СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад " Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  " Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время" содержит информацию о том как развивать речь младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Доклад " Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время"»














«Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время с применением инновационных технологий»

(из опыта работы)





Подготовила: учитель начальных классов

МКОУ «Обуховская основная

общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

Корниенко Ольга Николаевна




2015 г.


Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

К сожалению, за несколько лет работы в школе, приходится отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.

Эта проблема стала для меня актуальной, поскольку у меня в классе обучаются слабоуспевающие дети (это две ученицы: одна – оставленная на повторный курс обучения со второго класса, вторая – ребенок с психическим недоразвитием) с низким уровнем развития речи.

Поэтому передо мной встала задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу я начала решать не только на уроках русского языка, литературного чтения, но и на других уроках, а так же во внеурочное время. Я занялась изучением данного вопроса и сбором практического материала по теме «Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время с применением инновационных технологий».

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание в своей работе обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

В методике развития речи я применяю инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся. Инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Для этого я придерживаюсь более широких задач развития речи:

- поддержка детской инициативности;

- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом (Слайд 2).

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития:

  1. Проблемное обучение

  2. Игровые технологии

  3. Компьютерные технологии

  4. Речетворчество

  5. Метод проектов (Слайд 3)


Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей. Я использую в работе с детьми проблемно – речевые ситуации .

Проблемно – речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, палагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания для умения видеть проблемы (Приложение 1):

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Составь рассказ от имени другого персонажа»

«Составь рассказ, используя данную концовку»

«Сколько значений у предмета»

«Назови как можно больше признаков предмета» и др.

При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Происходит развитие речевого творчества.

Пример ролевой игры «Юные экологи» на уроке по предмету “ Окружающий мир»: разыгрывается ситуация, как мальчик, съев мороженое, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию?


Игровые технологии.

На уроках для развития речи я так же применяю игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.

Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

На уроках я использую разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию (Приложение 2).

Так же для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества:

- предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.


Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ (Слайд 4)

  • Составление предложений из слов, по картинке,по схеме, по опорным словам;

  • Составление текста, рассказа по вопросам;

  • Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.

  • Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.

  • Сочинение по картинам

(Приложение 3)

Речетворчество

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений. Здесь необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

На уроке решаются следующие речетворческие задачи:

–  учить видеть, слышать и чувствовать текст;

–  пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;

–  развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

Прием свободных ассоциаций (Приложение 4):

а) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);

б) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации)

в) «Фантастический банан»

г) «Сочини сказку»


Так же на уроках для развития речи я использую синквейн (Слайд 5). Как всем известно, «Синквейн» - от французского «пять строк» (Приложение 5).

Правила написания синквейна:

1 строка – существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Эффективность и значимость «синквейна»

- это его простота, его могут составлять все;

- при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;

- это игровой приём;

- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям. Данный прием я использую и на уроках литературного чтения (сочинить сказку, четверостишие), и на уроке окружающего мира (сочинение загадок), и на уроке музыки (сочинение коротких песенок, закличек) и на др.уроках.


Метод проектов

Этот метод способствует не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Примеры тем проектов в начальной школе (Приложение 6)

Для этого я можно пользоваться рабочими тетрадями курса «Учусь создавать проект»

А так же применяю другие методы, способствующие развитию речи (Слайд 6):

  • анализ содержания учебного текста и планирование высказывания;

  • сообщение признаков изучаемых понятий, упражнения на их закрепление;

  • различные виды пересказа, изложений, сочинений

Кроме того, на каждом уроке для развития речи я использую виды работ по развитию речи (Слайд 7):

  1. Словарная и орфографическая подготовка.

Словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматриваем их значение, состав, произношение, написание).

Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Обогащению словарного запаса способствует изучение темы

«Пословицы и поговорки». Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы провожу такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов».

Работа со скороговорками

Для развития речи младших школьников веду работу со скороговорками. Для снятия напряжения во время урока можно провести такую минутку:

Задание: - проговорить в разном темпе, с разной интонацией скороговорку «Белые бараны били в барабаны». Проговариваем с чувством радости, грусти, удивления.

  1. Фонетическая зарядка. (Приложение № 7).

На каждом уроке литературного чтения провожу фонетическую зарядку: отрабатываем произношение звуков и интонацию.

  1. Еженедельное «Свободное сочинительство».

Занимаемся «свободным сочинительством» (помимо изложений и сочинений на уроках русского языка)

  1. Применение игровых приемов, заданий для развития речи. «Игра – ради дела».

На каждом уроке применяю игровые моменты (считаю, что игра оказывает положительное влияние на учебную деятельность пассивных детей).

  1. Упражнения по речевому этикету

Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах)

Речевой этикет- неотъемлемая часть развития речи учащихся.

Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть развития речи. С первого дня пребывания ребёнка в школе я ставлю задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия , благодарности и т. д.

С этой целью провожу занимательные упражнения: « Договори фразу» -Ученик вежливый и развитый, говорит ,встречаясь… ( здравствуйте). -Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день) . -Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо). -Когда нас бранят за шалости , говори…(простите , пожалуйста).

Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом – условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

Для развития речи во внеурочное время я использую комплект пособий курса «Речь» для начальной школы, состоящий из рабочих тетрадей для учащихся рабочие тетради « Школа развития речи» Т.Н. Соколовой. Курс «Речь» предназначен для проведения занятий по речевому развитию учащихся младших классов. Пособия содержат большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти занятия воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.


Список используемой литературы


1. Соколова Т.Н. Школа развития речи Т.Н.: Курс «Речь»: методическое пособие. – М:, Издательство РОСТ, 2013


2. Соколова Т.Н. Школа развития речи Т.Н.: Курс «Речь»: рабочие тетради для 1 – 4 классов. – М:, Издательство РОСТ, 2013


3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для начальных классов. – М: Издательство РОСТ


4. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 – 4 классов. – М: Издательство РОСТ






























(Приложение 1)


Проблема- это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься.

Найти проблему часто трудней и поучительней, чем решить её.

Задания для умения видеть проблемы.

1. «Посмотри на мир чужими глазами».

Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, утром же пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Предложим детям продолжить рассказ. Но сделать это надо несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями.

Как ты отнесешься к появлению первого снега? Представь себя водителем грузовика, едущего по дороге, или лётчиком, отправляющимся в полет, мэром города, вороной, сидящей на дереве, зайчиком или лисичкой в лесу. Таким образом, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

2. «Составь рассказ от имени другого персонажа».

- Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опишите один день вашей воображаемой жизни.

3. « Составьте рассказ, используя данную концовку»

Учитель читает концовку рассказа и предлагает рассказать о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так.

«…Нам так и не удалось выехать на дачу». «…Маленький котёнок сидел на дереве и громко мяукал»

4. «Сколько значений у предмета».

Детям предлагается хорошо знакомый предмет. Это может быть кирпич, газета, мел, карандаш, картонная коробка. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

5. «Назовите как можно больше признаков предмета». Называется какой-либо предмет (стол, дом, самолёт, книга, кувшин и др.). Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.



Развитие умений выдвигать гипотезы.

Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы – одно из главных умений исследователя.

Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше».

Задания для развития способностей выдвигать гипотезы.

1 «Давайте вместе подумаем»

-Как птицы узнают дорогу на юг?

-Почему течёт вода?

2 Упражнение на обстоятельства.

-При каких условиях каждый из этих предметов будет полезен? А два или более?

письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, мобильный телефон, чайник, реактивный самолёт, букет ромашек, охотничья собака.

3 «Найди возможную причину события».

Звонят колокола;

Трава во дворе пожелтела;

Друзья поссорились.


Развитие умений задавать вопросы.

Познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании.

Задания для развития умения задавать вопросы.

Упражнения для развития умения задавать вопросы:

1 «Найди загаданное слово».

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»

2 «Задай как можно больше вопросов филину (ворону, дельфину и др.), изображенному на рисунке»

Как ты думаешь, какие вопросы тебе задал бы он?

3 « Вопросы машине времени».

Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего.

4 «Да-нетка» или Универсальная игра для всех.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».


Развитие умений давать определения понятиям

Понятие - одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Эффективен метод определения понятий.

Упражнения на развитие умений давать определения понятиям:

1 Описание. Описать объект – значит, ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?

Опиши волнистого попугайчика. Сравни своё описание с описанием А. Брэма.

2 Характеристика. Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета.

Попробуй дать характеристики героям любимых сказок или мультфильмов.

3 Сравнение. Подбери сравнение для таких объектов: лампа, слон, дерево, книга.

4 Загадки как определения понятиям. Важным средством развития давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки.

Сочини юмористическую загадку о животном.

Какими понятиями должны овладевать дети

С точки зрения развития культуры мышления и исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как «явление», «причина», «следствие», «событие», «зависимость», «различие», «сходство» и др.


Развитие умений классифицировать

Классификация- это операция деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Её главный признак- указание на принцип деления. Каждая классификация относительна, приблизительна. Одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям.

Задания на развитие умений классифицировать:

1 «Четвертый лишний». Четыре карточки содержат изображения, яблока, груши, банана, помидора. Что лишнее?

2 «Продолжи ряды». Например: полезные ископаемые-… , деревья-… , животные-…

3 «Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое».

4 Геометрические фигуры для классифицирования

Развитие умений наблюдать.

Наблюдение - это самый популярный и доступный метод исследования. Это вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Она выражается в познавательной задаче. В ходе наблюдения могут использоваться разные приборы.

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Это одна из основных форм логического мышления.

Эффективным средством развития способности к суждению может быть следующее упражнение.

Задание «Проверить правильность утверждений».

Все деревья имеют ствол и ветви.

Тополь имеет ствол и ветви.

Следовательно, тополь - дерево.

Американцы говорят на английском языке.

Джером говорит на английском языке.

Следовательно, он – американец.

Важным средством и результатом мышления является умозаключение.

Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.

Задание «Скажите, на что похожи». Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться следующим упражнением.

Объясните, на что похожи:

узоры на ковре, старые автомобили,

облака, новые кроссовки.

очертания деревьев за окном,

Задание «Назовите как можно больше предметов». Какие предметы одновременно являются твёрдыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лёд, пластик, янтарь, кристалл и др.)?

Усложним задание – назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твёрдыми.

Развитие умения создавать метафоры

Задание «Объясните значение выражения». Возьмём несколько пословиц и изречений и проведём коллективную беседу с детьми о том, что они означают:

Без труда не вынешь рыбку из пруда. Всяк кулик своё болото хвалит.

Задание «Рассказ на заданную тему»

Ученик выходит к доске и объявляет тему игры. Например «Зима». Каждый из играющих называет один предмет, связанный с этой темой, например: снег, лёд, мороз, метель, лыжи, коньки, санки, горка, каток, снеговик и др. Ученик записывает все слова на доске, а затем составляет из них короткий рассказ.

Пример рассказов:

«Вот и пришла зима! Выпал снег. Ударил сильный мороз. Реки сковало льдом. Но мы не боимся ни мороза, ни метели. Каждый день катаемся с горки на санках и на лыжах, ходим на каток кататься на коньках. Вчера мы лепили снеговиков».

Задание «Поиск причин событий». Необходимо установить причины возникновения ситуаций.

Компьютер работал круглые сутки.

В этом году перелётные птицы прилетели раньше обычного.

Утром на улице звучала музыка.

Задание «Подберите слова». Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода («весны и зимы», «утра и вечера» и др.). Примеры ответов:

тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой;

холод – айсберг, утро, расставание, полярный.

Немного изменим задание, и оно усложнится – назови характерные черты животных, предметов, явлений и др.

Тигр – полосатый, большой, хищный, отважный.

Дом - …

Солнце - …

День - …




(Приложение 2)

  1. Игровые формы работы

Игра «Зоопарк»

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

а)   Внешний вид;

б)  Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

2. Составление рассказа по сюжетной картинке (создание различных ситуаций общения)Вопросы:

  • Что делает девочка, изображенная на картинке?

  • О каких животных она прочитала?

  • Назовите сказки, где встречаются эти животные.

  • В какой сказке встречаются волк и коза?

  • Волк и заяц?

  • Волк и белка?

  • В какой сказке волк глупый?

  • Что произойдет, если в одну из этих сказок попадет зебра?

Задание. Придумайте сказку, где главная героиня — зебра.



3. Работа с деформированным текстом.

Ящерка.

Тихонько к ней подкрался щенок, прыг и ухватился за хвост. (2)

Фыркнул щенок, бросил хвост и за ней. Да куда там!(4)

А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под

камень.(3)

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.(1)

Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает.(5)


Задания для формирования монологической речи и развития воображения.

4., Продолжить рассказ по данному началу

«Чьи это грядки?»

На лесной полянке всюду видны кучки рыхлой земли. Они очень похожи на маленькие грядки. На кучках торчат березки росточком со спичку. Рядом крошечные сосенки с тремя зелеными иголочками. Чьи это грядки? Кто их копает?

В уроки чтения включаю задания переконструировать текст, что способствует творческой активности детей. Например,

5. Установить нужный порядок в стихотворении

А сегодня прямиком 3

Долго шла весна тайком 1

Шлепает по луже 4

От ветров и стужи 2

6.Даны слова в столбиках сверху вниз читать медленно, а снизу вверх быстро.

ручка указка

парта учебник

доска обложка

альбом резинка

тетрадь закладка

Задания:

Какие вещи нужно положить в портфель?

Закройте первый столбик, вспомните слова, назовите их.

Какое слово здесь лишнее.

Придумайте предложение с любым из слов.

Следующее задание может быть таким:

Игра « Новые слова».

По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук [Щ]. Образец: Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)

Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)

Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)

Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)

Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)

Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)

Дидактические игры, способствующие развитию речи младших школьников

Игра «Не подведи свой ряд».

1-й ряд записывает глаголы женского рода, 2-й -мужского. 3-й -среднего.

Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.

Игра «Отвечай и проверяй».

- Свекла где растет? (на грядке)

- Буквы пишут где? (В тетрадке)

- Что мы утром чистим? (Зубки)

- Одеваем в холод?(шубки)

-Любим мы играть …(в снежки)

- Есть на праздник …(пирожки)

(Что общего в словах? Есть суффикс -к-)

Игра "Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:

Мы - не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы - попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй.

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

"Добавь следующее". Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:

Слон.

Слон, тигр.

Слон, тигр, лев и т. д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 2-4 слова, в конце года - уже 8-10 слов.







(Приложение 3)


Упражнения, используемые в словарной работе на уроке русского языка с использованием ИКТ.

  • Картинный тематический диктант.
    ( Учитель показывает слайды, дети называют изображённый предмет, записывают слово по памяти, выделяют орфограмму. В конце работы выполняют проверку.)

  • Картинный диктант на заданную букву.

  • Творческий диктант. ( Учащимся необходимо заменить развёрнутое определение одним словом).

  • Диктант с использованием загадок. (На слайде записана загадка, дети отгадывают её, объясняют по каким признакам они догадались об отгадке, затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.)

  • Диктант с использованием русских народных пословиц. (К данной пословице необходимо подобрать пропущенное слово, записать его, выделить орфограмму).

  • Буквенный диктант. (Учащимся необходимо записать в столбик только пропущенные безударные гласные, выполнить проверку)

  • Словарная работа «Описание». (По данным именам прилагательным учащимся необходимо подобрать имя существительное с непроверяемой безударной гласной).

  • Словарная работа «Синонимы». (Учащимся необходимо к данным слова подобрать и записать синонимы).

  • Словарная работа «Антонимы». (Учащимся необходимо к данным слова подобрать и записать антонимы).

  • Словарная работа «Корректор». (Необходимо исправить ошибки в словах, записать в тетрадь, выделить орфограммы, выполнить самопроверку)

  • Словарная работа «Ребусы».

  • Словарная работа «Собери слово». ( Необходимо из данных слогов на слайде составить слово).

  • Словарная работа « Найди слово». ( Необходимо вставить пропущенные буквы и найти спрятавшиеся слова).

  • Словарная работа « Для умников и умниц». ( По транскрипции необходимо правильно записать слова из словаря).

  • Словарная работа «Рассказ». (Записать рассказ, вставляя пропущенные буквы, заменить картинки словами).
























(Приложение 4)

Приемы сочинительства
Прием свободных ассоциаций
Прием «Что было бы, если бы...»
Обучающийся задает себе такой вопрос и пытается на него ответить. Педагог может предложить обучающимся написать сочинения на тему «Что было бы, если бы ……..?» или «Как изменился бы мир, если бы ……..?».

Прием «Брошенный камень»
Обучающийся произносит какое-то слово, связанное определенным образом с заданной темой, и пытается записать следующие слова, которые у него возникают при этом.

Прием «Фантастический банан»
Обучающийся произносит два любых слова и пытается их соединить. В результате получается новое качество, которое может быть раскрыто и описано.

Прием «Сочините сказку»
Сказка - это информация об актуальных внутренних процессах, изложенная в определенном сюжете. В ней зашифрованы: динамика развития личности человека; разнообразные жизненные ситуации; устройство мира, Вселенной; народные обряды и ритуалы и т.д.В сказке находят подтверждение своим взглядам, своей теории. Сказка дает возможность мечтать, возвращает человека в детство, позволяет активизировать творческий потенциал. В сказках отражаются переживание конфликтов, чувств, ощущений человека. Сказка сопровождает нас с детства; она может быть и доброй, и злой, счастливой и не очень, с любимыми героями. Сказка дает первое представление ребенку о мире, культуре, воспитывает благородство души, сердечную чуткость и сострадание. Это особая литературная форма, которую неизменно любят дети. Именно она помогает определить уровень развития ребенка, его интересы, индивидуальные качества (доброту, жестокость, терпимость, равнодушие и др.).



























(Приложение 5)



5 строк

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

 

1. Арбуз

2. Круглый, вкусный 3. Катится, растет, зреет                                                                      

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето


 

1. Котенок

2. Черненький, пушистенький                                                                                                                   

3. Играет, спит, ест4. Он мой друг.

5. Домашнее животное.


 

(Приложение 6)


Темы проектов в начальной школе

  1. Автомобили современные и старинные

  2. Жизнь и гибель динозавров на планете Земля

  3. Мой кот

  4. Барби – взрослая игрушка для детей

  5. Профессии нашей мечты

  6. Корабли

  7. Детские фантазии

  8. Кактус – колючий друг

  9. Магия цвета

  10. Шоколад – вред или польза

  11. Как мультфильмы влияют на психику ребенка

  12. Санкт-Петербург глазами ребенка

  13. Российские железные дороги

  14. Мое увлечение – старинные автомобили

  15. Аквариум и его обитатели

  16. Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый на половину

  17. Выращивание кристалла

  18. Полезная вещь для дома

  19. Моя родословная

  20. Профессии наших родителей

  21. Мальчики и девочки

  22. Защита поступка

  23. Символика нашего класса

  24. Хлеб – всему голова

  25. Почему высохла лужа

  26. Далеко ли от нас до солнца

  27. Новогодняя красавица

  28. Осевая симметрия

  29. Соломенное чудо

  30. Птицы – наши друзья

  31. Здоровый образ жизни

  32. Наш дом. Наш двор

  33. Праздники моей семьи

  34. Генеалогическое дерево моей семьи.

  35. Война и наша семья.

  36. Награда в нашем доме.

  37. Лента времени моей семьи.

  38. Календарь семейных профессий.

  39. Семейные традиции.

  40. Семейные реликвии.

  41. Рассказ моей бабушки. (Письмо внуку).

  42. Как мне выбирали имя.

  43. Спортивная жизнь семьи.










Творческий проект «Моя семья».

Цели проекта ( поставленные перед ребенком): осознать роль семьи в жизни человека; изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье; подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом.

Педагогические цели: развивать творческие и коммуникативные способности ребенка; прививать навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; прививать первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.

Как мы видим, проект построен на тематике эмоционально – близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого малыш учиться задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографии, из которых складывается альбом. Индивидуальные проекты, получаются очень разнообразные, так как кто – то более глубоко представляет родословную, кто-то семейные увлечения, кто – то отдых и путешествия. Поскольку альбом формируется с помощью родителей, он с их помощью может быть представлен в электронном виде. Комментарии в виде рассказа ребенок делает самостоятельно.

Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи в жизни человека; практическим воплощением результата становится фотоальбом и рассказ о своей семье.

Проект «Распорядок дня».

Цели проекта: проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом; представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.

Педагогические цели: развивать такие качества личности ребенка, как аккуратность, ответственность, обязательность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день, находить разумный баланс времени между работой и отдыхом.

Дети проявляют творчество в оформлении расписания. Это могут быть собственные рисунки, по часам иллюстрирующие активность в течение дня: подъем, завтрак, поход в школу, урок, отдых и т.д. То же самое в другом проекте может быть проиллюстрировано с помощью аппликации, в третьем – это цифровые фотографии (хронометраж дня школьника), выведение с помощью компьютера на бумагу и сопровождающиеся не только временем выполнения того или иного пункта распорядка дня, но и оригинальными надписями. Многие дети подбирают соответствующие иллюстрации того или иного дела, дополняют короткими стихами и т.д.

Результатом проекта является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня; практическим воплощением результата становится распорядок для конкретного школьника, самостоятельно составленный и творчески оформленный им на бумаге.

Проект «Мир лекарственных растений».

Предварительно учащимся рассказывают о том, как засушивать растения и собирать гербарий. На лето дается задание найти информацию о лекарственных растениях и собрать засушенные образцы лекарственных трав в тех местах, где ребенок проводит лето. Подготовить рассказ о собранных лекарственных растениях, оформить гербарий. Осенью, на занятиях, весь материал, собранный детьми, обобщаются в классе, создается справочник лекарственных растений. Получается коллективный проект.

Цели проекта: научиться самостоятельно, находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать ее; познакомиться с миром лекарственных растений родного края, внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений.

Педагогические цели: анализировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации; развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Результатом проекта является умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии; взаимодействовать с другими детьми в работе на общий результат. Практическим результатом проекта является справочник лекарственных растений, проиллюстрированный засушенными образцами, собранными и оформленными в виде гербария.

Проект «Устное народное творчество». Включает в себя разделы: сказки, пословицы, загадки, песни.

(Приложение 7)



Карточка 1.


1.Учись отчётливо произносить звуки.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?


2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Соня Зине принесла малину в корзине.


3.Восстанови текст.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !


Карточка 2.


1.Учись отчётливо произносить звуки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.


2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Ткет ткач ткани на платье Тане.


3.Восстанови текст.

Ва__ , Ва___ - просто__

Купил ло____ без хвос___.

Сел за___ напе____

И поехал в __________.


Карточка 3.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.


2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.


Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.


3.Восстанови текст.

Я сегод____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.




Карточка 4.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур.

трри-трра-тррэ, трро-трру-трри,

дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра.


2. Читай слова быстро.

Род – родня – родной.

Двор – дворник – дворовый.

Трава – травка – травушка.


3. Читай считалку ясно, чётко.

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

Куры стары!


4. Читай скороговорку быстро,

не ошибайся.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.


Карточка 5.

1.Читай целыми словами.

сосна – насос

банка – кабан

весна – навес

нора – рано

марка – рамка

палка - лапка

сокол – колос

замок – мазок

роза – гроза

ролик – кролик

бор – набор

мост - помост

2. Читай быстро, доскажи слово.

…И кастрюля на бегу закричала …… :

«Я бегу, ….. , …… , удержаться не …!»

А за нею вилки, рюмки да ……. ,

Чашки да …….. скачут по …….. .

3. Читай слова целиком, ускоряя темп.

«Бутерброд,

Сумасброд,

Не ходи

из ворот,

А пойдёшь –

Пропадёшь,

Муре в рот попадёшь!

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот,

Попадёшь!»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!