Доклад на тему: "Ранняя профориентация в становлении личности ребенка дошкольника. Актуальность и формы работы".
педсовет - 14 марта 2023г
воспитатель Малерик Олеся Анатольевна
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и возможностей у каждого ребенка, помогающая определиться в выборе будующей профессии.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей - не пропустить этот момент, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Цель ранней профессиональной ориентации дошкольников заключается в понимании детьми значимости и важности труда, уважении к чужому труду и готовности трудиться самим.
Для того, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводиться по 3 направлениям:
1. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии (НОД), так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу интересными людьми какой-то профессии.
2. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
3. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профе6ссиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней ориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.
В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм:
1. Творческое моделирование и проектирование - это наглядно-практический метод обучения, который заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
2. Разработка и составление алгоритмов - формирование у детей алгоритмических умений. Алгоритмы позволяют быстро запомнить, а затем правильно выполнить порядок работы.
3.Изготовление технологических карт. Это своеобразный паспорт в профзоне, в ней указывается название профцентра, рекламный слоган, цель работы, краткое описание профессии в этой сфере, орудия труда и профдеятельности, а также предположительный результат по деятельности в профзоне.
4. Тематические недели - углубленное рассматривание темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки детей разного возраста по конкретной теме.
5. Проектная деятельность - в основе которой лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности.
6. Создание мастерских, где ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для игрового сюжета.
7. Изготовление лэпбуков. "Лэпбук" - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.
8. Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии.
9. Мультимедийные презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
10. Виртуальные экскурсии - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальных экскурсий виртуальным отображением реально существующих объектов.
Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
11. Поздравление родителей с профессиональными праздниками.
12. Совместная трудовая деятельность (акции "Посади дерево", "Наша клумба", "Огород на окне" и т.д.)
13. Проект "Baby Skills" (фестиваль, чемпионат) - это многоступенчатое получение детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности.
Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным.