СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД «Объективность оценки и качества знаний учащихся на современном этапе развития образования»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД «Объективность оценки и качества знаний учащихся на современном этапе развития образования»»




РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАСПИЙСК»

368300 РД г. Каспийск, ул. Омарова 8а e-mail: [email protected]



ДОКЛАД


«Объективность оценки и качества знаний учащихся

на современном этапе развития образования»



Педсовет

12 .01. 2024



Учитель русского языка и литературы

Тагирова А.А.


г. Каспийск

2024




Педсовет

«Объективность оценки и качества знаний учащихся

на современном этапе развития образования» (Слайд 1)

Приветствие: (Слайд 2)

«Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка».

В.А.Сухомлинский.

1. Очень часто от родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки!» Почему-то многие считают, что оценивать качество знаний учащихся очень просто. И даже любой из родителей, прослушав, как отвечает ребенок, может объективно оценить его.

Со стороны кажется, что ничего сложного в этом нет. Ведь есть школьная программа, в которой четко расписано: что, в каком объеме должен знать и уметь ученик. Также есть планирование учителя, в котором подробно указано, чему на каждом уроке должен научиться ученик, что он должен узнать и уяснить. Никто из них не задумывается над тем, как же определить, усвоил ученик знания полностью или не в полном объеме? Научился он чему-нибудь или нет? Может, он все знает, но сегодня у него болит голова, поэтому он не может раскрыть свои возможности в полном объеме. Или вопрос задан некорректно. Оценивание знаний учащихся — это все же сложная педагогическая проблема. (Слайд 3)

Оценки и отметки — это та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Потому что школьная отметка — это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования.

Основным требованием к качеству оценивания является его объективность. Что же подразумевается под понятием «объективность оценивания»? Во-первых, одинаковые оценки характеризуют одинаковое качество знаний учащихся. Во-вторых, разные учащиеся получают одинаковые оценки при одинаковой успеваемости. В-третьих, в основе оценки лежит фактическая успеваемость учащихся, а не субъективное мнение учителя по отношению к ребенку. Вроде все понятно и просто. Но на практике возникает достаточное количество проблем при проведении оценивания качества знаний учащихся(Слайд 4). Приведем некоторые из них

1. Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания. (Слайд 5)

За последнее время часто менялись и учебные программы, вводились новые стандарты образования, но четких критериев оценивания, которые бы отвечали всем современным требованиям, так и не появилось. При проверке качества освоения темы или раздела учитель ориентируется на свое понимание и интуицию: сколько вопросов задать, в какой последовательности, какие важны, а какие второстепенны. Все эти проблемы учитель решает сам, опираясь на свой опыт.

2. Игнорирование учителем условий работы в классе. (Слайд 6)



Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто, ведя уроки в нескольких классах на параллели, учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для проверки качества знаний учащихся.



3. Субъективизм учителя по отношению к учащимся, который проявляется в следующем: (Слайд 7)





  • Разделение учеников на группы («сильные», «средние », «слабые»). Достаточно часто, если ученик попал у учителя в так называемую группу «слабых», ему сложно переместиться в группу «средних», и уж тем более «сильных».

  • Завышение педагогом оценок из-за желания пожалеть ребенка, угодить родителям или общественности.

  • Избегание педагогами «крайних отметок» (например, двоек или пятерок).

  • Личные качества учителя, его отношение к конкретному ребенку.



Справиться со всеми этими проблемами достаточно сложно. Что же может сделать конкретный учитель? Наверное, начать с себя.

2. Каждый учитель строит свою оценочную ситуацию, у каждого учителя своя установка и ориентация на систему ожиданий в отношении ученика. Как правило, в любом педагогическом коллективе представлены три типа ориентации.  (Слайд 8)



1)Социальная. Учителя с таким типом ориентации при выставлении отметок сравнивают знания и умения учащихся с установленными нормами. Хвалят способных учащихся даже тогда, когда их учебные результаты ухудшаются, и не реагируют на рост достижений отстающих учеников. Они оценивают выполненные задания, не вникая в процесс работы.

2)Индивидуальная. Учителя с данным типом ориентации сравнивают текущий ответ учащегося с прошлым ответом, с прошлым состоянием его учебной деятельности. Они дают отрицательную оценку способным ученикам при снижении успешности их работы, а повышение качества работ отстающих оценивают положительно.

3)На личный успех. Учителя, ориентированные на личный успех, выставляют отметку лишь как иллюстрацию своих профессиональных успехов.

Субъективизм учителя по отношению к учащимся проявляется в делении учеников на группы «слабые» и «сильные», завышение или занижение оценок, личное отношение к ученику. За один и тот же ответ у учителей разного типа один и тот же ученик получит разные отметки. Как правило, у «сильных» учащихся оценок во много раз больше, чем у «средних» и «слабых».

Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для проверки качества знаний учащихся.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

Оценивать можно только то, чему учат!!

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.



Требования к оцениванию знаний обучающихся: (Слайд 9)

1.Объективность оценивания.

2.Самоконтроль и самооценка учащимися своей деятельности.

3.Систематичность и регулярность контроля знаний.

4.Обоснованное выставление оценок, их комментирование.

5.Проверка всех знаний учащихся, определенных программой.

6.Оценивание всех учащихся.

7.Индивидуальный подход.

8.Использование разнообразных форм и методов контроля.

Правила оценки: (Слайд 10)

Оценку даём сначала в форме развёрнутого суждения, а затем называем её.

Оцениваем не ребёнка, а его деятельность.

Ученика сравниваем только с ним самим.

Оцениваем результаты учебной деятельности учеников на основе индивидуального и дифференцированного подходов.

Создавая ситуацию успеха для конкретного ученика, необходимо учитывать его интересы, увлечения, способности.

Не допускаем отсутствия оценки со стороны учителя.





Выводы (Слайд 11)

Таким образом, из выше казанного можно сделать выводы:

 ​​​​​​​Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения.

Оценивание и преподавание не разделимы.

От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!