СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Педагогическая проблемная ситуация на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Педагогическая проблемная ситуация на уроках в начальной школе"»

Проблемная ситуация на уроках в начальной школе.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:

  1. Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.

Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Фрагмент урока русского языка в 4-м классе.

Тема: Склонение имён существительных.

В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

(Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).

  1. Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

Предлагаю детям выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки.

При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см.

(Зная формулу нахождения площади, дети пытаются умножить длину на ширину. Возникает затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади)

Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.

Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.

(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

  1. Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.

Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.

Проблемные вопросы по природоведению:

  • На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

  • Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

  • Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

  • Что случится, если растения исчезнут?

  • Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

  • Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

  • Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

  • Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.

Проблемные вопросы по русскому языку:

  • Являются ли родственными (однокоренными) слова:

Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

  • Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?

Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)

  1. Постановка проблемных задач.

а). По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?

  • Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?

  • Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).

Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:

Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).

б). Задачи с заведомо допущенными ошибками.

Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

в). Задачи с противоречивыми данными.

  • На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

  • В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)

г). Нестандартные тексты задач.

Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г.Остера.

д). Творческие задачи.

Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.

  1. Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.

  • Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

  • Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.

  1. Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

Данный приём широко использую на уроках чтения и развития речи. Предлагаю детям оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора, читателя, литературного критика, оптимиста, пессимиста, героя или персонажа произведения (даже неодушевлённого). Этот приём позволяет осмыслить произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать и защитить свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым условием является защита и аргументирование своей точки зрения. Признаю, что каждый ученик обладает определёнными правами и личным мнением, которое уважаю и принимаю, даже если оно не совпадает с моим собственным. Моё мнение в дискуссиях не является главенствующим, а просто одним из многих. Разделяю идею П.П. Блонского “Не давать ребёнку нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей”.

На уроках развития речи при написании сочинений по картине предлагаю детям написать сочинение от имени персонажа, изображённого на ней. (Например: Сочинение по картине Пластова “Первый снег” написать от имени девочки, её брата, вороны или берёзы).

  1. Подводящий или побуждающий диалог.

Пребывание в проблемном диалоге позволяет выработать у его участников способность слушать и слышать собеседника, высказывать определённую нравственную позицию. Положительным результатом считаю то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.

Технологию проблемного обучения считаю результативной и здоровьесберегающей, применение которой способствует формированию более прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения младших школьников. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, ребёнок совершает открытие, которое даёт ему возможность почувствовать себя учёным, интеллектуалом, добившегося действительного понимания изучаемого материала, ибо нельзя не понимать того, что открыл сам. У детей формируются такие качества знаний, как глубина, прочность, осознанность.

Работая в парах, группах, коллективе дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, не боясь быть осмеянными, если их мнение не совпадает с мнением других, дискутируют, доказывают свою точку зрения.

Дети овладевают навыком планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; умеют проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать.

Дети обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. С большим интересом дети выполняют задания логического и проблемного характера, а также задания повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения.

С каждым годом ученики всё активнее принимают участие в школьных и районных предметных олимпиадах, где занимают призовые места. Растёт число участников Всероссийских и международных игр-конкурсов по языкознанию и математике “Русский медвежонок” и “Кенгуру”. Неоднократно мои учащиеся становились призёрами краевого заочного экологического марафона, где кроме творческих работ представляли свои экологические проекты.

Наблюдения за качественными изменениями в обучении показали более высокий уровень усвоения знаний, чем в традиционной системе. Успеваемость и качество знаний остаётся на высоком уровне: от 71 до 74%

Кроме того, разрешение учебных проблем оказало положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью открытий, чувствуют себя “умными учёными”, им “нравится спорить”, “приятно, когда смог решить проблему” “помог своей группе” и т. д. (из анкет). Всё чаще на уроках слышу от детей слова: “Мы сами попробуем сделать, решить, сравнить…”

Изменения, произошедшие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления, формируют положительную мотивацию учения.



Литература по теме:

  1. Бакулина Г.А. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” Москва, “Владос”, 2001г.

  2. Вахрушев А.А. “Современные проблемы модернизации образования” Москва, “Начальная школа” ” +до и после, №8 2003г.

  3. Головкина Т. В. “Постановка и решение проблем на уроках русского языка”. Москва “Начальная школа” +до и после, №2, 2003г.

  4. Долженко Ю. А. “Методическое сопровождение личностно- ориентированного образования”. Барнаул, 2003г.

  5. Ильина Т. А. “Проблемное обучение”. Вестник высшей школы, №2, 1976г.

  6. Ильницкая И. А. “Проблемные ситуации и пути их создания на уроке” Москва, Знание, 1985г.

  7. Лавриненко Г. А. “Задания развивающего характера по математике” Саратов, “Лицей”, 2002 г.

  8. Матюшкин А. М. “Проблемные ситуации в мышлении и обучении”. Москва, 1972 г.

  9. Махмутов М. И. . “Проблемное обучение”. Воспитание школьников, №12, 1983г.

  10. Мельникова Е. А. “Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной и основной школе”. Москва, “Начальная школа” +до и после, №6, 2003г

  11. Никандров Н. Д. “Проблемное обучение”. Воспитание школьников №12, 1983г.

  12. Носенко Л. Д. “Проблемно-поисковые технологии при изучении геометрического материала”. Москва “Начальная школа”, №9 2004г.

  13. Римская Е.Я. “Инновационные уроки” 2004 г.

  14. Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. Москва “Народное образование” 1998 г.

  15. Соловьёва Т. А. “Основы технологии развития интеллекта младших школьников в учебном процессе”. Москва “Начальная школа”, №12, 1998 г.

  16. Хоритонова Л. А. “Проблемные ситуации на уроках природоведения”. Москва “Начальная школа”, №4, 1998 г.

  17. Шукейло В. А. “Воспитание интереса к урокам русского языка” Москва “Начальная школа” +до и после, №8, 2003 г.

  18. Якиманская И. С. “Развивающее обучение”. Москва,1979 г.

  19. Виноградова Н.Ф. “Концептуальные основы построения УМК “Начальная школа XXI века” Москва, “Вентана-Граф”, 2005 г.











План урока с использованием проблемной ситуацией

русский язык 1 класс

Тема: Как обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • учить различать парные звонкие и глухие согласные звуки;

  • провести наблюдение за произнесением парных звонких согласных в конце слова;

  • познакомить со способом обозначения буквой парного согласного звука в конце слова

Планируемые результаты урока

Предметные:

  • различать в слове парные и непарные согласные звуки;

  • находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверять;

  • различать проверочное и проверяемое слово;

  • писать двусложные слова с парным по глухостизвонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание;

Метапредметные:

  • овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять;

  • оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

  • формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Межпредметные связи:

Ресурсы урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности учащихся:

Организационный момент

У.З. №1: организовать учащихся

Содержание:

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и писать!


Актуализация необходимых знаний

У.З. №2: актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала.

Вид работы: работа с карточками

(На доске буквы б, п, г, к, л, н, х, ч, а, ь)

-Какие буквы лишние? Почему?


-На какие группы можно разделить эти буквы?



-Давайте вернем буквы на свои места, подбирая примеры слов, где есть эти буквы.

Парные согласные по глухости – звонкости Непарные согласные по глухости -

звонкости

б-п г-к л н х ч




А – гласная буквы, остальные согласные, ь – не имеет звука

На парные согласные по глухости- звонкости и непарные по глухости звонкости.

Мотивация познавательной деятельности

У.З.: №3: создать мотивацию к учебному исследованию, познакомить с темой, целями и планом урока.

Содержание:

Вид работы: минутка чистописания

-На минутке чистописания мы запишем 2 букву алфавита. Что это за буква?

-Запишем слияние заглавной букву со строчной Бб до середины строки. Сначала запишу я, потом приступите вы.

-Теперь запишем слог слияния, который очень часто говорят бараны.

-Запишите до конца строки

-Отгадайте загадку

Весь Антошка -
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт -
Он подрастёт

(Начинаю писать, дойдя до буквы б, останавливаюсь)

-Вот беда, я не знаю какую букву писать, а вы знаете?

-Тогда запишем другое слово, посмотрите на картинку. Что это?

-И это слово не знаю как писать.

-Ребята, давайте разберемся какую же букву писать на конце этих слов.

-Но для начала назовите тему урока, вставив пропущенные слова.

«Как обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова





Б



Бе





Гриб



Город

Организация познавательной деятельности

  1. Наблюдение над фактами языка.

У.З.: №4: провести наблюдение за произнесением парных звонких согласных в конце слова

Вид работы: работа по учебнику

-Что бы выяснить какие буквы писать, давайте заглянем в учебник

-Откройте учебник на стр. 98 упр 8

-Прочитайте пары слов и послушайте звучание согласного звука на конце слова.

-Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах?

-Подумайте можно ли на слух определить, какой буквой нужно обозначить парный согласный.

-Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

-Как может обозначаться парный по глухости- звонкости согласный звук на конце слова?

-Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце?


-А вот как проверять, мы сейчас и узнаем. Прочитайте пары слов в упр 9. Сравните их

-Когда написание расходиться с произношением?

-Значит ,в каких словах нужно проверять написание букв?

-А какие слова будут проверочными?

2. Обобщение структурных и семантических признаков понятия/ правила

У.З.: №5: научить обобщать, делать выводы; учить различать парные звонкие и глухие согласные звуки;

Вид работы: работа с правилом

-Какой вывод можно сделать? Что нужно сделать что бы проверить написание слова?

-Прочитайте сведение о языке на с.97 – 98.

-Прочитайте вслух

-Как проверить парный согласный на конце слов?


-Какие слова называются проверяемыми?

-Какие слова называются проверочными?

Физминутка

Потянуться, отдохнуть

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться, каши съесть,

Поскакать, за парту сесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.


  1. Применение понятия / правила на новом языковом материале

У.З.: №6: закрепить понимание нового понятия / правила;

Вид работы: работа по учебнику

-Вернемся к упр.9. Прочитайте последнее задание и выполните его самостоятельно. 1 ряд выписывает слова из первого столбика, 2 ряд из 2 столбика

Контроль: проверка соседом по парте со слайда

-Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника, оцените. Если нет ошибок рисуем на полях солнце, 1-2 ошибки тучка

Вид работы: словарная работа

-Отгадайте загадку

Развернули дети

Голубые сети,

Но за партой,

А не в речке,

Не на рыб,

А на словечки.

Ребята, как думаете, какую букву надо поставить на месте пропуска?

-Произнесите слово по слогам

-Сколько слогов в слове?

-Давайте позовем слово, какой слог ударный?

-Попробуйте подобрать проверочное слово.

-Если не получается, мы сделаем вывод что…

-В слове есть опасное место, которое нужно запомнить.

-А куда мы обратимся, чтобы проверить написание слов?

(Открываем орфографический словарь на стр 137 и находим слово)

-Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную.

-Какая это буква?

-Запомните написание этого слова.

-Давайте составим предложение со словом тетрадь


(аудиозапись рева медведя)

-Что это за шум?

-Медведь хочет, что бы вы записали и его имя у себя в тетради, давайте это сделаем.

- Ребята, как думаете, какую букву надо поставить на месте пропуска?

-Произнесите слово по слогам

-Сколько слогов в слове?

-Давайте позовем слово, какой слог ударный?

-Попробуйте подобрать проверочное слово.

-Если не получается, мы сделаем вывод что…

-В слове есть опасное место, которое нужно запомнить.

-Заглянем в словарь и найдем это слово.

-Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную.

-Какая это буква?

-Запомните написание этого слова.


Вид работы: работа по учебнику

-Прочитайте слова в упр 10.

-На какие 2 группы можно разделить слова

-Назовите проверочные слова.


-Назовите проверяемые слова.


-Теперь выпишите по 3 пары слов, записывая сначала проверочное, а потом проверяемое.

-Зачитайте пары слов, которые вы записали.


-Прочитайте предложения в упр 11

-Найдите слова с парными по глухости-звонкости согласными на конце и проверочные слова.

-А для какого слова с парным согласным на конце нет проверочного слова?

-Давайте подберем к нему проверочное слово.








Одинаково


Нет


Разными буквами

Проверять



На конце слов

В проверяемых






Нужно подобрать проверочное слово



Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный





























Тетрадь


Тет-радь

2

Тетрадь,2


Это словарное слово


В орфографический словарь




Е






Рев медведя


Ответы детей

Мед-ведь

2

2


Это словарное слово





Е





На проверочные и проверяемые слова

Шарфы, снега, тетради, супы, хлеба, призы, ерши

Шарф, снег, тетрадь, суп, хлеб, приз, ерш







Носорог- носорогом, мед-меду

Медведь

Медведи

Подведение итогов

  1. Итог урока

У.З.: №7: делать выводы на основе наблюдений; применять сделанные выводы на практике.

-Как вы поняли новую тему?

-В начале рока у нас возникла проблема давайте решим ее, какие буквы мы будем писать на конце этих слов и почему?


-Почему написание слов с парными согласными нужно проверять?

-Как проверить парные согласные на конце слова?

-Какие слова называются проверяемыми?

-Какие слова называются проверочными?

-У вас на партах лежат карточка с картинками

-Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.






Гриб – грибы

Город - города

Подпись учителя_________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!