СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Патриотическое воспитание - основа духовно-нравственного развития личности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

О нравственно-патриотическом воспитании на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Патриотическое воспитание - основа духовно-нравственного развития личности"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Поливаново»

муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области











Доклад на тему:

«Патриотическое воспитание – основа духовно-нравственного

развития учащихся»

























Подготовила: Масловская Ольга Петровна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории



2024г

Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна.

«ПАТРИОТИЗМ - ЭТО ГЛАВНОЕ.
Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». Так в одном из своих выступлений сказал наш Президент Владимир Владимирович Путин.

Термин «патриотизм» происходит от греческого слова.
Что в переводе означает «земля отцов; место рода; родина».

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».
В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля написано: патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм –стремление что-то сделать для блага Родины, для её процветания.

Школа много внимания уделяет воспитанию в наших детях любви к Родине, своему краю. Поэтому мы часто употребляем в беседах с ними слово «патриот». Особое место воспитанию патриотизма отводится на уроках гуманитарного цикла.
Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая,  целенаправленная деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины, традиционно патриотическое сознание всегда было основополагающей чертой россиян.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

 В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

События последнего времени в политике, экономике и культуре подтверждают очевидность необходимости восстановления утраченного традиционного российского патриотического сознания как составной части духовно-нравственного развития личности.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово».

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др.

Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков: политических, научных, культурно – исторических, лингвистических.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Прилагательные полные и краткие» (6 кл.) - Своя земля и в горести мила. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота. Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.

Вот уже много лет я начинаю урок с пословиц и поговорок, которые могут служить нравственными ориентирами для детей, я называю их «Девизом урока». Это пословицы о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Такой девиз всегда связан с темой, целью урока, работа с ним - органичный этап урока.

Например:

Жить - Родине служить. (жи-ши)

Ученье – путь к уменью.(разделительный мягкий знак)

Хоть ручки черны, да работа бела.(правописание чк-чн)

Был бы покос, да пришел мороз.(парные согласные в конце слов)

Кошке игрушки, а мышке слезки. (парные согласные в корне слов)

На родной сторонушке, рад любой воронушке.

Пчела мала, да и та работает (безударные гласные в корне слова)

Родная сторона – мать, чужая – мачеха. (антонимы)

Поспешишь – людей насмешишь.(правописание глаголов 2 лица, ед. числа)

Родина – мать, умей за нее постоять. (правописание местоимений с предлогами)

Не ищи обетованные края, они там, где Родина твоя.(правописание НЕ с глаголами)

Человек трудолюбивый - самый счастливый. (соединительная гласная

или непроизносимый согласный)

Рукам работа - душе праздник. (непроизносимый согласный)

Приемы работы с девизами различны: обсуждаем с детьми смысл пословицы, подбираем синонимичные или противоположные по смыслу пословицы и фразеологизмы к ней, поясняем конкретные исторические условия, в которых русский народ ее создал, объясняем значения устаревших слов, используя словари или собственный читательский опыт, наблюдаем за оттенками значений слов, решаем проблемные ситуации, формулируем гипотезы относительно написания слов с неизученными орфограммами и т.д. А также, конечно, в ходе такой работы, ежедневно восхищаемся мудростью и смекалкой русского народа, подмечаем вместе с детьми, какие качества человека издавна ценились и воспевались русскими людьми. Таким образом, каждый мой урок русского языка содержит пятиминутку нравственного и патриотического воспитания.

Работа с учащимися на уроках показала, что если ограничиваться только выяснением общего смысла пословицы, то она не затронет по-настоящему чувств ребят, не пробудит их воображение, не заставит задуматься. Необходимо дать детям почувствовать силу и красоту каждой народной пословицы, ее правдивость, выразительность. Такой подход к работе достигает главной цели: учащиеся не остаются равнодушными к метким народным изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи.

Воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс): «Ученье – свет, неученье – тьма», «Чтение – вот лучшее ученье», «Родина – мать, умей за неё постоять»; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.): «Своя земля и в горести мила»; «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило»; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.): «Родина краше солнца, дороже золота»; «Любовь к Родине сильнее смерти»; «Односоставные предложения» (9 класс): « В каком народе живешь, того обычая и держись»; «За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше»; « Иди в родной край — там и под елкою рай»

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны» (5 кл.); Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.); В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий; Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных (7 кл.) и т.д.

Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственныхсочинений «Любимый уголок природы», «Моё село», «Улица моего детства» и др.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например:Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание учащихся происходит гораздо успешнее благодаря умелому и систематическому использованию в качестве средств воспитания жанров устного народного творчества. Это не только пословицы и поговорки, но и загадки, песни, былины, сказки.

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».



В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (6 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Проверяя первичное восприятие, можно задать вопрос: «Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?». Главный герой-солдат, который с гордостью говорит о славных людях-богатырях, и сравнивает их с «нынешним племенем». («Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»). Следующими могут быть такие вопросы по содержанию стихотворения: «Какие чувства рождает у нас рассказ старого солдата? Каким мы увидели старого артиллериста и других участников сражения?». Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».

Патриотическая тема занимает едва ли не центральное место в творчестве А.С.Пушкина. Родина для поэта — это не только его родные, друзья, знакомые; родина — это весь русский народ.

С глубоким уважением и симпатией относился поэт ко всем нациям своей страны. Перед лицом его музы все народы были равны. Вместе с тем поэт очень тонко подмечал особенности и своеобразие характера каждого народа, его самобытность. То, что все народы — братья и должны жить в согласии убеждало автора и то, как дружно они выступили на защиту Отечества в 1812 году. Вообще эта война, навязанная народам России Наполеоном, позволила поэту еще глубже проникнуться любовью к своим соотечественникам. Как хотелось ему, тогда еще подростку, встать в шеренги защитников, чтобы не словом, а делом доказать свою преданность Отечеству.

Очень часто поэт обращался в своем творчестве к героическому прошлому своей родины. «Песнь о Вещем Олеге», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», поэмы «Полтава», «Борис Годунов», «Медный всадник», стихи- все его произведения проникнуты темой любви к своей Родине.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (8 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических и прозаических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!