СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на самоподготовках и воспитательских мероприятиях"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на     самоподготовках и воспитательских мероприятиях" «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».    В.А. Сухомлинский   

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на самоподготовках и воспитательских мероприятиях"»

Тема: "Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на самоподготовках и воспитательских мероприятиях"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский

Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здорового человека через изменения стиля и уклада жизни, в его оздоровлении с использованием гигиенических знаний о борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных жизненных ситуаций.

Формирование здорового образа жизни должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, снижение факторов риска, ухудшающих состояние здоровья (нерациональное питание, гиподинамия, вредные привычки и др.), способы увеличения резервов здоровья.

У детей с ограниченными возможностями здоровья воспитывающихся в школе - интернате, необходимо закладывать и формировать осознанную, добровольную мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья, а также воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования здорового образа жизни является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребёнка.

В школе - интернате, где проживают воспитанники с ОВЗ, мы работает над формированием здорового образа жизни. Основополагающими задачами стали не только по формированию физического здоровья, но и духовного. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.

Самоподготовка – это одна из форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых дети самостоятельно выполняют учебные задания в отведенное время под руководством воспитателя. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, воспитатель не достигнет желаемого результата, если он не будет применять современные педагогические технологии, в том числе, здоровьесберегающие.
В моей практике, перед началом выполнения детьми самоподготовки, использую тренинг-настрой: «Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам поработать дружно, открыть для себя что-то новое». Положительный результат в настроении, мотивации, поведении детей является итогом данной работы.
В ходе проведения самоподготовки провожу игры на развитие внимания и памяти, физкультминутки, стихотворные и динамические паузы, игры-путешествия. Считаю, что значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимает усталость.

Во время подготовки домашнего задания постоянно чередую выполнение устных и письменных заданий. При первых же признаках проявления усталости учащихся провожу смену деятельности, таким образом, давая детям возможность восстановиться и продолжить выполнение домашнего задания. При работе с детьми стараюсь создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдать санитарно-гигиенических требования: проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз в период подготовки домашнего задания.
Я убеждена в том, что здоровьесберегающие технологии в процессе самоподготовки играют важную роль в сохранении и укреплении здоровья детей.

Перечислю следующие приёмы, которые использую на самоподготовке:

Артикуляционная гимнастика. Она помогает выработке правильных движений и положению органов речевого аппарата, развитию фонематического слуха, способствуют формированию качественного произношения, чтения, кроме того привлекают детей игровой формой. Артикуляционная гимнастика улучшает подвижность артикуляционных органов, укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшает напряжённость.

Пальчиковая гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Дыхательная гимнастика.Способствует развитию и укреплению всего организма в целом. В программе В.Т.Кудрявцева «Развитие двигательной активности и оздоровительной работы со школьниками» дыхательные и звуковые упражнения объединены в рамках одного раздела. Считаю, при работе с детьми с ОВЗ они вполне сохраняют свою актуальность. Вот некоторые упражнения: имитация через дыхание (ураган, легкий ветерок, пылесос), дыхание в разном ритме, игровое упражнение «Змейка» (быстро и медленно) и т.д.

Зрительная гимнастика. Предупреждает утомление глазных мышц, регулирует работоспоспособность зрительных анализаторов, является профилактикой развития близорукости или дальнозоркости. Сейчас масса вариантов таких комплексов, которые можно найти и в литературе и в интернете, да и простой комплекс, который показывает воспитатель вполне себя оправдывает .

Физкультминутка. Способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

Развитие общей моторики. Традиционные и необычные физминутки, динамические паузы проводятся в игровой форме в середине самоподготовке. При изучении отдельных тем, правил синхронизация движения руки, речи и визуальной картинки облегчает запоминание правил, понятий.

Развитие мелкой моторики. Учеными давно доказана связь между развитием мелкой моторики и общим развитием, соответственно при работе с ребёнком, особенно с ОВЗ, необходимо больше внимания уделять занятиям, направленным на развитие мелкой моторики.

Релаксация. Детям, особенно ослабленным, релаксация помогает снять мышечное и нервное напряжение. Хорошо, работают такие приёмы релаксации, как «минутка тишины», «музыкальная пауза». Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Применение здоровьесберегающих технологий системно при работе с детьми с ограниченными возможностями позволяют «сгладить», скорректировать проблемы физического и психического здоровья детей.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

В процессе своей деятельности по формированию сохранению и укреплению здоровья обучающихся проводим большую работу, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. На воспитательных мероприятиях используем множество разнообразных форм и методов работы: беседа, час общения, диспут, круглый стол, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования.

Такие воспитательные мероприятия, как "Режим дня и здоровье", "Пищевые добавки и витамины", "Зависимость ТВ, компьютер, интернет", "Мой образ жизни", «Суд над табаком», «Вредным привычкам - нет», «Здоровье нации в твоих руках» и т.д. дети относятся к ним со всей серьёзностью, задумываются о своём здоровье.

Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия («Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.

Внутри группы организуются воспитателем различные спортивные соревнования и игры, акции «День здоровья», конкурсы плакатов и рисунков «Как быть здоровым», «Лучшее лекарство»,«Виды спорта», а так же спортивно - развлекательные конкурсы, праздники «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Праздник здоровья». Спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, экскурсии и множество воспитательных мероприятий данной тематики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Таким образом, ведется интересная и разнообразная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми, у них закладываются прочные основы хорошего здоровья. Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа.

Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!