Распутина В.В. «Личностно – ориентированный подход в обучении неслышащих учащихся на уроках ФРС и ФПСР».
Личностно-ориентированное обучение - обучение, при котором цели и содержание , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению.
С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными возможностями модифицировать цели и результаты обучения.
Личностно-ориентированный (личностно - деятельностный) подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы
. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению языком. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;
опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;
поощрение стремления быть "самим собой";
учёт эмоционального состояния учащихся,
а также их морально-этических и нравственных ценностей;
целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося ,
перераспределение ролей учителя и учащегося в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника.
Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно. Это такой метод обучения, который позволяет ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение, свободное обучение, при котором ученики с первых дней пребывания в школе оказываются в дружелюбной атмосфере, с открытым, заботливым учителем, который помогает изучать то, что хочется и нравится.
Можно выделить несколько позиций (по И. Якиманской и О. Якуниной), которые должен учитывать педагог при разработке личностно - ориентированного урока:
1. Опора на субъектный опыт.
При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать. что следует сделать, дабы обсудить детские "версии" не в жестко-оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге..
В этих условиях ученики будут стремиться быть "услышанными", станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения.
При изучении темы "Летние каникулы"( 3 класс), обсуждаем поездку на море. У детей есть такой жизненный опыт, но они не могут ничего рассказать , т.к. нет словаря. Поэтому изучение темы начинаем с рассказа о девочке и маме, которые были на море. Использую таблицы И.Королёвой по теме "Каникулы" с короткими и длинными фразами, таблицы одно, двух .трёх сложных слов по теме для различения на слух и работы над ударением, презентации с фотографиями необходимых предметов. Также дети приносят свои фотографии, рисуют по памяти. Настроение на занятиях приподнятое, т.к. дети сравнивают свою поездку и рассказ ,а также узнают об опыте товарища: «У меня тоже розовый купальник», «Мы тоже ездили на поезде», «Мне тоже жарко» В результате этой работы словарь усваивается достаточно хорошо.
Для работы над интонацией использую игру "Кубик". Ученики подбрасывают картонный кубик оклеенный картинками с изображением сюжетов, говорят подходящую по сюжету фразу с разной интонацией:(Ура мы едем на море! Мне жарко! Очень жарко! Не забудь купальник! Пойдём купаться?)
Итогом является составление диалога, с которым ученики справляются без труда.
Изучаем тему «Моя квартира» (4кл). Изучение темы начинаем с изображения плана квартиры, где живёт ребёнок (после просмотра разных планов в интернете, дети справляются успешно). Эта деятельность вызывает неподдельный интерес, заодно позволяет повторить разнообразный словарь, изученный ранее: мебель, сантехнику, кухонную утварь, бытовую технику. Также развивается пространственное мышление. Затем происходит знакомство с новыми понятиями: одноэтажный, пятиэтажный, кирпичный, деревянный и т.д. , понятия конкретизируются применительно к опыту каждого ученика. Ученики постоянно сравнивают свою квартиру и квартиру товарища : «У меня тоже есть баня…», «А у меня душевая кабина….».
2. Знание психофизических особенностей.
"Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика . Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п.
Неслышащие дети ,как правило, затрудняются в составлении и запоминании вопросительных предложений. Хороший результат даёт работа с пиктограммами.
3. В роли равноправных партнеров
"Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия.
Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей - усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма..
Первая функция состоит в том, чтобы "учить детей учиться", развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.
Вторая функция предполагает развитие в ребенке "умения думать и действовать творчески", формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность.
В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия.
В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Она может быть вербальной и. невербальной : улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.. Кроме того, важно установить связь между практической и развивающей целью.
Развивающая цель должна рассматриваться не столько как расширение кругозора, сколько как развитие интеллекта.
Вот некоторые приемы, создающие условия для самовыражении учащегося: Ролевая игра - это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, когда развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль укрепит уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. приближенную к естественной. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения языку.
Драматизация - это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности школьника средствами художественных произведений. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. расширяет творческую личность ребенка.
Поддерживать ребенка - значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон. Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, не подчеркивать его промахи, подчеркивать временный характер его неудач, научить ребенка оптимизму, принимать индивидуальность ребенка, предоставлять больше самостоятельности, демонстрировать эмпатию к нему, вносить юмор в отношении с учащимся. Главным итогом психологической поддержки, основанной на вере в ребенка, является воспитание успешной, самоценной личности.
. Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов
Исходя из этого, мною поставлены следующие задачи:
формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта;
оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
Решать данные задачи в полной степени помогает технология личностно ориентированного обучения, так как учитель может развивать урок, не отказываясь от того положительного, что он уже приобрел.
Индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношения с ученицей 3 класса.
Ученица 2 класса, Света Н. ОНР-2 уровня,2-х сторонняя сенсоневральная глухота. Кохлеарная имплантация справа(2013г).
Темы:
1.Закрепление звука Р.
2. Восприятие и различение речевого материала по темам:
« Каникулы» и «На море».
Цели:
- учить правильно произносить звук Р.
- Опознавать и распознавать речевой материал по теме «Каникулы» и «На море».
Задачи обучающие:
учить произносить звук Р на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений;
-.обогащать словарный запас, уточнять смысловой уровень;
-.тренировать интонацию;
-. работать над слитностью, нормальным темпом речи, над модуляцией голоса,
-.тренировать в узнавании на слух предложений , произносимых голосом разной громкости, с разной интонацией, разной длительности.
Коррекционно-развивающие: развивать навык слитного произношения и контроля над ним, развивать диалогическую речь и активизировать словарный запас; развивать речевой слух и слухоречевую память.
Воспитательные: воспитывать умение использовать отработанные фразы в соответствующих ситуациях, желание слушать и рассказывать.
Оборудование: «Логопедическое зеркало с отверстием»,персональный компьютер, коммуникативные игрушки и игрушки для развития моторики.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Знакомство с планом урока. Установка на правильную речь. | Сначала будем учиться говорить правильно звук Р. Потом будем работать над темой «На море». Говори правильно, слушай внимательно. | |
Пальчиковая гимнастика с игрушкой «Слон» | Где наш «слон»? Вставь пальчики. Иди по дорожке правой рукой, потом левой. | _Слон ходит быстро. Я иду. |
Дыхательная гимнастика. « | «Греем руки» – дуем на ладошки. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются. «Фокус» - Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа. «Змейка» - дуем на кончик языка, к которому приклеена полоска бумаги. | Ребёнок выполняет упражнения. |
Артикуляционная гимнастика с применением «Логопедического зеркала с отверстием». | 1. «Лошадка». 2. «Грибок». 3. «Дятел». 4. «Заведи машину». 5. «Гармошка». | Ребёнок выполняет упражнения. |
Произнесение звука Р на материале звуков и слогов. | Послушай, кто рычит ? (различаем звуки животных в компьютере) . Ты угадала! А ты можешь порычать? Тебе страшно или весело? | . Это тигр…страшно! Это собака. Не очень страшно. - Да. Р-Р-Р - Мне весело ! |
Работа над ритмами. | Ты хочешь составить ритмы из кругов? Теперь говори ритмы со слогом РО. теперь со слогом РУ У тебя хорошо получилось | Ученица составляет разные ритмы из больших и маленьких кругов. - роРОроро РОророро - РУруруру руруРУру |
Произнесение слов. | Поиграем? Это зоопарк. Оставь животных со звуком Р. Убери тех, кто не подходит. (ученица слушает и распределяет карточки). | -Да. Поиграем! (Игра в компьютере) . (ученица слушает и распределяет карточки). |
Мини – диалог. | Ты ходила в зоопарк? Каких зверей видела? Как рычал тигр? Страшно? | - Да. Ходила. Тигра, рысь, жирафа. - Да. Страшно! |
Физминутка. | Буратино потянулся, Раз – нагнулся, 2 – нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Ученица выполняет упражнение и проговаривает. |
II. Формирование речевого слуха. Работа с текстом «Каникулы.На море.» (используется презентация) а)Правильно. Давай послушаем короткие и длинные предложения. (Тренируется узнавание длинных и коротких предложений при парном сравнении с опорой на чтение. Материал: таблицы предложений по теме «Летние каникулы» №1) И Королёвой. (Предложения произносятся голосом различной силы и шёпотом , с разной интонацией за экраном. Ученица повторяет услышанное.) | Вспомни о чём говорили на прошлом уроке? а)Правильно. Давай послушаем короткие и длинные предложения. Начались летние каникулы. Поеду на дачу. Мы поедем отдыхать на море. Мне жарко. Мы с мамой много купались в море. Идем купаться? Мы взяли с собой большое полотенце. Возьми полотенце! (Предложения произносятся голосом различной силы и шёпотом , с разной интонацией за экраном). А ты была на море? - С мамой. | - Летом мама и девочка поехали на море. . Ученица повторяет услышанное. -.Была. - С мамой. |
Сопоставление рассказа о девочке и собственных впечатлений. Перед ученицей Коллаж из картинок. | Сейчас поговорим о девочке и о тебе. Слушай про девочку и рассказывай о себе. (перед ученицей картинка и фразы) Она купила новый купальник розовый. Она сидела на пляже. -.Я тоже сидела на пляже Какой был пляж? Там был песок или камни? Девочка купила шлёпанцы. А у девочки какие шлёпанцы? Девочка взяла большое полотенце. А ещё что? - Ещё зонтик. Она много купалась в море. Как купалась? Тебе было весело? | - Я тоже купила новый купальник красный -.Я тоже сидела на пляже -.Я тоже сидела на пляже - Камни. . -.Я тоже купила шлёпанцы зелёные. - Голубые. -.Я тоже взяла большое полотенце. - Ещё зонтик. - Я тоже много купалась. -.Прыгала, каталась на «Банане». - Да , очень весело! |
Работа над интонацией. Используется картонный кубик с картинками. | Хочешь поиграть в кубик?(кубик с картинками) Бросай кубик и говори предложения весело или грустно. - Ты говорила правильно, без ошибок | - Да, хочу. - Мне жарко.. - Ура! Мы едем на море! - Бежим купаться! - Как жарко в городе! - Как весело купаться! |
Рефлексия. | . Возьми бумагу и простой карандаш. Нарисуй купальник Нарисуй шлёпанцы | - Вот. Я нарисовала. Я нарисовала шлёпанцы. |
Итог занятия .Оценка. Рефлексия. | - Урок подошёл к концу. Тебе понравилось заниматься? Хочешь ещё говорить о море? Ты довольна? Давай вспомним, что же мы сегодня делали на уроке. Ты молодец. Хорошо занималась. Какое у тебя настроение? - Попрощайся. | - Да. Очень хочу! Играли,говорили о море. Ученица выбирает карточку с цветом. Хорошее. До свидания! |