СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад " Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в процессе учебно-воспитательной работы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад " Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в процессе учебно-воспитательной работы"»

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ

в процессе учебно-воспитательной работы.

(доклад зачитан на педагогическом совете)



Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы как жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе. Приоритетные направления в работе педколлектива это:

1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

2. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования является тесный, здоровый, эмоциональный контакт педагога и ребенка. Сохранение и укрепление здоровья – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:

  1. Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;

  2. Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;

  3. Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Под сохранением и укреплением здоровья  мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:

В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;

Общая трудоспособность;

Двигательная активность;

Закаливание;

Соблюдение рационального труда и отдыха;

Осмысление требований личной гигиены;

Правильное питание.

В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;

Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

Наличие адекватных положительных эмоций;

Отсутствие вредных привычек.

В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;

Трудолюбие;

Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;

Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья – положительно направленнаякоммуникативность;

Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

Ответственность за собственные действия и поступки.

В работе мы стараемся акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.

На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается».  Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей используется множество разнообразных форм и методов работы.

Психологи школы осуществляют психолого-педагогическое сопровождение в адаптационные периоды учащихся. В школе соблюдена общая нагрузка учащихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Воспитание здорового образа жизни предполагает совместные усилия медиков, педагогов, воспитателей через координацию планов, разъяснение, вовлечение школьников в оздоровительную деятельность. Мы добиваемся того, чтобы это не было эпизодами в школьной жизни, а стало систематической работой.

В планы воспитательной работы школы включены и проводятся:

-Осенняя и весенняя спартакиады;

-шашечные турниры;

-спортивно – игровые мероприятия;

-весёлые старты;

-игровые программы «Спорт – да, вредным привычкам – нет!»;

-декада борьбы с вредными привычками;

-выставка литературы «Здоровый образ жизни»

- выставки рисунков и плакатов «Дети за здоровый образ жизни», «Мы за спорт»;

- беседы-дискуссии «Знай цену своей жизни»;

- интерактивные беседы «Курение, пьянство другие пороки: зачем тебе это зло?»

-спортивные и подвижные игры на свежем воздухе

- дни здоровья;

- походы;

- беседы с медиками;

- беседы на воспитательных и классных часах;

- турниры по волейболу.


Каждое утро начинается с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышает физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

На уроках и самоподготовке проводятся оздоровительные физкультминутки, они снимают утомления, активизируют мышлениедетей повышая умственную работоспособность, пальчиковая гимнастика, в ходе которой дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Массаж специальным шариком Су-Джок. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Ребенок, прокатывая шарик, воздействует на пальчики, кисти, ладошки рук. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. Детям такая гимнастика нравиться, артикуляционная гимнастика, самомассаж.

Гимнастика для глаз снимает статическое напряжение с мышц глаз, улучшают кровообращение. Для поддержания интереса детей при проведении гимнастики педагоги используют индивидуальные предметы, картинки, сигнальные метки и по словесным указаниям выполняются упражнения. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, предмет должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде.

Учителя работают над проблемой устранения перегрузки, дозирования домашнего задания, создания комфортных условий психологического климата.

В системе проводятся оздоровительные мероприятия по профилактике заболевания включая: режим проветривания; профилактика гриппа, дыхательная гимнастика; профилактика плоскостопия, хождение по «дорожкам здоровья»; комплекс упражнений на коррекцию осанки.

Такие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам - нет», воспитательские часы «В здоровом теле здоровый дух» позволяютдетям относится к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.

Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия («Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.

Воспитанники посещают школьные спортивные кружки, играют в футбол. Благодаря этому у детей вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.

Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех соревнованиях, результатом этих выступлений являются грамоты, сладкие призы.

Результаты проводимых мероприятий публикуются в классных WhatsAppчатах и в школьном Телеграмм мессенджере.

Один из действенных методов в работе с семьей — применение наглядной агитации. Выставление информации в классных чатах. Ведение уголков здоровья, где помешается информация для родителей о мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении. На родительских собраниях проводятся консультации по здоровьюсбережению детей.


Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения и воспитания должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в деятельность нашего образовательного учреждения, предлагаю продолжить внедрение здоровьесберегающих технологий, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!