СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Проектная деятельность на уроках истории и внеурочное время"

Категория: История
Тема: Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предоставлена статья по обобщению опытом работа над проектами в рамках изучения программного материала по истории России. В большей степени это работа направлена на изучение и публикацию краеведческого материала местности в которой находится школа. Так же предоставлена презентация по этому докладу.

Просмотр содержимого документа
«выступление готовое»

Деление опытом учителя истории высшей категории Крюковой Ольги Вячеславовны

МБОУ «Пригородной С Ш»

на тему: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и внеурочное время».


В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Кроме этого каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но, к сожалению, мы очень часто сталкиваемся с тем, что дети не хотят учиться. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Лучшим способом активизации познавательной деятельности учащихся, а значит и повышения мотивации к обучению, является проектный метод в образовании.

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Этот метод в, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

При использовании данной технологии могут быть достигнуты следующие цели:

1) Повышение личной уверенности каждого ученика, его самореализация, что достигается через:

Проживание «ситуации успеха» на уроке

Осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания

2) Развитие умений совместной деятельности, коллективной работы.

3) Развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимого материала, проводить наблюдение.

4) Повышение интереса к предмету.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, направленная на обучение детей элементарным приемам совместной работы в ходе разработки проекта.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.

Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:

· исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);

· творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),

· приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),

· информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),

· практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).

На протяжении последних лет технология проектного обучения стала активно осваиваться мною и учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи.

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

В 5-8-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: - прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея» - ролево-игровой – «Я – ученик спартанской школы» -информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка», Моя семья – частичка моей нации» и др. Работа над проектами повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения. Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Я в этом мире». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.

Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Для оформления презентаций по проектам «Конституция РФ – путь к правовому государству», «Избирательная кампания «Школьной страны» были подготовлены диаграммы, отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проектов было очень красочным и эмоциональным.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Я хочу остановиться на проекте, который мы с моими ребятами делали в рамках конкурса к знаменательной дате «Победа великого народа в ВОВ». В поселке, котором находится наша школа достаточно много ветеранов ВОВ, но материал о них практически отсутствовал. И все кто пожелал принять участие в этом проекте под названием « Старые фотографии рассказываю» принялись за дело.

На первом этапе мы с ребятами определили тематику нашего проекта. Я им просто объявила о предстоящей дате посвященной Великой победе и попросила желающих об участии. Желающих оказалось не так и мало. Были ребята, у которых в семье были участники войны. А вот 6 класс решили создать проект всем классом, так как являлись шефами вдовы участника ВОВ бывший учитель школы. И так нас набралась большая команда. Проблема заключалась в том, по сути дела не было материала об участниках наших земляках который можно было показать дальнейшему поколению. А ведь три человека были учителями нашей школы.

Второй этап я взяла в свои руки. Я ребятам принесла сведения которые сама накопила, откопала в старых записях моих коллег. Ребята внимательно изучили то что я им дала и решили в первую очередь договориться с родственниками участников, потому что только близкие имели наиболее полную информацию об участниках

ВОВ. Ребята распланировали кто пойдет к родственникам, какие вопросы будут задавать.

Третий этап заключался в посещении семей. Нужно отметить, что классные руководители тоже очень активно подключились к этим проектам. Поэтому посещение семей было совместным. При посещении были внесены изменения в план действий ребят. Они оказали помощь вдовам по хозяйству. Просмотрели фотоальбомы семейные. И конечно же записали нужную информацию. За тем ребята под моим руководством оформляли презентации для всеобщего показа и предоставления презентаций на конкурс.

Четвертый этап ребята презентовали свою работу в школе. В каждом классе проходили мероприятия, посвященные Великой Победе и ребята показывали и рассказывали о героях этой войны, наших земляках. Но на этом наш проект не закончился. Он имел продолжение. С моей подачи мы вместе с активной группы молодых преподавателей и обучающихся старших классов мы организовали открытие аллей славы Своими руками мы сделали три красивых стенда посвященных нашим учителям –участника ВОВ. И на кануне праздника Победы была линейка открытия этой аллеи славы. На линейку пригласили вдов участников ВОВ. Было сказано очень много слов много воспоминаний.

Пятый заключительный этап. Результатом этой работы я вилось общее одобрение наших односельчан, учителя работающий в нашей школе тоже были бесконечно благодарны проведенной работе. Ну в конечном результате все проекты отмечены как призовые в конкурсе грамотой от Администрации Железнодорожного района.


ПОИСКОВЫЙ

-         Определение тематического поля и темы проекта.

-         Поиск и анализ проблемы.

-         Постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

-         Анализ имеющейся информации.

-         Поиск информационных лакун.

-         Сбор и изучение информации.

-         Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

-         Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

-         Анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

-         Выполнение запланированных технологических операций.

-         Текущий контроль качества.

-         Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

-         Подготовка презентационных материалов.

-         Презентация проекта.

-         Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ

-         Анализ результатов выполнения проекта.

-         Оценка качества выполнения проекта.




За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества: развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

• развивает творческие способности и самостоятельность;

• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Итогом исследовательской и проектной деятельности учащихся в 5 – 11 классах является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на открытых уроках, фестивалях, конференциях приводящихся в школе.

Стало традицией в нашей школе проводить в апреля фестиваль «Много наций -одна семья»

Исследовательские работы, с которыми мои ученики выступали на открытом уроке в рамках этого фестиваля.

А так же в рамках подготовки к мероприятиям посвященным Великой Победе обучающиеся разных возрастов подготовили проекты на тему «Старые фотографии рассказывают», «История войны в истории моей семьи». Собран колоссальный материал об участниках ВОВ наших земляках и учителях работавших в нашей школе.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок. Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.


Просмотр содержимого презентации
«ПРОЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЕ»

Проектная деятельность обучающихся на уроках истории       Докладчик:  учитель истории высшей категории  МБОУ «Пригородная С Ш»  Крюкова Ольга Вячеславовна

Проектная деятельность обучающихся на уроках истории Докладчик: учитель истории высшей категории МБОУ «Пригородная С Ш» Крюкова Ольга Вячеславовна

Проектная деятельность В настоящее время социальный заказ общества направлен на формирование таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, быстро осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Под компетенцией понимают результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Лучшим способом активизации познавательной деятельности учащихся, а значит и повышения мотивации к обучению, является проектный метод в образовании. Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Проектная деятельность

  • В настоящее время социальный заказ общества направлен на формирование таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, быстро осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
  • Под компетенцией понимают результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели.
  • Лучшим способом активизации познавательной деятельности учащихся, а значит и повышения мотивации к обучению, является проектный метод в образовании.
  • Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Классификация учебных проектов

Классификация учебных проектов

  • Проекты могут быть исследовательскими , как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными , которые обязательно требуют презентации и защиты, приключенческие (игровые) могут имитировать социальные или деловые отношения, практико – ориентированные , предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта (законы, анкеты, письма )
  • Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.

"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"

Коллингс

Проект - это

Проект - это "пять П"

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио

Метод проектов в школе на уроках истории и внеурочной деятельности   ( из личного опыта учителя)  В 5-8-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов:  прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея».  ролево-игровой – «Я – ученик спартанской школы» информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка», «Моя семья – частичка моей нации».

Метод проектов в школе на уроках истории и внеурочной деятельности

( из личного опыта учителя)

В 5-8-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов:

прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея».

ролево-игровой – «Я – ученик спартанской школы»

информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка», «Моя семья – частичка моей нации».

Старые фотографии рассказывают Проект подготовила поисковая группа учащихся 10-11 класса МБОУ «Пригородная СОШ»  Руководитель проекта: учитель географии Чугунова С.А. и заместитель директора по ВР Крюкова О.В.

Старые фотографии рассказывают

Проект подготовила поисковая группа учащихся 10-11 класса

МБОУ «Пригородная СОШ»

Руководитель проекта:

учитель географии Чугунова С.А. и заместитель директора по ВР Крюкова О.В.

Этапы работы над проектом 1-Поисковый: определение тематического поля и темы проекта. 2 – Аналитический: Анализ имеющей информации, сбор и изучение информации 3 –практический: выполнение запланированных операций. Текущий контроль 4 – презентационный: подготовка презентаций. Презентация проекта. Возможности использования результатов проекта 5 - контрольный: анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества.

Этапы работы над проектом

1-Поисковый: определение тематического поля и темы проекта.

2 – Аналитический: Анализ имеющей информации, сбор и изучение информации

3 –практический: выполнение запланированных операций. Текущий контроль

4 – презентационный: подготовка презентаций. Презентация проекта. Возможности использования результатов проекта

5 - контрольный: анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества.

1 этап.

1 этап.

1 этап. Воробьёв Александр Михайлович Кочетков Василий Михайлович Кислова Олимпиада  Ивановна Егоров Михаил Иванович

1 этап.

Воробьёв Александр

Михайлович

Кочетков Василий

Михайлович

Кислова Олимпиада

Ивановна

Егоров Михаил Иванович

2 этап.

2 этап.

3 этап.

3 этап.

3 этап.

3 этап.

4 этап.

4 этап.

5 этап.

5 этап.

Проектная деятельность: роль учителя

Проектная деятельность: роль учителя

"Будущее - в руках школьного учителя"

В. Гюго

  • Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике
  • Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля
  • Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями
  • Список ролей: Энтузиаст, Специалист, Консультант, Руководитель, "Человек, задающий вопросы", Координатор, Эксперт.
Умения и навыки, формируемые проектной деятельностью

Умения и навыки, формируемые проектной деятельностью

  • Рефлексивные умения
  • Поисковые (исследовательские) умения
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве
  • Менеджерские умения и навыки
  • Коммуникативные умения
  • Презентационные умения и навыки
ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.
  • При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат.
  • Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.
  • Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть «прожиты».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!