СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: Здоровьесбережение учащихся с ОВЗ на уроках профильного труда "Швейное дело".

Нажмите, чтобы узнать подробности

1

Под здоровьесберегающими технологиями понимают целую систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на его здоровье. Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование у детей ценного отношения к своему здоровью. За последние годы у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний, особенно у наших воспитанников школы-интерната - детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.

Каждый ребенок – это личность со своей индивидуальностью. Здесь уместно вспомнить слова известного чешского педагога и философа Яна Коменского: “Совершенно неразумен тот, кто считает возможным учить детей не так, как они могут, а как он сам того желает”.

Реализуя принципы здоровьесбережения, очень важно учитывать закономерности роста, развития, возрастные особенности детей тех или иных классов и индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика. Следует помнить, что школьникам необходимо передать не только определенную сумму знаний, но и сохранить работоспособность их организма, не вызвать переутомление, чрезмерный стресс и срыв адаптационных возможностей, которые в дальнейшем могут вызвать ухудшение состояния всего здоровья.

В течение урока учитель должен уметь распознавать начальные признаки утомления учащихся и предупреждать возникновение у них переутомления с симптоматикой нервно-психических расстройств. Для профилактики утомления учащихся, учитель должен переключить внимание с одного вида деятельности на другой, провести в классе физкультминутку, организовать эмоциональную разрядку и выполнить целый ряд действий, которые обозначены как здоровьесберегающие элементы.

 

 

2

Условия здоровьесбережения на уроках "Профильного труда" (швейное дело):

1. Гигиенические условия в классе (кабинете):

светлые тона стен, выкрашенные эмульсионной краской, возможность вымыть с мылом руки,

соблюдение температурного режима (своевременное проветривание кабинета)

рациональное освещение всего класса, индивидуального рабочего места и школьной доски, т.е. при необходимости можно закрыть или открыть жалюзи на окнах, включить дополнительный верхний свет, и все швейные машины снабжены электроосвещением,

2. Строго соблюдены все требования расстановки мебели кабинета:

а) от наружной стены до первого ряда парт (столов) не менее 0,5 м

б) от классной доски до первых парт - 2 м (извините, забыла сфотографировать)

в) между партами - не менее 0,5 м

г) между рядами - не менее 0,6 м

д) нижний край классной доски над полом - 80-90 см

е) за первыми партами места для ребят с плохим зрением, слухом, гиперактивные, либо учащийся 4 группы.

ё) за последними партами обычно сидят высокие и более спокойные ребята.

ж) внутреннее соблюдение правил техники безопасности: это батареи закрытые деревянными экранами; у гладильной доски лежит резиновый коврик; ножницы и иглы лежат в специальном ящичке, в закрытом шкафу и выдаются только когда дети начинают работать; розетками учащиеся самостоятельно воспользоваться не смогут, т.к. первое включение спрятано высоко за доской, которое только я включаю и второе частичное включение идёт через тумблер, т.е можно подключить, допустим, две первые швейные машинки, а две последующие не подключены.

з) соблюдён питьевой режим, каждая кружка для индивидуального пользователя.

 

 

3

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомню, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, тестирование, контрольные, практические занятия, ручной труд и оценка выполненной работы.

Нормой считается 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма — 7-10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания:

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

само­стоятельная работа и др.

Норма — не менее трех за урок.

5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию.

Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление — это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

7. Длительность применения технических средств обучения в соот­ветствии с гигиеническими нормами допускаются от 8 до 15 минут.

8. Соблюдение позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Учителю необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе.

4

Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма:

механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отра­жается на их характере. Поэтому психо­физический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10. Физкультминутки и физкультпаузы сегодня являются обязательной составной частью каждого урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма— на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения этих упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Для эмоциональной разрядки подойдет даже добрая шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм.

Например иногда использую такие, всем известные:

Пословицы:

Ничто не ценится так дешево и значит так дорого, как здоровье. Береги здоровье смолоду.

Подшучивай сам над собой: здоровей смеяться будешь.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброму совету цены нету.

5

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Афоризмы:

"Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье".

Генрих Гейне

"Когда чувствуешь уныние, ищи исцеление в труде".

Авраам Линкольн

 

И так я ещё раз проговорю свои основные методы обучения на уроках "Профильного труда" (швейное дело) при соблюдении здоровьесберегающих технологий:

1. Комфортное начало урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.

2. проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, массажа пальцев рук, гимнастики для глаз, упражнений, направленных на улучшение правильной осанки; поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.

3. Объяснения нового материала проходит с опорой на субъективный опыт самого учащегося, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения.

4. Учёт не только индивидуальных способностей, но и ритм исполнения задания. Не могут дети в классе с одинаковой скоростью выполнять ту или иную работу. Поэтому тем, кто уже хорошо завершил своё задание, я предлагаю следующие варианты: помочь тому, кто по времени отстаёт; проконтролировать того, кто неуверенно чувствует себя за швейной машиной; соответственно своим помощникам в дневнике я дополнительно к оценке пишу слово - "Молодец" и ставлю восклицательный знак. Дети это давно знают и помощь отстающему однокласснику у меня на уроках оказывают с удовольствием. А это способствует и дружбе в классе и стремлению хорошо завершить свою работу, что тоже поддерживает здоровьесбережение.

5. Личностный позитивный пример учителя. Дети не должны знать и видеть любые наши проблемы, иначе негатив на уроке быстро распространится и урок не получится.

А видя улыбку учителя и заинтересованность в учениках, дети легче включаются в ритм урока, не только слушают, но и слышат сказанное учителем, начинают более легко осваивать новую тему,

 

6

помогают друг другу, что развивает коммуникативные навыки и толерантность.

Кроме того, недопустима за­держка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание, попрощаться со школьниками.

И так красной нитью через весь учебный процесс должны проходить принципы здоровьесбережения детей:

  • учет возрастно-половых особенностей обучающихся;
  • учет состояния здоровья детей данного класса;
  • учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
  • обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
  • обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
  • использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
  • создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование положительной мотивации к учебе

Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения – это использование учителем продуманной с точки зрения сохранения психологического, эмоционального, физического благополучия учащихся системы построения урока, позволяющей повысить его эффективность, достичь максимального результата в реализации развивающей, обучающей и воспитательной цели урока.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: Здоровьесбережение учащихся с ОВЗ на уроках профильного труда "Швейное дело".»

1

Под здоровьесберегающими технологиями понимают целую систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на его здоровье. Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование у детей ценного отношения к своему здоровью. За последние годы у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний, особенно у наших воспитанников школы-интерната - детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.

Каждый ребенок – это личность со своей индивидуальностью. Здесь уместно вспомнить слова известного чешского педагога и философа Яна Коменского: “Совершенно неразумен тот, кто считает возможным учить детей не так, как они могут, а как он сам того желает”.

Реализуя принципы здоровьесбережения, очень важно учитывать закономерности роста, развития, возрастные особенности детей тех или иных классов и индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика. Следует помнить, что школьникам необходимо передать не только определенную сумму знаний, но и сохранить работоспособность их организма, не вызвать переутомление, чрезмерный стресс и срыв адаптационных возможностей, которые в дальнейшем могут вызвать ухудшение состояния всего здоровья.

В течение урока учитель должен уметь распознавать начальные признаки утомления учащихся и предупреждать возникновение у них переутомления с симптоматикой нервно-психических расстройств. Для профилактики утомления учащихся, учитель должен переключить внимание с одного вида деятельности на другой, провести в классе физкультминутку, организовать эмоциональную разрядку и выполнить целый ряд действий, которые обозначены как здоровьесберегающие элементы.





2

Условия здоровьесбережения на уроках "Профильного труда" (швейное дело):

1. Гигиенические условия в классе (кабинете):

светлые тона стен, выкрашенные эмульсионной краской, возможность вымыть с мылом руки,

соблюдение температурного режима (своевременное проветривание кабинета)

рациональное освещение всего класса, индивидуального рабочего места и школьной доски, т.е. при необходимости можно закрыть или открыть жалюзи на окнах, включить дополнительный верхний свет, и все швейные машины снабжены электроосвещением,

2. Строго соблюдены все требования расстановки мебели кабинета:

а) от наружной стены до первого ряда парт (столов) не менее 0,5 м

б) от классной доски до первых парт - 2 м (извините, забыла сфотографировать)

в) между партами - не менее 0,5 м

г) между рядами - не менее 0,6 м

д) нижний край классной доски над полом - 80-90 см

е) за первыми партами места для ребят с плохим зрением, слухом, гиперактивные, либо учащийся 4 группы.

ё) за последними партами обычно сидят высокие и более спокойные ребята.

ж) внутреннее соблюдение правил техники безопасности: это батареи закрытые деревянными экранами; у гладильной доски лежит резиновый коврик; ножницы и иглы лежат в специальном ящичке, в закрытом шкафу и выдаются только когда дети начинают работать; розетками учащиеся самостоятельно воспользоваться не смогут, т.к. первое включение спрятано высоко за доской, которое только я включаю и второе частичное включение идёт через тумблер, т.е можно подключить, допустим, две первые швейные машинки, а две последующие не подключены.

з) соблюдён питьевой режим, каждая кружка для индивидуального пользователя.





3

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомню, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, тестирование, контрольные, практические занятия, ручной труд и оценка выполненной работы.

Нормой считается 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма — 7-10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания:

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

само­стоятельная работа и др.

Норма — не менее трех за урок.

5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию.

Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление — это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

7. Длительность применения технических средств обучения в соот­ветствии с гигиеническими нормами допускаются от 8 до 15 минут.

8. Соблюдение позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Учителю необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе.

4

Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма:

механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отра­жается на их характере. Поэтому психо­физический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10. Физкультминутки и физкультпаузы сегодня являются обязательной составной частью каждого урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма— на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения этих упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Для эмоциональной разрядки подойдет даже добрая шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм.

Например иногда использую такие, всем известные:

Пословицы:

Ничто не ценится так дешево и значит так дорого, как здоровье. Береги здоровье смолоду.

Подшучивай сам над собой: здоровей смеяться будешь.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброму совету цены нету.

5

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

Афоризмы:

"Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье".

Генрих Гейне

"Когда чувствуешь уныние, ищи исцеление в труде".

Авраам Линкольн


И так я ещё раз проговорю свои основные методы обучения на уроках "Профильного труда" (швейное дело) при соблюдении здоровьесберегающих технологий:

1. Комфортное начало урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.

2. проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, массажа пальцев рук, гимнастики для глаз, упражнений, направленных на улучшение правильной осанки; поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.

3. Объяснения нового материала проходит с опорой на субъективный опыт самого учащегося, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения.

4. Учёт не только индивидуальных способностей, но и ритм исполнения задания. Не могут дети в классе с одинаковой скоростью выполнять ту или иную работу. Поэтому тем, кто уже хорошо завершил своё задание, я предлагаю следующие варианты: помочь тому, кто по времени отстаёт; проконтролировать того, кто неуверенно чувствует себя за швейной машиной; соответственно своим помощникам в дневнике я дополнительно к оценке пишу слово - "Молодец" и ставлю восклицательный знак. Дети это давно знают и помощь отстающему однокласснику у меня на уроках оказывают с удовольствием. А это способствует и дружбе в классе и стремлению хорошо завершить свою работу, что тоже поддерживает здоровьесбережение.

5. Личностный позитивный пример учителя. Дети не должны знать и видеть любые наши проблемы, иначе негатив на уроке быстро распространится и урок не получится.

А видя улыбку учителя и заинтересованность в учениках, дети легче включаются в ритм урока, не только слушают, но и слышат сказанное учителем, начинают более легко осваивать новую тему,


6

помогают друг другу, что развивает коммуникативные навыки и толерантность.

Кроме того, недопустима за­держка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание, попрощаться со школьниками.

И так красной нитью через весь учебный процесс должны проходить принципы здоровьесбережения детей:

  • учет возрастно-половых особенностей обучающихся;

  • учет состояния здоровья детей данного класса;

  • учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;

  • обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;

  • обучение в малых группах (индивидуализация обучения);

  • использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;

  • создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;

  • формирование положительной мотивации к учебе

Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения – это использование учителем продуманной с точки зрения сохранения психологического, эмоционального, физического благополучия учащихся системы построения урока, позволяющей повысить его эффективность, достичь максимального результата в реализации развивающей, обучающей и воспитательной цели урока.












Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

школа-интернат г.о. Королёв, М.о.. ул. Горького, д. 16.







Доклад по теме:

Здоровьесбережение учащихся с ОВЗ на уроках профильного труда

"Швейное дело".









Подготовил учитель профильного труда "Швейное дело"

Дорофеева Татьяна Владимировна.









2015-2016 учебный год.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!