СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долинина Т.А. КОММЕНТАРИИ И ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал поможет при написании сочинения в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Долинина Т.А. КОММЕНТАРИИ И ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ»

КОММЕНТАРИИ И ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ


I этап. Формулировка проблемы исходного текста

Проблема — это сложная, зачастую конфликтная жиз­ненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на кото­рый он пытается найти. Ответ может быть неоднознач­ным, так как основной элемент проблемы — противо­речие. Весь текст— исследование этого вопроса (про­блемы). Способы исследования зависят от авторской позиции, выбранного типа речи и стиля. Чтобы определить проблему, необходимо понять содер­жание текста и авторскую позицию. Поэтому очень сложно разделять три первые этапа работы (критерии К1, К2, КЗ). Чёткое обозначение в данном пособии этапов необходимо только для того, чтобы вы могли запомнить критерии, по которым сочинение будут оце­нивать. Работа же по определению проблемы, автор­ской позиции и пониманию содержания текста прово­дится в комплексе.

Она может осуществляться следующим образом: на ос­нове первого прочтения и частичного понимания текста создается гипотеза, затем с учётом этой гипотезы объяс­няются ранее не понятые части текста, строится уточнённая гипотеза, снова на её основе даётся объяснение к этому моменту непонятых частей — и так до того мо­мента, когда, по мнению читающего, ему становится ясным смысл всего текста и смысловая роль каждой де­тали в нём.

Создание и проверка гипотез осуществляется с помо­щью вопросов к тексту. В этой работе могут помочь вопросы: О чём? Что? Зачем? Почему? С какой целью? Каким образом? и т. п.

Типичные ошибки

1. Отсутствие формулировки проблемы исходного текста.

2. Неправильное понимание поднимаемой автором проблемы.

3. Неумение сформулировать проблему.

4. Наличие фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы.

Вопросы для проверки выполненной работы

1. Сформулирована ли одна из проблем исходного текста?

2. Правильно ли сформулирована проблема?

3. Нет ли фактических ошибок?

Упражнение 4

1. Прочитайте текст.

(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку.

(2) По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

(3) Если человек рассчитывает приобрести все элемен­тарные блага, он и оценивает себя на уровне этих матери­альных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гар­нитура...

(4) Если человек живёт, чтобы приносить людям доб­ро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей чело­вечности.

(5) Он ставит себе цель, достойную человека.

(6) Только жизненно необходимая цель позволяет чело­веку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоя­щую радость. (Д. С. Лихачёв)


2. Проведите работу по определению основной проблемы (см. ре­комендации).

3. Сформулируйте проблему данного текста.

Упражнение 5

1. Прочитайте текст.

(1) Нравственность... она состоит из конкретных ве­щей — из определённых чувств, свойств, понятий. (2) Одно из таких чувств — чувство милосердия. (3) Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто от­торгнутый нашей жизнью. (4) Нечто свойственное лишь пре­жним временам. (5) «Сестра милосердия», «брат милосер­дия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устарев­шие понятия. (6) В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. (7) Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей. (8) Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важней­ших действенных проявлений нравственности. (9) Древнее это, необходимое чувство, свойственное всему живому со­обществу: милость к поверженным и пострадавшим. (10) Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, за­глохло, оказалось запущенным? (11) Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, со­болезнования, истинного милосердия. (12) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.

(13) Уверен, что человек рождается со способностью от­кликаться на чужую боль. (14) Думаю, что чувство это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (15) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (Д. Гранин)

2. Проведите работу по определению основной проблемы (см. рекомендации).

3. Сформулируйте проблему данного текста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!