СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлены нетрадиционные техники рисования и их влияние на развитие художественно-творческих способеностей учащихся ДХШ и школ искусств. в процессе обучения

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»»


Коммунальное государственное казённое предприятие

«Детская художественная школа»

ГУ «Отдел образования города Риддера»







Д О К Л А Д




на тему «Развитие художественно – творческих способностей детей

средствами нетрадиционных техник рисования»





Выполнила: педагог дополнительного образования

Мартынова Анастасия Викторовна










г. Риддер

Январь, 2021 г.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности ребенка.

На современном этапе педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Как важно на самых ранних этапах обратить внимание ребенка на многообразие окружающего мира, на совершенство его форм и красок, на все, что создано руками человека. С малых лет дать почувствовать ребенку любить и понимать искусство, которое учит человека видеть, чувствовать, переживать.

Способность созерцать, любоваться и восхищаться - щедрый дар, данный природой человеку. Он не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и импульс к собственному творчеству. Рисование для ребенка - это отражение душевной работы. Чувство, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание остановить прекрасное мгновение, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Рисование не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастером, красками ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Рисование для юного художника - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Задача взрослых - сохранить и развить в ребенке подаренное ему природой умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Многие педагоги считают, что творческие способности детей можно и даже нужно развивать, используя так называемые нетрадиционные техники акварельной живописи. Методика предполагает обучение детей нетрадиционной технике гуашью и акварельными красками. Дети любят рисовать красками, такой рисунок создается быстрее, чем графический, он ярче, насыщеннее и по-своему отражает душевное состояние юного художника.

Художники - профессионалы находят приемы использования в работе различных материалов и в различных сочетаниях, дающие интересные эффекты и способствующие новым поискам. Многие зарубежные и отечественные педагоги используют эти техники рисования в своей работе с детьми (Т.С. Комарова, А. Милов, В.Г. Злотников, И.Я. Лернер). Еще К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием... ».

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник помогает обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое - видимым.

Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческий замысел, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучает творчески мыслить, анализировать, обобщать. А эти качества в дальнейшем будут полезны любым специалистам, не только художникам.

На занятиях в ДХШ можно и нужно использовать разнообразные техники. Они позволяют обогащать и развивать внутренний мир ребенка.

  • Нетрадиционные живописные техники могут использоваться, начиная с дошкольного возраста - это рисование пальчиками, печатями.

  • Дети постарше обладают большими возможностями использования нетрадиционных живописных техник рисования. Они могут рисовать клеем, с использованием речного песка, манной крупы, опилок, фантиками, салфетками и пр., выполнять роспись ткани, делать бумагу своими руками, учатся работать в технике кляксографии. Усовершенствуется пальчиковая техника: удивительные отпечатки могут играть в пятнашки. Используя нетрадиционные живописные техники рисования, ребенок сам решает, что и чем ему рисовать. В конце занятия, рассматривая и анализируя свою работу, у ребенка появляется возможность увидеть преимущества и недостатки в выборе средств выразительности. Ребенок открывает для себя, что рисовать можно везде и что угодно: создавать композиции с помощью клея, казалось бы, из несовместимых вещей, рисовать клеем, кляксами, зубной щеткой, руками, солью, тушью и т.д. Роль цвета в творчестве ребенка трудно переоценить. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков в работе с акварелью и гуашью помогают развитию чувства цвета.

  • А применение нестандартных приемов окрашивания с употреблением подручных средств рождает у детей оригинальные идеи, активизирует фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в жизни. Для детей привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительное использование пальчиков и ладошек для рисования в качестве штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывают стремление заниматься таким интересным делом.

  • Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если юный художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Особый интерес у детей вызывает рисование с использованием нестандартных материалов: клеем, солью, песком, различными крупами.

Условием развития у обучающихся художественных умений является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. При этом знания, умения, формируемые у обучающихся, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае очень быстро у обучающихся появляется так называемый «спад» творчества. Обучающийся, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей в целом.

При обучении изобразительной деятельности важно правильно организовать рабочие места юного художника. Необходимо иметь разнообразные изобразительные материалы и научить детей ими пользоваться; для работы в живописной технике нужны: хорошая бумага, карандаши простые, краски акварельные и гуашь, разные кисти; ребенок, может быть, впервые встречается с такими «орудиями производства», поэтому первое впечатление должно быть положительное.

Избранные методы должны соответствовать:

общей цели и задачам обучения;

специфике вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдет развитие обучающихся;

возрастным особенностям учащихся. Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые.

Ю.К. Бабанский распределил методы на три группы в зависимости от характера деятельности в целом:

Первая группа методов – методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности: наглядные, словесные, практические; индуктивные и дедуктивные: репродуктивные и проблемно - поисковые; самостоятельные работы детей.

Вторая группа методов – методы стимулирования и мотивации обучения; 

Третья группа методов – методы контроля и самоконтроля в обучении. В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития обучающихся.

Если начать, как можно раньше использовать на занятиях изодеятельностью нетрадиционные техники рисования, то ребенок учится рассматривать и анализировать свои работы и у него появляется возможность увидеть преимущества и недостатки в выборе средств выразительности. И на занятиях он сам решает, чем ему рисовать выполнить ли работу, отличающуюся от работ других детей. «Он также учится не только трудиться, но и добивается того, чтобы рядом с ним всегда жила красота, для счастья и радости другого человека, он не способен на зло, подлость, цинизм и бессердечность» В.Л. Сухомлинский.

Методами и приемами нетрадиционного рисования краской являются следующие:

1.Техника «по сырому»

  • Оборудование: гуашь или акварель, баночка с водой, палитра, акварельная бумага, кисти

Ход работы:

  • 1.Нанесите рисунок простым карандашом.

  • 2.Смочите полностью лист акварельной бумаги водой при помощи широкой кисти.

  • 3. Нанесите рисунок кистью, краска начнет произвольно растекаться.

4. После высыхания работы следует проанализировать результат, и по мере необходимости добавьте отдельные мазки, проработайте детали.

Рис.1 Пейзаж в технике «по сырому»

2.Техника «рисование воском»

Для данной техники следует использовать или парафиновую свечу или специальные цветные восковые карандаши. Процесс данной техники заключается в том, что изолируемый участок покрывается восковым карандашом или парафиновой свечей, а затем работают акварелью. Воск трудно удалить, поэтому нужно заранее определить место его применения. Его можно применять при рисовании бликов на натюрмортах.
Оборудование : акварельные краски, свеча или восковые карандаши, бумага, вода, палитра.

Ход работы:

  • 1. Для начала необходимо нанести рисунок воском на бумаге.

  • 2. Затем нанесите акварельную краску, избегая повторных мазков. После многократного покрытия акварелью воск может частично и даже полностью впитать краску. На крупнозернистой бумаге воск покрывает только верхушки зерен, что дает возможность заполнить незавощенные углубления акварелью.

Рис.2







Натюрморт в технике «рисование воском»

Рис.3
Натюрморт в технике «рисование воском»

Рис.4
Натюрморт в технике «рисование воском»



3.Техника «рисование губкой».

Губка имеет уникальную возможность впитывать и отдавать краску, представляет совершенно особый инструмент живописи, способный выполнять много функций. Ее можно использовать для увлажнения бумаги, для удаления краски, писать композицию, передавать текстуры, и для того, чтобы убрать избыток влаги. Можно создавать интересные узоры и фактурные эффекты способом отпечатывания на бумаге. Лучше всего иметь несколько губок разных размеров и мягкости. Маленькие губки необходимы для деталировки.

Материалы: гуашь, акварельная бумага, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Ход работы:

  • 1.Нанесите карандашный рисунок на акварельный лист бумаги.

  • 2.Смешайте на палитре нужный цвет краски. Окуните губку и дайте ей пропитаться краской.

  • 2. Наносите краски губкой осторожным прикосновением, чтобы получился пятнистый рисунок. Вы можете сочетать несколько цветов. Однако если хотите, чтобы текстура губки со- хранилась, следует, подождать пока высохнет, первый слой, иначе краски смешаются. Также попробуйте использовать заранее приготовленный трафарет, можно наносить отпечатки как вокруг силуэта, так и внутри.

Рис.5 Пейзаж в технике «рисование губкой»




4.Техника «рисование с помощью овощей».

Необходимо взять картофель и разрезать его пополам, так же на нем можно вырезать разнообразные узоры и использовать в качестве штампа. Также можно использовать пекинскую капусту, лук, огурец и т.к

Оборудование: акварель или гуашь, бумага для акварели, половинки картофелины, палитра, баночка с водой.

Ход работы:

  • 1. Необходимо разрезать картофелину на две половины. Одну половину обрезанной стороной следует опустить в краску.

  • 2. Затем прижмите картофелину окрашенной стороной к бумаге. В зависимости от силы давления и количества краски одна и та же форма может давать различные изображения.

  • 3. Из другой половинки вырежьте нужную вам форму. Окуните форму в жидкую краску.

  • 4. Отпечатайте изображение на бумаге тем же способом, что был описан выше, и дав высохнуть, сделайте отпечаток вырезанной фигуры поверх первого отпечатка.

  • 5. Для создания отпечатков с разводами похожими на ветви деревьев смешивайте краску с мылом.

Рис.6
Цветочный орнамент «рисование с помощью овощей»



5.Техника «эффект потрескавшегося воска»

На первый взгляд, это обычный натюрморт, но присмотревшись, мы увидим, что вся бумага покрыта трещинками, как будто это старая потрескавшаяся фреска. Такая фактура получилась за счет того, что бумага была смята перед началом работы, а потом расправлена. Следует обратить внимание, что все трещинки разного цвета, в зависимости от того, в какой цвет была окрашена бумага в этом месте.

Оборудование: акварельная бумага, акварель, кисти, палитра, баночка с водой.

Ход работы:

  • 1.Для начала необходимо помять бумагу, для упрощения процесса смятия, необходимо намочить бумагу или поместить под воду.

  • 2.Расправьте бумагу и постарайтесь выровнять ее. Проверьте, везде ли образовались сгибы. Если где-то лист остался ровным, сомните его в этом месте.

  • 3.Подготовленную бумагу оставьте до полного высыхания.

  • 4.Если бумага выгнется или покоробится, ее можно будет разгладить при помощи утюга.

  • 5.Затем следует нанести рисунок и приступить к написанию работы.

Рис.7
Натюрморт «эффект потрескавшегося воска»

6. Техника «Монотипия».

Монотипия (от греч. mуnos один и tэpos отпечаток), вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нансении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Оборудование: акварельная бумага, акварель, кисти, стекло, мыло, банка с водой.

Ход работы:

  • 1.Нанесите краску на поверхность стекла, пластика или клеенки. Можно развести краску с мылом и наносить круговыми движениями.

  • 2. Накладываете лист бумаги на накатанную краской поверхность.

  • 3. Прижимаете и разглаживаете ее руками.

  • 4. Плавно снимаете лист. Всмотритесь, увидев какой-то образ, можно слегка доработать оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Рис.8
Натюрморт в технике «Монотипия»

Рис.9
Натюрморт в технике «Монотипия»





7.Техника с декоративными присыпками

Соль, крупы, чай, мочевина применяются для получения фактур. Если насыпать несколько крупинок соли на сырую краску, она впитает ее и высохнет, образуя увлекательные фигуры, похожие на снежинки. Если насыпать мочевину, то будут оставаться характерные следы в вид звездочек, эффект от использования этого материала может быть гораздо сильнее, чем от использования соли. Результат может быть различным, в зависимости от количества крупинок соли, мочевины, чая и т.д.и рас стояний между ними. Влага также играет важную роль. Чем краска сырее, тем шире пятна от каждой крупинки. Большое количество той или иной присыпки произведет эффекты, которые будут имитировать фактуру пористого камня, снега, или определенного типа растительности.

Оборудование: акварельные краски, бумага, кисти, вода, палитра, любая декоративная присыпка, в нашем случае соль.

Ход работы:

  • 1. Намочите бумагу.

  • 2. Нанесите ярко краску полосками, пятнами, кому как захочется.

  • 3. На сырую краску насыпьте крупную соль.

  • 4. Дайте просохнуть рисунку.

  • Соль можно смахнуть или оставить.



Рис.10
Натюрморт.

Техника с декоративными присыпками.

Рис.11
Натюрморт.

Техника с декоративными присыпками.



Рис.11
Натюрморт. Техника с декоративными присыпками

  • Результативность:

Итак, в ходе теоретического исследования пришла к следующим выводам:

  • детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер;

  • развитие умений работать с живописными материалами - одна из важнейших задач в системе художественного воспитания обучающихся, которая может решаться при условии: единой позиции педагогов в понимании перспектив развития обучающегося;

  • создания творческой атмосферы общения с искусством;

  • обучения с использованием эффективных методов и приемов;

  • индивидуального подхода, бережного отношения к процессу и результату деятельности обучающегося;

  • хорошего материального обеспечения изобразительной деятельности;

  • применение нетрадиционных живописных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию различных качеств у обучающихся, в том числе вызывает развитие умений работать с красками и другими художественными материалами при помощи различных инструментов;

  • обучающиеся способны воспринимать интересную информацию о нетрадиционных живописных техниках и выполнять работы с удовольствием и увлечением.

Из вышеизложенного следует то, что нетрадиционные живописные техники рисования побуждают обучающихся к экспериментированию, к поиску оригинальных приемов, к развитию воображения, которое является обязательной составной творчества. Детский рисунок, выполненный в «нетрадиционной» технике, поражает нас своей непосредственностью, эмоциональностью, наблюдательностью, свежестью и остротой восприятия. Нетрадиционные живописные техники рисования на занятиях изобразительной деятельности развивают творческие способности детей, в том числе умения работать красками и другими, порой сподручными, материалами, и в последнее время привлекают внимание многих педагогов.
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грошенкова В.А., Шилова Т.С. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. – М., 2012.

  2. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия // Дошкольное воспитание, 2011. - № 12.

  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2014.

  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СП, Каро. – 2008.

  5. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание, 2011, № 9.

  6. Утробина К., Утробин Г. «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-7 лет».

  7. Пантиков В. А. «Учимся рисовать – учимся творить».

  8. Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании».

  9. https://schoolfiles.net/2148559

  10. http://docplayer.ru/125627633-Plan-raboty-po-teme-samoobrazovaniya-netradicionnye-tehniki-risovaniya-v-hudozhestvennoy-deyatelnosti-detey.html

  11. https://for-teacher.ru/edu/informatika/doc-zqtaw1h.html























































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!