СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме «Организация деятельности городской школы вожатых в рамках учреждения дополнительного образования»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа вожатых Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества города Димитровграда создается с целью удовлетворения потребности в квалифицированных педагогических кадрах для работы в детских оздоровительных лагерях различного вида.

Данная программа «Школа вожатых» рассчитана на студентов средних специальных и высших учебных заведений, образовательных учреждений  города Димитровграда (возраст слушателей: от 14 лет). Этот возраст оптимально подходит для реализации целей и задач программы, так как, во-первых, в данный период ведущим видом деятельности является деятельность коммуникативно-прагматическая, во-вторых, появляется стремление к самореализации и самодеятельности, в-третьих, определяющим фактором приоритета в выборе целевой стратегии и сферы деятельности становится творческий характер их содержания.

Назначение данной  программы – создать условия для овладения слушателями средних специальных и высших учебных заведений, образовательных учреждений города Димитровграда необходимыми знаниями и умениями для практической работы вожатыми детских оздоровительных  лагерях различного вида.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме «Организация деятельности городской школы вожатых в рамках учреждения дополнительного образования»»









Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Школа вожатых»




Авторы программы:

Дорофеева Марина Александрова,

заместитель директора по УВР,

методист МБОУ ДОД ДДТ


Чеканова Наталья Валерьевна,

руководитель отдела, методист

МБОУ ДОД ДДТ


















г. Димитровград

2012

Пояснительная записка

Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как составляющая государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Кроме этого значимость проблем детского отдыха и оздоровления стоит в одном ряду с проблемами образования, воспитания и развития детей, являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.

Залогом успешного проведения оздоровительной кампании является уровень профессионального мастерства кадрового состава детских оздоровительных учреждений.

Школа вожатых Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества города Димитровграда создается с целью удовлетворения потребности в квалифицированных педагогических кадрах для работы в детских оздоровительных лагерях различного вида.

Данная программа «Школа вожатых» рассчитана на студентов средних специальных и высших учебных заведений, образовательных учреждений города Димитровграда (возраст слушателей: от 14 лет). Этот возраст оптимально подходит для реализации целей и задач программы, так как, во-первых, в данный период ведущим видом деятельности является деятельность коммуникативно-прагматическая, во-вторых, появляется стремление к самореализации и самодеятельности, в-третьих, определяющим фактором приоритета в выборе целевой стратегии и сферы деятельности становится творческий характер их содержания.

Назначение данной программы – создать условия для овладения слушателями средних специальных и высших учебных заведений, образовательных учреждений города Димитровграда необходимыми знаниями и умениями для практической работы вожатыми детских оздоровительных лагерях различного вида.

Программа «Школа вожатых» является авторской и реализуется в условиях учреждения дополнительного образования. В основу программы легли взгляды педагогов Л.С. Выготского, А.Я. Якиманской, Н.Е. Щурковой, теоретический и практический опыт педагогов Афанасьева С.И., Шпоркиной Е.М.

Цель данной программы – подготовка вожатских кадров для работы в детских оздоровительных лагерях различного вида.

Задачи:

  • помочь слушателям в принятии ценностей воспитательной среды, стиля профессиональной деятельности педагогического коллектива, в освоении культурно-образовательного пространства в условиях детского оздоровительного лагеря;

  • обеспечить овладение слушателями базовой методикой совместной творческой деятельности детей и взрослых в условиях временного детского коллектива (ВДК) в рамках лагерной смены;

  • обеспечить овладение слушателями современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей и подростков;

  • помощь в развитии профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;

  • способствовать профессиональному развитию и росту слушателей на всех этапах обучения и практической деятельности в качестве вожатого детского лагеря;

  • способствовать освоению необходимых психолого-педагогических и медико-профилактических знаний;

  • обучить конкретным технологиям педагогической деятельности и их применению в различных ситуациях;

  • научить проектировать собственную педагогическую деятельность.



Принципы деятельности Школы Вожатых:

  • использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к слушателям школы и в организации обучающего процесса;

  • преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;

  • реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки слушателей;

  • использование творческого подхода в организации образовательного процесса;

  • принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих слушателя к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;

  • принцип технологичности профессиональной подготовки слушателей (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности педагога - воспитателя);

  • принцип воспитывающего взаимодействия;

  • принцип единства воспитания и самовоспитания в подготовке слушателей школы.

Реализация образовательной программы «Школы вожатых» Дома детского творчества осуществляется через:

  • лекции, семинары, практикумы;

  • дискуссионные формы работы;

  • тренинги и деловые игры;

  • мастерские;

  • работу по группам;

  • демонстрацию образцов педагогического взаимодействия, культурно-нравственного поведения и отношений в педагогической системе;

  • встречи с мастерами – педагогами;

  • включение слушателей в различные направления деятельности;

  • творческую, практическую деятельность;

  • групповое и индивидуальное консультирование слушателей на всех этапах обучения и практической деятельности;

  • систему диагностического, психолого–педагогического сопровождения и поддержки слушателей;

  • систему аналитической деятельности на всех этапах реализации программы.

В процессе освоения программы «Школа вожатых», слушатели приобретают следующие знания и умения:

Предполагаемые результаты обучения слушателя в Школе:

  • принятие слушателем стиля профессиональной деятельности вожатого;

  • освоение слушателями знаний и умений, необходимых для организации педагогического процесса в условиях временного детского коллектива в рамках лагерной смены;

  • позитивное отношение слушателя к здоровому образу жизни, соблюдение и демонстрация норм здорового образа жизни, владение способами сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • определение индивидуального стиля профессиональной деятельности слушателя, обусловленного специализацией в каком-либо виде деятельности или ведущим исследовательским интересом.

Знания:

  • Основные приемы эффективного общения.

  • Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста и подростков.

  • Нормативно-правовые основы работы вожатого.

  • Особенности временного детского коллектива.

  • Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней.

  • Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.

  • Игровая деятельность, возможности игры.

  • Охрана жизни и здоровья детей.

Умения:

  • Диагностические умения;

  • Проектировочные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;

  • Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)

  • Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)

  • Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)

  • Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)

Результатом практической подготовки вожатых является:

  • умение планировать жизнедеятельность отряда школьников разного возраста;

  • владение методами и методиками организации воспитанников в организационный, основной и заключительный периоды смены;

  • развитие организаторских и коммуникативных способностей будущих вожатых.

Критерии оценки результатов подготовки слушателей «Школы вожатых» определяются на основе должностных обязанностей, которые дают достаточно четкое представление образа вожатого детского лагеря.

Согласно профессиограмме, выпускник Школы должен владеть содержанием деятельности вожатого-практика (организация жизнедеятельности временного детского коллектива в рамках лагерной смены, реализация воспитательной и развивающей функций профессиональной деятельности, педагогическая поддержка ребенка).

Количество учащихся в одной группе не должно превышать 30 человек.

Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:

  • Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.

  • Особенности современного подростка и условия, в которых работает вожатый - детский лагерь, требует от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе.

  • Занятия в рамках программы «Школа вожатых» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей.

По окончании образовательного курса проводится обязательный зачет.

Учащимся, сдавшим экзамен и успешно прошедшим практику, выдается свидетельство МБОУ ДОД ДДТ, где содержится информация о полученных ими знаниях с перечнем основных тем, количеством учебных часов, отметках.

Одним из условий образовательного процесса является курс практических занятий, направленных на отработку жизненно важных умений и навыков, отработку полученных знаний по курсу.

Программа обучения состоит из 6 следующих разделов:

  • «Введение в профессию вожатого»;

  • «Личность ребенка и детский коллектив»;

  • «Детский лагерь»

  • Формы и методы работы вожатого в отряде

  • Технологии работы вожатого с отрядом




























Учебный план


п/п


Название раздела, темы

Количество часов


Всего

Теория

Практика

1.

Введение в профессию вожатого

6

6

12

2.

Личность ребенка и детский коллектив.

4

4

8

3

Детский лагерь

8

8

16

4

Формы и методы работы вожатого в отряде

7

9

16

5

Технологии работы вожатого с отрядом

7

9

16

6

Зачетное занятие

-

4

4


ИТОГО

32

40

72
































Учебно-тематический план

п/п


Название раздела, темы

Количество часов


Всего

Теория

Практика

1.

Введение в профессию вожатого

6

6

12

1.1.

Летний оздоровительный загородный лагерь, как воспитательная система и его роль в развитии ребенка. Дневник вожатого.

2

2

4

1.2.

Нормативно-правовые основы деятельности вожатого. Должностные инструкции: права и обязанности вожатых, детей. Основы безопасности жизнедеятельности в детском лагере. Специальные службы лагеря, взаимодействие с ними вожатого.

2

2

4

1.3.

Сохранность здоровья детей. Основы первой медицинской помощи.

2

2

4

2.

Личность ребенка и детский коллектив.

4

4

8

2.1

Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Конфликтология. Способы разрешения конфликтов. Психологическое здоровье и социально-психологическая адаптация детей и подростков. Наказание и поощрение детей.

2

2

4

2.2.

Ролевые позиции ребенка в детском лагере. Прогнозируемые трудности в работе вожатого с детьми.

2

2

4

3

Детский лагерь

8

8

16

3.1

Характеристика смены в летнем оздоровительном лагере. Ее логика. Законы и традиции лагеря. Режим дня.

2

2

4

3.2.

Целеполагание и программирование лагерной смены. Традиционные дни лагеря, их организация.

2

2

4

3.3

Организация общелагерных дел. Методика проведения тематических дней в лагере. Самоуправление и соуправление в условиях лагеря. Выявление лидеров в отряде. Формирование органов самоуправления.

4

4

8

4

Формы и методы работы вожатого в отряде

7

9

16

4.1.

Формы и методы работы отряда в организационный период. «Имидж» отряда. Планирование работы отряда. Виды коллективного планирования.

2

2

4

4.2.

Формы и методы работы отряда в основной период. Основные виды деятельности в детском оздоровительном лагере.

2

2

4

4.3.

Формы и методы работы отряда в заключительный период. Прощальные ритуалы.

2

2

4

4.4.

Диагностические методы в работе вожатого. Аналитическая деятельность. «Огоньки». «Свечки».

1

3

4

5

Технологии работы вожатого с отрядом

7

9

16

5.1.

Игры в детском оздоровительном лагере, их классификация. Игровой практикум

1

3

4

5.2.

Коллективно-творческая деятельность. Тематические и традиционные дни в лагерной смене.

2

2

4

5.3.

КТД. Конструирование коллективно-творческих дел. Методика проведения творческих дел.

2

2

4

5.4.

Отрядный уголок. Оформительский практикум

2

2

4

6

Зачетное занятие

-

4

4


ИТОГО

32

40

72










Содержание программы

Блок 1. Введение в профессию вожатого

Занятие № 1. Тренинг знакомств участников программы. Сбор ожиданий. Летний оздоровительный загородный лагерь, как воспитательная система и его роль в развитии ребенка. Дневник вожатого. ВДК.


Занятие № 2. Нормативно-правовые основы деятельности вожатого. Конвенция о правах ребенка. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Должностные инструкции: права и обязанности вожатых, детей. Основы безопасности жизнедеятельности в детском лагере. Инструкция по общим мерам безопасности. Рекомендации по профилактике детского травматизма. Инструкции по мерам пожарной безопасности. Правила выхода отряда за территорию лагеря. Специальные службы лагеря, взаимодействие с ними вожатого.


Занятие № 3. Сохранность здоровья детей. Основы первой медицинской помощи. Экстремальные ситуации в лагере и особенности действия вожатого в них. Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечениях, при солнечном ударе, укусе змеи, при ушибе, при попадании инородного тела в дыхательные пути, во время эпилептического припадка, при переломе, обмороке. Правила поведения в условиях природных катастроф и при угрозе террористических актов.


Блок 2. Личность ребенка и детский коллектив.

Занятие № 4. Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Дети младшего школьного возраста и особенности работы с ними. Дети младшего подросткового возраста и особенности работы с ними. Старшие подростки в лагере и особенности работы с ними. Конфликтология. Способы разрешения конфликтов. Психологическое здоровье и социально-психологическая адаптация детей и подростков. Наказание и поощрение детей.


Занятие № 5. Ролевые позиции ребенка в детском лагере. Классификация статуса ребенка в отряде. Статусы: активисты, обычные дети, домашний ребенок в лагере, ребенок - «тормоз», «одинокий волк», изгой в отряде. Работа с «трудными» детьми. Прогнозируемые трудности в работе вожатого с детьми.


Блок 3. Детский лагерь

Занятие № 6. Характеристика смены в летнем оздоровительном лагере. Ее логика. Общее понимание логики смены. Законы и традиции лагеря. Режим дня. Методические основы работы вожатого.

1) Требования к организационному моменту первого дня: регистрация, расселение; миксер; тренинг в отрядах (ожидания, соглашения); безопасность жизнедеятельности; общий сбор; проведение рефлексии, анализ дня, смены, мероприятий.

2) Обмен опытом в плане организации массовых, общелагерных и профильных мероприятий: разработка инновационных и вариативных программ; игротека.


Занятие № 7. Целеполагание и программирование лагерной смены. План работы отряда, как основной документ деятельности вожатого. Виды планов: перспективный, календарный, план работы на каждый день. План-сетка отряда. Традиционные дни лагеря, их организация.


Занятие № 8-9. Организация общелагерных дел. Методика проведения тематических дней в лагере. Самоуправление и соуправление в условиях лагеря. Выявление лидеров в отряде. Формирование органов самоуправления.


Блок 4. Формы и методы работы вожатого в отряде

Занятие № 10. Организационный период. Специфика и задачи данного периода. Формы и методы работы отряда в организационный период. Методики организационного периода: прием и регистрация детей, вход отряда в корпус и расселение детей, проведение первого организационного сбора, проведение первого отрядного «огонька». «Имидж» отряда. Позиция вожатого по отношению к детям. Планирование работы отряда. Виды коллективного планирования.


Занятие № 11. Формы и методы работы отряда в основной период. Основные виды деятельности в детском оздоровительном лагере. Виды мероприятий и праздников в лагере. Методика подготовки праздника: ИГ, ТГ, СД. Работа по сплочению детского коллектива и оптимизации творческого процесса.


Занятие № 12. Заключительный период. Специфика. Формы и методы работы отряда в заключительный период. Отрядные дела. Прощальные ритуалы. Дела-прощания. «Чемодан в дорогу».


Занятие № 13. Диагностические методы в работе вожатого. Аналитическая деятельность. «Огоньки». «Свечки». Игровые диагностические методики выявления лидеров, деления коллектива на микрогруппы, выбора органов самоуправления в отряде.


Блок 5. Технологии работы вожатого с отрядом

Занятие № 14. Игры в детском оздоровительном лагере, их классификация. Игровой практикум. Виды игр и особенности их проведения. Требования к организации игр. Игры на знакомство и взаимодействие. Массовые игры («кричалки», игры на внимание и координацию, подвижные игры). Интеллектуально-познавательные игры. Сюжетно-ролевые игры. Игры на местности. Игры-кругосветки.


Занятие № 15. Коллективно-творческая деятельность. Тематические и традиционные дни в лагерной смене. Разнообразие форм отрядной работы: классификация форм работы с детьми; формы работы, направленные на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и социальное развитие. Условия эффективности использования различных форм работы.

Занятие № 16. КТД. Конструирование коллективно-творческих дел. Методика коллективно-творческих дел: методика организации и проведение КТД, формы и конструирование КТД.


Занятие № 17. Отрядный уголок. Оформительский практикум. Виды отрядных уголков. Порядок и основные требования к оформлению. Художественное оформление отрядных и общелагерных дел. Отрядные средства массовой информации: стенгазета, листовки, информационные сообщения, устные журналы.

Блок 6. Зачетное занятие

Занятие № 18. Зачетное занятие.

Выездное занятие в ДОЛ «Факел». Игры на знакомство. Игры на командообразование. Разбивка на мини-отряды. Маршрутная игра по лагерю «Кругосветка». Презентация мини-отрядов. Мини-свеча «Сбор ожиданий».Маршрутная игра «Теоретический зачет». Проведение мини — КТД, игр вожатыми. Представление «Шпаргалки вожатого». Методика проведения КТД «Вожатский концерт». «Свечка». Рефлексия. Стена. Анализ.


Практикумы:

  • Декоративно-прикладной;

  • Игровой;

  • Музыкальный;

  • Оформительский;

  • Спортивный

Содержание программы «Школа вожатых»

с учетом программно-методического обеспечения


Блок 1. Введение в профессию вожатого

Занятие № 1.

Летний оздоровительный загородный лагерь, как воспитательная система и его роль в развитии ребенка. Дневник вожатого.

1.

Введение в программу. Ледокол. Тренинг знакомств участников программы.

Тренинг


2.

Входная диагностика. Анализ ожиданий вожатых от курса подготовки.

Практика

Бумага, маркеры, стикеры, ватманы

3.

Летний оздоровительный загородный лагерь, как воспитательная система и его роль в развитии ребенка.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

4.

Дневник вожатого. Методическая копилка (шпаргалка) вожатого

Практика

Раздаточные материалы

5.

Временный детский коллектив. Стадии развития детского коллектива.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Мастер-классы, практическая работа

Диагностика детей в оргпериод

Тренинг знакомства

Занятие № 2.

Нормативно-правовые основы деятельности вожатого. Должностные инструкции: права и обязанности вожатых, детей. Основы безопасности жизнедеятельности в детском лагере.

1

Нормативно-правовые основы деятельности вожатого.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

2

Конвенция о правах ребенка. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.



3

Деловая игра: Должностные инструкции: права и обязанности вожатых, детей.

Практика

Раздаточные материалы

4

Основы безопасности жизнедеятельности в детском лагере.

Практика

Раздаточные материалы

5

Инструкция по общим мерам безопасности. Рекомендации по профилактике детского травматизма.

Лекция


6

Инструкции по мерам пожарной безопасности.

Лекция


7

Правила выхода отряда за территорию лагеря. Специальные службы лагеря, взаимодействие с ними вожатого.

Лекция


Занятие № 3.

Сохранность здоровья детей. Основы первой медицинской помощи.

Сохранность здоровья детей.

Лекция


Основы первой медицинской помощи.

Лекция


Экстремальные ситуации в лагере и особенности действия вожатого в них.

Практика

Раздаточные материалы

Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечениях, при солнечном ударе, укусе змеи, при ушибе, при попадании инородного тела в дыхательные пути, во время эпилептического припадка, при переломе, обмороке.

Лекция медика


Правила поведения в условиях природных катастроф и при угрозе террористических актов.

Практика

Раздаточные материалы

Блок 2. Личность ребенка и детский коллектив.

Занятие № 4.

Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Конфликтология. Психологическое здоровье и социально-психологическая адаптация детей и подростков.

Психологические и физиологические особенности детей разного возраста.

Лекция


Дети младшего школьного возраста и особенности работы с ними.

Лекция


Дети младшего подросткового возраста и особенности работы с ними.

Лекция


Старшие подростки в лагере и особенности работы с ними.

Лекция


Конфликтология. Способы разрешения конфликтов.

Лекция


Психологическое здоровье и социально-психологическая адаптация детей и подростков.

Лекция


Наказание и поощрение детей.

Практика


Мастер-классы, практическая работа

Психологические и физиологические особенности детей разного возраста.

Психологическое здоровье и социально-психологическая адаптация детей и подростков.

Занятие № 5.

Ролевые позиции ребенка в детском лагере. Прогнозируемые трудности в работе вожатого с детьми.

Ролевые позиции ребенка в детском лагере.

Лекция


Классификация статуса ребенка в отряде.

Лекция


Статусы: активисты, обычные дети, домашний ребенок в лагере, ребенок - «тормоз», «одинокий волк», изгой в отряде.

Практика

Раздаточные материалы

Особенности работы вожатого с данными ролевыми позициями детей и вовлечение в деятельность отряда.

Практика

Раздаточные материалы

Работа с «трудными» детьми.

Лекция


Прогнозируемые трудности в работе вожатого с детьми.

Практика

Раздаточные материалы

Мастер-классы, практическая работа

Особенности работы вожатого с данными ролевыми позициями детей и вовлечение в деятельность отряда.

Трудности в работе вожатого с детьми.

Блок 3. Детский лагерь

Занятие № 6.

Характеристика смены в летнем оздоровительном лагере. Ее логика. Законы и традиции лагеря. Режим дня.

Характеристика смены в летнем оздоровительном лагере.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Логика смены. Общее понимание логики смены.

Законы и традиции лагеря.

Проблемная работа


Режим дня.

Проблемная работа


Методические основы работы вожатого.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Требования к организационному моменту первого дня: регистрация, расселение; миксер; тренинг в отрядах (ожидания, соглашения); безопасность жизнедеятельности; общий сбор; проведение рефлексии, анализ дня, смены, мероприятий.

Практика


Обмен опытом в плане организации массовых, общелагерных и профильных мероприятий: разработка инновационных и вариативных программ; игротека.

Практика


Мастер-классы, практическая работа

Игровой практикум

Игровой практикум

Занятие № 7.

Целеполагание и программирование лагерной смены. Традиционные дни лагеря, их организация.

Целеполагание и программирование лагерной смены

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

План работы отряда, как основной документ деятельности вожатого.

Практика


Виды планов: перспективный, календарный, план работы на каждый день.

Лекция


План-сетка отряда.

Практика


Традиционные дни лагеря, их организация.

Лекция


Мастер-классы, практическая работа

Традиционные дни лагеря, их организация.

Деловая игра: План-сетка отряда тематической смены.

Занятие № 8-9.

Организация общелагерных дел. Методика проведения тематических дней в лагере. Самоуправление в условиях лагеря.

Организация общелагерных дел.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Методика проведения тематических дней в лагере.

Лекция


Самоуправление и соуправление в условиях лагеря.

Лекция


Выявление лидеров в отряде.

Практика


Формирование органов самоуправления.

Лекция


Мастер-классы, практическая работа

Игровой тренинг

Игровой тренинг

Блок 4. Формы и методы работы вожатого в отряде

Занятие № 10.

Формы и методы работы отряда в организационный период. «Имидж» отряда. Планирование работы отряда. Виды коллективного планирования.

Организационный период.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Специфика и задачи данного периода.

Формы и методы работы отряда в организационный период.

Практика


Методики организационного периода: прием и регистрация детей, вход отряда в корпус и расселение детей, проведение первого организационного сбора, проведение первого отрядного «огонька».

Практика


«Имидж» отряда. Позиция вожатого по отношению к детям.

Проблемная работа


Планирование работы отряда.

Практика


Виды коллективного планирования.

Лекция


Мастер-классы, практическая работа


Деловая игра: Планирование работы отряда

Занятие № 11.

Формы и методы работы отряда в основной период. Основные виды деятельности в детском оздоровительном лагере.

Формы и методы работы отряда в основной период.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Основные виды деятельности в детском оздоровительном лагере.

Виды мероприятий и праздников в лагере.



Методика подготовки праздника: ИГ, ТГ, СД.

Практика


Работа по сплочению детского коллектива и оптимизации творческого процесса.



Мастер-классы, практическая работа

Диагностика основного периода

Деловая игра: Методика подготовки праздника:

Занятие № 12.

Формы и методы работы отряда в заключительный период. Прощальные ритуалы.

Заключительный период. Специфика.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Формы и методы работы отряда в заключительный период.

Отрядные дела.

Практика


Прощальные ритуалы. Дела-прощания. «Чемодан в дорогу».

Практика


Мастер-классы, практическая работа

Спортивный практикум

Огоньки. Формы.

Занятие № 13.

Диагностические методы в работе вожатого. Аналитическая деятельность. «Огоньки». «Свечки».

Диагностические методы в работе вожатого.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Аналитическая деятельность. «Огоньки». «Свечки».

Практика


Игровые диагностические методики.

Практика


Мастер-классы, практическая работа

«Огоньки». «Свечки».

Музыкальный практикум

Блок 5. Технологии работы вожатого с отрядом

Занятие № 14.

Игры в детском оздоровительном лагере, их классификация. Игровой практикум

Игры в детском оздоровительном лагере, их классификация.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Игровой практикум.

Практика

Раздаточные материалы

Виды игр и особенности их проведения.

Лекция


Требования к организации игр.

Игры на знакомство и взаимодействие.

Практика

Раздаточные материалы

Массовые игры («кричалки», игры на внимание и координацию, подвижные игры).

Практика

Раздаточные материалы

Интеллектуально-познавательные игры.

Практика

Раздаточные материалы

Сюжетно-ролевые игры.

Практика

Раздаточные материалы

Игры на местности.

Практика

Раздаточные материалы

Игры-кругосветки.

Практика

Раздаточные материалы

Мастер-классы, практическая работа

Прикладной мастер-класс

Игровой практикум

Занятие № 15.

Коллективно-творческая деятельность. Тематические и традиционные дни в лагерной смене.

Коллективно-творческая деятельность.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Тематические и традиционные дни в лагерной смене.



Разнообразие форм отрядной работы: классификация форм работы с детьми; формы работы, направленные на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и социальное развитие.



Условия эффективности использования различных форм работы.



Мастер-классы, практическая работа

Музыкальный практикум

Спортивный мастер-класс

Занятие № 16.

КТД. Конструирование коллективно-творческих дел. Методика проведения творческих дел.

КТД.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Конструирование коллективно-творческих дел.

Методика коллективно-творческих дел: методика организации и проведение КТД, формы и конструирование КТД.

Практика


Мастер-классы, практическая работа

Оформительский практикум

КТД

Занятие № 17.

Отрядный уголок. Оформительский практикум

Отрядный уголок. Оформительский практикум.

Лекция

Презентация

Раздаточные материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран

Виды отрядных уголков. Порядок и основные требования к оформлению.

Художественное оформление отрядных и общелагерных дел.

Практика

Бумага, маркеры, краски, ватманы

Отрядные средства массовой информации: стенгазета, листовки, информационные сообщения, устные журналы.

Практика

Бумага, маркеры, краски, ватманы

Мастер-классы, практическая работа

Оформительский практикум

КТД

Блок 6. Зачетное занятие

Занятие № 18.

Зачетное занятие.

Игры на знакомство.

Практика


Игры на командообразование.

Практика


Разбивка на мини-отряды. Маршрутная игра по лагерю «Кругосветка».

Практика

Маршрутные листы

Презентация мини-отрядов. Мини-свеча «Сбор ожиданий».

Практика


Маршрутная игра «Теоретический зачет».

Практика

Маршрутные листы

Проведение мини — КТД, игр вожатыми.

Практика

Раздаточные материалы

Представление «Шпаргалки вожатого».

Практика


Методика проведения КТД «Вожатский концерт».

Практика

Реквизит

«Свечка». Рефлексия. Стена.

Практика


Анализ.

Практика

Раздаточные материалы





















Знания и умения, приобретаемые слушателями в процессе подготовки:

      1. ЗНАНИЯ
      1. УМЕНИЯ

Теория

Методика

Характеристика педагогической системы



История, традиции и законы

Использование традиций и законов в воспитательной работе с детьми

Применять законы и традиции лагеря в отрядной работе

Концепция коллективно-творческого воспитания

Коллективно-творческая деятельность, методика конструирования КТД

Организовывать коллективно-творческую деятельность подростков в условиях ВДО

Функциональные обязанности, нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого детского лагеря

Работать с нормативными документами; рационально планировать рабочее время; организовывать совместную деятельность с коллегами

Психолого-педагогическая характеристика современных подростков

Учитывать и применять в работе с детьми приобретенные знания

Основы педагогического взаимодействия и речевой коммуникации

Организовывать конструктивное взаимодействие в профессиональном социуме; осуществлять публичные выступления; конструктивно разрешать конфликты в детской среде

Сущность педагогической поддержки

Методика и формы организации индивидуальной работы с ребенком; деятельность по развитию и поддержке социальных инициатив подростков

Определять эффективные средства помощи ребенку; использовать в деятельности способы педагогической поддержки ребенка; умение работать с детской инициативой

Теория управления воспитательными коллективами, управление воспитательной системой

Работать в команде (педагогический коллектив, детский коллектив, работа по напарничеству)

Специфика и особенности развития ВДК

Система работы вожатого с временным детским коллективом в рамках лагерной смены

Логика развития лагерной смены; система отрядной работы

Методика орг. периода смены; методика основного периода; методика итогового периода

Определять задачи, содержание и результаты деятельности, организовывать деятельность в основные периоды смены

Педагогическое целеполагание и планирование

Методика коллективного и индивидуального целеполагания и планирования

Ставить цель, задачи, определять конечный результат, планировать собственную пед. деятельность и деятельность ВДО; осуществлять коллективное и индивидуальное целеполагание и планирование совместно с детьми

Основы педагогического проектирования

Механизмы организации педагогического проектирования и моделирования; программирование пед. деятельности

Разрабатывать, апробировать, анализировать, корректировать педагогический проект

Основы педагогического анализа

Организация, содержание и формы пед. анализа в деятельности

вожатого д/л; основы работы с пед. документацией; методика и способы организации аналитической деятельности с детьми в отряде;

система, методика подготовки и проведения огоньков

Анализировать результаты собственной деятельности, деятельности педагогического коллектива; заполнять пед. документацию; разработать и реализовать систему анализа с детьми в логике лагерной смены

Диагностика личности и коллектива

Методики исследования личности ребенка и детского коллектива

Составлять анкеты и опросники, проводить необходимые диагностические

процедуры

Содержание воспитательной работы с символами и ритуалами; Закон РФ о символах; Символика РФ; правила обращения с символами

Использование символов и ритуалов РФ в организации воспитательной работы с детьми


Система организации дополнительных пространств взаимодействия в условиях детского лагеря

Методика организации клубов по интересам, детских объединений


Характеристика и особенности творческой деятельности педагогов и подростков

Технологии и механизмы творческой деятельности; алгоритм работы творческой группы; методика подготовки и проведения отрядных дел различной направленности

Работать в творческой группе; готовить и проводить дела различной направленности в логике содержания смены



Система оздоровительной деятельности в условиях загородного лагеря; основы ЗОЖ; основы безопасности жизнедеятельности детей в условиях детского лагеря

Деятельность вожатого по обеспечению выполнения детьми санитарно-гигиенических норм


Простраивать и организовывать деятельность по улучшению состояния здоровья детей; владеть способами профилактики вредных привычек и травматизма; организовать правильный режим детей в лагере; оказывать доврачебную медицинскую. помощь; проводить все виды инструктажей и заполнять необходимые документы

Система информационного обеспечения деятельности ВДК

Формы и способы организации информационного пространства в условиях детского лагеря

Оформлять отрядный уголок, информационный стенд; проводить информационный сбор

Прикладные:

- игры (не менее 5 игр с залом, 10 игр на знакомство, 10 игр организационного. периода, 10 игр основного периода, 10 игр итогового периода; игры-шутки, игры-минутки и т.д.)

- песни (не менее 15 песен, по периодам смены)

- легенды (не менее 15)

- хореография (двигаться на сцене)

- оформительские умения (5 шрифтов, фоновка, набрызг, нитка, оригами; оформление газеты, отрядного места, встречного уголка, отрядных дел, изготовление визиток, сюрпризов, мелких призов)



Диагностика будет реализована через:

  • Наблюдение.

  • Методы опроса (анкетирование, интервьюирование).

  • Тренинги (самостоятельно и совместно с педагогом – психологом).

Для проведения диагностики будут использоваться следующие методики:

  1. «Мотивационная анкета» - методика изучения приоритетных направлений деятельности в подростковой среде

  2. Тест «КОС» (коммуникативные и организаторские способности) (авт. Н.Е. Щуркова

  3. Штрих – лист «Мои достижения» - самооценка воспитанников (личностноориентированная диагностика).

Формы подведения итогов реализации программы.

Формы контроля:

- индивидуальные консультации;

- беседа;

- тестирование и анкетирование;

- наблюдения;

- итоговые занятия.


Методическое обеспечение программы

Формы, методы и приемы работы:

  • фронтальная,

  • групповая,

  • работа в парах,

  • работа в малых группах,

  • дифференцированно – групповая,

  • индивидуальная.

Методы и приемы:

  • словесные (рассказ, беседа),

  • наглядные

  • практические,

  • объяснительно – иллюстративные,

  • эвристические,

  • игры, конкурсы, викторины,

  • КТД,

  • лекции,

  • упражнения,

  • тренинги,

  • дискуссии,

  • метод педагогической игры

  • работа с литературой.

Дидактический материал:

  • набор музыкальных дисков с записями фонограмм для проведения мероприятий разных стилей и форм,

  • карточки с заданиями,

Техническое оснащение:

  1. зал для практических занятий

  2. ТСО

Примерный перечень содержания методической копилки вожатого

  • Материалы по организации оргпериода:

  • варианты знакомства с лагерем, с сотрудниками;

  • 5 творческих дел - экспромтов разнообразного характера для знакомства;

  • проект сбора (другой формы) коллективного планирования;

  • заготовки для концерта вожатых к празднику открытия смены, праздника «Рождения» отряда;

  • творческий вариант оформления режима дня.

  • Материалы под названием «Лицо отряда»:

  • названия, девизы;

  • заповеди, законы, традиции; знаки, эмблемы;

  • речевки, речевки-кричалки.

  • Материалы по организации вечерних огоньков.

  • Материалы для исследования личности ребенка и коллектива.

  • Материалы к проведению отрядных дел (для детей разного возраста):

  • творческие конкурсы;

  • материалы к познавательным викторинам (лесная, морская, географическая, зоологическая и на другие темы);

  • материалы к праздникам;

  • отрядные соревнования;

  • творческие отрядные дела.

  • Материалы к проведению отрядных и общелагерных тематических дней.

  • Материалы по организации работы кружка (клуба, мастерской).

  • Копилка игр, игровых программ:

  1. 10 игр с целью знакомства в оргпериоде смены;

  2. 20 коммуникативных игр для круга общения (вечерний огонек, костер, спонтанное общение);

  3. 5-10 игр - тестов с целью самопознания;

  4. 5-10 игр - розыгрышей, забав, аттракционов;

  5. 5 познавательных игровых программ;

  6. 5 творческих игровых программ;

  7. 5 развлекательных игровых программ;

  8. 10 музыкальных, музыкально-речевых игр для большой аудитории ребят с эстрады;

  9. 20 подвижных, спортивных, туристических игр, спортивно-игровых программ;

  10. 5 вариантов творческой зарядки;

  11. 10 игр на воде, на берегу во время купания;

  12. 10 экологических игр;

  13. 10 познавательно-развивающих, творческих игр спокойного характера в дождливую погоду (игры со спичками, головоломки, кроссворды, игры с монетами, фишками, фокусы и т.д.);

  14. загадки и шуточные истории, «да-нетки»;

  15. игры, блиц - игры для выявления лидеров-организаторов;

  1. 10 рассказов о необычном, сенсационном, проблемном (для бесед, вечеров разгаданных и неразгаданных тайн).

  2. Тексты стихов для использования на «огоньках», в творческих делах.

  3. Тексты речевок (варианты для различных ситуаций)

  4. Тексты песен (для костра, «огонька», детских, эстрадных, спортивных, туристических, народных, шуточных, песен-повторялок).

  5. Оформительские материалы:

  1. варианты, образцы оформления уголка, отрядного помещения;

  2. варианты шрифтов;

  3. различные газетные, журнальные вырезки иллюстраций, заголовков, эмблем, открытки и др.;

  4. образцы поощрительных призов: медальки, грамоты.

  1. Легенды для использования на «огоньках».








Вопросы к зачету

  • Основные функции вожатого.

  • Законодательная база. Информативные документы работы детского оздоровительного лагеря.

  • Возрастные особенности детей 6-9 лет.

  • Возрастные особенности детей 10-13 лет.

  • Возрастные особенности подростков (14-16 лет)

  • Ребенок в первый раз в лагере.

  • Энурез.

  • Проблемы сна.

  • Воровство.

  • Гиперактивность.

  • Одиночество.

  • Тоска по дому.

  • Суицидальное поведение.

  • Оскорбления.

  • Сексуальное поведение.

  • Вандализм.

  • Стресс.

  • Организационный период лагерной смены: основные мероприятия, функции вожатого.

  • Основной период лагерной смены: основные мероприятия.

  • Итоговой период смены.

  • Игры на знакомство.

  • Сюжетно-ролевые игры.

  • Спортивные игры.

  • Игры на местности.

  • Веревочный курс.



Литература для педагога:

  1. Афанасьев С.П Что делать с детьми в загородном лагере – М, 1994 г.

  2. Афанасьев С.П. Сто отрядных дел – Кострома, 1998 г.

  3. Вульфов Б.З. Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М, Просвещение, 1993

  4. . Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - М., 1995г. – 120с.

  5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М., Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997г. – 268с.

  6. Григоренко Ю.Н. Кипарис – М, 1999 г.

  7. Ершова А.П. Театральные занятия на уроках в школе. - М., 1992г. – 96с.

  8. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как научиться владеть собой, выступая публично. - М.: «Просвещение». 1990г. – 525с.

  9. 6.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург: Диамант, 1992. – 320с.

  10. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Научно – методический центр Пензенского городского отдела образования. – 1994. – 344с.

  11. Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика // Воспитание школьника. – 2003. - №10. – С.14-17.

  12. Смелкова З.А. Азбука общения. - Челябинск, 1997г.

  13. Платов В. Деловые игры. М, Профиздат, 1991

  14. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей – М, 1999 г..

  15. Мальханова. Школа красноречия – М, 2002 г.

  16. Шмаков. Уроки детского досуга. – М, 1993 г.

  17. Игры, обучение, тренинги досуга – М, 1994 г.

  18. Хочу быть лидером! Нижний Новгород, 2000





Список литературы для самостоятельной работы

  1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – Кострома, 1999.- 79с.

  2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел. – Кострома, 2002.- 112с.

  3. Афанасьев С.П. и др. Что делать с детьми в загородном лагере. – Кострома, 2002. - 224с.

  4. Валентинов В.В. 150 веселых игр. – СПб., 2002. – 192с.

  5. Вожатская вспомогайка. – Орел, 1997. – 120с.

  6. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. – М., 1999. – 238с.

  7. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис - 2. – М., 2002. – 96с.

  8. Григоренко Ю.Н. Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М., 1999. – 160с.

  9. Григоренко Ю.Н., Пушина О.А. Кипарис – 4. – М., 2002.- 112с.

  10. Двадцать шесть дней одного лета. – Орел, 1993. – 37с.

  11. Детские праздники в школе, оздоровительном лагере, дома. – М., 2000. – 128с.

  12. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы./Под ред.Г.В.Семья. – М., 1998. – 176с.

  13. Журнал «Народное образование» – 2000. - № 4-5.

  14. Журнал «Сельская школа» – 2002. - № 3.

  15. Игры в летнем лагере./Сост.Т.В.Елисина. – Чебоксары, 1997. – 24с.

  16. Козак О.Н. Путешествие в страну игр. – СПб., 1997. – 112с.

  17. Козлов Н.И Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997. – 114с.

  18. Кулаченко М.П. В помощь отрядному вожатому. – Орел, 1995. – 75с.

  19. Кулаченко М.П. Шпаргалка для вожатого. – Орел, 1997. – 119с.

  20. Кулаченко М.П. Поехали!: Модель жизнедеятельности детей, подростков и взрослых в летнем оздоровительном лагере. – Орел, 2002. – 120с.

  21. Кулаченко М.П. Школа вожатого: Игровой практикум. – Орел, 2004. – 116с.

  22. Мастерская вожатого./Под ред.Е.А.Ливановой. – М., 2003. – 120с.

  23. Психологические тесты для тинейджеров./Сост.Т.В.Орлова. – Киев, 1996.- 190с.

  24. Сысоева М.Е. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. – М., 1999. – 193с.

  25. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М., 1999. – 176с.

  26. Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. – М, 2002. – 128с.

  27. Торгашов В.Н. В эфире новости. – М., 2000. – 96с.

  28. Титов С.В. Ура, каникулы! – М., СПб., 2002. – 192с.

  29. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993. –112с.

  30. Шмаков С.А. Каникулы. – М., 1994. – 160с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!