СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов, Его реализации в обучении стала обязанностью учителя и требует перестройки учебного процесса и профессиональной деятельности учителя. В рамках деятельностного подхода обеспечивается развитие личности посредством вовлечения ее в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Системный подход — это универсальный инструмент познавательной деятельности. Он выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
«доклад по теме: Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения географии»

МБОУ Октябрьская школа

Первомайского района

Республики Крым









Реализация системно-деятельностного подхода

в процессе обучения географии







учитель географии и истории

Хлибийчук Л.М.

















Октябрьское 2015





Системно-деятельностный подход в обучении географии и истории.

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Уильям Уорд

Системно-деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов, Его реализации в обучении стала обязанностью учителя и требует перестройки учебного процесса и профессиональной деятельности учителя. В рамках деятельностного подхода обеспечивается развитие личности посредством вовлечения ее в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. При этом качество обучения определяется многообразием видов универсальных действий.

Системный подход — это универсальный инструмент познавательной деятельности. Он выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром.

Главная особенность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) – это повышенное внимание к результатам образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению.

Деятельностный подход требует четкого указания деятельностной цели обучения: либо освоение определенной деятельности в целом, либо освоение определенных действий, входящих в нее, либо формирования навыков, необходимых для выполнения действий. Основным результатом является формирование умений, поскольку именно умения являются деятельностями, освоив которые человек развивается сам и приобретает новые убеждения. 
Целью любого обучения является овладение умением осуществлять осваиваемую деятельность или ее элементы.

Деятельностный подход в обучении предполагает, что школьник в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела.

Задачей обучения, таким образом, является формирование способов действий, обеспечивающих результаты учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций.

В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность. Деятельность учителя в этом случае заключается не в “передаче” знаний, а в проектировании учебной деятельности, ее организации, и ее управлении. При этом ясное определение целей обучения служит основой для оценки результатов обучения, для определения содержания и методов обучения, для активизации учебной работы обучающихся, превращения их в сознательных участников образовательного процесса.

Обращение к личности учащегося не может само собой привести к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Сумма знаний, данная ученику вне его деятельности, без учета его «внутреннего» содержания, не может привести к развитию личностных качеств, тем более ‑ творческих способностей школьника.

Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.

Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Реализация системно - деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века и помогает системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (Какие факты на лицо»?, «Что вас удивило? Что интересного заметили?)

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Механизмом реализации системно–деятельностного подхода являются такие технологии, как:

  •  информационные и коммуникативные технологии;

  • технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

  • технологии, основанные на реализации проектной деятельности;

  • технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.



Основными требованиями к уроку, построенному на системно-деятельностной основе, являются:

  • Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов (формирование УУД и предметных действий);

  • Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и универсальные действия;

  • Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия;

  • Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность обучающихся;

  • Создание психологически комфортной обстановки на уроке;

  • Минимализация и вариативность домашнего задания;

  • Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.



Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку учащихся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике,

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.



Разбиение учебного процесса на уроках разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Рассмотрим дидактические требования к современному уроку в рамках системно-деятельностного похода.

Тему урока, цели и задачи формулируют сами учащиеся, самостоятельно определяя границы знания и незнания. Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществляется само- и взаимо- контроль. По итогам выполненной работы ребята в индивидуальном порядке формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Тут приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей. При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию. Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, а учащиеся самостоятельно выбирают уровень с учетом индивидуальных возможностей.

На уроках должны применяться следующие виды заданий:

Виды заданий

Задания на мнемоническое воспроизведение

Задания на извлечение и описание информации

Задания на структурирование и переработку информации

Задания на осмысление, оценку и интерпретацию информации

Задания на творческое применение информации

Дайте определение.

Сформулируйте.

Перескажите.

Сделайте по образцу.

Опишите процесс явления.

Перечислите факторы.

Дайте характеристику.

Понаблюдайте.

Составьте план, конспект.

Выполните.

Подготовьте доклад, сообщение.

Напишите эссе, изложение.

Укажите главное.

Озаглавьте.

Подготовьте аннотацию.

Заполните таблицу.

Проанализируйте.

Укажите сходство и различия.

Сопоставьте.

Сравните.

Найдите закономерности.

Оцените.

Приведите примеры.

Объясните.

Докажите.

Обоснуйте.

Выскажите своё мнение.

Предложите способ решения проблемы.

Задайте вопрос.

Исследуйте.

Придумайте.

Предложите.



Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

- уроки «открытия» нового знания;

- уроки рефлексии;

- уроки общеметодологической направленности;

- уроки развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1. Предъявление контролируемого варианта.

2. Наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии.

3. Сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму.

4. Оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

- написание учащимися варианта контрольной работы;

- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.



Признаки традиционного и современного уроков географии

Признаки для сравнения

Традиционный урок

Современный урок

Цели и содержание

Формирование знаний и умений

Развитие личности учащегося, формирование опыта творческой деятельности через применение знаний и умений

Функция учителя

Информирование учащихся. Четкое разграничение функций учителя и учащихся

Организация учебно-познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Часть функций учителя передается учащимся (планирование логики изучения темы, контроль результатов, самопроверка и пр.)

Преобладающие методы обучения

Объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным

Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов

Средства обучения

Традиционные: карты, учебник, средства наглядности

УМК по предмету и новые (цифровые) средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, средства телекоммуникации, интерактивная доска и т.д.

Формы организации учебной деятельности школьников

Преобладание фронтальной в сочетании с индивидуальной

Применение коллективных форм: групповая работа, работа в парах

Особенности и типы уроков

Четкое разграничение этапов урока. Преобладает комбинированный, непроблемный урок

Нет четкого различения этапов урока. Разнообразные типы уроков: межпредметные, проблемные; уроки нетрадиционных форм

Главный фактор воспитания учащихся

Содержание урока

Продуктивные методы и технологии обучения

Стиль общения: характер взаимоотношения учителя и учащихся

Авторитарный либо попустительский

Демократический: учитель уважает учеников, учитывает их индивидуальные особенности

Характер взаимоотношений учащихся на уроке

Общение между учащимися отсутствует

Учащиеся общаются в рамках коллективной работы

Структурирование уроков в рамках деятельностного подхода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:

- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

- тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: - организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение;

- выявляются причины затруднения: каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

- ставят цель;

- строят план достижения цели;

- предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода и средств (алгоритмы модели, учебник);

- осуществляется построение плана достижения цели.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе необходимо:

- организовать решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково);

- зафиксировать преодоление затруднения;

- уточнить характер нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе необходимо организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, повторяется содержание учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель организовывает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовается обсуждение и запись домашнего задания.

К современным теориям обучения, опирающимся на деятельностный подход, относятся:

Теория проблемного обучения

Проблемное обучение — это совокупность следующих действий:

  • организация проблемных ситуаций;

  • формулирование проблем;

  • оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем;

  • проверка этих решений;

  • руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний;

  • теория поэтапного формирования умственных действий

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учеников и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Применение деятельностного подхода возможно в реализации проектной деятельности. Здесь обучающиеся самостоятельно обозначают круг становится консультантом, научным руководителем, формируя у обучающихся самостоятельную познавательную активность. Такие проекты будут иметь интересующих направлений и работают над выбранными проблемами, учитель большой интерес, прежде всего, для самого обучающегося и будут способствовать в его самоопределении.  Таким образом, основная идея обновле­ния методического мастерства учителя гео­графии состоит в развитии его умения организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающих­ся, формировать творческое мышление школьников на основе их собственной самостоятельной, в том числе исследовательской, деятельности.

В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни.


Опыт организации деятельности учащихся 5-го класса на первом уроке по географии по теме: «География как наука» в рамках ФГОС.

1. Итак ,деятельностный  подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Посмотрим, как можно организовать деятельность обучающихся при изучении темы: «География - как наука». Если заглянуть в рабочую программу, то на данном уроке необходимо изучить такие вопросы, как :

Зарождение науки о Земле.

Система гео­графических наук.

Знакомство с учебни­ком, структурой учебника

и особеннос­тями используемых компонентов УМК .

Кроме того мы должны развивать согласно требованиям ФГОС основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Конкретно на данном уроке обучающиеся должны научиться:

  • Устанавливать этапы развития гео­графии от отдельных описаний зе­мель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

  • Определять понятие «география»

2.Итак, согласно новых требований тему урока учащиеся формулируют сами, учитель подводит учащихся к осознанию темы.

Для определения темы урока можно предложить учащимся прочитать первый абзац введения, который содержит определённую информацию и дать задание после прочтения попробовать сформулировать тему урока.

В связи с тем, что ФГОС требует от учащихся развития коммуникативных навыков, то класс сразу же на первом уроке следует разбить на группы, объяснить учащимся как нужно работать в группах и тогда это задание можно дать каждой группе.

Информация для прочтения следующая:

« В этом учебном году в вашем школьном расписании появилось много новых предметов. Один из них - география. География - одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов:geo - Земля и grapho - пишу (описание). Это название родилось неслучайно. Знакомясь с природой, населением и хозяйством неведомых земель, люди описывали то, что видели. Из этих разнообразных описаний путешественников и торговцев, мореплавателей и полководцев и родилась наука география. Так впервые её назвал греческий учёный Эратосфен более 2200лет тому назад. География помогала людям отвечать на вопросы «что это?» и « где это расположено?»

Какая деятельность учащихся здесь просматривается: смысловое чтение, то есть дети должны непросто прочитать текст, а они должны его проанализировать, сделать для себя вывод, предложить свою точку зрения, обсудить в группе, возможно и вступить в спор или согласиться с товарищем, принять общее решение и публично выступить представителю группы перед всем классом .

В результате дебатов дети должны определить тему урока. Например, « Геогафия- одна из древнейших наук». Далее детям можно предложить осуществить самоконтроль по вопросу правильности определения темы, сравнив её с названием в учебнике. Для этого учитель рекомендует учащимся открыть параграф № 1, с которым они будут работать на данном уроке. В результате тема может быть окончательно скорректирована и записана в тетради.

География: древняя и современная наука

В примерной основной образовательной программе есть очень важный раздел, который называется « Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования».

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего сопорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. 

Данный первый урок очень хорошо подходит для развития стратегии смыслового чтения и работы с текстом, что требует от нас ФГОС.

Следующий этап- это этап постановки целей и задач урока. Учитель напоминает обучающимся, что это они должны делать сами. Ещё раз подчёркиваю, так как это первый урок в курсе географии 5 класса, то педагог делает подсказку учащимся, что решить данную проблему можно, если посмотреть информацию данного учебника на странице 6 во введении в первом абзаце, где написано, что данный учебник состоит из восьми тем, каждая из которых разделена на параграфы. Параграф начинается с вводных рубрик «Вы узнаете», «Вспомните» и вступительного текста, содержащего его главную идею. Рубрика «Вы узнаете» познакомит вас с основными вопросами, которые предстоит изучить. Рубрика «Вспомните» позволит повторить предыдущие уроки и освежить в памяти материал, необходимый для изучения нового. Таким образом, дети должны догадаться, что им нужно заглянуть в раздел параграфа №1, который называется «Вы узнаете». Это задание также можно дать группам для обсуждения, а затем принять общее решение.

Так как в рабочей программе на данном уроке запланировано не только изучение теоретического материала но и Знакомство с учебни­ком, структурой учебника, то учитель просит ребят полистать учебник и посмотреть, есть ли в других параграфах раздел «Вы узнаете», и если он есть, то для чего его мы будем использовать. ( Предполагаем, что они должны сказать, что да раздел такой есть во всех параграфах и его мы будем использовать на каждом уроке для формулирования задач). Мы видим что на данном этапе идёт развитие познавательной и регулятивной деятельности обучающихся.

« Вы узнаете» Как возникла география.

Почему появилось множество географических наук.

Вспомните.

Название каких наук вам известно.

Предположительно они сформулируют такие задачи:

-узнать более подробно, что такое география?

- Узнать, как возникла география?

- Узнать, какие географические науки появились и почему? И наверное учитель добавит, что перед ними встаёт ещё одна задача- это познакомиться со структурой учебника и его УМК .

Чтобы узнать, как возникла география, что такое география учащимся предлагается прочитать раздел параграфа №1

« Рождение науки о Земле» с последующим его анализом.

Здесь мы будем использовать: смысловое чтение и приём технологии критического мышления : составление кластера

А именно: текст нужно разделить на 3 смысловые части; далее можно дать задания группам: озаглавить часть текста:

1группа - 1часть; 2гуппа – 2часть; 3группа - 3часть и составить кластер. (Учитель объясняет учащимся, что такое кластер и даёт рекомендации по его составлению).

« Рождение науки о Земле» с последующим его анализом.

Здесь мы будем использовать: смысловое чтение и приём технологии критического мышления : составление кластера

А именно: текст нужно разделить на 3 смысловые части; далее можно дать задания группам: озаглавить часть текста:

1группа - 1часть; 2гуппа – 2часть; 3группа - 3часть и составить кластер. (Учитель объясняет учащимся, что такое кластер и даёт рекомендации по его составлению).

Система кластера и групповая работа позволили охватить избыточный объем информации за короткий период времени. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость. 

Итак , дети познакомились с выше указанном разделом. Каждая группа обсудила свой материал и публично уже предлагают название. Конечно учитель предварительно может подойти к каждой и группе, послушать предполагаемый ответ, помочь скорректировать, если считает нужным. Далее на доске, или на листе бумаги в каждой группе, или на компьютере, или в тетради должна появиться схема

Рождение науки о земле

География древняя

География королева наук

География, изучающая законы



Чтобы продолжить дальше строить гроздь, можно каждой группе предложить пакет с вырезанными предложениями из этих разделов и дать задание по распределению данных предложений в нужный раздел и дать совет, чтобы правильно все распределить, необходимо пользоваться материалом учебника. Что здесь мы видим? Обучающиеся меняют вид деятельности. Им нужно каждому взять лист бумаги, прочитать его, посмотреть в книгу, найти к какой части это нужно отнести. Приклееть. А на всё даётся определённое время и повесить свою работу на доске. Затем все сообща проверяют, правиильно ли они справилмсь с работой. То есть обучающиеся здесь занимаются чтением, анализом, систематизацией материала, получают навык составления кластера, занимаются рефлексией. Практика показала, что эта работа принесла детям удоволетворение и конечно в голове у них отложилась определенная сумма знаний. Практически они с ней справились легко.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа где учителю отводится роль навигатора, консультанта деятельности обучающихся. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке


Список использованной литературы:

 

1. Винокур М.С. Использование методики В.Ф.Шаталова в преподавании географии: Методические указания. М., Новая школа, 1992.

2. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. Уфа, 2004.

3. Шаталов В.Ф. «Соцветие талантов». М., 2002.

4. Швиндт В.В. Изучение курса географии крупными структурно-целостными блоками. Новосибирск, 2002.

5. Л.Г.Петерсон. «Деятельностный метод оучения», ACADEMIA АПК и ППРО, Москва 2007.

 6. М.А. Кубышева «Реализация технологии деятельностного метода», ЦСДП, Москва 2005.

7. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!