СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Традиции и инновации в деятельности школьной библиотеки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьному библиотекарю

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Традиции и инновации в деятельности школьной библиотеки»»

МБОУ «Войковская СОШ имени Олега Стуколова»







Доклад на тему:

«Традиции и инновации в деятельности школьной библиотеки»









(ММО библиотека 2020 год)





(СЛАЙД №1 )Свой доклад мне хотелось бы начать с высказывания российского философа Григо́рия Соломо́новича Помера́нца 

« Традиция - не только мощи, к которым

прикладываются, боясь тронуть.

Традиция

несёт в себе возможности, которые надо

использовать, не боясь ошибок...»

Г.Померанц

Школьная библиотека была и остаётся одним из важных связующих звеньев в образовательном и воспитательном процессе. Сегодня библиотеки находятся в непростой ситуации. С одной стороны они долгое время являлись собирателями интеллектуальной и культурной памяти народов, оставаясь крупнейшими хранилищами. А с другой стороны они быстро утрачивают свою просветительскую и информирующую роль. И им нужно выходить на следующий уровень. Поэтому проблема взаимосвязи библиотечных традиций и инноваций - как потенциал школьной библиотеки, является особо острой и требует разрешения. Существует несколько точек зрения по этому поводу. Вот некоторые высказывания, представляющие расхождение мнений по данному вопросу: Какой мы видим библиотеку будущего?

1) « Книги более живые, чем современные носители. Хоть какие-то традиции мы должны перенять из прошлого, чтобы наши дети не очерствели».

2) « Будущее за новыми технологиями. Всё должно идти в ногу со временем, и библиотека не должна отставать»

3) « Инновации и традиции — две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов».

И сегодня я хотела бы остановиться на третьем. (СЛАЙД №2 )Тема моего доклада: «Традиции и инновации в деятельности школьной библиотеки»

Традиции — это обычаи, духовное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколения. То есть, это самое лучшее, не потерявшее актуальности; то, что должно быть сохранено и продолжено. Говоря о традициях, сложившихся в школьной библиотеке, можно выделить и ежегодное проведение Недели детской книги, и мероприятия, связанные с юбилеями писателей, и «Посвящение в читатели», и книжные выставки, и викторины по прочитанным книгам, и многое другое.

Читатель, пришедший в библиотеку, возьмёт книги с реальной книжной выставки, а пользователь, заглянувший на сайт библиотеки, сможет познакомиться с электронными версиями тех же самых произведений. Учащимся должна быть интересна не только содержательная часть, но и форма представления. Поэтому перейдём к следующему противоположному суждению.

Как известно, «кто владеет информацией, тот владеет миром», поэтому образованного человека нельзя представить без умения добывать информацию, знания.

В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования сторон своей деятельности. Веяние времени и потребности школы подтолкнули к применению ИКТ во все сферы библиотечного дела. Инновации в школьной библиотеке способствуют повышению качества образования, удовлетворяют потребности учащихся в общении и досуге, развивают индивидуальные качества, способствуют формированию информационной культуры, воспитывают духовную культуру личности. Читатель всё чаще приходит в библиотеку не за конкретными документами, а за информацией. Функции школьной библиотеки сегодня расширены, и школьные библиотеки ориентированы не только на удовлетворение информационных потребностей, а являются информационно-коммуникационным центром.

Инновации — улучшение, обновление продукции и услуг, осуществляемых библиотекой, форм и методов управления, обеспечивающее поддержание и самосовершенствование современного имиджа, качества обслуживания, конкурентоспособности среди других библиотек. Инновации - это необходимый элемент развития, без них школьным библиотекам невозможно оставаться социально — значимыми организациями. Объектами библиотечных инноваций могут быть и услуги, и продукция, и библиотечная технология (создание электронных документов, электронных баз данных и т.д.), и организационное развитие библиотек. Также к инновациям школьной библиотеки относятся инновации в массовой работе (флеш-мобы, акции на улицах, составление синквейнов, «Книжный десант» в летнее время на школьных и игровых площадках, проведение Фестивалей литературных героев и т. д.).Расширились возможности в проведении мероприятий: современные технические средства позволяют оживить рассказ библиотекаря, сделать его наглядным, привлекать видео- и аудио материалы, создавать электронные версии литературных викторин и кроссвордов, использовать Интернет-ресурсы при подготовке мероприятий. Есть возможность для проведения виртуальных экскурсий. Благодаря внедрённым инновациям, улучшилось оформление выставок, пространства библиотеки. Но взяв за основу только инновации, исключив традиционные формы и методы библиотечной работы, библиотеки станут лишь мультимедийными центрами. Чтобы инновации стали условием развития, библиотеки должны помнить, что инновация в их деятельности - это инструмент не только развития, но и средство повышения предельной полезности деятельности библиотеки, уровня качества того социального блага, которое она представляет обществу и конкретным потребителям.

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческий потенциал, формируют духовную основу личности.

Последние 10-15 лет – период, когда особенно много изменилось в процессе взаимодействия детей и подростков с печатным словом, особенно – с книгой. Развитие все новых каналов коммуникации, расширение информационного пространства и интеграция различных видов медиа привели к тому, что сегодняшнее поколение детей не представляет свою реальность без компьютера.

Учитывая реалии сегодняшнего дня, библиотека нашей школы, сохраняя традиционные, ищет новые, современные формы массовой работы с детьми. Ибо массовые мероприятия с их использованием различных форм и приемов помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание, как литературных произведений, так явлений и событий.

Одной из таких форм являются компьютерные технологии как один из способов повышения эффективности массовой работы школьной библиотеки.

Новые информационные технологии включаются в массовую работу школьной библиотеки, во-первых, в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов ведения этой работы и, во-вторых, как средство поиска и использования новых методов и форм организации массовой работы с читателями.

В настоящее время мультимедийные ресурсы используются, практически во всех

направлениях деятельности и без них не должно, обходится ни одно крупное библиотечное мероприятие.

Благодаря ИКТ стало возможным перевести традиционные формы массовой работы на качественно новый уровень.

Такие мероприятия оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий.

Формы работы со школьниками имеют большое значение в реализации поставленных библиотекой целей.

(СЛАЙД №3,4 )Традиционные формы работы с читателями, такие как устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге все эти мероприятия также проводятся в школе. (СЛАЙД №5)Читательские конференции или ролевые, имитационные игры относятся к активным методам массовой работы, которые предполагают обязательное участие самих читателей.

Весь процесс проведения конференции зависит не только от их присутствия, но и от

желаний высказать свою точку зрения, услышать отзывы других читателей, поспорить,

отстаивая свое мнение, или согласиться с мнением оппонентов. Читательские

конференции дискуссионны.

(СЛАЙД №6)Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия. Сюда можно отнести литературно-музыкальные, литературно-художественные, музыкально-драматические композиции.

(СЛАЙДЫ7,8) Мероприятия в форме игр, считаю современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры. Основная цель моей работы – активизация познавательной деятельности учащихся на библиотечных уроках, развитие любознательности и познавательного интереса к книге через игровую деятельность. Ведь игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

По назначению различают: обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.

(СЛАЙДЫ 9) Участвуя в обучающей игре, школьники приобретают новые знания, навыки.

Воспитывающая игра имеет целью воспитать у учащихся отдельные качества личности, такие как: внимание, наблюдательность, смекалка, самостоятельность и др.

Для участия в контролирующей игре учащимся достаточно имеющихся у них знаний. Цель такой игры и состоит в том, чтобы школьники закрепили и проконтролировали полученные знания.

Для участия в занимательной игре никаких конкретных знаний не надо, нужна только смекалка. Литературные игры интересны и полезны школьникам разных возрастов. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

(СЛАЙД 10,11,12,13,14) В последние несколько лет в зарубежных странах и в России приобрёл популярность Флешмоб (Flashmob) – мгновенная толпа – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляются в общественном месте и в течение нескольких минут выполняют спланированные действия а затем быстро расходятся.

(СЛАЙД 15)Освоение мною новых информационных технологий нашло отражение и в выставочной работе библиотеки.

(СЛАЙД 16) Социальные сети – мини-представительство библиотеки, где есть возможность оперативно поделиться самыми последними новостями о событиях в библиотеке, пригласить на очередное мероприятие, а также выложить свежую медиа-информацию (видео, фото). Также это площадка для общения и обмена мнениями (различные опросы). Молодёжь активно пользуется социальными сетями, так что такое представительство необходимо.

Таким образом, основа обновления форм массовой работы библиотеки это - поворот к личности ребенка, его потребностям, т.е. значительное улучшение этого направления деятельности библиотеки на принципе педагогики сотрудничества, сотворчества, личное общение с юными читателями, при котором каждый ребенок выступает как равноправная личность, хотя инициатором общения является библиотекарь.

Только при таком подходе к личности ребенка создаются благоприятные условия для

духовного развития, обогащения, самореализации, самовыражения и саморазвития

ребенка в разнообразной деятельности, а книга становится для него источником, питающим его духовные потребности.

Спасибо за внимание!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!