E. E. Долбик, доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук
Урок 62. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной (§ 37)
Цели урока: совершенствовать навык оформления диалога на письме; ознакомить с особенностями косвенной речи, с основными правилами замены прямой речи косвенной;
формировать умение преобразовывать прямую речь в косвенную; повторить правила пунктуационного оформления косвенного вопроса.
Основные этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
Правильность оформления диалога в упражнении 315 проверяется по ключу, записанному на доске.
-nlt | — а, | — щ. | |
— п2, | — а. | -п2. | |
-пь | — а. | -Пг. | Пх? |
- п2, | — а, | — п2. | |
Зачитываются составленные учащимися диалоги.
II. Наблюдение над разными способами передачи чужой речи.
Учитель предлагает вниманию учащихся три предложения и просит установить, какой пример представляет собой косвенную речь. Выбор необходимо обосновать.
/ ) Николай воскликнул: «Вы едете на экскурсию в Петербург!»
2) Николай радостно сообщил, что мы едем на экскурсию в Петербург.
3) Николай радостно сообщил о поездке в Петербург.
Во втором примере чужая речь передаётся не дословно, а лишь с сохранением её содержания. Вместе с авторскими словами она образует сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной. Следовательно, это косвенная речь.
III. Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 219—220.
Результатом самостоятельной работы должен стать ответ на вопрос: в чём отличие предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью?
Отличительные особенности косвенной речи представлены в таблице.
Прямая речь | Косвенная речь |
1. Слова автора могут находиться перед прямой речью, после неё, внутри её, до и после прямой речи | 1. Слова автора предшествуют косвенной речи |
2. Разнообразны по значению глаголы, вводящие прямую речь (глаголы речи, мысли, чувства, восприятия, действия) | 2. Косвенная речь вводится глаголами речи |
3. Прямая речь может включать обращения, междометия, вводные слова, частицы и другие элементы живой разговорной речи | 3. В косвенную речь не могут входить обращения, междометия, вводные слова, частицы и другие элементы живой разговорной речи |
IV. Наблюдение над особенностями передачи в косвенной речи содержания разных по цели высказывания предложений. |
Прямая речь | Косвенная речь |
1. — Ага, понял, — кротко отвечал Антип (В. Шукшин). | 1. Антип кротко отвечал, что понял. |
2. Записывай, Шурка, — велела бабка (В. Шукшин). | 2. Бабка велела, чтобы Шурка записывал. |
3. Шурка делал уроки за столом. — У тебя когда каникулы-то? — спросила бабка строго (В. Шукшин). Кондрат раскраснелся. — Туго приходится? — расспрашивал он ребят (В. Шукшин). | 3. Бабка строго спросила Шурку, когда у него каникулы. Кондрат расспрашивал ребят, туго ли им приходится. |
Девятиклассники зачитывают предложения с прямой речью, определяют, какой по цели высказывания является прямая речь, обращают внимание на то, какое средство связи в этом случае используется для связи придаточной изъяснительной части с главной. (Содержание повествовательных предложений передаётся с помощью союза что, побудительных предложений — союза чтобы, вопросительных — союзных слов и союза ли.) Повторяется правило пунктуационного оформления косвенного вопроса. Результаты сопоставительного анализа предложений сверяются с материалом учебника на с. 220—221 (самостоятельная работа).
V. Ознакомление с правилами замены прямой речи косвенной.
Можно предложить учащимся памятку с правилами замены прямой речи косвенной.
Памятка
Для замены прямой речи косвенной необходимо выполнить следующие операции:
1. Если слова автора следуют за прямой речью или находятся внутри её, переставить части и изменить порядок слов в них.
«Вы к кому?» — спросили меня. Меня спросили, к кому я иду.
2. Определить, какой по цели высказывания является прямая речь, и выбрать в соответствии с этим союз или союзное слово.
Бабушка попросила: «Сделай звук телевизора погромче».
Бабушка попросила, чтобы я сделал звук телевизора погромче.
Бабушка спросила: «Будешь пить чай?»
Бабушка спросила, буду ли я пить чай.
3. Заменить формы личных и притяжательных местоимений и личные формы глагола в соответствии с точкой зрения автора.
«Принеси мои очки», — попросила бабушка.
Бабушка попросила, чтобы я принёс её очки.
«Завтра вы пишете контрольную работу», — предупредила учительница.
Учительница предупредила, что завтра мы пишем контрольную работу.
4. По возможности передать описательным способом значение тех слов, которые не могут быть включены в косвенную речь.
«Ребята, ура! Контрольная отменяется!» — закричал Сергей.
Сергей радостно крикнул ребятам, что контрольная отменяется.
VI. Закрепление материала.
1. Коллективно выполняется упражнение 319.
Предложения редактируются и записываются в исправленном виде.
1) Сестра провела меня в комнату и спросила, не хочу ли после дороги отдохнуть.
Трактирщик сказал, что не даст нам есть, пока не заплатим за прежнее.
Хозяйка всё время приговаривала, что она в рот не возьмёт эту отраву грибы, а я говорил, что не надо, что я испробую сначала на себе, и просил, чтобы она поджарила грибы.
При этом отмечаем, что в художественном тексте нарушение правил передачи косвенной речи используется с определённой стилистической целью — для речевой характеристики персонажа у Н. В. Гоголя и для создания диалогичности повествования у В. Солоухина.
2. В группах выполняется упражнение 318 (по одному глаголу из ряда предложенных для каждой из групп).
В 1-м ряду объединены глаголы со значением речи, мысли.
Учительница сказала: «В домашнем упражнении необходимо заменить прямую речь косвенной».
Учительница сказала, что в домашнем упражнении необходимо заменить прямую речь косвенной.
Во 2-м ряду объединены эмоционально окрашенные глаголы речи, характеризующие манеру произнесения.
«Я не выучил правила», — промямлил Женя.
Женя промямлил, что не выучил правила.
В 3-м ряду представлены глаголы говорения, которые имеют дополнительное значение 'прекратить чью-то речь'. Такие глаголы не могут вводить косвенную речь, поэтому для передачи чужой речи следует использовать другие способы.
«Ваши извинения не принимаются!» — резко оборвал он меня.
Он резко оборвал мои извинения.
VII. Домашнее задание: упражнение 317.