СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Достижения обучающихся зависит не только от их умственных способностей, но и от вида мотивации в учебе. Преподавателю это удается за счет применения современных педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Доклад ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Исаева Ирина Викторовна,

мастер производственного обучения,

ГБПОУ «Выксунский металлургический колледж»,

г. Выкса


Проблема мотивации – одна из самых актуальных в педагогике и психологии. Несмотря на то, что исследования ведутся уже достаточно давно, до сих пор нет единого подхода к классификации мотивов учения. Кроме этого, сегодня значительные изменения претерпевает уровень требований, которые предъявляют к выпускнику не только образовательные организации, но и работодатель. На первый план выступают такие характеристики как успешность, конкурентоспособность, профессиональная компетентность. Но формирование этих качеств очень часто затрудняется отсутствием учебной мотивации у студентов. Именно поэтому преподаватели профессиональных образовательных организаций часто задаются вопросом о проблеме формирования учебной мотивации, способах и приемах ее повышения. Решить данную проблему сегодня можно, включая в учебный процесс современные методы и технологии обучения, способствуя тем самым повышению мотивации обучающихся, активизации их познавательной активности, а как следствие, подготовки востребованных специалистов.

Мотивация рассматривается как основной компонент учебой деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна, главный мотив осознанной учебной деятельности связан либо с самим интересом к знанию, либо с осознанностью его «нужности» в будущей деятельности. 

Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни роль обучения стала одной из важнейших, а молодежь, зачастую, не желает учиться, не заинтересована в этом. Достижения студентов зависят не только от их умственных способностей, но и от вида мотивации в учёбе. Во время огромного выбора источников информации, становится очень сложно мотивировать студентов к обучению, систематической работе, к поиску новых знаний.

Ни одному преподавателю не безразлична проблема мотивации обучения, т. е. умения учить так, чтобы было интересно и обучающимся и самому преподавателю. Поэтому на занятиях я применяю широкий спектр современных педагогических технологий.

Одной из наиболее распространенных педагогических технологий является метод проектов. Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации умений, знаний по спецдисциплинам и для демонстрации их применения на практике, для формирование общих и профессиональных компетенций.

Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Метод проектов применяю при организации самостоятельной внеурочной работе обучающихся. При выборе тем проектов ориентируюсь на личные интересы и увлечения обучающихся. Все темы проектов практико-ориентированы, что способствует формированию умений и знаний, профессиональных компетенций обучающихся. Защита проектов проходит на уроках-конференциях. Также работа над проектом ведется как во время изучения той или иной темы, так и по ее окончании. Применение метода проектов показывает свою эффективность. В процессе работы ребята имеют возможность показать все, чему они научились.

На занятиях использую технологию дифференцированного обучения. Стараюсь построить урок таким образом, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету и повышало качество образования.

Условно выделяю в группе несколько групп, к которым предъявляю разные требования по содержанию и темпу обучения. Одним из наиболее оптимальных решений данного вопроса, на мой взгляд, является использование разноуровневых заданий на различных этапах урока. Например, на уроке объяснения нового материала объясняю тему для всей группы, если не последует вопросов от студентов первой группы (сильных обучающихся), они получают задания на карточках. Для студентов второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то студенты второй группы получают задания. Для студентов третьей группы ещё раз объясняется материал и даётся задания на карточках. Студенты, усвоившие материал, справляются с простым заданием очень быстро и получают новую карточку с более сложными заданиями. К этому времени большинство студентов успевает справиться со второй карточкой и получают дополнительное задание. В тоже время отставшие студенты стремятся поскорее выполнить простое задание и получить более сложное задание. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к дисциплине. Разноуровневые группы подвижны. Если студент второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу. Каждый получает справедливо заработанную оценку.

Органично связать классную работу с индивидуальной самостоятельной работой студента помогают дифференцированные домашние задания. Систему домашних заданий даю по принципу «минимум – максимум». Задания - минимум обязательны для всех. Задания – максимум необязательны, рассчитаны на студентов, с повышенной мотивацией, интересующихся дисциплиной, имеющим склонность к нему. Дифференцируя домашнее задание, ставлю такие цели:

- восполнить пробелы в знаниях определенных студентов,

-расширить и углубить знания, умения и навыки по изучаемой теме.

На каждом занятии стараюсь подобрать материал так, чтобы обучающимся было интересно, комфортно, чтобы каждый студент ощутил ситуацию успеха на уроке.

На уроках использую следующие приемы для создания ситуации успеха:

- Подбор для студентов не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности.

- Дифференцированная помощь студентам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности.

- Поощрение

Вовремя похвалить студента в момент успеха и эмоционального подъема, найти нужные слова, позволяют закрепить интерес обучающего к дисциплине.

Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования обучающихся. Моя задача – организовать познавательную деятельность обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности. Игровые приемы и ситуации применяю:

- на уроках изучения нового материала (дидактическая цель ставится обучающимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства обучения);

- уроках обобщения и систематизации (в учебную деятельность вводится элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом);

- уроках закрепления материала (в целях отработки и прочного усвоения изученного);

-на практических занятиях.

Например: игра проводится во время практического занятия в подгруппе из 15 человек в сварочной мастерской. В основу игры положена проблемная ситуация, связанная с выбором электрода к стали Вст3сп и режимом сварки. Обучающиеся в соответствии с имеющимся сварочным оборудованием на основе теоретических знаний должны самостоятельно уметь подобрать сварочные материалы и режим сварки. Заранее распределяют роли, в которых должны выступать обучающиеся.

Игра проводится в три этапа.

Первый этап – организационный и подготовительный. Проводится подготовительная работа, в ходе которой обучающиеся готовят сообщения и происходит распределение ролей между участниками: бригадир, контролёр ОТК, инженер по ТБ, технолог, остальные обучающиеся в роли рабочих сварщиков. ИТР оглашают свои должностные обязанности, также озвучивают критерии, по которым будет оцениваться работа. Особенность этапа заключается в распределении участников по ролям, что способствует развитию коммуникативных навыков и ответственности за свою работу, установлению более тесных контактов между обучающимися.

Второй этап – основной. Результатом этого этапа деловой игры должны стать пластины с качественно выполненной наплавкой валиков. По мере необходимости бригадир, инженер по ТБ, контролёр ОТК и технолог проводят консультации-самостоятельная работа.

Третий этап –заключительный. Сдача работы на оценку и уборка рабочих мест. По завершении обучающиеся – ИТР отчитываются о выполненной сварщиками работе и согласно критериям подводят итоги. Преподаватель дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д. Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре – о ее содержании, организации, а также внесли предложения по ее усовершенствованию.

В своей работе также использую технологию развития критического мышления. Это одна из технологий с помощью которой можно решить задачи, поставленные в новых стандартах. Занятия, выстроенные в технологии развития критического мышления, позволяют мне достичь положительного результата по всем направлениям обучения спецпредметов, именно эта технология дает возможность строить образовательный процесс с учетом личностных интересов каждого студента. Работая на учебном занятии, студенты учатся задавать вопросы, анализируют, систематизируют и упорядочивают свои знания. Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»: вызов, осмысление, рефлексия.

Методические приемы, которые я использую на уроках – это:

- Мозговой штурм

- Прием «Корзина» идей

- Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

- Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён).

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках стали для меня неотъемлемой частью процесса преподавания. Использую готовые видео уроки и тесты по каждой теме. На занятиях обращаюсь к ресурсам сети Интернет. Большой интерес вызывает у обучающихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу.

На любом этапе урока использую компьютерные презентации. Применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным.

На своих уроках с помощью современных образовательных технологий я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества студента и преподавателя, формирую у студентов качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои идеи, опираясь на факты, а не на домыслы.

Использование современных образовательных технологий на уроках спецдисциплин позволила мне повысить эффективность образовательного процесса, которая выражается в росте таких показателей как

- качество обучения;

- уровень мотивации;

- формирование общих компетенций на более высоком уровне.


Список литературы:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

2. Деловая игра как один из видов игровой технологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/510870/.

3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Март, 2002. – 320 с.

4. Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/159475/primeryi-delovyih-igr-

stsenariy-delovoy-igryi.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!