СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках родных литератур.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках родных литератур.»

МБОУ «КСОШ №5»

Доклад

Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках родных литератур.











































Подготовила:

Мутагирова Р.В. учитель родного языка и литературы.

В процессе учебно-воспитательной деятельности перед учителями национальных классов стоит основная задача - это сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальной культуры. Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек , не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думаю, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколение, народ без будущего. Нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Каждый раз, задумываясь над проблемой духовно-нравственного воспитания, я невольно вспоминаю слова М.Ю. Лермантова : «Печально я гляжу на наше поколение …» и боюсь, что оно окажется пустым иль темным. Так как это поколение современной молодежи воспитывается не на добрых мультиках и сказках, где всегда добро побеждает зло, а на боевиках и роликах о страшных завоевателях мира. Кем станут эти дети? Один из способов решения этой проблемы - духовно-нравственное воспитание детей в школе. Основную часть времени дети проводят в школе и у нас, у педагогов должно хватить мужества поставить и решить эту задачу средствами школьных предметов. И в первую очередь на уроках родного языка и литературы, ведь знание и владение своим родным языком уже есть основа нравственного воспитания. Наш труд не будет напрасным, если проводить регулярную работу по нравственному воспитанию и духовному оздоровлению школьников. Поэтому я работаю над темой: «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках родного языка и литературы». Задача учителя – «достучаться» до сердца, души ребенка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного. В воспитании духовно-нравственных качеств использую различные формы проведения уроков: урок-диалог, урок-исследование, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия и другие. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношение, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приемы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приемы влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей жизни. Работая над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся, большое внимание уделяю развитию их творческих способностей. Знание человеком родного языка, уже показывает, что человек духовно богат. Родным языком для нас является кумыкский. На каждом уроке родного языка и литературы я уделяю время пословицам, поговоркам (Башда илму – кекде гюн йимик; Абурлу болмагъа сюйсенг, ата-анангны абурла; Ватанын унутгъан - ватансыз къалыр), загадкам, сказкам. Знакомство школьников с пословицами способствует освоению речи во всем ее многообразии. Кажется пословицы, поговорки, но на самом деле, в этих на первый взгляд, в них заключена народная мудрость, представление о добре и зле, справедливости и бесчестии. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? Ответами на эти вопросы к нам спешат сказки, пословицы, поговорки. Если изучать сказки особенно своего народа, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных и духовных ценностей, идеала. Для девочек это скромная, умная горянка, красивая девушка. А для мальчиков это храбрый, отважный, честный, трудолюбивый юноша, любящий свою родину. Особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего народа системе нравственных ценностей, сформированных веками (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим (толерантность), умение признавать ошибки, послушание, милосердие). Особую важность приобретает формирование чувства патриотизму детей и подростков. Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Патриот – тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и на подвиги во имя интересов своей Родины. Для того чтобы духовно-нравственное воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях. Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников я считаю задачей первостепенной важности. Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих наше время перед школой. Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления - тап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Уроки родного языка и литературы – это всегда уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема. Кумыкская литература – это воистину « неупиваемая чаша» нашей духовности. Во все века учителя носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя - будущее. За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель может и должен дать обучающемуся полноценное человеческое общение, необходимое для душевного интеллектуального роста личности. Исторически доказана, человек знающий свою родную историю, воспитанный на основе духовных начал, культуры родного народа и общечеловеческих ценностей, проявляет «национальную религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». Основой путь достижения этой цели – в привитии подрастающему поколению культурно-нравственных ценностей своего народа, знании основ его философии и истории, этики, народной педагогики, заинтересованности в изучении родного языка. Кумыкская литература - источник прекрасных образов, чувств, мыслей которыми можно бесконечно восхищаться. В школе провожу культурные мероприятия и практические конференции, связанные с изучением историко-культурного наследия родного края. Духовно-нравственное воспитание нельзя представить без проведения традиционных фольклорных праздников…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!