СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОЛБИК Е. Е. Урок "Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной" РЯиЛ 2012-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОЛБИК Е. Е. Урок "Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной" РЯиЛ 2012-3»


E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук


Урок 62. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной (§ 37)

Цели урока: совершенствовать навык оформления диалога на письме; ознакомить с особенностями косвенной речи, с основными правилами замены прямой речи косвенной;

формировать умение преобразовывать прямую речь в косвенную; повторить правила пунктуа­ционного оформления косвенного вопроса.

Основные этапы урока


I. Проверка домашнего задания.

Правильность оформления диалога в упраж­нении 315 проверяется по ключу, записанному на доске.

-nlt

а,

щ.


п2,

а.

-п2.


-пь

а.

-Пг.

Пх?

- п2,

а,

п2.


Зачитываются составленные учащимися диалоги.


II. Наблюдение над разными способами пе­редачи чужой речи.

Учитель предлагает вниманию учащихся три предложения и просит установить, какой пример представляет собой косвенную речь. Выбор необходимо обосновать.

/ ) Николай воскликнул: «Вы едете на экс­курсию в Петербург!»

2) Николай радостно сообщил, что мы едем на экскурсию в Петербург.

3) Николай радостно сообщил о поездке в Петербург.

Во втором примере чужая речь передаёт­ся не дословно, а лишь с сохранением её со­держания. Вместе с авторскими словами она образует сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной. Следовательно, это косвенная речь.


III. Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 219—220.

Результатом самостоятельной работы дол­жен стать ответ на вопрос: в чём отличие пред­ложений с косвенной речью от предложений с прямой речью?

Отличительные особенности косвенной речи представлены в таблице.


Прямая речь

Косвенная речь

1. Слова автора могут находиться перед прямой ре­чью, после неё, внутри её, до и после прямой речи

1. Слова автора предшествуют косвенной речи

2. Разнообразны по значению глаголы, вводящие прямую речь (глаголы речи, мысли, чувства, вос­приятия, действия)

2. Косвенная речь вводится глаголами речи

3. Прямая речь может включать обращения, междо­метия, вводные слова, частицы и другие элементы живой разговорной речи

3. В косвенную речь не могут входить обращения, междометия, вводные слова, частицы и другие эле­менты живой разговорной речи


IV. Наблюдение над особенностями передачи в косвенной речи содержания разных по цели вы­сказывания предложений.

Прямая речь

Косвенная речь

1. Ага, понял, — кротко отвечал Антип (В. Шукшин).

1. Антип кротко отвечал, что понял.

2. Записывай, Шурка, — велела бабка (В. Шук­шин).

2. Бабка велела, чтобы Шурка записывал.

3. Шурка делал уроки за столом.

— У тебя когда каникулы-то? — спросила бабка строго (В. Шукшин).

Кондрат раскраснелся.

Туго приходится? — расспрашивал он ребят (В. Шукшин).

3. Бабка строго спросила Шурку, когда у него ка­никулы.

Кондрат расспрашивал ребят, туго ли им прихо­дится.

Девятиклассники зачитывают предложения с прямой речью, определяют, какой по цели высказывания является прямая речь, обраща­ют внимание на то, какое средство связи в этом случае используется для связи придаточной изъяснительной части с главной. (Содержание повествовательных предложений передаётся с помощью союза что, побудительных предло­жений — союза чтобы, вопросительных — со­юзных слов и союза ли.) Повторяется правило пунктуационного оформления косвенного во­проса. Результаты сопоставительного анализа предложений сверяются с материалом учебни­ка на с. 220—221 (самостоятельная работа).


V. Ознакомление с правилами замены пря­мой речи косвенной.

Можно предложить учащимся памятку с правилами замены прямой речи косвенной.

Памятка

Для замены прямой речи косвенной необхо­димо выполнить следующие операции:

1. Если слова автора следуют за прямой речью или находятся внутри её, переставить части и изменить порядок слов в них.

«Вы к кому?» — спросили меня. Меня спросили, к кому я иду.

2. Определить, какой по цели высказывания является прямая речь, и выбрать в соответствии с этим союз или союзное слово.

Бабушка попросила: «Сделай звук телеви­зора погромче».

Бабушка попросила, чтобы я сделал звук телевизора погромче.

Бабушка спросила: «Будешь пить чай?»

Бабушка спросила, буду ли я пить чай.

3. Заменить формы личных и притяжательных местоимений и личные формы глагола в соответствии с точкой зрения автора.

«Принеси мои очки», — попросила ба­бушка.

Бабушка попросила, чтобы я принёс её очки.

«Завтра вы пишете контрольную рабо­ту», — предупредила учительница.

Учительница предупредила, что завтра мы пишем контрольную работу.

4. По возможности передать описательным способом значение тех слов, которые не могут быть включены в косвенную речь.

«Ребята, ура! Контрольная отменяется!» — закричал Сергей.

Сергей радостно крикнул ребятам, что контрольная отменяется.


VI. Закрепление материала.

1. Коллективно выполняется упражнение 319.
Предложения редактируются и записываются в исправленном виде.

1) Сестра провела меня в комнату и спро­сила, не хочу ли после дороги отдохнуть.

  1. Трактирщик сказал, что не даст нам есть, пока не заплатим за прежнее.

  2. Хозяйка всё время приговаривала, что она в рот не возьмёт эту отраву грибы, а я го­ворил, что не надо, что я испробую сначала на себе, и просил, чтобы она поджарила грибы.

При этом отмечаем, что в художественном тексте нарушение правил передачи косвенной речи используется с определённой стилисти­ческой целью — для речевой характеристики персонажа у Н. В. Гоголя и для создания диалогичности повествования у В. Солоухина.

2. В группах выполняется упражнение 318 (по одному глаголу из ряда предложенных для каждой из групп).

В 1-м ряду объединены глаголы со значени­ем речи, мысли.

Учительница сказала: «В домашнем упражнении необходимо заменить прямую речь косвенной».

Учительница сказала, что в домашнем упражнении необходимо заменить прямую речь косвенной.

Во 2-м ряду объединены эмоционально окрашенные глаголы речи, характеризующие манеру произнесения.

«Я не выучил правила», — промямлил Женя.

Женя промямлил, что не выучил правила.

В 3-м ряду представлены глаголы говоре­ния, которые имеют дополнительное значение 'прекратить чью-то речь'. Такие глаголы не могут вводить косвенную речь, поэтому для передачи чужой речи следует использовать дру­гие способы.

«Ваши извинения не принимаются!» — рез­ко оборвал он меня.

Он резко оборвал мои извинения.


VII. Домашнее задание: упражнение 317.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!