СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Подготовка учащихся к ОГЭ."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка  учащихся к ОГЭ.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я  начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в  9 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ОГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ОГЭ, показываю CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами он может воспользоваться.         Когда начинаю работу в 9 классе,  в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-8 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Подготовка учащихся к ОГЭ."»

Подготовка учащихся к ОГЭ.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я  начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в 9 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ОГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ОГЭ, показываю CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами он может воспользоваться. 
       Когда начинаю работу в 9 классе,  в сентябре провожу диагностический тест за курс 5-8 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.
      Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и  пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ОГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе.                                                                 
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько,  Н.А. Сениной и Ю.Н. Гостевой, В.В. Львова.  
      Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ОГЭ по русскому языку.                                             

Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики , морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я  предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая  тематическую тетрадь. 
     Для тренировки  берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (А1, А2 и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание  надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. 
    Каждый тематический блок завершается проверочной работой (А1-А6, А7-А12 и т.д.). Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.   
      Материалы собираются в тетрадь  учета, затем каждый ученик работает над  своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.
      Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками. 
     На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников.   Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 9-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия.
     Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов:  работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический  разбор предложений; работа по исправлению грамматических  ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе  разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.
Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса.  А с тестами начинаю работать с 5 класса.   
             Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков, которые позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов, таблиц и схем, алгоритмов.                                                                                    
           Особое внимание уделяю части С.  При подготовке к написанию сочинения  учащиеся пользуются  учебно-методическим пособием  Е.А. Сениной, А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».                                                                                                                 
Работу над сочинением  начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части  С, затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения.
      Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты,  используемые при рецензировании.                   
      А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. 
     Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части  С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
     Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.  И результат не заставил себя ждать: несмотря на повышенный уровень сложности задания, все девятиклассники  научились писать сочинение.
     Следующий этап - репетиционный (пробный школьный экзамен) и последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ОГЭ, выявление недочетов.
И самое главное – учу детей  не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ОГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену. 
      Мне удалось остановиться  на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она эффективна. Все выпускники на репетиционном экзамене по русскому языку подтвердили свои отметки, получили от 45 до 97 баллов, причем 3 из них – выше 90 баллов. Средний балл - 67,5, что почти  на 4 балла выше результатов  предыдущей диагностической работы.  На мой взгляд, составляющие успеха моих учеников – это,  прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы.  Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды.      Дорогие коллеги,  я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег,  успешного воплощения самых смелых творческих замыслов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!