КОММЕНТАРИИ И ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
I этап. Формулировка проблемы исходного текста
Проблема — это сложная, зачастую конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на который он пытается найти. Ответ может быть неоднозначным, так как основной элемент проблемы — противоречие. Весь текст— исследование этого вопроса (проблемы). Способы исследования зависят от авторской позиции, выбранного типа речи и стиля. Чтобы определить проблему, необходимо понять содержание текста и авторскую позицию. Поэтому очень сложно разделять три первые этапа работы (критерии К1, К2, КЗ). Чёткое обозначение в данном пособии этапов необходимо только для того, чтобы вы могли запомнить критерии, по которым сочинение будут оценивать. Работа же по определению проблемы, авторской позиции и пониманию содержания текста проводится в комплексе.
Она может осуществляться следующим образом: на основе первого прочтения и частичного понимания текста создается гипотеза, затем с учётом этой гипотезы объясняются ранее не понятые части текста, строится уточнённая гипотеза, снова на её основе даётся объяснение к этому моменту непонятых частей — и так до того момента, когда, по мнению читающего, ему становится ясным смысл всего текста и смысловая роль каждой детали в нём.
Создание и проверка гипотез осуществляется с помощью вопросов к тексту. В этой работе могут помочь вопросы: О чём? Что? Зачем? Почему? С какой целью? Каким образом? и т. п.
Типичные ошибки
1. Отсутствие формулировки проблемы исходного текста.
2. Неправильное понимание поднимаемой автором проблемы.
3. Неумение сформулировать проблему.
4. Наличие фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы.
Вопросы для проверки выполненной работы
1. Сформулирована ли одна из проблем исходного текста?
2. Правильно ли сформулирована проблема?
3. Нет ли фактических ошибок?
Упражнение 4
1. Прочитайте текст.
(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку.
(2) По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.
(3) Если человек рассчитывает приобрести все элементарные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
(4) Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
(5) Он ставит себе цель, достойную человека.
(6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (Д. С. Лихачёв)
2. Проведите работу по определению основной проблемы (см. рекомендации).
3. Сформулируйте проблему данного текста.
Упражнение 5
1. Прочитайте текст.
(1) Нравственность... она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий. (2) Одно из таких чувств — чувство милосердия. (3) Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (4) Нечто свойственное лишь прежним временам. (5) «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия. (6) В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. (7) Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей. (8) Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (9) Древнее это, необходимое чувство, свойственное всему живому сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (10) Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (11) Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (12) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.
(13) Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (14) Думаю, что чувство это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (15) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (Д. Гранин)
2. Проведите работу по определению основной проблемы (см. рекомендации).
3. Сформулируйте проблему данного текста.