СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. Тема: "Методы и приёмы обучения математике детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе освещаются методы и приёмы преподавания для успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ, которые вызывают у обучающихся практический интерес к процессу овладения предметом.

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Тема: "Методы и приёмы обучения математике детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).»


ДОКЛАД

на ШМО  учителей начальных классов

"Методы и приемы обучения математике детей

с  ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)" 03.04.23г

.        

Основные задачи школы для детей с ОВЗ – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в полезном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

Добиться овладения учащимися системой достижимых математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь – главная общеобразовательная задача обучения математике.

За период обучения в школе учащиеся должны получить следующие математические знания и практические навыки:

а) представление о натуральном числе, ноль, натуральный ряд чисел;

б) представление о основных величинах (длина, стоимость, масса, объем, время), единицы измерения величин и их соотношения;

в) навыки практических измерений, умение пользоваться инструментами (линейкой, мерной кружкой, весами, часами и т.д.);

д) умение выполнять четыре основные арифметические действия с многозначными числами;

е) умение решать простые и сложные (в 3 действия) задачи;

ж) представление о плоскостных и объемных геометрических фигурах, знание их свойств, построение этих фигур с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля, угольника).

Обучая математике учащихся с ОВЗ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировки. Знания, полученные учащимися, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии. Все это требует от учеников больше ответственности и осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.

Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое дело до конца.

На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, конструирование и др.) корректируются недостатки моторики ребенка.

Подготовка учащихся к жизни, трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умением счета, устных и письменных вычислений, измерений, решения арифметических задач, ориентации во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволят учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Затруднения в усвоении учебного материала учащимися вспомогательной школы нередко приводят к снижению их интереса к обучению.

Для успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо в первые же годы школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать познавательную деятельность.

Учительиспользует с этой целью разнообразные методы и приемы преподавания, применяя яркий дидактический материал и наглядные пособия, чем вызывают у учащихся практический интерес к процессу овладения предметом.

Применяем методы:

1.Доброжелательное отношение учителей к ученикам, стимулирования и поощрения.

Учитывая наличие у многих детей устойчивого негативного отношения к процессу обучения вообще и к математике в частности, пытаться создать у учащихся ощущение стабильных успехов. На неудачи, ошибки, трудности внимание почти не должно обращаться, особенно в 1-2 классах. Учитель постоянно акцентирует внимание на успехах как лично каждого ученика, так и коллектива в целом. Специально отмечается положительная тенденция не только в усвоении знаний, но и в стремлении к этому подавляющего большинства детей. Основной целью такого мероприятия является возрождение и укрепление веры учащихся в собственные силы.

2. Раскрытие перед детьми значение математики в жизни и деятельности человека.

В течение обучения необходимо постоянно расширять представления умственно отсталых детей о значении математики в жизни людей (начиная с древних времен). Очень интересными для детей являются сведения из истории, географии, естествознания и других наук, которые тесно связаны с математикой (о строительстве храмов и других сооружений, морские экспедиции, торговлю, продолжительность жизни и особенности жизнедеятельности растений и животных и тому подобное).

Математические знания должны найти широкое применение и на уроках других дисциплин. Например, на уроках ручного труда учащиеся вырезают из бумаги, лепят из пластилину дидактический материал для уроков математики, одновременно закрепляя навыки счета. Они обводят и вырезают геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники, круги), учатся различать и называть их. В изготовлении самоделок из бумаги, глины, пластилина они учатся видеть, выделять и называть основные геометрические фигуры и тела, составлять сюжетные композиции из геометрических фигур, орнаменты.

3. Максимальная опора на практический опыт учащихся, поддержание связей между учебным материалом и жизнью.

Большое значение имеет раскрытие в доступной форме прикладного значения математики в жизни и трудовой деятельности человека (во время усовершенствования технологий и изготовления продукции, осуществления покупок и расчетов за коммунальные услуги, планирование и ведение семейного бюджета и тому подобное). Особое внимание отводится беседам и решением арифметических задач, направленных на развитие экономических знаний.

Знания, полученные на уроках математики, необходимо использовать, закреплять при овладении учащимися трудовой профессии в учебных мастерских, на пришкольном опытном участке.

4. Использование дидактических игр.

Одним из самых эффективных способов развития интереса к математике является использование дидактических игр и других интересных видов деятельности (соревнований, математических праздников, викторин). Например, с большим интересом школьники считают “цепочкой”, отгадывают кроссворды и др.

Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему привлекательной формы. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Дидактические игры способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации.

На уроках математики дидактические игры с целью повышения интереса к обучению находят широкое применение при изучении любой темы. Создано большое количество игр, развивающих количественные, пространственные, временные представления и представления о размерах предметов. Хорошо известны игры “Веселый счет”, “Арифметическое лото” (домино), “Лесенка” и др. Приведем примеры некоторых из них.

1. Веселый счет.

На примере моего открытого урока-

Задание: Найдите закономерность и продолжите.

2, 4, 6, 8, 10 ..

5, 10, 15,20, ..

2. Вставьте пропущенное число.

3. Задания для 1 класса. Найди и назови цифры, которые использовал художник для рисования картины.

4. Уроки-путешествия, уроки-приключения, уроки со сказочными героями.

5. Постоянная активизация познавательной деятельности.

Как в общей, так и в специальной психолого-педагогической литературе подчеркивается, что развитие у детей познавательных интересов невозможен без активизации поисковой деятельности мышления. Решению этой проблемы способствует использование специальных заданий и упражнений.

В современной дидактике существуют приемы, которые повышают интерес к учебному материалу, некоторые из них я использую, в частности:

а) Прием «Математический диктант». Такой вид работы развивает внимание, сообразительность, обеспечивает основательное знание учебного материала, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся.

б) Прием «Найди ошибку».в примерах.

в) Приём «Задачи в стихах». На порядковый счёт, на табличное умножение.

У стены стоят кадушки:

В каждой ровно по лягушке.

Если было пять кадушек,

Сколько было в них лягушек?



Есть у нашего Андрейки
Шесть монет по две копейки
На покупку сладкой плюшки.
Сколько денег у Андрюшки?  

г) Логические задачи.

- Сколько лап у двух медвежат? (8)

- Сколько ног у трёх коров? (12)

- Сколько ушей у 5 слонов?

- Около столовой, где обедали лыжники, было воткнуто 20 лыж и 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход?

- Кто быстрее доплывёт до берега - утята или цыплята?

- Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?

- Два друга играли в шахматы 2ч. Сколько времени играл каждый из них?

Среди предметов, которые изучаются в начальных классах, математика имеет не только большое прикладное значение, но и содержит значительный коррекционный потенциал. Хоть эта дисциплина – одна из самых сложных, она знакомит детей с обобщенными способами логических операций и разнообразными видами упорядочений.

Доброжелательное отношение учителей к ученикам, стимулирования и поощрения призами, грамотами, оценками и тому подобное.

Раскрытие перед детьми значение математики в жизни и деятельности человека.

Максимальная опора на практический опыт учащихся, поддержание связей между учебным материалом и жизнью.

Широкое использование дидактических игр, соревнований, конкурсов и других интересных видов деятельности.

Постоянная активизация познавательной деятельности.

Следовательно можно утверждать: наличие интереса к учебному предмету способствует улучшению качества знаний умственно отсталых учащихся. В целом учителями-практиками экспериментально доказано, что такие педагогические мероприятия по формированию интереса у учащихся начальных классов оправданы и коррекционно значимые.



















МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»










ДОКЛАД



ШМО учителей начальных классов







Тема:

«Методы и приёмы обучения математике детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)».







Подготовила:

Учитель начальных классов

Лобзова Н.Н.







03 апреля 2023г



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!