и видов домашней работы; уточняются понятие «самостоятельная деятельность»; теоретически обосновываются педагогические условия реализации домашней работы по математике в организации самостоятельной деятельности младших школьников.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа для выполнения домашней работы по математике как формы организации самостоятельной деятельности учащихся начальной школы» представлен анализ педагогического опыта по рассматриваемой проблеме, дается экспериментальное обоснование педагогических условий реализации домашней работы по математике в организации самостоятельной деятельности младших школьников

В заключении нами излагаются наиболее существенные результаты исследования, представляются общие выводы о степени реализации цели, задач, подтверждении гипотезы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


1.1. Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности. Виды домашних заданий по математике в начальных классах



Домашние задания – являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения. Необходимо помнить, что каждый этап учебной деятельности решает какую-либо задачу. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных. При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций. Цель домашнего задания – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Оно должно быть доступным для ребёнка.

В связи с внедрение ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД.

Так как, домашнее задание остается, в конечном счете, делом самого учителя, поэтому необходимо рассмотреть проблему роли домашнего задания в формировании УУД учащимися с трех позиций, которые выделяет С.Г. Манвелов:

-внимания на основополагающих предметных, метапредметных задач поставленных на уроке;

-повышение прочности и, главное, применимости УУД;

-прочное овладение всеми учащимися основными универсальных учебных действий (Манвелов, 2011, 56).

По утверждению В.Н. Руденко, домашняя работа выполняет важные дидактические функции, а именно:

- закрепление универсальных учебных действий полученных на уроках;

- расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе;

- формирование универсальных учебных действий самостоятельного выполнения упражнений;

- развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учеников;

- выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки и т. п., для изучения новых тем на уроках (Руденко, 2011, 18).

Планируя самостоятельную работу, учителю необходимо, как указывает Н.Б. Истомина:

- предусмотреть ее место в структуре урока;

- подумать, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности;

- определить ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;

- предусмотреть затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

- определить вид и форму заданий;

- установить оптимальную длительность работы;

- подобрать соответствующий дидактический материал;

- предусмотреть рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников (Истомина, 2010,155).

Домашняя работа является продолжением работы учащихся в классе. От того, как учитель дает уроки, и какие требования предъявляет учащимся, зависит многое, в том числе и какие виды домашнего задания, будут использоваться. Следовательно, планируя домашнее задание, перед учителем встает вопрос о выборе его типа. Домашнее задание непосредственно зависит от уровня овладения учащимися материалом, и его трудно планировать. Но если ставится целью развитие личностных универсальных действий школьников и индивидуальное воздействие на учащихся, тогда следует выработать долгосрочную стратегию и то, что не достаточно прочно отработано на уроке, должно быть запланировано в качестве домашнего задания. При планировании домашнего задания необходимо учитывать некоторые факты, такие как: домашнее задание направлено на усвоение всеми школьниками основных универсальных учебных действий и зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся; перспективное планирование домашнего задания необходимо, если использовать его с целью развития личностных универсальных действий учащихся (Загородская, 2009,17).

 Домашние задания могут быть общие, индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняют какое-то задание, являющиеся частью общего классного задания. Например, групповое домашнее задание, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебных принадлежностей, другая – цены продуктов, третья – цены игрушек и т.д. Групповые домашние задания содействуют воспитанию учащихся в духе коллективизма, формированию у детей чувства ответственности за порученное дело.

Индивидуальные домашние задания, например: на кормушке было 5 голубей. К ним подлетели 4 воробья и 2 синицы. Сколько всего птиц стало на кормушке? Общие домашние задания. Придумать из геометрических фигур «Страну математиков». А также бывают такие виды домашних заданий, как:

- домашняя работа: геометрического содержания.

- домашняя работа на решение уравнений.

- домашняя работа творческого характера

- устная домашняя работа.

- домашняя работа исследовательского характера. По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные. Основное назначение дифференцированных задач – обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задачи подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания (Овсяникова, 2012).

По содержанию и основной функции, которую выполняют предметные и метапредметные задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:

1.Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке. Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес. (Паркова, 2014).

2. Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач (Радюпова, 2011).

3. Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы. Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д. (Радюпова, 2011)

4.Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. (Радюпова, 2011).

Таким образом, можно сделать вывод, что:

-ответственное отношение и осмысленное выполнение домашнего задания учащимся развивает многие качества его личности, помогает формированию универсальных учебных действий;

-с помощью домашнего задания можно осуществлять закрепление, систематизацию, применение универсальных учебных действий, устранять пробелы в знаниях, а также углублять и расширять учебный материал;

-являясь самостоятельной учебной деятельностью, домашняя работа формирует навыки самостоятельной работы;

-учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, необходимо вносить в домашнее задание элементы дифференцирования.

Очевидно, педагогические возможности домашнего задания в повышении качества обучения велики, но они могут быть в полной мере использованы лишь при наличии эффективной методики и правильной организации.



1.2. Роль домашнего задания по математике в организации самостоятельной деятельности младших школьников



Организация домашней работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

По мнению Т.Д. Анкудинова, самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности (Анкудинова, 2012, 18).

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности (Анкудинова, 2012).

При формировании универсальных учебных действий учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы младших школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Как указывает Е.Л. Белкин, собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат. Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой (Белкин, 2011,34).

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

-в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

-при решении познавательных задач вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку учебных действий ориентироваться в потоке научной информации;

-формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень универсальных учебных действий для решения определенного класса задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

-является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения (Жарова, 2006,78).

Различные трактовки понятия «самостоятельная работа» обуславливает наличие в учебной литературе различных классификаций видов самостоятельных работ. Они отличаются: по дидактическим целям; по уровню самостоятельности учащихся; по степени индивидуализации; по форме выполнения; по месту выполнения (Гондаревский, 2010, 56).

В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельной работы, как утверждает Е.Л. Белкин. Рассмотрим их:

1) Воспроизводящая самостоятельная работа по образцу, то есть работа репродуктивного характера, необходима для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ такого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ велика. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы.

2) Самостоятельная работа реконструктивно-вариативного типа позволяет на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания. Самостоятельная работа такого типа приводит школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учит анализировать события, явления, факты, формирует приёмы и методы познавательной деятельности, способствует развитию внутренних мотивов к познанию, создает условия для развития мыслительной активности школьников.

3) Самостоятельная эвристическая работа формирует учебные действия за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет пути решения задачи на основе ранее известных методов. Знания, необходимые для решения, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает порой нелегко. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают универсальные учебные действия и потребность самообразования.

4) Творческая самостоятельная работа является венцом системы самостоятельной деятельности младших школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет действия самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности (Белкин, 2009,44).

Одной из составляющих самостоятельной работы является домашняя работа по математике. Она дополняет деятельность учащихся на уроках, служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, отличается большей самостоятельностью учащихся, во многом предопределяемой отсутствием учителя при выполнении домашних заданий по математике.

Развитие самостоятельности стимулируется четкими требованиями учителя к домашним заданиям по математике, как указывает В.Б. Гондаревский: разделить данный текст на основные смысловые части; найти общее в двух наблюдаемых явлениях (предметах); определить главную мысль в тексте задачи; сделать вывод из предложенных фактов; подобрать факты к данному утверждению; систематизировать факты в определенной последовательности или по какому-либо признаку; использовать знания в новых условиях; найти новое, дополнительное решение задачи; определить различные подходы к решению главной проблемы (Гондаревский, 2010,44).

Подобные целенаправленные задания способствуют не только успешному закреплению знаний, полученных в классе, но и совершенствованию мыслительных операций и формированию новых учебных действий в самостоятельной работе над учебным материалом по математике.

По мнению Е.Л. Белкина, в деятельности личность проявляет и развивает себя в единстве всех своих сторон. Не существует простой линейной зависимости между определенными домашними заданиями, необходимыми видами деятельности и формированием тех или иных качеств личности. Если учитель математики задал детям задачу, то при решении её требуются и развиваются не только математические навыки и способности, но и одновременно математическая и внематематическая эрудиция, общие интеллектуальные способности, навыки чтения и письма, определенное отношение к этой задаче, к математической науке, к обучению в школе. Здесь действуют и вместе с тем испытывают влияние: интересы и наклонности, навыки, мотивы, чувства и такие черты характера, как дисциплинированность, выдержка, чувство ответственности и долга (Бантова, 2009, 200). Иначе говоря, любое домашнее задание по математике – если ученик выполняет его сам, оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Но не каждый вид деятельности в равной степени обуславливает и развивает определенные качества личности. Прежде всего, развиваются те черты личности, которые испытывают особую нагрузку в данной деятельности. В этом ключ к целенаправленному воспитанию личности. Если цель домашнего задания состоит в том, чтобы развить конкретные личностные качества, то, прежде всего, следует определить, какой именно вид деятельности требует интенсивного проявления этих качеств.

При постановке домашнего задания следует обращать внимание и на то, что некоторые школьники, в силу постоянного успеха в учебной деятельности, ориентированы на успех, а другие, при постоянных неудачах, ориентированы на неудачу. К ним необходимы разные подходы. Ориентированным на успех необходимо показать, что они ещё не всё умеют, как им кажется, и что следует ещё много работать и не надо торопиться при выполнении заданий, быть внимательными. Ориентированных же на неудачу необходимо подбадривать и давать посильные домашние задания. Об этом говорят и психологические особенности ориентированных на успех и ориентированных на неудачу младших школьников (Гондаревский, 2010,66).

По мнению М.А. Данилова, задавая домашнее задание по математике, для развития самостоятельности, нужно соблюдать некоторые положения:

1. Домашнее задание по математике служит развитию свойств личности, что входит в задачи формирования самостоятельности;

2. Если предлагаемые задания по математике отвечают объективным требованиям, то они соответствуют уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании) отдельного ученика и стимулируют формирование именно необходимых качеств для самостоятельной работы;

3. Любое домашнее задание по математике, направленное на усвоение всеми учащимися основных знаний и умений, влияет также и на становление различных качеств личности;

4. Регулярные домашние задания по математике независимо от их специфики – способствуют развитию у учащихся самодисциплины, чувства долга и силы воли (Загородская, 2009, 16).

Необходимо также учитывать комплексное влияние отдельных дидактических функций домашнего задания по математике. Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют ее. Если при выполнении упражнений младшим школьникам приходится преодолевать трудности, это развивает выдержку, настойчивость и силу воли. Процесс применения знаний оказывает аналогичное воздействие, а, кроме того, повышает гибкость мышления и, в зависимости от вида применения, развивает конструктивно-творческую фантазию, а также аргументировать свои высказывания. Контроль, оценка и самоконтроль формируют чувство долга и ответственности, укрепляют трудовую дисциплину, воспитывают скромность, самокритичность.

Таким образом, потребности общественного развития, характеризующегося ускорением научно-технической революции, которые диктуют требования к современному уроку математики, а, следовательно, и к организации выполнения самостоятельного домашнего задания по математике. К этим требованиям относятся следующие:

-понимание всеми детьми необходимости постоянно самостоятельно приобретать знания, так как нарастающий темп научного прогресса требует систематического повышения квалификации самостоятельной деятельности;

-наличие моральной установки, побуждающей к самостоятельному участию в общественном развитии.

При постановке домашнего задания по математике необходимо не забывать о его важной роли в организации самостоятельной деятельности. Поэтому, необходимость домашнего задания по математике должна быть строго обоснована, а именно, должны иметь место четкая постановка предметных и метапредметных задач, определение содержания и формы, мотивация учащихся через подход в обучении. Если младший школьник понимает, зачем он выполняет домашнее задание по математике и где оно ему пригодится, то он работает совсем по-другому, поэтому будет повышаться интерес к домашней работе.


ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:

Домашнее задание может и должно вносить свой вклад в овладение всеми учащимися основными учебными действиями. В связи с развитием общества и науки возникают новые требования к школе. Поэтому необходимо рассмотреть проблему роли домашнего задания в формировании у учащимихся универсальных учебных действий трех позиций: внимания на основополагающих учебных действий; повышение прочности и, главное, применимости учебных действий; прочное овладение всеми учащимися основными универсальными учебными действиями.

Существует несколько направлений, по которым классифицируют домашние задания: устные и письменные; репродуктивные и продуктивные (воспроизводящие, конструктивные (реконструктивно-вариативные), эвристические и творческие; обязательное и по желанию; общие, дифференцированные и индивидуальные; регламентированные и без установленного срока; комбинированные; связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний.

С помощью домашнего задания можно осуществлять закрепление, систематизацию, применение универсальных учебных действий, устранять пробелы в знаниях, а также углублять и расширять учебный материал, так как являясь самостоятельной учебной деятельностью, домашняя работа формирует навыки самостоятельной работы.

Под самостоятельной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск, осмысление, закрепление, формирование, развитие, обобщение и систематизацию универсальных учебных действий.

При постановке домашнего задания по математике необходимо не забывать о его важной роли в организации самостоятельной деятельности. Поэтому, необходимость домашнего задания по математике должна быть строго обоснована, а именно, должны иметь место четкая постановка предметных и метапредметных задач, определение содержания и формы, мотивация учащихся через подход в обучении. Если младший школьник понимает, зачем он выполняет домашнее задание по математике и где оно ему пригодится, то он работает совсем по-другому, поэтому будет повышаться интерес к домашней работе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


2.1. Опыт работы учителей по проблеме исследования



Рассудовская М.М. в своем опыте отмечает, что как это нередко бывает учитель, приходя на урок, хорошо понимает необходимость решения проблемы интереса, вооружен конкретными знаниями ведения урока, но в педагогической практике, учитель затрудняется, не всегда знает, с чего лучше начать объяснения нового материала, как организовать самостоятельную работу, пробуждающую и развивающую интерес к познанию, стремление к самообразованию (Рассудовская, 2012, 38). Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.

По мнению автора статьи одним из важнейших этапов урока, позволяющих учителю любого предмета целенаправленно влиять на интересы детей, является домашняя работа учеников.

По мнению М.М. Рассудовская, домашняя работа является тем следующим звеном, которое объединяет обучение и самообразование, способствуя тем самым созданию единой системы подготовки школьника к самообразованию (Рассудовская, 2012,40).

Приведем некоторые черты сходств между домашней работой и самообразовательной деятельностью выделенные М.М. Рассудовская:

-«в той и другой деятельности особенно ярко отражаются интересы, склонности, отношения учащихся к учению, полнее удовлетворяются запросы личности;

-домашняя учебная работа также как и самостоятельная организуется учеником самостоятельно с учетом уровня своих знаний;

-увеличивается доля самостоятельной организации своего учения в домашней работе по сравнению с классной. Учащийся сам определяет операционную сторону своего познания, имеет возможность прибегать к более рациональным приемам, что обуславливает более высокую культуру умственного труда;

-как в домашней работе, так и в самообразовании ученик прибегает к самоконтролю. При этом важно, что учащиеся используют разнообразные его формы: пересказ, выполнение упражнений на применение усвоенной теории, составление плана, ответы на вопросы, вычленение ведущих идей и т. д. В этой форме они учатся использовать формы самоконтроля адекватно образовательной цели» (Рассудовская, 2012,41).

Но, отмечая черты сходств, М.М. Рассудовская указывает, что нужно помнить, что домашняя работа – обязательный вид работы, ее содержание, объем, и виды определяются учителем. Она им контролируется и оценивается, включается в его систему работы, что дает возможность совершенствовать этот вид деятельности (Рассудовская, 2012, 41).

Рассудовская М.М. формулирует основные положения совершенствования домашней учебной работы:

-домашняя работа должна более полно удовлетворять стремления учащихся, их потребности, идеалы, жизненные планы. Домашние задания должны включать школьников в различные виды деятельности, опираться на их игру, труд, общение. В них должна быть большая доля самостоятельного познания. Они должны носить в меньшей степени репродуктивный характер и включать учащихся в поиск, творчество;

-сохранение активной позиции школьников в домашней работе возможно в системе гибких и вариативных домашних заданий, разнообразных по содержанию и методике выполнения;

-контроль выполнения домашних заданий должен постепенно выноситься на взаимоконтроль;

-подробный развернутый инструктаж, по выполнению домашней работы должен постепенно уступать место краткому, свернутому инструктажу по всей теме, разделу;

-результат выполнения работы должен быть представлен в различных формах (Рассудовская, 2012,41).

Таким образом, указанная система совершенствования методики домашних заданий «даст возможность ученику более углубленно работать над интересующими его темами, используя при этом дополнительные источники, разнообразные приемы работы. Будет способствовать формированию призвания глубокой внутренней мотивации, повышению уровня познавательных и организационных умений, сближению домашней работы с самообразованием, готовности к этой деятельности» (Рассудовская, 2012,43).

По мнению Ю.А. Красиковой, домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному её выполнению. Поэтому важным аспектом деятельности учителя является подготовка учащихся к выполнению домашней работы. Качественное выполнение любого задания домашней работы невозможно без достаточного уровня сформированности у учащихся следующих умений:

-осмысленно читать и уяснять суть задания;

-намечать план его выполнения, опираясь на известные образцы рассуждений или алгоритмы решений;

-оформлять решение в соответствии с принятым образцом или указанием учителя;проверить выполненное упражнение (Красикова, 2014, 12).

Как указывает автор опыта, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе - не задаются; во 2 классе – до 1,5 ч; в 3 – 4 классах – до 2 ч. Одна из причин большой затраты времени на приготовление домашних работ – несобранность учащихся, отсутствие у них умения самостоятельно подготовиться к работе, прочитать задания, начать их выполнение, аккуратно оформить их в тетради. (Красикова, 2014, 13).

Таким образом, самостоятельные работы в классе и дома должны иметь много общего не только в методике организации, но и в содержании. Прежде чем включать в домашнюю работу упражнения по новому материалу, необходимо дать их в самостоятельной работе на уроке. Наблюдения за выполнением такого задания и его проверка позволят увидеть истинную подготовленность как класса в целом, так и отдельных учеников к выполнению домашней работы, а значит, при необходимости подкорректировать содержание домашнего задания или инструктаж к нему.

Далее мы представили опыт Н.Е. Кординой Так, автор указывает, что домашние уроки могут быть всеобщие, персональные и групповые, когда группа учащихся исполняют какое-то задание, являющиеся частью всеобщего изумительного задания. Скажем, групповое домашнее задание, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебных принадлежностей, иная – цены продуктов, третья – цены игрушек и т.д. Групповые домашние уроки помогают развитию учащихся в духе коллективизма, образованию у детей чувства ответственности за возложенное дело.

Автор указывает, что основная функция родителей в помощи своему ребенку школьнику – чувствительная помощь, предоставление детям максимально допустимой автономности в организации своих действий по выполнению школьных правил. Дети обязаны самосильно помнить о домашнем задании, привыкнуть делать его в одно и то же время (оптимальное предисловие выполнения домашних заданий – около 16.00), независимо подготовить место для работы. Самое значимое в выполнении домашних заданий для развития учебной автономности и ответственности ребенка – уметь начать дело без внешних побуждений и сделать его до конца.(Кордина, 2011,36)

Н.А. Ломцова указывает, что исходя из приобретенных экспериментальных результатов и на основе обзора путей образования мотивации, была предпринята попытка составления и апробации программы по образованию позитивных мотивов к выполнению домашнего задания, ориентируясь на программу формирующего обучения детей в школе (Ломцова, 2010,29).

Так, по мнению автора, цель данной работы – увеличить познавательную мотивацию учения при применении в выполнении домашнего задания по математике следующих приемов и средств:

1.Введение элемента новизны. Для повышения инициативности выполнения в домашние задания подключался определенный элемент новизны в работу учащихся. Он осуществлялся в различных конфигурациях учебной работы, таких как:

2. Увлекательные задачи (кроссворды, головоломки, ребусы и т.п.). Скажем, переставляя буквы местами угадать слова: марзер, ядол, тинервал, жарывение, риавация. Результат: размер, доля, промежуток, выражение, вариация.

3. Познавательные вопросы. Одним из путей активации деятельности учащихся является и установление связи постигаемого материала с окружающей деятельностью. Скажем, такая задача: «Брату 12 лет, а сестре 7 лет. На сколько лет брат старше сестры? На сколько лет сестра моложе брата?» Может быть задан так же дополнительный вопрос: «А через три года на сколько лет брат будет старше сестры?» Он разрешает узнать стабильность взаимоотношений «старше – моложе», увеличивает заинтересованность к задаче, делает ее значительной в фактическом плане, познавательной (Ломцова, 2010,20).

Автор в своей статье представил образцы включения в процесс обучения математике заданий для развития таких мыслительных операций как обзор, синтез, сопоставление, систематизация, суммирование.

а) в чем сходство и отличие равенств:

+594=1053 и 594+459-1053

х 16= 1328 и 16х83-1328

х (825+108) =11196 и 12х825+12х108= 11196

б) разбейте выражения на три группы по какому-то знаку:

х 96, 12 х 47, 1728 : 18, 564 : 47, 81 х 26.

в) «3-й ненужный» (игра) – учащиеся устанавливают и выражают качество, связывающее какие-нибудь 2 числа (выражения), исключают третье:

4027; 301872; 7385 – ненужное шестизначное число.

4+3x = 7; 4+3x; 7+x = 4x+3 – ненужное буквенное выражение, остальные - уравнения.

7-5y; 9-x+24; 6+2x-2x – ненужное выражение 6+2x-2x (иксы сокращаются), остальные - буквенные выражения (Ломцова, 2009,24).

Н.А. Ломцова выделяет разные творческие упражнения дети исполняют с огромным удовольствием. Их удачно дозволено использовать на разных уроках. Дети могут исполнить следующие задания:

1. Числа от 1 до 100

2. Сложение и вычитание

3. Вычисли, представляя, где комфортно, слагаемые либо заменяя соседние слагаемые их суммой.

+ 9 + 5 36 + 8+12 20 + 27 + 3 + 30

+ 8 + 4 47 + 6 + 24 50+19+1+20

4. Вычисли, записывая решение столбиком: 49 64 + 28 93-57 56+16

5. Числа от 1 до 100

6. Умножение и деление (продолжение)

7. Легковое такси может взять 4 пассажира. Сколько пассажиров могут взять 3 такие машины? Составь 2 задачи, обратные данной, и реши их.

8. 6 16: 2 18: 9 12: 2·3 14: 2·3

9. 2 10: 2 14: 7 16: 8·4 18: 2·3

Последовательность выполнения действий:

1. Рассмотри выражения, установи последовательность действий и исполни вычисления:

-27+9-10 80: 8: 5 75- (35-30) ·7

- (20-7) +15 21: 7·9 60: (4+6) ·3

+9· (19-16) 27: 3·4 2·9 - 18: 3

2. Умножение на 1

·1 52· (48-47) 86·1 28: 4·1

·12 (62+24) ·1 1·27 1·8·3

·1 (70-69) ·14 0·99 32- (0-57)

3. Круг. Окружность:

-Рассмотри на сколько равных долей поделен всякий круг. Назови, какие доли круги вышли на всем чертеже.

-Сравни, какая доля огромнее: одна восьмая либо одна четвертая; одна третья либо одна шестая?

4.Числа от 1 до 100

5. Внетабличное умножение и деление:

-60: 3 100: 5 2·40 80: 8

-4 30·3 6·0 5·20

-90 яиц разложили в 3 коробки поровну. Сколько яиц в 2 таких коробках?

6.Умножение суммы на число:

-50 7·2+7·8 30·3 - 10·4 8·9 - 48

-10 4·6+6·6 20·4+60: 3 56 - 7·6

-10 3·8 - 7·2 40·2 - 90: 3 63 - 8·7

7. Деление суммы на число:

- (18+9) ·2 45 - 90: 3 14·3 12·1

+ (14+7) ·9 76 - 80: 2 5·16 12·0 (Ломцова, 2010,27)

Как указывает автор статьи, дифференциация домашних заданий по математике, содействует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Тут значимо применять внутреннюю дифференциацию: педагог каждым детям объявляет о различной трудности упражнений и предлагает всем школьнику самому предпочесть то задние, которое ему нравиться, то, с которым он совладать наилучшим образом (Ломцова, 2010,28).

Таким образом, домашняя самостоятельная работа учеников - главная и неотделимая часть учебного процесса. Ее цель – расширить и углубить умения, знания, полученные на уроках, недопустить их забывание, развить индивидуальные наклонности, дарования и способности школьников, автономность мышления и навыки самообразования.



2.2. Методические рекомендации по реализации домашней работы по математике как формы организации самостоятельной деятельности учащихся начальной школы



В данном параграфе мы представили методические рекомендации по реализации домашней работы как формы самостоятельной деятельности в начальной школе.

1. Отбор материала и постановка домашнего задания. Прежде чем предлагать задание на дом, учитель должен убедиться, сумеют ли учащиеся его выполнить. Может оказаться, что запланированное задание непосильно для учащихся или, наоборот, слишком просто. При помощи, каких же приемов можно выявить, готовы ли школьники к выполнению данного домашнего задания? Во-первых, учитель по результатам работы учащихся на уроке, по их активности делает выводы о готовности выполнять запланированное домашнее задание; во-вторых, на завершающем этапе урока – подведении итогов – учитель задает школьникам вопросы, подводящие к содержанию домашнего задания, в ходе ответов учитель делает для себя соответствующее выводы.

Задание на дом должно включать в себя информацию о том, чем будут заниматься учащиеся на следующем уроке и как материал будущего урока связан с материалом, рассмотренным на данном уроке.

К каждому заданию необходим инструктаж, главная цель которого заключается в рекомендациях по подготовке к предстоящим занятиям (что нужно усвоить, над чем следует подумать, что записать, какой материал необходимо привлечь из тех или иных источников, какое практическое значение имеют рассмотренные вопросы). Инструктаж к домашнему заданию в одних случаях может быть ограничен двумя-тремя указаниями, в других – напоминанием об идентичности с прежними указаниями, в-третьих – представлять подробное объяснения. Подробный инструктаж необходим при первом знакомстве учителя с учащимися, при прохождении нового материала или какого-либо особого задания.

Для проведения четкого инструктажа, учитель должен ясно представлять цели, на которые направлено домашнее задание.

Из положений, изложенных в предыдущих параграфах можно отметить некоторые цели постановки домашнего задания:

1) закрепление универсальных учебных действий, полученных на уроке с целью их углубления и достижения прочности;

2) подготовка учащихся к восприятию новых знаний;

3) развитие самостоятельности мышления, положительного поведения, организованности;

4) формирование положительного и ответственного отношения к учению.

Учитель обязан предупредить, на что будет обращено внимание во время проверки выполнения домашнего задания, какая работа будет считаться хорошей. Инструктаж требует специального места в работе учителя, поэтому следует точно рассчитывать время урока, чтобы не проводить его после звонка! Инструктаж может быть проведен не только в конце урока, но и во время изложения или закрепления нового материала.

2.Оптимизация объема домашнего задания. Выбор оптимального объема домашнего задания является важной педагогической задачей и в тоже время нелегкой проблемой. Ни одно родительское собрание не обходиться без пожеланий родителей по поводу учебной нагрузки в школе. И чем больше родителей на собрании, тем, соответственно больше пожеланий. Итак, перед учителем всегда стоит проблема ограничения объема домашнего задания, так как перегрузка учащихся не только имеет негативные педагогические последствия, но и может нанести ущерб здоровью детей. Одним из выходов из данной ситуации должно быть согласование учителя предметника с другими учителями объема домашних заданий. Опытные учителя вместе со своими учениками так же ищут и находят разумный выход из положения. Но учитель должен знать также, в каких классах ему следует строго держаться запланированного задания, так как доводам учащихся не всегда можно верить.

Итак, выделяются следующие требования к домашнему заданию: тщательно продуманный объем; тщательно продуманные сроки выполнения.

3. Контроль и оценка домашнего задания. Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки – вместе с другими факторами педагогического процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности школьников. Если отказаться от контроля домашнего задания или относиться к нему недостаточно серьезно, то можно разочаровать тем самым ученика, поскольку это игнорирует его работу, его достижения. Для того, чтобы контроль (проверка) домашнего задания был эффективен он должен быть целенаправленным.

Цели проверки домашнего задания:

-выяснение глубины и всесторонности знаний, умений и навыков;

-проверка умения применять используемые в домашнем задании приемы логических рассуждений;

-выяснение способов решения задач и доказательства теорем;

-выявление причин возникновения ошибок, обнаружение пробелов в знаниях;

-всемерное поощрение качественного выполнения домашнего задания, нестандартных решений и подходов в решении задач;

-особое выявление того, что будет использоваться при изложении нового материала.

Можно применять различные формы контроля домашнего задания:

1. Фронтальная проверка домашних заданий: учащиеся отвечают на вопросы учителя по заданному теоретическому материалу, устно воспроизводят, комментируют и проверяют промежуточные и конечные результаты решения каждой задачи.

2. Класс выполняет контролирующую самостоятельную работу, содержащую упражнения, аналогичные заданным на дом. Управляя этим процессом, учитель к тому же проверяет у каждого ученика наличие в тетради выполненного домашнего задания;

3. Тетради с домашней работой сдаются, учащиеся на отдельных листочках по указанию учителя записывают решение того или иного упражнения из домашней работы (контроль самостоятельности выполнения домашней работы).

4. Проверка домашнего задания начинается с вызова одного из учащихся к доске. Ему дается время для подготовки к ответу по той части домашнего задания, которая предлагается учителем. Остальные в это время выполняют упражнения, аналогичные заданным на дом. После чего класс слушает и контролирует ответ вызванного ученика.

5. «Уплотненный опрос». В ходе его к доске вызываются одновременно несколько учеников, которые будут затем отвечать поочередно.

6. Внеурочная проверка учителем тетрадей с домашними заданиями.

7. Взаимный контроль выполнения домашних заданий (парный взаимоконтроль, подключение наиболее подготовленных учеников к проверке домашних работ и так далее).

8. Самопроверка домашних заданий путем сверки с воспроизведенными в классе образцами (выписанными заранее на доске решениями задач). Ошибки анализируются, затем учащиеся карандашом ставят себе отметки, тетради сдаются.

9. В образцах оформления домашних заданий, заранее воспроизведенных на доске, имеются пропуски. В процессе их заполнения осуществляется выполнение заданного на дом.

10.В образцах оформления домашних заданий, заранее воспроизведенных на доске, преднамеренно допущены ошибки. В процессе6 их обнаружения и исправления осуществляется проверка заданного на дом.

11. Косвенный контроль выполнения домашнего задания. Например, с помощью математических диктантов, тестов, самостоятельных работ, в содержание которых включен материал, идентичный заданному на дом.

Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида и цели домашнего задания и, с другой стороны – от отношения к домашнему заданию самих учащихся.

Таким образом, несомненно, наиболее полную информацию о выполнении письменных домашних работ учитель получает при проверке рабочих тетрадей учащихся. Заметим, что отсутствие системы в её организации является одной из причин невыполнения учащимися домашних заданий. В этих целях проверять тетради учащихся необходимо по следующей схеме:

Необходимо обязательно исправлять ошибки, допущенные в домашней работе. Это объясняется тем, что, там, где не проверяется домашнее задание, ошибки, допущенные при его выполнении, остаются незамеченными и закрепляются в памяти учащихся, а также, исправленные учителем ошибки, тем не менее, периодически повторяются, если ученики не выполняют работу над ними самостоятельно.


ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

Специфика домашней работы в том, что она делается дома, поэтому учитель не может оценить собственный вклад школьника в выполнение задания. Учитель не знает, кто мог помогать учащемуся: родители, сестры, братья. За устный ответ, конечно, ставится отметка, а за письменную работу, следует учесть её при выставлении отметки за урок.

Выставление отметки всегда конкретно. Как правило, исходить нужно из следующего: если ученик самостоятельно выполнил какую-либо работу, которую неформально проверил, за нее должна быть выставлена отметка, иногда – как часть отметки за урок, иногда – как самостоятельная отметка. Что и как должен оценивать учитель, зависит от конкретных условий и от того, какую воспитательную цель он преследует, чтобы стимулировать развитие ученика.

Так учителя должны соблюдать следующие требования:

-с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникли сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания;

-использовать различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания;

-определить, что и как вы будете оценивать, будете ли и за что выставлять отметку, исходя из конкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки и отметки;

-если учащиеся не выполняют домашнее задание, искать причины и затем решать, как их устранить;

-добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием образовательной деятельности; на долю преподавания в классе падает собственно приобретение учебного материала, сведений, но способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе; заучивание наизусть данных науки, тренировка в использовании усвоенного всегда будут составлять предмет домашних занятий учащихся. Сторонники этой позиции утверждают, что домашние задания нужны по двум причинам: во-первых, без них невозможно закрепить учебный материал, во-вторых, нехватка урочного времени для изложения всего курса.

Цель домашних заданий – закрепление знаний, полученных в классе, и их роль в системе образования – необходимая часть образовательного процесса, при отсутствии которой невозможно полноценно изучить школьный курс.

Самостоятельные работы в классе и дома должны иметь много общего не только в методике организации, но и в содержании. Прежде чем включать в домашнюю работу упражнения по новому материалу, необходимо дать их в самостоятельной работе на уроке. Наблюдения за выполнением такого задания и его проверка позволят увидеть истинную подготовленность как класса в целом, так и отдельных учеников к выполнению домашней работы, а значит, при необходимости подкорректировать содержание домашнего задания или инструктаж к нему.

На основе анализа опыта педагогов по рассматриваемой проблеме, мы выяснили, что домашняя работа является одним из средств активации учебной деятельности в том случае, когда она отвечает ряду требований: нрав и содержание домашней работы обязаны носить развивающий нрав; домашнее задание должно быть педагогом отлично продумано и строго взвешено; подобрана с учетом личных особенностей младших школьников; домашняя самостоятельная работа учеников требует скрупулезного начальства со стороны педагога; обязаны быть предусмотрены рациональные методы проверки и самопроверки работ школьников.

На основе полученного материала при анализе специальной литературы, нами были составлены методические рекомендации по следующим направлениям:

1. Отбор материала и постановка домашнего задания.

2.Оптимизация объема домашнего задания.

3. Контроль и оценка домашнего задания.

Необходимо обязательно исправлять ошибки, допущенные в домашней работе. Это объясняется тем, что, там, где не проверяется домашнее задание, ошибки, допущенные при его выполнении, остаются незамеченными и закрепляются в памяти учащихся, а также, исправленные учителем ошибки, тем не менее, периодически повторяются, если ученики не выполняют работу над ними.

Так, домашняя работа по математике будет способствовать организации самостоятельной деятельности при соблюдении учителем следующих требований: с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникли сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания; используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания; определите, что и как вы будете оценивать, будете ли и за что выставлять отметку, исходя из конкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки и отметки; если учащиеся не выполняют домашнее задание, ищите причины и затем решайте, как их устранить; добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Алексеева О.В. Домашняя работа как одна из форм занятий учащимися по математике [Текст]/ О.В. Алексеев, Е.А. Литвинова // Начальная школа. – 2014. – №12. – С. 14-19.

  2. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст]/ В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 187 с.

  3. Анкудинова Т.Д. Формирование у первоклассников умений самостоятельной работы при выполнении домашней работы в группе продленного дня. Автореф. канд дисс [Текст]/ Т.Д. Анкудинова. – М., 2012. – 32 с.

  4. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2006. – 290 с.

  5. Белкин Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике [Текст]/ Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград, 2011. – 98 с.

  6. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 2007. – 321 с.

  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 124 с.

  8. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 2009. – 199 с.

  9. Васянина В.И. Упражнения на развитие творческих способностей [Текст]/ В.И. Васянин// Математика в школе. – 2013. – № 3. – С. 46-49.

  10. Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида [Текст]/ Под ред. Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. – 224 с.

  11. Гондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. Для учителя [Текст]/ В.Б. Гондаревский . – М.: Просвещение, 2010. – 87 с.

  12. Горина Л.В. Теоретические основы обучения младших школьников/ Л.В. Горин, И.В. Кошкина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 56 с.

  13. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов [Текст]/ А.К. Громцева. – М.: Просвещение, 2008. – 433 с.

  14. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст]/ М.А. Данилов // Сов. Педагогика. – 2011. – № 8. – С. 21-33.

  15. Данилов М.А. Дидактика [Текст] /Под. общей редакцией Б.П. Есипова. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 2007. – С.486-488.

  16. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников [Текст]/ Н.В. Елфимова. – М.: Педагогика, 2011. – 74 с.

  17. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу [Текст]/ Л.В. Жарова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2006. – 210 с.

  18. Загородская Л.С. Домашняя контрольная работа [Текст]/ Л.С. Загороская// Математика в школе. – 2009. – № 5. – С.15-21.

  19. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя [Текст]/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

  20. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. учеб. пособие [Текст]/ Н.Б. Истомина. – М Просвещение, 2010. – 340 с.

  21. Казанский, Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах [Текст]/ Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.

  22. Карп А.П. Даю уроки математики: Кн. Для учителя: Из опыта работы [Текст]/ А.П. Карп. – М.: Просвещение, 2007. – 191 с.

  23. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]/ В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 2009. – 350 с.

  24. Кордина Н.Е. Нестандартные задания по теме «Математический язык-язык современности» [Текст]/ Н.Е. Кордина // Математика в школе. – 2011. – № 3. – С.36-39.

  25. Красикова Ю.А. Оригинальные домашние задания [Текст]/ Ю.А. Красикова // Математика в школе. – 2014. – № 4. – С.12-15.

  26. Ломцова Н.А. Домашняя работа как средство повышения качества знаний [Текст]/ Н.А. Ломцова // Математика в школе. – 2010. – № 4. – С. 20-29.

  27. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст]/ С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.

  28. Моро М.И. Карточки с математическими заданиями 4 класса [Текст]/ М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2010. – 211 с.

  29. Овсянникова Е.А. Подготовка домашних заданий в условиях группы продлённого дня [Текст]/ Е.А. Овсянникова// Начальная школа. – 2012. – №2. – С.12-14.

  30. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев и др./ Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

  31. Паркова Р.О. Дифференцированное обучение по формированию самостоятельной деятельности во втором классе [Текст]/ Р.О. Паркова// Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 6. – С. 21-29.

  32. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. Колледжей [Текст]/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 640 с.

  33. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие [Текст]/ П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М.: Изд-во МГПИ, 2008. – 340 с.

  34. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий [Текст]/ Н.Н. Поспелов. – М.: Просвещение, 2009. – 211 с.

  35. Радюпова Л.А. Домашнее задание по выбору учащихся и некоторые приёмы их составления [Текст]/ Л.А. Радюпова, Л.П. Савина// Начальная школа. – 2011. – №11. – С. 23-29.

  36. Райан С. Математические загадки: Перевод с англ [Текст]/ С. Райан. – Мн.: Попурри, 2008. – 110 с.

  37. Рассудовская М.М. Домашние задания для всего класса [Текст]/ М.М. Рассудовская// Математика в школе. – 2012. – № 6. – С.38-40.

  38. Руденко В.Н Взаимосвязь домашнего задания с изучением нового материала [Текст]/ В.Н. Руденко // Математика в школе. – 2011. – № 4. – С.17-22.

  39. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике [Текст]/Сост. С.И. Демидова, Л.О. Денищева. – М.: Просвещение, 2011. – 191 с.

  40. Семенова Л.Д. Организация домашнего обучения младших школьников, учитывая особенности восприятия [Текст]/ Л.Д. Семенова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 8. – С. 55-59.

  41. Стойлова Л.Т. Математика: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Л.Т. Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 424 с.

  42. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении [Текст]/ Г.Ф. Суворова// Начальная школа. – 2012. – №11. – С. 18-25.

  43. Якуба Л.Д. Из опыта преподавания математики в 4-5 классах [Текст]/ Л.Д. Якуба// Образование. – 2013. – № 7. – С. 45-49.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!