Доклад
«Роль педагога в патриотическом воспитании учащихся»
СЛАЙД 1-2
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Академик Д.С.Лихачёв.
Если мы обратимся к истории человечества, то обнаружим, что патриотизм, гражданственность и отношение к родному месту были важны для человека с давних времен. К этой теме обращались многие философы, ученые, государственные деятели. В своих работах они пытались определить нравственный дух человека.
Исторические корни патриотизма уходят глубоко в многовековую историю. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери.
В России развитие патриотизма связано с историей развития государства Российского. Все годы существования, Россия защищала свое Отечество, и испокон веков человек считал это своей святой обязанностью и делом чести.
Русское общество считало, что патриотизм – это нравственно организующее начало жизни русского народа. В основе его лежит идея защиты своей Родины, единство всего народа и ответственность за судьбу своего государства.
СЛАЙД 3
Патриотизм - (греч.πατριώτης - «соотечественник», πατρίς — «родина», «отечество») - политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы родины и своего народа.
СЛАЙД 4
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи:
утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
СЛАЙД 5
Содержание понятия патриотизма включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
защиту Отечества;
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
СЛАЙД 6
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Патриотическое и гражданское воспитание школьников одна из основных задач современной школы. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается только воспитательным процессом в школе. Важное значение имеет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции.
СЛАЙД 7
Основным «строительным материалом» формирования личности (по определению С.Л. Рубинштейна), являются не мероприятия, которые проводит школа, а то психическое, чувственное состояния, которое пробуждается благодаря участию в них. Активное участие в общественно значимой патриотической деятельности, организованной учителями, дает возможность почувствовать личную причастность к делу защиты Отечества, открыть для себя ее новый смысл. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе учреждений образования РФ.
СЛАЙД 8
Основная роль в этой сфере в образовательном учреждении отводится педагогу. От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского - патриотического воспитания, образования, характер уклада жизни этого заведения. Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.
У учителей должны быть сформированы ключевые компетентности, необходимые для успешной реализации идей гражданского и патриотического воспитания и образования.
Основные средства, формы, методы патриотического воспитания
Беседы, положительный пример, создание воспитывающих ситуаций;
убеждения, поощрения, дискуссии;
подбор репертуара патриотической направленности, изучение традиций и культуры своего народа;
участие в социально-значимых акциях, трудовых десантах, концертах;
учебно-исследовательская деятельность, участие в разработке и реализации социальных и учебных проектов и т.д.
СЛАЙД 9
О роли в сфере патриотического воспитания учащихся неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ. В частности, в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ сказал: «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». И с этим трудно не согласиться: да, ценности формируются в семье, неформальных сообществах, коллективах, в сфере массовой информации. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Патриотическое воспитание, как и все направления воспитательной работы в школе, предполагает формирование и развитие личности учащегося. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешной реализации патриотического воспитания.
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
В наши дни содержание патриотического воспитания должно включать в себя несколько направлений. К ним относится духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эколого-краеведческое и историко-краеведческое, культурно-историческое, военно-патриотическое, социально-гражданское направления.
СЛАЙД 10
Кроме того, существуют нормативные документы, которые нужно учитывать при организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
1.Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №551 «О военно - патриотических молодежных и детских объединениях»
3.Приказ Министра обороны Российской Федерации от 0201.2000 №6 «О поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно - патриотическому воспитанию молодежи».
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2005 №03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России».
5.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.03.2002 №30-51-131/16 «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации».
6.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.10.1999 №06-9ин/28-06 и Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации от 26.10.1999 №4036 «О военно-патриотическом воспитании молодежи».
7.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2003 №28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений"
СЛАЙД 11
В Новобрянской СКОШИ по военно-патриотическому направлению работает Згрирский В.Н.
Важные задачи военно-патриотического воспитания детей коррекционной школы:
1. Реализация государственной политики в области военного и патриотического, а также гражданского воспитания ребят;
2. Важно воспитывать патриотизм, формировать в подрастающем поколении верность к Отчизне, к Родине;
3. Изучение и углубление в историю, и культуру Отечества и родного региона, края;
4. Развитие и сохранение лучших традиций российских воинов;
5. Формирование здорового образа жизни, укрепление физического здоровья воспитанников.
Важным средством гражданско-патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа. Например, давно уже стало традицией чтить память погибших воинов. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни города, страны, всего народа.
На воспитательских часах по теме патриотического воспитания дети знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Разработанная ВН программа, позволяет привлекать материал по каждой теме из жизни воинов, как в мирных условиях, так и при ведении боевых действий и воспитывать в детях любовь к Вооруженным Силам.
Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берет на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.
Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку. Начало такого занятия – построение, затем доклад дежурного, приветствие команд, осмотр внешнего вида учащихся. Само занятие проходит согласно требованиям строевого устава, которые максимально приближены к армейским условиям.
Спортивным занятиям на воспитательских часах отводится особое место.
На занятиях ВН обучает детей доступным упражнениям оздоровительного и общеразвивающего характера. Учит школьников тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию.
СЛАЙД 12
Закрепление полученных знаний, умений и навыков проходит на мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию. Такие соревнования проводятся на школьном уровне, также выезжают своей командой на районные и республиканские смотры-конкурсы.
СЛАЙД 13-14
В нашей школе ведется патриотическое воспитание, классные руководители, педагоги, воспитатели проводят:
спортивные мероприятия
военно - прикладные мероприятия
масленица, новый год, рождество (соблюдение традиций)
классные часы, разговоры о важном
поднятие и спуск флага
конкурсы рисунков, покатов….
сбор гуманитарной помощи «Подари тепло солдату»
Заключение.
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Эффективность формирования патриотических чувств, в образовательном процессе во многом определяется профессионализмом и личностью учителя. Только собственным примером, проявляя уважение к людям, к родной земле, взаимопониманием и уважением можно приблизить ученика к духовно- нравственным ценностям и воспитать патриота.