СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Совершенствование УУД в процессе обучения на уроках обществознания".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Совершенствование УУД в процессе обучения на уроках обществознания".»

Совершенствование универсальных учебных действий в процессе обучения на уроках обществознания

Характеристика универсальных учебных действий сквозь призму предмета «Обществознание». Приемы активизации познавательной деятельности школьников при изучении тем и разделов курса в основной школе. Виды заданий (6–7 классы).

Совершенствование универсальных учебных действий является важнейшим образовательным результатом, достигаемым в обучении на уроках обществознания. В нормативных документах такие результаты, связанные с деятельностной составляющей, еще называют метапредметными результатами, заявлены во ФГОС ООО как «достижения обучающегося, полученные в результате изучения учебных предметов, курсов, модулей и характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также уровень овладения междисциплинарными понятиями».

Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать:

  • универсальными учебными познавательными действиями;

  • универсальными учебными коммуникативными действиями;

  • универсальными учебными регулятивными действиями.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает развитие навыков учебных коммуникаций, поэтому «общение» и «совместная деятельность» выделены в отдельную группу навыков. В условиях, когда российские школьники показали не самые лучшие результаты в исследованиях в области коммуникативных навыков, обращение внимания разработчиков на эти навыки является, без сомнения, актуальным и востребованным.

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования отражают овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

В новой редакции ФГОС ООО они детализируются как: А) базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

Б) базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование

по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой и др.

Раздел «Овладение универсальными учебными регулятивными действиями» претерпел существенные изменения. Теперь он включает такие элементы, как «самоорганизация», «самоконтроль» и совершенно новый в российском образовательном сегмент – «эмоциональный интеллект», под которым подразумевается умение:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

  • регулировать способ выражения эмоций.

  • принять себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

  • принимать себя и других, не осуждая;

  • открытость себе и другим;

  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

В некоторой степени эти характеристики «эмоционального интеллекта» из метапредметных результатов («различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций») дублируют содержание «эмоционального благополучия» из личностных результатов («умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием»), что не отменяет их важности и актуальности.

Эмоциональный интеллект как базовый навык, универсальный навык заслуживает пристального внимания и может стать объектом развивающего

обучения. Например, входящие в структуру эмоционального интеллекта: самосознание, самоуправление, а также управление отношениями и социальная осведомленность. Если не понимать свой жизненный опыт, то трудно понять причину своих эмоций или трудно понять, почему человек так реагирует на определенные ситуации.

Убеждения, эмоциональные модели и модели поведения, которые возникли ранее, влияют на наше поведение во взрослом возрасте, на наш выбор, на наше проживание этой жизни. Именно здесь происходит перенос подсознательных процессов в сознательное осознание. Поэтому такие навыки важно развивать со школьного возраста, ведь они помогают не только в учебе, но и ориентированы на будущее, на профессиональную деятельность.

Таким образом, осуществление нового подхода, когда образование идет за потребностями учащегося, в том числе его «эмоциональным благополучием», становится основанием поиска компромисса между

«свободой и необходимостью». А довольно широкие по охвату планируемые личностные результаты и овладение системой универсальных учебных регулятивных действий направляются на обеспечение формирования смысловых установок личности и ее жизненных навыков, применимых не только в образовательной сфере, но и за ее пределами.

Разработка методов работы с детьми, которые обладают низким уровнем коммуникации и имеют недостаточно развитую эмоциональную регуляцию, направлена на позитивную и корректную работу с оценкой школьниками собственных результатов, результатов других участников группы и общей деятельности. Может проводиться в форме игр, квестов, мастер-классов. Учитывая возраст шестиклассников, целесообразно применение игровых форм обучения.

Литература:

Обществознание. Реализация ФГОС основного общего образования : методическое пособие для учителя / Е. К. Калуцкая, О. А. Французова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 138 с.: ил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!