СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД на тему: «Повышение эффективности уроков домоводства в специальной (коррекционной) школе на основе использования информационных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на тему "Повышение эффективности уроков домоводства на основе использования ИКТ"

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на тему: «Повышение эффективности уроков домоводства в специальной (коррекционной) школе на основе использования информационных технологий»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Кировградская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»



ДОКЛАД на тему:

«Повышение эффективности уроков домоводства в специальной (коррекционной) школе на основе использования информационных технологий»


Учитель: Калнина Наталья Николаевна


Сегодняшнее время — время широчайшего применения компьютерной техники и информационно-компьютерных технологий. Компьютеры стали неотьемлемым атрибутом современной жизни. Можно смело перефразировать известную фразу, сказав: «Тот кто владеет компьютерными технологиями — владеет миром».

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствуют качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Информационно коммуникационные технологии изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитию высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.

Курс предмета домоводство в специальной школе-интернате предполагает овладение учащимися навыками, умениями, необходимыми в обычной жизни, что позволит им быстрее адаптироваться в социуме после выхода из школы. И как раз для таких учащихся необходимость использования ИКТ на уроках неоспорима.

На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные коммуникационные технологии (ИКТ). Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий для реализации развивающего обучения и повышения качества обучения. Для школьников с ОВЗ ИКТ приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное эффективное средство коррекционного воздействия.

  • Компьютервсего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

  • Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности.

  • Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».

Применение специализированных компьютерных технологий, интерактивных презентаций, при работе с детьми с умственной отсталостью, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции и компенсации нарушенных функций.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, теперь учителю предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Управление обучения с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. 

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. 
Таким образом, в сфере преподавания уроков домоводства использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

С помощью компьютера проведение уроков, самостоятельных и практических работ, а также учет успеваемости становится более эффективным, а огромный поток информации - легкодоступным.

При подготовке урока нужно учитывать три составляющие готовности:

  • готовность оборудования;

  • готовность учителя применять ИТ на уроке;

  • готовность учащихся принять информацию.

Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов. Причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение.

Использование ИКТ на уроках позволяет мне:

  • Использовать как наглядный материал;

  • Развивать познавательную активность;

  • Развивать внимание;

  • Включать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, ассоциативную;

  • Повышать учебную мотивацию учащихся;

  • Повышать интерес к предмету.

В своей педагогической деятельности широко и успешно применяю информационно-коммуникационныне технологии. С помощью использования ИКТ помогаю детям получить знания на уроках, предоставляя материал более ярко, увлекательно. Дети становятся более активными. Информационные технологии являются в настоящее время неотъемлемой частью работы учителя и очень хорошо помогают в организации обучения и воспитания детей. Возможности компьютера велики, немного желания, умения работать на компьютере, немного фантазии – и получается интересный, увлекательный урок.

В своей практике использую мультимедийные презентации. Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала на уроках домоводства. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране. Компьютер применять при объяснении нового материала очень эффективно, т.к. доступно и зрительно показывает учащимся необходимые этапы работы. Учащиеся могут в ходе работы обратиться несколько раз к инструкционной карте самостоятельно разобраться в своих ошибках.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Использование интерактивной доски в преподавании школьных предметов позволяет повысить эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения. Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в восприятие учебной информации большинство чувственных компонентов обучающегося.

Использование интерактивной доски на уроках дает возможности:

  • Индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся;

  • Организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;

  • Компактно представить значительный объем информации, четко структурированной и последовательно организованной;

  • Усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся, используя элементы анимации, компьютерного конструирования.

Использование ИКТ даёт возможность проектировать грамотный, профессиональный, технологичный урок, повышает результативность урока во всех отношениях (подача материала— объем, скорость и качество, эффективность и т. д.). Также методически грамотное применение ИКТ на уроках домоводства способствует развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и памяти, стимулирует познавательную активность. А это, в свою очередь, позволяет сформировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков. Успешность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по домоводству будет способствовать их дальнейшей социально-трудовой адаптации и социализации.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Литература

  1. А.А. Хилько, М.Е. Ермащенко. «Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Владос, Москва., 2006г

  2. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. — 1998. — №1. — С. 72-75.

  3. Васенков Г.В., Меньков А.Б. Компьютер на уроке труда в специальной (коррекционной) школе // Дефектология, 1996. № 4. С. 57-61.

  4. Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99. С. 21-27.

  5. Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе //Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты: Сб. научн. ст. аспирантов/ Под ред. А.П.Тряпицыной и др. — СПб.: НИИХ СпбГУ, 2003 — Вып. 1.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

  7. Сидорова Е.В. Электронный банк современного учителя. Технология развития критического мышления: электронное пособие http://www.kmspb.narod.ru, 2001.

  8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования-М ; Школа –пресс 1994





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!