СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Усиление речевой направленности курса русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Усиление речевой направленности курса русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Усиление речевой направленности курса русского языка"»















Доклад на тему:


«Усиление речевой направленности курса русского языка»







Подготовила: Твердохлебова Н.С.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Гуреевской СШ № 8












2016 – 2017

Усиление речевой направленности курса русского языка.


В последнее десятилетие вопросы речевой культуры стоят в центре внимания как специалистов, так и общественности, обеспокоенных в том числе и недостатками языкового воспитания, несформированностью речевой культуры школьников, за которыми стоят духовная и нравственная деградация. Со всей очевидностью встает необходимость борьбы за чистоту, точность и правильность языка. Необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о языковых законах, стилистическом богатстве, правилах его функционирования и путях развития, а также об огромной роли языка как «орудия культуры», как средства познания. В современных условиях неизмеримо возрастает ответственность нас, педагогов, за чистоту русского языка, его правильность, за его точность и выразительность. «Надо вдумываться в речь, в слова», - говорил А.П.Чехов. «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке», - убеждал М.Горький.

Именно поэтому необходимо усилить речевую направленность курса русского языка. Коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения - и это одно из существенных отличий нового подхода.

Особенность коммуникативно-ориентированного преподавания русского языка состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель - формирование навыков общения. Очень важно, что путь к этой цели - практическое пользование языком. Иначе говоря, практическая речевая направленность - это не только цель, но и средство. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности.


Наконец, важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала. На основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на их базе формируются навыки порождения текста. Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.


Во многих современных учебниках предусмотрена работа над речевыми умениями и навыками на уроках русского языка. В комплекте учебников «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской разведены понятия речь и язык, но учитывается и их взаимосвязь в учебном процессе при проведении работы над речевым развитием ученика.

Уже в материале первого раздела с названием «О языке и речи»(§ 1»Зачем человеку нужен язык», §2 «Что мы знаем о русском языке», §3 «Что такое речь» - стр. 8 – дано определение речи, ставится задача – развивать свою речь, §4 - «Речь монологическая и диалогическая»)прослеживается эта взаимосвязь. Сразу даётся понятие эпиграфа (речь) и лингвистики (язык) - стр. 3. Эту двойную задачу развития целенаправленно выполняют и все упражнения параграфа, в котором говорится о тесной связи языка и речи (текст о Маугли, высказывания писателей о языке, рассказ о Ломоносове).

Попутно полезно поработать над образностью высказываний: «Язык – инструмент…,, «Язык – орудие…» - предложить ученикам объяснить смысл метафор. При анализе слов Н. Карамзина нужно помочь детям увидеть красоту сравнения языка с рекой, эпитеты (гордая, величественная), выраженные прилагательными, отметить, что второе сравнение (журчит нежным ручейком) выражено с помощью творительного падежа и глагола, обратить внимание на восклицательность предложения (учим читать художественный текст). Интересное творческое задание возможно и к словам К. Паустовского: отметив, что многообразие «чудес» (метафора), которые можно «творить» с языком, выражается с помощью однородных членов, предложим ребятам самим сотворить эти чудеса. Как? Два варианта заданий: 1) составить красивые предложения, в которых отражены: а) звучание музыки,б) блеск красок, в) игра света, г) шум и тень садов, д) неясность сна, е) громыхание грозы, ё) детский шёпот, – можно не обо всём, а по выбору. Можно предложить это сделать вдвоём с соседом по парте, затем обсудить в классе (это может стать и домашним заданием, в том числе и по желанию; семейным проектом : сочинить или подобрать цитаты, проиллюстрировать своими рисунками или репродукциями картин, провести как конкурс и т. д ).- Учим слушать и писать художественный текст. 2) Учитель на уроке может сам зачитать соответствующие примеры из прозы и стихов (интересно по типу викторины: какое задание иллюстрирует каждое предложение? – Ученики находят ответ по тексту). Так мы строим уроки языка и речи как интегрированные.

С первых уроков учебники помогают ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку - ОГЭ и ЕГЭ. Уже в 5 классе предложено взять на вооружение высказывание Л. Толстого о языке « Берегись такого слова, которое разъединяет людей»(упр. 4), Н. Карамзина и К. Паустовского – упр. 7. Регулярны задания: найти в тексте главную мысль, ответ – доказательство; дано понятие о микротеме, строении абзаца, орфоэпии и пр. Каждый речевой блок, включённый в учебники, направлен на развитие навыков самопроверки.

В учебниках для 5 класса особое внимание уделено выработке осознанного, беглого, выразительного чтения, грамотного письма, осмысленного и точного понимания речи, правильного выражения собственных мыслей в устной и письменной речи (чтение, слушание, речь и письмо). Например, после выполнения упр. № 2 - 1 предложено, прочитав последний абзац, доказать справедливость этой мысли, ответив на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?» - Ученики должны определить коммуникативную задачу, адекватно подобрать языковые и речевые средства. Это мы учим писать научный текст.

Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками (происходит развитие устной речи). Формулировка заданий предлагает совместную деятельность (рубрики: «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ…», «Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…»), работу в парах - ЗСП - 3, 4

Работа по 16 цветным репродукциям учебников каждого класса – картины природы (Шишкин, Васнецов, Юнон, Грабарь, Левитан, Герасимов и др.), дополнительные задания и задания повышенной сложности тоже помогают ученикам в постижении родного языка и речи.

Работа по учебникам способствует реализации деятельностного подхода: параграфы строятся так, чтобы учащиеся самостоятельно извлекали знания из учебного текста.

Обучение идёт на текстах Крылова, Пушкина, Лермонтова, Фета, Тургенева, Толстого, Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова, Друниной, Ошанина и др. Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и воспитанию любви к русскому языку и литературе.

В учебниках русского языка коммуникативные установки постепенно вытесняют задания типа:“Откройте скобки, употребите глагол в прошедшем времени”, “вставьте предлоги” и т.д. Все чаще начинают употребляться установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, подтверждать сказанное, присоединяться к сказанному, дополнять собеседника (“согласитесь”, “подтвердите”, “продолжите сказанное”); установки, формирующие у учащихся умение выражать свое отношение к явлениям, событиям, фактам (“выразите радость (огорчение, сомнение, удивление”); установки, побуждающие к совершению действия или его запрещению (“попросите”, “пригласите”, “предложите”);установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора (“поправьте меня”, “уточните”, “выясните”, “объявите”, “возразите мне”).


При изучении темы «Этикетные слова» проведенная сюжетно-ролевая игра «Вам звонят» восполнила знания учащихся по использованию этикетно-речевых формул общения по телефону. В ходе игры определяются роли говорящих, их личностные характеристики, тема разговора и соответствующие средства общения (этикетные формулы, функционально-смысловые единицы и т.д.).

Все виды и формы занятий по русскому языку повышают познавательный интерес учащихся к изучаемой дисциплине, способствуют повышению их интеллектуального уровня, воспитывают стремление научиться выстраивать свое суждение, говорить грамотно и красиво.

Сегодня, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.


Методические рекомендации.

  1.В работе необходимо  давать ученикам возможность самостоятельно

мыслить, больше делать выводов.

2.Все синтаксические понятия, пунктуационные правила необходимо рассматривать сначала на примере. Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами, что они увидели необычного и нового в приведённом учителем предложении. И только затем открыть и прочитать учебник.

3   Использование игрового материала.

4   Роль занимательных заданий при изучении темы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!