Слайд 1
Тема моего выступления: Индивидуальный образовательный маршрут профессионального самоопределения как эффективное средство профессиональной ориентации обучающихся.
Современные тенденции в сфере образования обуславливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течении всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое принимают обучающиеся в подростковом возрасте. Многие современные подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои способности, профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сможет самостоятельно принять жизненно-важное решение.
Слайд 2
Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личностными склонностями, интересами, способностями и общественными потребностями определенных профессий.
Слайд 3
Процесс профессиональной ориентации обучающихся в системе дополнительного образования, включает в себя следующие компоненты: диагностический, целевой, мотивационный, информационный, деятельностный, творческий.
В реализации профориентации является система дополнительного образования, которая предоставляет каждому школьнику возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Именно в системе дополнительного образования складываются наиболее оптимальные педагогические условия для создания и реализации гибких индивидуальных образовательных маршрутов.
Слайд 4
В своей работе я использую индивидуальный образовательный маршрут, который, рассчитан на конкретного обучающегося с конкретными целями и сроками. В контексте осуществления профессиональной ориентации – в соответствии с профессиональными намерениями и интересами обучающегося мною составляется индивидуальный план, реализуемый весь учебный год.
Слайд 5
На первом этапе, проводя диагностику, анкетирование и мониторинг освоения ДОП, выявляются дети с признаками одаренности, через наблюдение, тестирование, практические задания, контрольно – измерительные материалы.
Далее определяются долгосрочные или краткосрочные цели и способы их достижения; и формируется содержание индивидуального плана; определяется время и порядок реализации ИП, способы оценки достижений и поощрения ребенка; планирование участие в конкурсах, мастер – классов, учебных экскурсий; определение осознанного выбора профессиональной ориентации обучающегося.
Слайд 6
Значительное место по профпросвещению занимают непринуждённые беседы с учениками, а так же, информирование их об учебных заведениях, где можно получить профессии, связанные по профилю изобразительного и декоративно – прикладного творчества.
Слайд 7
Таким образом, в нашем Центре работа по ИОМ помогает в выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволяют быть востребованными на рынке труда, становятся актуальными задачами, решив которые, поможет осуществить социальное и профессиональное самоопределение.