СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад учителя физической культуры Н.И Абдулаева

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Развитие физических сил и волевых качеств детей нерусских народов Сибири и Дальнего Востока

Просмотр содержимого документа
«Доклад учителя физической культуры Н.И Абдулаева»

Доклад учителя физической культуры Н.И Абдулаева



РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СИЛ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ НЕРУССКИХ НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.



Взгляды народа на физическое воспитание.

Физическое воспитание являясь одной из составных частей воспитания подрастающего поколения, решает основную задачу гармонического развития ребенка. Комплексное решение его и правильное сочетание с другими видами воспитания дает положительные результаты.

В ранний период развития и формирования человечества физическое воспитание и закаливание организма имели первостепенное значение. Они служили как бы основной и умственного и нравственного воспитания. Все это вполне объяснимо, ибо человек, благодаря своему физическому развитию активно вторгался в трудовую деятельность.

По мере развития человеческого общества умственный труд отделялся от физического. Они развивались дополняя друг друга, получая целенаправленный и самостоятельный характер. Следует уточнить, что физическое воспитание, содействуя своими особыми средствами умственному, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию, не только выполняет вспомогательную роль, но и решает при этом свои специфические функции.

Развиваемые в процессе физического воспитания такие волевые качества как выносливость, мужество, готовность к определению любых трудностей, способствуют формированию всесторонне и гармонически развитых личностей. Фольклорные произведения нерусских сибирских народов утверждают, что у этих народов физическое воспитание решает ряд жизненно важных задач: сохранение здоровья, трудоспособности, продление творческого долголетия, воспитание волевых и моральных качеств. Во многих устных и письменных произведениях народов Сибири и Дальнего Востока подчеркивается важность физического воспитания. Изучение например, духовной культуры якутского народа, как героический эпос – олонхо, показывает, что якуты неустанно стремились воспитывать подрастающее поколение здоровым, сильным и физически развитым. Олонхо – коллективное творчество народа. В нем был отражен уровень развития народа, были воплощены педагогические идеи. Известный знаток фольклора сибирских народностей Азадовский М.А. писал, что «старинное олонхо создало образы народных героев: они сильны и храбры, смелы и благородны, мужественны и прекрасны, они защищают своих близких, своих любимых, свою страну и свой народ. В олонхо большое внимание обращается на воспитание и закаливание воина-богатыря. Богатыри, по народному преданию, являлись лучшими выразителями умственных , физических и нравственных сил народа. Народные массы были заинтересованы в том, чтобы воспитать своих детей физически закаленными, смелыми, развитыми, умеющими постоять за свои интересы. Они хотели, чтобы воин-богатырь имел сильные руки, подобные стволу лиственницы, стойкие ноги, подобные очищенной толстой лиственнице, крепкие мускулы, подобные распиленной величавой лиственнице, острое зрение, сильный характер, твердую волю, разум и умение.

Детей обучали умению воевать с 5-летнего возраста. Когда юноша достигал совершеннолетия, его подвергали экзамену на зрелость. В одной из якутских былин говорится, что рыба в воде пронырлива и сильна, но наши дети ловят ее, что птица, имея остроконечные крылья, быстро летит, но наши зоркие дети убивают ее на лету, олень считается ловким и быстрым, но его приучат к езде и работе наши выносливые дети.

В тувинском героическом эпосе герой-богатырь обладает такой ловкостью, что его стрела пролетела сквозь дырку лисьей лопатки и сквозь ушко серебряной иголки, пробила кучу дров, привязанных на трех быках так, что дрова эти загорелись, попала на надгробный камень и разбила его на мелкие куски. С давних времен среди бурятского народа сохранялись, передавались от поколения к поколению богатырские былины – улигеры. Героический эпос «Гэсэр» является воплощением всего лучшего и прекрасного, сильного и героического, мудрого и умного, что имелось у бурятского народа. В образе Гэсэра народ выражает свою коллективную силу и мощь, свое бесстрашие и героизм, свои сокровенные мысли и чувства. Гэсэр – сын неба. Он спускается на землю с высокой, благородной миссией – уничтожить врагов человечества, страшных чудовищ, жадных кровавых людоедов. Тут проявляется наряду с интеллектом физическая сила, закаленность, удаль и слава богатыря. Гэсэр побеждает своих врагов, создает на земле мир и благоденствие. Несмотря на свою фантастическую оболочку, в эпосах рассказывается о мощи народных богатырей, они имеют большое воспитательное и познавательное значение для детей и юношей. Дети стремятся также быть могучими, храбрыми как богатыри.

В свою очередь сказатели, слагая эпосы желали чтобы подрастающее поколение росло и мужало таким каким были нарисованы герои. В произведениях воспевается патриотические традиции народов, трудовая доблесть простых людей, честность и стойкость, находчивость и бесстрашие героев. Наряду с физическим развитием в эпосе отражены жизненный и трудовой опыт народов, его ум и нравственные качества, поэтому несмотря на различные запреты, народ пронес их, оберегая как зеницу ока и храня в сердце, передовая из поколения в поколение. И сейчас они сохраняют воспитательное и познавательное значение, являясь ценнейшим сокровищем культуры народов.

Здоровье – драгоценное богатство человека.

В глубоком народном понимании, здоровье есть самое большое счастье и драгоценное богатство человека. Здоровье – основа и предпосылка совершенствования и развития всех сил и способностей человека. Поэтому у многих сибирских народностей имеется излюбленное изречение «Береги здоровье до глубокой старости». Здоровье – источник всех благ, как закономерный биологический процесс, достигается прежде всего правильным физическим развитием человеческого организма. Согласно бурятскому преданию, одаренный мужчина должен иметь девять способностей: бороться, мастерить, знать кузнечное дело, охотиться, уметь ломать голыми руками позвоночную кость скотины, уметь плести кнуты из восьми ремешков, плести треножник для лошади, уметь натягивать тетиву лука, быть наездником.

Бурятский народ восхищаясь девятью доблестями мужчин сложил крылатую числовую загадку:

  1. Превыше всего – согласие.

  2. В море – пловец.

  3. На войне – богатырь.

  4. В учении – глубина мысли.

  5. Во власти – отсутствие лукавства.

  6. В работе – мастерство.

  7. В речах – мудрость.

  8. На чужбине – непоколебимость.

  9. В стрельбе – меткость.



Заботы родителей о здоровье детей остаются заботой первостепенной важности. Здоровый, физически закаленный, жизнерадостный ребенок бывает радостью не только семьи, но и всего наслега, аула, улуса. Считая его надеждой на будущее в его здоровье заинтересованы и стар и млад. В выборе невесты или жениха первым критерием считалось здоровье. Исключительно большую заботу проявляли и проявляют к беременным женщинам, чтобы у них были здоровые дети. Для этого создавались хорошее условия, давалось лучшее по качеству питание. Матери со здоровыми детьми пользовались большим уважением. Всё это говорит о том, что сибирские народы закаливание здоровья детей рассматривали как основную задачу. Необозримые просторы тайги и тундры, неисчерпаемые природные богатства, трудные климатические условия – всё это требует физического развития, хорошего здоровья. Итак сама суровая природа при правильном подходе к ней способствует закаливанию организма и улучшению здоровья. Формы и средства физического воспитания.

Сибирские и дальневосточные народы и народности считают универсальным средством физического развития детей игры, так как игры развивают детей не только физически, но умственно, нравственно и эстетически.

Большинство родителей считают игру не как простую забаву, а как оздоровительное и воспитательное мероприятие поощряют игры детей любого возраста.

Для детей среднего и старшего возраста большое значение имели и имеют подвижные игры и спортивные состязания по национальным видам спорта, отличительной особенностью игр является то, что они не требует особых спортивных сооружений и проводятся под открытым небом. Летом на лужайках, зимой на снегу. Так например излюбленной игрой якутов является куобах («заячий прыжок») игрок прыгает без разбега 11 прыжков. Побеждает тот игрок, который пройдет наибольшее расстояние. Кылы – на одной ноге, ыстынга – прыжок с разбега и т.д.

У хакасов любимым спортивными считаются соревнования в стойкости, борьба курес, перетягивание палки, веревки, хождение на цыпочках, на пятках, прыгание через веревку, палку, канавки, катанье с гор.

У тувинцев имеется старинный вид борьбы хуреш. Перед началом соревнования и после них участники хуреша исполняют на поле танец орла.

Дети тувинцев увлекались игрой «Белая палка». При этой игре все делились на две партии, затем (с наступлением темноты) кидали палку как можно дальше и все бросались ее отыскивать, чтобы принести в свой лагерь.

Наиболее распространенный игрой бурятской молодежи является борьба «бухэ барилдэан», игра «Цыган модо».

Затейливой детской игрой является «Тарбагашаалга» (ловля тарбаганов). Наряду с игрой буряты своих детей учили перепрыгивать через колодцы, ямы, лазить по деревьям (чтобы спастись во время охоты от преследования зверя).

Основными элементами физической подготовки и закладки детей чукчей и эскимосов были: ношение тяжести, меткая стрельба из лука, умение пользоваться копьем, прыжки через препятствия, быстрый бег, борьба, закалка на морозе. Большим успехом у бурятских, хакасских, тувинских, алтайских и якутских детей пользуются игры в бабки, игры в снежки, стрельба из лука и метание камней.

Национальные игры развивают у детей и юношей наблюдательность, смекалку, физическую закалку, выносливость организма, глазомер, расчетливость и т.д. И не случайно, что в годы гражданской и ВОВ юноши сибиряки и дальневосточники отличались как меткие стрелки, прекрасные снайперы. Они также отличались совей выносливостью, храбростью и силой.

Учитывая климатические особенности Сибири и Дальнего Востока население в разные времена года занимается разнообразными видами спорта, Зимой и весной преобладают катание на лыжах, санях и коньках, на Севере гонка на оленях и собаках, в скотоводческих районах – конские скачки.

Летом загорают, плавают, закаляются, используя солнце, воздух, воду.

У бурят, тувинцев, алтайцев, хакасов, якутов сильно развита верховая езда лошадях и оленях. Родители детей тщательно готовили наездников-джигитов.

Одним из важных видов физического развития и закалки детей у нерусских народов Сибири и Дальнего Востока считается физический труд. Поэтому детей с малых лет учили различным видам общественного полезного труда.

Чем раньше ребенок начнет трудиться, тем он будет добрее, здоровее и развитие.

В рыболовецких районах дети участвуют в рыбной ловле. Быстро и свободно учатся грести на лодках. Их с малых лет учат плавать в озерах, реках.

Обучение детей к охоте, одно из традиционных занятий Сибири и Дальнего Востока. В некоторых семьях специально для обучения детей охотники изготовляли мишени и учили детей стрелять из различных положений, лёжа, с колена, стоя.

Также в физическом воспитании большое значение имеют национальные танцы народов Сибири и Дальнего Востока.

В заключении хочется привести некоторые народные наставления о физическом развитии:

1. Знай цену своего здоровья, береги его как зеницу ока, умеренно закаляй свой организм. Не радуйся страданию и горю других людей.

2. Лучше глаза береги желудок – основу питания жизни. Ослепнешь – можешь ещё долго жить, испортишь желудок – долго не проживешь. После еды совершай небольшую прогулку, делая легкие упражнения.

3. Все время не лежи дома, тело станет нежным, неспособным выдержать трудности – скоро состаришься.

4. Не выходи за пределы своих возможностей.

5. Не пренебрегай физическим трудом. Всякий труд благороден.

Не забывай народную мудрость, какое занятие считается основой счастья и богатства?

(Трудовое).

Какое занятие обеспечивает изящество и красоту? (Физическое).

Какая горькая вещь наконец становится сладкой? (Терпение).

Какое качество достигается потом и трудом? (Мужество).

Какая болезнь не излечима? (Невежество).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!