СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад. Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Доклад. Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста»

Международная научная конференция

«ГУММАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

20.10.2016г.-21.10.2016г.


ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА



Проблема развития речи на современном этапе является особо актуальной, так как в процессе речевого развития происходит формирование всех основных психических процессов. Однако, речь человека не всегда развивается в соответствии с нормой. Так, речевая область детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности, обусловленные аномальным развитием. Дети данной группы недостаточно используют ее в качестве средства коммуникации. На этапе младшего школьного возраста отмечаются нарушения лексико-грамматического оформления речевых высказываний, бедный словарный запас, они испытывают сложности при пересказе текста, составлении рассказа, трудности в овладении письменной речью. В связи, с чем изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста, определение содержания и методов работы приобретают особую значимость. Изучение теоретико-методологической базы по данному вопросу показывает, что на сегодняшний день накоплен достаточный потенциал, который может выступать основой для формирования коррекционно-логопедического сопровождения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Так, в исследованиях В.Г. Петровой, В.И. Воронковой отмечено, что речь детей с интеллектуальной недостаточностью возникает позже, чем у нормально развивающихся сверстников. У них отмечается слабый рост пассивного и особенно активного словаря. Младшим школьникам крайне трудно составлять развернутые рассказы.

Р.И. Лалаева отмечает, что связная речь у школьников с нарушением интеллекта формируется медленно и с характерными особенностями, присущими данной категории детей.

Такие исследователи, как Т.А. Власова, Л.В. Занков, М.С. Певзнер рассматривают недостатки речи ребенка с нарушением интеллекта как составляющую аномалий всего умственного развития и отмечают у ребёнка с нарушением интеллекта низкие речевые возможности.

Этиопатогенетическими факторами, определяющими нарушение развития детей с интеллектуальной недостаточностью, являются особенности высшей нервной деятельности. По мнению С.Я. Рубинштейна, основными причинами недоразвития умственно отсталого ребёнка являются: «…слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах».

Таким образом, проблема нарушений речи у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется прежде всего тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

У детей с умственной недостаточностью отмечается отсутствие интереса к интеллектуальным играм, при этом отмечается интерес к подвижным и нецеленаправленным играм. Н.Л. Коломинский отмечает, что умственно отсталый ученик пассивен в игре, она для него не становится приобретением социального опыта. Автор объясняет это тем, что у такого ребенка слабо развиты потребности в новых впечатлениях, не развита любознательность.

Л.В. Кузнецова отмечает, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью к 7-ми годам пользуется речью всего три-четыре года. Динамика развития речи в течение этих годов замедлена, а речевая активность ослаблена. В связи с чем речь ребенка оказывается слаборазвитой. Ребенок с олигофренией на вопросы отвечает односложно, то есть отсутствует развернутая фразовая речь, и не всегда правильно.

К моменту поступления в школу речевой опыт данной категории детей неполноценен. Основная причина более позднего и неполноценного развития речи состоит в медленном формировании условных связей в слуховом анализаторе. Поэтому у них слабо развит фонематический слух. Дети с интеллектуальной недостаточностью плохо воспринимают речь окружающих. Они долго не усваивают новые слова. У детей отмечаются сложности с дифференциацией похожих звуков, что приводит к заменам звуков.

Речевые нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью, по мнению Р.И. Лалаевой, носят системный характер и предполагают сложное недоразвитие всех ее сторон: фонетической, лексической, грамматической.

Таким образом, у школьников с интеллектуальной недостаточностью при системном недоразвитии речи нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь. Помимо этого, отмечается нарушения устной и письменной речи.

У детей с интеллектуальной недостаточностью с нарушениями речи затрудняется коммуникация с окружающими, что препятствует формированию познавательных процессов, осложняя организацию учебно-воспитательного процесса. Недоразвитие речи является следствием органического поражения центральной нервной системы, ограничивает дальнейшее умственное развитие ребенка, мешает правильному усвоению значений слов и формирования речи в целом.

При глубокой и тяжелой степени умственной отсталости дети могут не говорить и не понимать речь. При легкой и средней степени интеллектуальной недостаточности отсутствует фразовая речь. Сложности возникают при обобщении значения слов. Даже при легкой степени интеллектуальной недостаточности у детей, имеющих достаточный запас слов, отмечаются нарушения смысловой стороны речи. Без наглядного материала словесные определения, не знакомые и не связанные с привычной ситуацией, усваиваются очень медленно.

Речь детей с интеллектуальными нарушениями, по мнению Р.И. Лалаевой, отличается монотонностью, маловыразительностью, замедлением или наоборот ускорением. Также можно отметить, что у детей с нарушениями интеллекта наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов. Преобладание пассивного словаря над активным. Они испытывают сложности при определении частей предметов, в речи отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных. Пассивный словарь шире активного, но для его воспроизведения требуются наводящие вопросы. Это особенно проявляется при задании пересказать текст. Ребенок в данной ситуации всегда ожидает поддержки в виде наводящих вопросов, при этом отвечает на вопрос малословно, без использования прилагательных, наречий.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в трудностях выполнения многих заданий, которые требуют грамматических обобщений. У детей выявляются искажения в употреблении падежей, смешения предлогов, неправильные согласования существительного и числительного, существительного и прилагательного. Для высказываний детей с умственной отсталостью характерны простые предложения, часто с пропусками главных членов предложения. Дети стараются увеличить длину предложения за счет перечисления событий. Можно отметить, что при ограниченном запасе слов заметно страдает активная речь, что даже при легкой умственной отсталости речь маловыразительна, в ней преобладают короткие, часто неверно построенные фразы. У детей данной категории отмечается неправильное смысловое употребление слов.

Становление связной речи у умственно отсталых детей, по мнению, Е.Н. Кошелевой, происходит медленно и имеет свои особенности. Школьники данной категории длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход к самостоятельному высказыванию, даже при условии коррекционной помощи, затягивается до старших классов коррекционной школы. Словесные высказывания недостаточно развернуты, фрагментарны. Возможны нарушения логического построения текста. В пересказе пропускаются важные части текста, упрощается содержание, причинно-следственные, временные и пространственные связи оказываются не доступными для понимания.

У младших школьников с нарушением интеллекта наблюдаются трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана. Нечеткость представлений о звуковой и слоговой структуре слова приводит к пропуску, замене букв. Недостаточные представления о морфологической структуре слова на письме обуславливают множество аграмматизмов. Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании либо раздельном написании слова.

По мнению Р.И. Лалаевой, нарушения чтения и письма очень распространены среди учеников коррекционной школы. У детей с нарушением интеллекта наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным. Дети с нарушением интеллекта не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству.

Нарушения чтения и письма среди учеников младшего школьного возраста с нарушением интеллекта встречаются довольно часто Особенностью устной речи школьников с интеллектуальной недостаточностью является недоразвитие ее мотивационной стороны.

Таким образом, развитие устной и письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – это одна из первостепенных задач, которую необходимо решать в коррекционно-образовательном процессе.



























Библиографический список

  1. Воронкова В.В. Дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых школьников 1-4 классов: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2001. 47 с.

  2. Катаева Е.В. Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта // Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/10/1099 (дата обращения: 30.04.2017).

  3. Кошелева Е.Н., Мартемьянова А.Н. Особенности речевого развития школьников с умственной отсталостью // Успехи современного естествознания. 2014. № 1. С. 19-22.

  4. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.

  5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. 224 с.

  6. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников: учеб пособие. Л.: ЛГПИ, 1988. 70 с.

  7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.

  8. Саралиева А.Х. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника с умственной отсталостью. / В сборнике: Инновации в современной науке Материалы IX Международного летнего симпозиума. Центр научной мысли. 2015. С. 150-153.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!