СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: «Адаптация обучающихся с РАС: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Адаптация обучающихся с РАС: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления»»

Чернова О.В., учитель-дефектолог

28.10.2021

Доклад по теме:

«Адаптация обучающихся с РАС: особенности, проблемы адаптации,

способы их преодоления»

(1 дополнительный класс (сл. деф – РАС – 1 год)


При поступлении в школу дети попадают в абсолютно новые, незнакомые условия существования. Наступает процесс привыкания, адаптации. Он очень многогранен и требует постоянного контроля, коррекции со стороны взрослых (педагогов, психолога, родителей). Критерием нормальной адаптации ребенка к школьному обучению является его положительное отношение к школе, понимание содержания учебного материала, самостоятельность, способность концентрировать внимание при выполнении заданий, охотное выполнение общественных поручений и доброжелательное отношение к одноклассникам.

Особо остро вопрос адаптации стоит перед обучающимися 1 дополнительного класса (1 год обучения), с которыми я работаю. Это дети с расстройством аутистического спектра (РАС). В классе 5 обучающихся, имеющие общие расстройства развития - F 84.0 (детский аутизм) с сопутствующим диагнозом F 70.0 (умственная отсталость легкой степени).

Наибольшие трудности у детей данной категории связаны даже не с самим усвоением знаний и умений, а с их практическим использованием. Помочь такому ребенку, действительно, трудно. Как правило, педагоги сталкиваются с целым рядом проблем в обучении таких детей. Они плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки, не умеют общаться с другими детьми, не всегда реагируют на инструкции учителя и т.д. При этом невозможность адаптироваться к условиям школьной жизни может привести ребенка данной категории к эмоциональному срыву. Проявление данного нарушения в сочетании с умственной отсталостью отягощает указанные трудности в начальный период обучения в школе. У детей с комплексным нарушением в большинстве случаев страдают все виды школьной адаптации: организационная, учебно-мотивационная, психологическая и социальная.

Не смотря на то, что все обучающиеся класса имеют одинаковый диагноз, дети абсолютно разные по уровню развития и наличию или отсутствию поведенческих навыков. Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне принимает очень разные формы. В связи с этим, особенности адаптации каждого обучающегося индивидуальны.

Как показывает практика, 90% детей в период адаптации в условиях школы испытывают трудности. Что касается детей с РАС, то по сравнению с нормотипичными детьми, период адаптации в школе у них затягивается. Поэтому в т.ч. дети обучаются в начальной школе 6 лет. По статистике:

  • 10% детей адаптируются в течение первого полугодия (высокий уровень функционирования, наличие речи, отсутствует нежелательное поведение);

  • 30% детей адаптируются в течение первого года обучения (нарушение взаимодействия, нежелательное поведение, трудности обучения);

  • 60% адаптируются в течение 1-2 лет (низкий уровень функционирования, выраженное нежелательное поведение, отсутствие речи).

По итогам начальных наблюдений в классе обучаются дети второй и третьей категории приведенной выше статистики.

Дети, у которых имеются проблемы с речью или полное её отсутствие – наиболее сложная категория. Факт отсутствия речи влечёт за собой особые трудности в период адаптации. С данными нарушениями в развитии в классе два ребенка (ФИ обучающихся). Так, по результатам наблюдений и первичной диагностики у них выявлено:

  • отсутствие вовлеченности, мотивации;

  • низкий уровень познавательной деятельности;

  • нарушение социального взаимодействия и отсутствие средств коммуникации;

  • высокая степень нежелательного поведения;

  • низкий уровень базовых учебных действий;

  • полное или частичное невыполнение инструкций.

Трудности восприятия и неудачи у этих детей вызывают резкие эмоциональные реакции с бурным негативизмом: повышенная тревожность, истерика, агрессия и аутоагресия (активность, нацеленная на причинение себе вреда в физической или психической сферах). Этим обучающимся следует уделять особое внимание, в т.ч. как можно скорее научиться понимать их просьбы и потребности.

Еще одна особенность, присущая всем обучающимся нашего класса и создающая трудность в успешной адаптации – расстройство сенсорной интеграции. Это неврологическое состояние, которое создает трудности в обработке информации поступающей от пяти классических органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), а также вестибулярного аппарата и сферы проприоцепции (ощущения положения тела в пространстве). Таким образом, информация нормально воспринимается самими органами, но неправильно обрабатывается мозгом.

Чаще всего наблюдаются гипо- и гиперчувствительность. Повышенная чувствительность ребёнка с аутизмом провоцирует избегание болезненных сигналов из окружающего мира в виде сенсорных защит. Так, например, у (ФИ обучающегося) мы видим гиперчувствительность слухового анализатора. Ребёнок закрывает уши, услышав школьный звонок, реагирует криком на крики других детей, остро реагирует на работу телевизора, требует его выключить. При гиперчувствительности кожного анализатора (ФИ обучающегося) отказывается носить одежду из определенной ткани, уклоняется от мытья головы, причесывания и стрижки волос.

Пониженная чувствительность обусловливает появление сенсорных самостимуляций с помощью сильного раздражителя. Например, при гипочувствительности двигательного анализатора ребёнок с аутизмом бесцельно бегает по кругу, прыгает, раскачивается, часто сталкивается с объектами и людьми поскольку стремится получить необходимые ощущения. Такое поведение наблюдается у (ФИ обучающихся). А (ФИ обучающегося) при гипочувствительности слухового анализатора визжит, постоянно повторяет понравившиеся звуки, громко декламирует фразы.

На сегодняшний день адаптационный период обучающихся 1 дополнительного класса (1 год обучения) в школе-интернате можно разделить на три этапа. Но стоит отметить, что не все дети успешно прошли или дошли до последнего этапа указанного периода.

Первый – знакомство и привыкание к учебному блоку, столовой, условиям обучения в школе. Так как люди с РАС испытывают повышенную чувствительность к своему окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, то уже сама смена места учебы является самым первым и большим стрессом.

В этот период обучающиеся изучают помещения, педагогов, запоминает свой шкафчик, полотенце, определяют границы дозволенного. Первый шаг – необходимо убедить ребёнка в доверии, безопасности. Немалую роль здесь играет распорядок дня, к которому также нужно привыкнуть, перестроиться, что для детей с РАС, имеющих внутренние биологические часы, является довольно болезненным.

Включение в процесс обучения должно проходить постепенно. На первом этапе обучающиеся могут находиться в школе неполный день, один или несколько уроков (исходя из индивидуальных особенностей). При этом для каждого ребенка должен разрабатываться индивидуальный режим учебной деятельности и отдыха. Данный этап пройден на удовлетворительном уровне.

Второй – привитие усидчивости. Обучающиеся с РАС в большинстве случаев отличаются неусидчивостью, тревожностью, не выдерживают временные рамки урока. Для того, что посадить ребёнка за парту, необходимо привлечь его внимание привычными видами деятельности, игрушками, книгами и т.п. Сначала ребёнок садится на минуту, потом на три и т.д. На удовлетворительном уровне усидчивость привита у троих обучающихся (ФИ учащихся).

Третий – привычные виды деятельности медленно и плавно заменяются тетрадями, учебниками и прочими дидактическими материалами, формируются навыки соблюдения ритуалов школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).

Кроме этого, для эффективной адаптации первый учебный день был проведен в присутствии родителей. Знакомство с учебными и специально оборудованными помещениями так же проводилось совместно с родителями. Каждый день ребёнок входит в помещение школы за руку с близким человеком, что тоже немаловажно.

Неотъемлемой частью успешности адаптации ребёнка с РАС в условиях школы является:

  • создание благоприятной среды в классе и школе;

  • организация пространства, в котором обучается ребенок с РАС;

  • организация временного режима обучения;

  • дозированное введение в жизнь ребенка новизны и трудностей;

  • дозированная учебная нагрузка с учетом индивидуальности ребенка;

  • индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

Все эти условия в той или иной степени в школе-интернате соблюдены.

Работа с родителями в адаптационный период была направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью проводились родительские собрания, были организованы индивидуальные консультации с администрацией школы, педагогами, психологом.

Немаловажную роль в этом вопросе играет способ взаимодействия с ребёнком в школе и дома. Родители и педагоги должны действовать сообща, чтобы ребёнку было конформно. Для обеспечения занятий дома и в школе рекомендуется промаркировать рабочее место, давать идентичные задания и чёткую короткую инструкцию к ним. Такой алгоритм действий способствует продуктивности образовательного процесса.

Успешная коммуникация со сверстниками также требует немалых усилий. Здесь важна совместная игра, парные задания как на уроках, так и внеурочной деятельности.

В связи с затяжными осенними каникулами начнется новый виток адаптации обучающихся. Надеюсь, что с учетом сделанных наблюдений и полученной о детях на данный момент информации она пройдет более успешно.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!