СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад:"Приемы и виды заданий для развития УУД, способствующие достижению метапредметных результатов в процессе преподавания изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность личных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД), т.е. таких умственных действий учащихся, которые направленны на анализ и управление своей познавательной деятельносью.

Просмотр содержимого документа
«Доклад:"Приемы и виды заданий для развития УУД, способствующие достижению метапредметных результатов в процессе преподавания изобразительного искусства"»

Учитель изобразительного искусства

ГБОУ Гимназии №1583 им. К.А.Керимова

Пономарева Е.Г.



ДОКЛАД



«Приемы и виды заданий для развития УУД, способствующие достижению метапредметных результатов в процессе преподавания изобразительного искусства»



Метапредметность рассматривается как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, обеспечивающий формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность личных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее УУД), т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.















Приемы и виды заданий для развития УУД, способствующие достижению метапредметных результатов.

Личностные УУД:

-смогут более ответственно относиться к учебе;

-будут готовы к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-получат представление о целостном формировании мировоззрения; соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-будут более осознанно относиться к собственным поступкам;

-смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.


Для формирования и развития личностных УУД предлагаются следующие приемы и виды заданий:

участие в проектах;
– подведение итогов урока (интересные приемы)
– творческие задания (формы)
– зрительное, моторное, вербальное восприятие ;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
– самооценка события, происшествия;
– дневники достижений.




1. участие в мини-проектах

При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод мини - проектов. Метод мини- проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод мини - проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую. Мини-проект на уроках изобразительного искусства – это создание «творческого продукта» - художественной композиции. В ходе создания проекта формируются личностные УУД - самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание; познавательные УУД – самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; регулятивные УУД - целеполагание, планирование, коррекция и оценка; коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися ,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7 класс . 4 четверть. Тема: «Великая Отечественная война и ее современное звучание».

После просмотра презентации «Великая Отечественная война в произведениях живописи и графики» и обсуждения сюжетов картин, ученикам предлагается выполнить творческий мини-проект – композицию на эту тему. Таким образом, цель проекта – создание творческой работы на тему Великой Отечественной войны. Ученики работают индивидуально или в паре. Один из сложных этапов проекта – первый: выбор сюжета и поиск наиболее выразительной композиции. Для того чтобы образы будущих работ были глубоко прочувствованными и осмысленными, ученикам дается следующее домашнее задание:

Подобрать материал о войне (репродукции картин, фотодокументы), прочитать рассказы о войне, использовать материалы, размещенные в Интернете.

Ответить на следующие вопросы, которые помогут выбрать сюжет для работы:

(формирование личностных и познавательных УУД)

  1. Какие события Великой Отечественной войны вам хотелось бы отразить в своих работах:

  • Подвиги героев на полях сражений

  • Тяжелые трудовые будни людей в тылу

  • Проводы на фронт или радость встреч родных и друзей

  • Бедствия людей и горечь потерь близких

  • День победы

  1. Каким образом в своей будущей композиции выделите смыслообразующий центр?

  2. Какие цвета будут помогать зрителю, понять вашу основную мысль?

  3. Как вы назвали бы свою картину?

На следующем уроке ученики рассказывают, какие сюжеты они выбрали для композиции, и приносят фотографии и материалы о войне.

Учитель еще раз показывает презентацию «Великая Отечественная война в произведениях живописи и графики» В ходе показа обращает внимание на то, какую роль играют живописно - пластические средства (композиция, ритм, цвет, форма, пространство, фактура) в решении образа. Это пригодится учащимся для создания собственной композиции. Затем учитель обращается к ученикам и спрашивает, что включает в себя процесс работы над композицией, просит перечислить этапы работы:



Ученики.

  • Обдумывание (сбор материала)

  • Создание композиционных эскизов

  • Выполнение этюдов

  • Перенос композиционного решения на большой формат

(формирование коммуникативных и регулятивных УУД: определение последовательности шагов, планирование набора действий )

Работа над композицией продолжается еще 2 урока. Затем организуется выставка, обсуждение и защита проектов. (формирование коммуникативных и регулятивных УУД: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей работы и работы товарищей )

2. - подведение итогов урока, для формирования и развития личностных УУД

Часто в конце урока при подведении итогов ученикам предлагается продолжить следующие предложения:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…


Таким образом, формируются личностные УУД: самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание


Познавательные УУД:

-самостоятельное формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации - структурирование знаний;

-осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения;

- постановка и формулирование проблемы;

- моделирование;

-анализ;

-доказательство;

-постановка и решение проблемы

-построение логической цепочки рассуждений и т.д.

Для формирования и развития познавательных УУД целесообразны следующие приемы и виды заданий:

– «Найди отличия» (можно задать их количество);
– «На что похоже?»
– «Поиск лишнего»
– «Лабиринты»
– «Упорядочивание»
– «Цепочки» - «Верные-неверные утверждения»
– Хитроумные решения
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
– Работа со словарями

-«Кластер»

-«Синквейн»

-«Фишбоун»




Прием - «На что похоже?» для формирования и развития познавательных УУД

7 класс.2 четверть. Тема: «Набросок человека с натуры».

Обсуждается вопрос, какое место в творчестве В.И. Сурикова занимали наброски. Учащиеся смотрят презентацию и отвечают на вопросы.

Учитель. - Перед вами картина знаменитого русского художника Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Она отстаивала старую веру и пошла против патриарха Никона и самого царя, отрекшись от всех привилегий, от всех богатств и роскоши, которые имела. Простой народ признал ее и сохранил такой в своей памяти. На картине фанатичная ревнительница «старой веры» изображена в момент увоза ее в ссылку.

Художник сделал огромное количество набросков и этюдов к этой картине.

На следующем слайде размещены наброски к этой картине.

- Найдите на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова» персонажей, к которым были сделаны эти наброски? (Ответы учеников)

- Вы правы. Это наброски  к нищей старухе, к страннику с посохом, к юродивому и девушкам с правой стороны картины. Мы видим, что они не скрывают своего уважения и сочувствия пленнице.

Учащиеся осознают, что великие художники большое значение придавали наброскам. С набросков и этюдов начиналась работа над картинами.

Прием - «На что похоже?» для формирования и развития познавательных УУД

4 класс. 2 четверть. Тема «Древние соборы». Одной из задач урока - познакомить учащихся с многообразием архитектурных форм и пропорций древних соборов.

Я, активизируя внимание детей, открываю доску, на которой фотографии трех разнохарактерных соборов: Дмитровского, Успенского и Покрова на Нерли, что на Владимирской земле, и обращаю внимание детей на репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри».

Дети вглядываются с большим интересом, то в фотографии, то на репродукцию картины, смотрят, затаив дыхание, анализируют и видят очевидное сходство между ними. Звучит эмоциональное сравнение: «А шапки-то у них совсем одинаковые!» – замечает один. «Средний собор такой же могучий, как Илья Муромец» – увидел второй. «А справа собор такой же стройный, как Алеша Попович и красивый такой же» – тонко подмечает третий ученик. «Собор слева почти, как Илья Муромец, только не такой большой, ну как Добрыня Никитич» – делится своими наблюдениями четвёртый ученик.

Подвожу итог сравнений: Дмитровский собор, действительно, очень напоминает образ Ильи Муромца. Словно уперся богатырь крепкими руками в родную землю – защитит, не пропустит врага. На его могучих плечах мощная глава в шапке – шлеме на сильной шее – барабане. При этом в соборе нет ничего устрашающего, здание внушает ощущение величавой простоты, сдержанной и уверенной в себе силы. Успенский собор, ассоциировавшийся у ребят с Добрыней Никитичем, надежен и могуч, а особенно поражает своей исключительной кристаллической цельностью храм Покрова на Нерли, образ которого так совпадает с образом Алеши Поповича. Как легко и грациозно он поднимается ввысь. Необыкновенная стройность его пропорций просто завораживает. Открываю детям маленький секрет, что все эти волшебные превращения соборов происходят из-за великой силы пропорций. Напоминаю, что это соотношение частей между собой и с целым. Как велика сила пропорций, это сила волшебных превращений!

Прием – «Поиск лишнего» для формирования и развития познавательных УУД

7 класс. 2 четверть. Тема: «Набросок человека с натуры».

Учащиеся смотрят презентацию и отвечают на вопросы.

Учитель. - Как вы думаете, набросок может быть выполнен только с натуры? А по памяти или воображению?

Вам представлены три наброска, подумаете, какие наброски сделаны с натуры, а какие по воображению?

И.Репин «Вера Алексеевна Репина»;

В.Васнецов. Наброски к картине «Витязь на распутье»

В.Суриков. «Пугачев»

Ученики пришли к выводу, что портрет «Веры Алексеевны Репиной» сделан с натуры, а два других портрета исторических персонажей по воображению.

Таким образом, формируются познавательные УУД:

    • умение видеть и выделять проблему;

    • построение логических цепей рассуждения;

    • доказательство

Регулятивные УУД:

-целеполагание ;

-планирование ;

-прогнозирование;

-контроль;

-коррекция ;

-оценка;

-саморегуляция ;


Для формирования и развития регулятивных УУД возможны следующие приемы и виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– Диспут
– Заучивание материала наизусть в классе
– «Ищу ошибки»
– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)и т.д.




Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

7 класс. Тема: «Набросок фигуры человека с натуры» Одним из этапов урока является игра – конкурс: «Выразительный набросок»

Цель-создание выразительного наброска

На конкурс отводится время 10 минут.

Класс делится на две большие группы. Группа мальчиков - «Товарищество мальчиков» и группа девочек - «Товарищество девочек». Мальчики из своей группы выбирают модель для рисования. Девочки из своей группы.

Учитель предварительно дает рекомендации работать по плану:

  • Внимательно изучите фигуру.

  • В первую очередь определите пропорции

( во взрослом человеке отношение головы к фигуре 1/8; 1/7,5 )

  • Определите общие рамки, изображаемой фигуры.

  • Набросайте конструктивное построение фигуры (схему скелета).

  • Как можно вернее изобразите движение модели, поворот головы, динамику рук и ног.

  • Затем оденьте фигуру.

Критерии оценки конкурса:

- выразительность движения;

- правильные пропорции фигуры;

- эмоциональная выразительность

После выполнения набросков из команды девочек выбирается судья, которая отбирает 5 лучших набросков мальчиков. А из команды мальчиков выбирается судья, который отбирает 5 лучших работ девочек. Отобранные наброски вывешиваются на доску.

Каждый судья должен дать оценку работам, согласно выработанным критериям. Почему та или иная работа претендует на самый выразительный набросок. Члены команд могут высказывать свое мнение. По итогам конкурса выбираются самые выразительные наброски, и делается вывод, какая из команд победила.





Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи;


Для формирования и развития коммуникативных УУД можно предложить следующие приемы и виды заданий:

– составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
– магнитофонный опрос; - инсценирование
– «отгадай, о ком говорим»;
– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. –дискуссия (устная, письменная)


Приемдискуссия, для формировании и развития коммуникативных УУД

4 класс. Тема: «Русская красавица». Цель урока: «Формирование умений изобразить образ русской красавицы». Одной из задач урока является «Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре»

Ученики недавно проходили по литературе сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». На предыдущем уроке ИЗО им было дано задание найти в сказке образы царицы – мачехи и молодой царевны.

На уроке один ученик читает строки, посвященные образу царицы,


…Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.


а другой ученик - строки, посвященные образу молодой царевны.



…Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла.

Поднялась - и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Я задаю ученикам вопрос : «Как вы считаете, кого из этих персонажей мы назовем русской красавицей и почему? »

Разгорается дискуссия. Приводится разные мнения. Кто-то считает, что обе русские красавицы. Царица высока, стройна , бела. Молодая царевна белолица, черноброва. Кто - то считает молодую царевну. Наконец ученики приходят к единому мнению, что русская красавица должна быть не только красивой, но главное доброй.

Такая дискуссия активизирует учеников на создание образа русской красавицы в своей творческой работе.

Таким образом, формируются коммуникативные УУД:

  • делиться мнением,

  • аргументировать свою точку зрения, договариваться

  • умение выступать на публике

В своем выступлении я рассказала наиболее подробно о нескольких приемах для формирования и развития УУД. И могу утверждать, что это позволяет раскрыть роль универсальных учебных действий, которые способствуют достижению метапредметных результатов:

Учащиеся

  • Смогут самостоятельно определять цели своего обучения. (через проект)

  • Ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.( через проект)

  • Смогут решать проблемные учебные задачи (через проект)

  • Смогут осуществлять опровержение аргументов

  • Смогут комбинировать известные средства для решения новых задач

  • Смогут корректировать объем собственной учебной деятельности

  • Овладеют основами самоконтроля. Овладеют основами самооценки.

  • Овладеют основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  • Смогут делать обобщение… (через проект)

  • Смогут выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии (через проект)

  • Смогут устанавливать аналогии…

  • Смогут составлять аннотации. (через проект)

  • Смогут устанавливать причинно-следственные связи.

  • Смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

  • Продемонстрируют уверенное владение устной и письменной речью.(через проект)

  • Приобретут навыки формирования и развития ИКТ-компетентности. (через проект)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!