Совершенствование универсальных учебных действий в процессе обучения на уроках обществознания
Характеристика универсальных учебных действий сквозь призму предмета «Обществознание». Приемы активизации познавательной деятельности школьников при изучении тем и разделов курса в основной школе. Виды заданий (6–7 классы).
Совершенствование универсальных учебных действий является важнейшим образовательным результатом, достигаемым в обучении на уроках обществознания. В нормативных документах такие результаты, связанные с деятельностной составляющей, еще называют метапредметными результатами, заявлены во ФГОС ООО как «достижения обучающегося, полученные в результате изучения учебных предметов, курсов, модулей и характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также уровень овладения междисциплинарными понятиями».
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать:
универсальными учебными познавательными действиями;
универсальными учебными коммуникативными действиями;
универсальными учебными регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает развитие навыков учебных коммуникаций, поэтому «общение» и «совместная деятельность» выделены в отдельную группу навыков. В условиях, когда российские школьники показали не самые лучшие результаты в исследованиях в области коммуникативных навыков, обращение внимания разработчиков на эти навыки является, без сомнения, актуальным и востребованным.
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования отражают овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
В новой редакции ФГОС ООО они детализируются как: А) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
Б) базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой и др.
Раздел «Овладение универсальными учебными регулятивными действиями» претерпел существенные изменения. Теперь он включает такие элементы, как «самоорганизация», «самоконтроль» и совершенно новый в российском образовательном сегмент – «эмоциональный интеллект», под которым подразумевается умение:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
принять себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
В некоторой степени эти характеристики «эмоционального интеллекта» из метапредметных результатов («различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций») дублируют содержание «эмоционального благополучия» из личностных результатов («умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием»), что не отменяет их важности и актуальности.
Эмоциональный интеллект как базовый навык, универсальный навык заслуживает пристального внимания и может стать объектом развивающего
обучения. Например, входящие в структуру эмоционального интеллекта: самосознание, самоуправление, а также управление отношениями и социальная осведомленность. Если не понимать свой жизненный опыт, то трудно понять причину своих эмоций или трудно понять, почему человек так реагирует на определенные ситуации.
Убеждения, эмоциональные модели и модели поведения, которые возникли ранее, влияют на наше поведение во взрослом возрасте, на наш выбор, на наше проживание этой жизни. Именно здесь происходит перенос подсознательных процессов в сознательное осознание. Поэтому такие навыки важно развивать со школьного возраста, ведь они помогают не только в учебе, но и ориентированы на будущее, на профессиональную деятельность.
Таким образом, осуществление нового подхода, когда образование идет за потребностями учащегося, в том числе его «эмоциональным благополучием», становится основанием поиска компромисса между
«свободой и необходимостью». А довольно широкие по охвату планируемые личностные результаты и овладение системой универсальных учебных регулятивных действий направляются на обеспечение формирования смысловых установок личности и ее жизненных навыков, применимых не только в образовательной сфере, но и за ее пределами.
Разработка методов работы с детьми, которые обладают низким уровнем коммуникации и имеют недостаточно развитую эмоциональную регуляцию, направлена на позитивную и корректную работу с оценкой школьниками собственных результатов, результатов других участников группы и общей деятельности. Может проводиться в форме игр, квестов, мастер-классов. Учитывая возраст шестиклассников, целесообразно применение игровых форм обучения.
Литература:
Обществознание. Реализация ФГОС основного общего образования : методическое пособие для учителя / Е. К. Калуцкая, О. А. Французова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 138 с.: ил.