СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: «Личностно – ориентированный подход в обучении неслышащих учащихся на уроках ФРС и ФПСР»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированное обучение - обучение, при котором цели и содержание , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Личностно – ориентированный подход в обучении неслышащих учащихся на уроках ФРС и ФПСР»»

Распутина В.В. «Личностно – ориентированный подход в обучении неслышащих учащихся на уроках ФРС и ФПСР».


Личностно-ориентированное обучение - обучение, при котором цели и содержание , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению.

С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными возможностями модифицировать цели и результаты обучения.

Личностно-ориентированный (личностно - деятельностный) подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы

. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению языком. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:

самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;

опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;

поощрение стремления быть "самим собой";

учёт эмоционального состояния учащихся,

а также их морально-этических и нравственных ценностей;

целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося ,

перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.

Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно. Это такой метод обучения, который позволяет ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение, свободное обучение, при котором ученики с первых дней пребывания в школе оказываются в дружелюбной атмосфере, с открытым, заботливым учителем, который помогает изучать то, что хочется и нравится.

Можно выделить несколько позиций (по И. Якиманской и О. Якуниной), которые должен учитывать педагог при разработке личностно - ориентированного урока:

1. Опора на субъектный опыт.

При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать. что следует сделать, дабы обсудить детские "версии" не в жестко-оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге..

В этих условиях ученики будут стремиться быть "услышанными", станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения.


При изучении темы "Летние каникулы"( 3 класс), обсуждаем поездку на море. У детей есть такой жизненный опыт, но они не могут ничего рассказать , т.к. нет словаря. Поэтому изучение темы начинаем с рассказа о девочке и маме, которые были на море. Использую таблицы И.Королёвой по теме "Каникулы" с короткими и длинными фразами, таблицы одно, двух .трёх сложных слов по теме для различения на слух и работы над ударением, презентации с фотографиями необходимых предметов. Также дети приносят свои фотографии, рисуют по памяти. Настроение на занятиях приподнятое, т.к. дети сравнивают свою поездку и рассказ ,а также узнают об опыте товарища: «У меня тоже розовый купальник», «Мы тоже ездили на поезде», «Мне тоже жарко» В результате этой работы словарь усваивается достаточно хорошо.

Для работы над интонацией использую игру "Кубик". Ученики подбрасывают картонный кубик оклеенный картинками с изображением сюжетов, говорят подходящую по сюжету фразу с разной интонацией:(Ура мы едем на море! Мне жарко! Очень жарко! Не забудь купальник! Пойдём купаться?)

Итогом является составление диалога, с которым ученики справляются без труда.

Изучаем тему «Моя квартира» (4кл). Изучение темы начинаем с изображения плана квартиры, где живёт ребёнок (после просмотра разных планов в интернете, дети справляются успешно). Эта деятельность вызывает неподдельный интерес, заодно позволяет повторить разнообразный словарь, изученный ранее: мебель, сантехнику, кухонную утварь, бытовую технику. Также развивается пространственное мышление. Затем происходит знакомство с новыми понятиями: одноэтажный, пятиэтажный, кирпичный, деревянный и т.д. , понятия конкретизируются применительно к опыту каждого ученика. Ученики постоянно сравнивают свою квартиру и квартиру товарища : «У меня тоже есть баня…», «А у меня душевая кабина….».



2. Знание психофизических особенностей.

"Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика . Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п.

Неслышащие дети ,как правило, затрудняются в составлении и запоминании вопросительных предложений. Хороший результат даёт работа с пиктограммами.


3. В роли равноправных партнеров

"Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия.

Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей - усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма..

Первая функция состоит в том, чтобы "учить детей учиться", развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.

Вторая функция предполагает развитие в ребенке "умения думать и действовать творчески", формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность.

В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия.

В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию.


Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Она может быть вербальной и. невербальной : улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.. Кроме того, важно установить связь между практической и развивающей целью.

Развивающая цель должна рассматриваться не столько как расширение кругозора, сколько как развитие интеллекта.

Вот некоторые приемы, создающие условия для самовыражении учащегося: Ролевая игра - это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, когда развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль укрепит уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. приближенную к естественной. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения языку.

Драматизация - это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности школьника средствами художественных произведений. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. расширяет творческую личность ребенка.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон. Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, не подчеркивать его промахи, подчеркивать временный характер его неудач, научить ребенка оптимизму, принимать индивидуальность ребенка, предоставлять больше самостоятельности, демонстрировать эмпатию к нему, вносить юмор в отношении с учащимся. Главным итогом психологической поддержки, основанной на вере в ребенка, является воспитание успешной, самоценной личности.


. Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов


Исходя из этого, мною поставлены следующие задачи:

формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта;

оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Решать данные задачи в полной степени помогает технология личностно ориентированного обучения, так как учитель может развивать урок, не отказываясь от того положительного, что он уже приобрел.



Индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношения с ученицей 3 класса.

Ученица 2 класса, Света Н. ОНР-2 уровня,2-х сторонняя сенсоневральная глухота. Кохлеарная имплантация справа(2013г).

Темы:

1.Закрепление звука Р.

2. Восприятие и различение речевого материала по темам:

« Каникулы» и «На море».

Цели:

- учить правильно произносить звук Р.

- Опознавать и распознавать речевой материал по теме «Каникулы» и «На море».

Задачи обучающие:

учить произносить звук Р на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений;

-.обогащать словарный запас, уточнять смысловой уровень;

-.тренировать интонацию;

-. работать над слитностью, нормальным темпом речи, над модуляцией голоса,

-.тренировать в узнавании на слух предложений , произносимых голосом разной громкости, с разной интонацией, разной длительности.

Коррекционно-развивающие: развивать навык слитного произношения и контроля над ним, развивать диалогическую речь и активизировать словарный запас; развивать речевой слух и слухоречевую память.

Воспитательные: воспитывать умение использовать отработанные фразы в соответствующих ситуациях, желание слушать и рассказывать.

Оборудование: «Логопедическое зеркало с отверстием»,персональный компьютер, коммуникативные игрушки и игрушки для развития моторики.


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Знакомство с планом урока. Установка на правильную речь.


Сначала будем учиться говорить правильно звук Р.

Потом будем работать над темой «На море».

Говори правильно, слушай внимательно.


Пальчиковая гимнастика с игрушкой «Слон»

Где наш «слон»? Вставь пальчики. Иди по дорожке правой рукой, потом левой.

_Слон ходит быстро.

Я иду.

Дыхательная гимнастика.

«


«Греем руки» – дуем на ладошки. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

«Фокус» - Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

«Змейка» - дуем на кончик языка, к которому приклеена полоска бумаги.

Ребёнок выполняет упражнения.

Артикуляционная гимнастика с применением «Логопедического зеркала с отверстием».


1. «Лошадка».

2. «Грибок».

3. «Дятел».

4. «Заведи машину».

5. «Гармошка».

Ребёнок выполняет упражнения.

Произнесение звука Р на материале звуков и слогов.

Послушай, кто рычит ? (различаем звуки животных в компьютере)

.

Ты угадала! А ты можешь порычать? Тебе страшно или весело?


. Это тигр…страшно! Это собака. Не очень страшно.


- Да. Р-Р-Р

- Мне весело !

Работа над ритмами.

Ты хочешь составить ритмы из кругов?

Теперь говори ритмы со слогом РО.

теперь со слогом РУ

У тебя хорошо получилось

Ученица составляет разные ритмы из больших и маленьких кругов.

- роРОроро РОророро

- РУруруру руруРУру

Произнесение слов.


Поиграем?

Это зоопарк. Оставь животных со звуком Р. Убери тех, кто не подходит. (ученица слушает и распределяет карточки).

-Да. Поиграем! (Игра в компьютере)

. (ученица слушает и распределяет карточки).

Мини – диалог.


Ты ходила в зоопарк?

Каких зверей видела?

Как рычал тигр?

Страшно?

- Да. Ходила.

Тигра, рысь, жирафа.

- Да. Страшно!

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, 2 – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ученица выполняет упражнение и проговаривает.

II. Формирование речевого слуха.

Работа с текстом «Каникулы.На море.»

(используется презентация)

а)Правильно. Давай послушаем короткие и длинные предложения.

(Тренируется узнавание длинных и коротких предложений при парном сравнении с опорой на чтение. Материал: таблицы предложений по теме «Летние каникулы» №1) И Королёвой.

(Предложения произносятся голосом различной силы и шёпотом , с разной интонацией за экраном. Ученица повторяет услышанное.)


Вспомни о чём говорили на прошлом уроке?

а)Правильно. Давай послушаем короткие и длинные предложения.

Начались летние каникулы.

Поеду на дачу.

Мы поедем отдыхать на море.

Мне жарко.

Мы с мамой много купались в море.

Идем купаться?

Мы взяли с собой большое полотенце.

Возьми полотенце!

(Предложения произносятся голосом различной силы и шёпотом , с разной интонацией за экраном).

А ты была на море?

- С мамой.

- Летом мама и девочка поехали на море.


. Ученица повторяет услышанное.
















-.Была.

- С мамой.

Сопоставление рассказа о девочке и собственных впечатлений. Перед ученицей

Коллаж из картинок.

Сейчас поговорим о девочке и о тебе. Слушай про девочку и рассказывай о себе. (перед ученицей картинка и фразы)

Она купила новый купальник розовый.

Она сидела на пляже.

-.Я тоже сидела на пляже

Какой был пляж? Там был песок или камни?


Девочка купила шлёпанцы.

А у девочки какие шлёпанцы?

Девочка взяла большое полотенце.

А ещё что?

- Ещё зонтик.

Она много купалась в море.

Как купалась?

Тебе было весело?






- Я тоже купила новый купальник красный

-.Я тоже сидела на пляже

-.Я тоже сидела на пляже

- Камни.

.

-.Я тоже купила шлёпанцы зелёные.

- Голубые.

-.Я тоже взяла большое полотенце.

- Ещё зонтик.

- Я тоже много купалась.

-.Прыгала, каталась на «Банане».

- Да , очень весело!


Работа над интонацией. Используется картонный кубик с картинками.

Хочешь поиграть в кубик?(кубик с картинками)

Бросай кубик и говори предложения весело или грустно.

-

Ты говорила правильно, без ошибок

- Да, хочу.

- Мне жарко..

- Ура! Мы едем на море!

- Бежим купаться!

- Как жарко в городе!

- Как весело купаться!


Рефлексия.


. Возьми бумагу и простой карандаш.

Нарисуй купальник

Нарисуй шлёпанцы

- Вот. Я нарисовала.

Я нарисовала шлёпанцы.

Итог занятия .Оценка.










Рефлексия.

- Урок подошёл к концу. Тебе понравилось заниматься?

Хочешь ещё говорить о море?

Ты довольна?

Давай вспомним, что же мы сегодня делали на уроке.

Ты молодец. Хорошо занималась.

Какое у тебя настроение?


- Попрощайся.


- Да. Очень хочу!






Играли,говорили о море.

Ученица выбирает карточку с цветом.

Хорошее.

До свидания!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!