СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Воспитание самостоятельности у обучающихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация содержит выступление на ЦМК учителей трудового обучения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Воспитание самостоятельности у обучающихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»







ЦМК учителей трудового обучения, СБО, физкультуры.









Доклад: «Воспитание самостоятельности у обучающихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения».















Учитель технологии:

Зайцев А.Ю.











2019 – 2020 учебный год.

Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности.

Проблема воспитания у учащихся самостоятельности в процессе трудового обучения является основной проблемой детей с интеллектуальными нарушениями. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.

Программа трудового обучения в начальных классах составлена с учётом особенностей детей данной категории и условий школы. Важным условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими простых технологических особенностей материалов, инструментов, владение простыми навыками при работе с бумагой и картоном, иглой, нитками и тканью, природным и бросовым материалами. Несмотря на то, что учащиеся усваивают эти знания, применение полученных знаний, умений, навыков для них представляет значительные трудности.

Воспитание самостоятельности в коррекционных школах - важнейшая цель трудового обучения, достижение которой необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Необходимость специального обучения учащихся самостоятельному выполнению учебных заданий вызвана особенностями их самостоятельной деятельности, и направлена на коррекцию существенных недостатков, мешающих ученикам работать самостоятельно, таких как:

- снижение мотивов деятельности;

- неуверенность в своих силах;

-слабая ориентировка в задании;

-неумение представить последовательный ход его выполнения;

-затруднения в словесном оформлении результатов работы.
Для того, чтобы сформировать у учащихся необходимые компетенции большое значение уделяется развитию самостоятельности у учащихся на уроках трудового обучения. Самостоятельное выполнение практических заданий на уроках труда представляет большую трудность для учащихся:

-это неумение пользоваться инструкциями ;

- чертежами, образцами и моделями;

-в неумении планировать свою работу;

-выполнять ее в определенной последовательности;

- в описании процесса выполнения изделия.
Важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в труде является привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.
Для самостоятельного выполнения задания по труду обучающиеся специальной (коррекционной) школы должны уметь:
- разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
-выполнять задания по инструкции или по образцу.
Работа, направленная на повышение активности и самостоятельности учащихся на уроках трудового обучения состоит из нескольких этапов:

1. Вовлечение учащихся в практическую деятельность.

2. Формирование мотивации к изучению данного предмета.

3. Постепенное усложнение заданий.

В процессе работы используются следующие методы и приемы:
1. Метод словесного сообщения ( рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником).
2. Наглядные методы ( демонстрация приемов работы, показ образцов и моделей, анализ условных изображений).

3. Практические методы ( упражнения, лабораторные и практические работы).
Работа по развитию у учащихся самостоятельности и активности на уроках труда ведется по следующим направлениям :

1.Обучение умению выполнять задания по образцу (готовому изделию и рисунку).

2.Усвоение навыков составления плана выполнения задания (устно ).

3.Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе, после выполнения задания. Рассказать о способе выполнения предстоящей работы.

В I-ом направлении обучающимся сообщается о предстоящей работе, которую они будут выполнять по предложенному образцу или рисунку (демонстрируется образец или рисунок изделия). Анализ образца учащиеся проводят по вопросам учителя, формулировать вопросы нужно так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ. В начале обучения мною даётся объяснение выполнение каждой операции, отдельно чередуя показ приемов со словесной инструкцией.

Для успешного выполнения учащимися практической работы, считаю необходимым обязательный анализ образца и предварительное планирование. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, места уроков в общей ступени обучения, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи. Здесь необходимо представить, какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнять, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И всё это следует вовлекать в соответствующую речевую форму. Этот приём позволяет решать задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь.

Во II-ом направлении составляется план изготовления изделия. Самостоятельно план обучающиеся составить не могут. План изготовления изделия составляется в коллективной беседе по вопросам учителя. Ребята нуждаются в направляющей помощи, в виде вопросов, а также операционного плана в учебнике или плана учителя в виде рисунков. Вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. После этого готовый план повторяется. Перед тем как приступить к выполнению практической работы повторяются правила техники безопасности, выполняется упражнение для рук. Затем ребята приступают к выполнению работы, используя наглядный план, где представлена поэтапная технология изготовления изделия. В ходе работы мною используются следующие приёмы : показ слабым учащимся на отдельном материале; словесные приёмы; привлекаю более сильных учащихся, которые оказывают помощь тем ребятам, которые затрудняются справиться с работой.

В ходе практической работы некоторые учащиеся при завершении проявляют элементы самостоятельного творчества, украшают изделие.

В III- ем направлении, когда работа над изделием завершена, учащиеся выставляют свои работы на выставку, где важно сначала остановиться на их отношении к работе, а потом уже характеризовать качество выполнения изделия.

Не все учащиеся могут дать отчёт о проделанной работе, рассказывают о способах выполнения работы по вопросам учителя или по предложенному операционному плану. Таким образом, формирование умения давать словесный отчёт о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций. На уроках трудового обучения для воспитания самостоятельности используется работа по усвоению терминологии, а именно: дидактические игры, опорные слова, словарная работа. Словарная работа проводится систематически, на каждом уроке. Этот этап урока дети очень любят, так как я использую разнообразные приёмы, в зависимости от темы и целей.

Например: 1.«Корректурная проба» (среди буквенного ряда найти и прочитать слова).

2.По лексическому значению слова назвать термин.

3.Составить из предложенных слогов слова.

Эти виды словарной работы имеют свои положительные стороны, они активизируют работу детей, и помогают включать в работу тех детей, которые зачастую не проявляют интереса.

Результат моей работы прослеживается в старательном отношении учащихся к выполнению изделия, повышению уровня сформированности навыков самостоятельности, успешности при выполнении задания.

Таким образом, трудовое обучение в начальной школе направлено как на развитие рабочих двигательных навыков, так и на воспитание умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка. Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития учащихся и воспитанию самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта.

Осуществление задач трудового обучения обеспечивается выполнением следующих правил:

-переход от простых действий к сложным;

-от известного к абстрактному (использование заменителей натуральных объектов);

-«проговаривание» действий, выполняемых учащимися на всех этапах в процессе каждого урока.

Итак, воспитание у детей с нарушением интеллекта самостоятельности необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации. Для их воспитания необходимо специальное обучение, направленное, в частности, на коррекцию недостатков, препятствующих ученикам работать самостоятельно. Таким образом, уроки трудового обучения являются одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование уроков позволяет ученикам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие учителя следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных учащихся формы и методы руководства.



Литература.

1. Кузнецова Л.А. Технология Ручной труд 4 класс. -С-Пб.: Просвещение, 2012.

2. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы -М. Просвещение, 19888.

3. Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –М. Просвещение, 2010.

4. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1966.
5. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1988.
6. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. — М.: Педагогика, 1990.
7. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!