СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Технологии решения изобретательных задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры и задачи, описанные в данной работе – лишь пример того, как можно на основе некоторых приемов ТРИЗа использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, его самосознание, формирует творческие способности, уверенность в себе и в своих силах

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Технологии решения изобретательных задач"»


Иркутская область

Заларинский район

МБОУ «Тагнинская ООШ»


Муниципальные педагогические чтения по теме: «Современные педагогические технологии при реализации ФГОС»

Докладчик: Третьякова Елена Николаевна

учитель технологии МБОУ «Тагнинская ООШ»

С докладом по теме: «Технология «ТРИЗ» (технология решения изобретательских задач)»








2017 г.

У каждого из нас в жизни случаются самые различные ситуации, которые, как нам кажется, решить в принципе невозможно. Мы тратим уйму времени на решение задачи, а она не решается. Чтобы облегчить муки поиска вариантов решения, была придумана теория решения изобретательских задач – ТРИЗ. Авторство ТРИЗ принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру (1926-1998) учёному из Баку. С появлением ТРИЗ возникла реальная возможность управлять процессом мышления и творчества.

Главная цель ТРИЗ в школе состоит в целенаправленном развитии творческого системного мышления, направленного на преобразование действительности. Каждое слово стоит на своем месте, и за каждым есть свой собственный смысл:

целенаправленно — вместо того, чтобы развитие держать в образовательных сундуках и доставать от случая к случаю по большим праздникам;

развитие и динамика — в противовес рутине и стереотипам,

творческое — значит, новое, неожиданное, нестандартное и созидающее;

системное — умеющее принять этот противоречивый мир со всеми взаимосвязями и взаимозависимостями.

И все это для того, чтобы жизнь становилась лучше. Теперь я могу утверждать: «Личность ученика, вне зависимости от его возраста, выступает для ТРИЗ-педагогики в главной роли».

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

  1. методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);

  2. методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ) – общая теория сильного мышления);

  3. воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм.

Основная цель использования ТРИЗ на уроках - дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  1. Решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

  2. Прогнозирование развития технических систем;

  3. Пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);

  4. Совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуются никаких затрат).

Некоторые приемы активизации деятельности школьников

1. Удивляй! Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной. Например, для того, чтобы привлечь внимание ученика к учебному материалу на уроках литературы, используются интересные факты биографии отдельного писателя (поэта), которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах. Учитель не просто читает (рассказывает) удивительные истории, его цель – через анализ этих материалов добиться более глубокого понимания особенности той эпохи, личности поэта, его творчества.

2. Лови ошибку! Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки. В старших классах об опасностях подстерегающих ошибок следует предупреждать лишь первое время. В последствие старшеклассники готовы услышать и увидеть ошибку без предупреждения. Рекомендация. Этот прием примечателен не столько тем, что учитель преднамеренно сделал ошибку (это встречается нередко), тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос “снежный ком” ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что вы не правы. Цель этого приема – добиться понимания “ошибкоопасного” места, а не механического запоминания правильного ответа.

3. Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Например, очень эффективным способом закрепления знаний является домашняя работа по дополнению материала по теме урока, особенно вводных уроков. Для того чтобы провести такую работу, тетрадный лист делят на две равные части. В одной части будут содержаться сведения, сообщенные учителем, в другой – тот дополнительный материал, который учащиеся (по заданию учителя или самостоятельно) найдут сами. Для наглядности можно посоветовать ученикам два поля тетради заполнять ручками разных цветов.

4. Мозговой штурм Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (УМШ). Развитие творческого стиля мышления - вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ: - это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы; - учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли; - участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей; - учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею; - наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы; - УМШ вызывает большой интерес учеников.

5. “Светофор” Это один из приемов устного опроса. “Светофор” - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Чем это лучше, чем простое поднятие руки? При использовании “светофора” ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна. Сигналя “Светофором”, ученик вынужден каждый раз явно – для себя и для учителя – зафиксировать готовность, т.е. оценить свои знания. Ученикам стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда они приходят неподготовленными, поэтому им приходится готовится к каждому уроку.

6. Тетрадь защиты Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. Перед каждым уроком всегда в одном и том же месте, лежит “Тетрадь защиты”, куда каждый ученик без объяснения может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель держит ситуацию под контролем.





"Перевирание сказки".

Возможно, эта игра знакома многим из вас. Она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

- Не Желтая, а Красная

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :

- Да нет же, не папа, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

И так далее.

Творческие задания для детей

Главное, в чем состоит ценность данного подхода — это максимальное внимание на педагогическом поиске. Воспитатель в садике или школьный учитель, действующий в рамках ТРИЗ, не дает (или, по крайней мере, старается не давать) готовых ответов своим подопечным. Ведь их цель — научить ребят на полную катушку использовать свой интеллектуально-творческий потенциал. Если ребенку вдруг что-то оказывается не слишком понятным, то педагог задает наводящие вопросы, приглашая ученика к рассуждению.

Причем самое интересное заключается в том, что далеко не всегда можно и нужно говорить про готовые задачи ТРИЗ с решениями, которых нужно придерживаться. Ведь, как уже много раз подчеркивалось, мы работаем в режиме творчества. А значит, и поставленные в ТРИЗ вопросы часто имеют несколько потенциально верных ответов. Давайте посмотрим примеры таких заданий.

Пример 1

Катя замесила тесто и собирается испечь печенье. Но она совсем забыла, что скалки в доме нет. Вечером к Кате придут друзья, поэтому очень важно, чтобы печенье к их приходу было готово. Как Кате сделать печенье, если нет скалки, чтобы раскатать тесто?

Варианты ответов:

Взять вместо скалки бутылку.

  • Распределить тесто по доске руками.

  • Отрывать от теста кусочки и руками формировать из них печеньки.

  • Поспрашивать готовую скалку у соседей.

  • Если магазин близко, то можно сходить за скалкой.

 Пример 2

Мама купила себе новые зимние ботинки, но подошва в них оказалась очень скользкой. Что сделать, чтобы мама смогла спокойно передвигаться и по чистым улицам, и по гололеду?

Варианты ответов:

  •  Нужно что-то сделать с самой подошвой. Чтобы она не была такой скользкой. Например, пройтись по ней наждачкой.

  • Нужно приклеить к подошве что-то, что поможет ногам не скользит. Допустим, пластырь.

  • Чтобы не бояться упасть в гололед на подошву нужно приладить какую-то конструкцию, которая даст устойчивость. Готовые «снегоступы» или их самодельные аналоги.

 Пример 3

Денис готовил завтрак. Оставил на плите вариться кашу и забыл про нее. Каша сгорела. Денис очень расстроился. Можно ли найти какие-то плюсы в случившемся, чтобы Денис не так сильно огорчался?

Варианты ответов:

  •  Можно не есть кашу, ура!

  • Теперь Денис будет знать, как варить кашу так, чтобы она не сгорела.

  • Теперь точно понятно, что подарить маме на День рождения (новую кастрюлю).

 Пример 4

Кирилла пригласила на День рождения Катя. Бабушка предложила внуку срезать в подарок для Кати розы в ее палисаднике. Взявшись за дело, мальчик понял, что розы очень сильно колются, и срезать их не повредив руки сложно. Посоветуйте Кириллу, как срезать цветы и при этом не пораниться.

  • Можно надеть садовые перчатки.

  • Нужно взять секатор на длинных ручках.

  • Можно попробовать чем-то подцепить стебель цветка, чтобы было удобнее его срезать. Например, сделать крючок из проволоки. Также можно захватить стебель прищепкой.


Такие задачки очень просты, но при этом они позволяют ребенку подключать смекалку и искать различные пути для выхода из сложных ситуаций. Вопросы подобного типа — более легкие или, наоборот, посложнее — могут свободно использоваться и для детей из ДОУ, и для начальной школы, и для школьников среднего и старшего возраста.

 Пример 5

Как чистят креветок? Промышленный способ очистки креветок заключается в следующем. Вначале креветок варят и охлаждают. Затем их очень быстро нагревают – эта операция занимает всего 6 секунд. При этом прогревается только поверхностная часть креветок, причем до 100 градусов. Далее креветки помещают в герметичную камеру и быстро откачивают из нее воздух. В результате поверхностный слой нагретой воды под панцирем каждой креветки превращается в пар, который резко расширяется. При этом происходит как бы микровзрыв, который и срывает с креветки панцирь. Журнал «Ломоносов» — М., № 10/4, 2002. — С. 121.

 Пример 6

Весна. Время сажать картошку, а на поле с прошлого года затаились черви нематоды. В коконах они могут ждать не один год, а вне коконов – только в клубнях картофеля. Они чувствуют запах картофеля из поврежденных при посадке клубней, тут же вылезают из коконов и забираются в клубни. Химические методы борьбы опасны не только вредителям, хотелось бы обойтись без них.

Как защитить будущий урожай?

За несколько дней до посадки картофеля поля поливают водой, смешанной с соком подгнившей картошки. Вредители выползают из коконов, но не находят картошку и погибают.

Заключение

Игры и задачи, описанные в данной работе – лишь пример того, как можно на основе некоторых приемов ТРИЗа использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления.
Такой подход к обучению повышает интерес ученика, его самосознание, формирует творческие способности, уверенность в себе и в своих силах.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!