СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Методы и приемы развития дикции и артикуляции на занятиях вокала

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Методы и приемы развития дикции и артикуляции на занятиях вокала»

Липко Т. С.

Методы и приемы развития дикции и артикуляции на занятиях вокала

«У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа,

своё содержание, которые должен почувствовать говорящий»

К. С.Станиславский.


Вокальная методика постановки голоса является не простым предметом,

где тесно переплетается теория с практикой, педагогика с психологией. Одним

из важнейших разделов в вокальной педагогике является артикуляция и дикция, которые тесно связаны с звукообразованием, звуковедением и интонацией.

Между певческой и речевой артикуляцией имеются весомый различия. В «Основах вокальной методики» Л. Дмитриева говориться, что: «Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого музыкального певческого тона, умелого сохранения его на всем диапазоне и гибкого изменения, но и одновременно ясного и четкого донесения до слушателя смысла слов поэтического текста». [3.с. 465]. За многолетнюю вокальную практику рекомендации для развития артикуляционного аппарата были заимствованы из методик педагогов, занимающихся вопросами совершенствования звукопроизносительной культуры речи детей, таких как Б. И. Айзенберг, А. А. Бондаренко, А. Н. Гвоздев, М. Л. Каленчук, М. Р. Львов, В. И. Максимова, З. В. Савкова, А. И. Савостьянов, Э. М. Чарели, В. В. Емельянова. Следовательно, данная тема является актуальной.

Обращаясь к терминологии, в «Толковый словаре русского языка» Д. Н. Ушакова артикуляция (латин. Articulatio) описывается как работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи [6], а дикция (латин. Dictio) как ясность и отчетливость в произношении слов и слогов.[6].

Имеются активные и пассивные органы речи. К активным относят те, которые двигаются, когда мы произносим звуки: язык (передняя, средняя и задняя часть), губы, нижняя челюсть, увула (нёбная занавеска – опускаясь, открывает проход в носовую полость), внутренняя часть щёк. Пассивные органы речи остаются неподвижными, однако они участвуют в образовании звуков. К ним относят зубы, альвеолы (выступы над зубами), нёбо (твердое и большая часть мягкого).

Цель исследования – выявить особенности формирования дикционных и артикуляционных навыков на уроках вокала

Задачи:

- изучить научно-методическую литературу по теме исследования;

- определить последовательность и трудности формирования дикционных

навыков в начальный период обучения;

- рассмотреть методические приемы работы над дикцией и артикуляцией.

Объект исследования: процесс обучения правильной артикуляции учащихся на уроках вокала.

Предмет исследования: особенности артикуляционного аппарата.

Методы исследования: сбор и систематизация материалов; анализ и интерпретация полученных данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана и внедрена в учебный процесс методика формирования певческих умений (дикция, артикуляция) на занятиях вокала, включающая системы учебных занятий, активные методы обучения: творческие задания, игровой метод.


Артикуляционная гимнастика

Для развития разборчивой и четкой речи, необходимо укреплять органы речевого аппарата. Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов называется артикуляционной гимнастикой. Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении.

Подбирая упражнения для артикуляционной следует предусматривать особенности речи ученика. Вся система управлений разделить на два вида: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения

(«Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения («Качели», «Вкусное варенье», «Часики») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз, координации, хорошей переключаемости.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

- проводить упражнения ежедневно, чтобы вырабатываемые у учащегося навыки закреплялись;

- при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным;

- из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления;

- артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;

- ученик должен хорошо видеть лицо преподавателя , а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому следует воспользоваться небольшим настольным зеркалом;

- Артикуляционные упражнения проводить под счет.


Артикуляционная гимнастика для губ


1. «Улыбка»

На счет «раз» – губы вытянуть как для поцелуя.

На счет «два» – растянуть в улыбку, не обнажая зубов.

2. «Уголки»

Вытянуть губы вперед

На счет «раз» – губы двигаются вправо.

На счет «два» – губы двигаются влево.

3. «Вертикаль»

На счет «раз» – губы двигаются вверх, к носу.

На счет «два» – губы двигаются вниз, к подбородку.

4. «Крест»

На счет «раз» – губы двигаются вверх.

На счет «два» – губы двигаются вниз.

На счет «три» – губы двигаются влево.

На счет «четыре» – губы двигаются вправо.

5. «Круги»

Собрать губы в «пятачок» и делать круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.

6. «Шторки»

На счет «раз» – верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.

На счет «два» – губа возвращается на место.

На счет «три» – нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы.

На счет «четыре» – губа возвращается на место.

7. «Почесывание»

На счет «раз» – нижние зубы почесывают верхнюю губу.

На счет «два» – верхние зубы почесывают нижнюю губу.

8. «Жвачка»

На счет «раз» — губы вытягиваются вперед.

На счет «два» — растягиваются на улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти

размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

9.«Вибрация»

Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у. [1. С. 8-10]


Артикуляционная гимнастика для губ и щек


1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок»

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок» – втянуть щеки.

4. «Шар лопнул»

Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.


Артикуляционная гимнастика для языка


1. «Часовая стрелка»

Вращать языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке. Челюсти разомкнуты. Язык по кругу гладит верхние и нижние десны. Вращать языком за губами против часовой стрелки.

2. «Жало»

Узкий язык высунуть как можно дальше изо рта. Кончик языка должен быть острым, за тем язык убрать в глубь рта.

3. «Шпага»

Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны.

4. «Чашечка»

Рот раскрыть. Широкий язык высунуть изо рта и поднять кверху. Подержать язык в таком положении 8-10 секунд и убрать в рот.

5. «Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

6. «Цоканье»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, сильно отрывая язык со звуком. Рот

широко открыть. Тянуть подъязычную связку. «Поцокать», убыстряя темп.

7. «Поглаживание»

Рот приоткрыт. Язык начинает поглаживающее движение от верхних зубов к

альвеолам, далее по твердому нёбу и, загибаясь вовнутрь, гладит мягкое нёбо. Возвращается по нёбу к зубам.

8. «Пулемет»

Рот приоткрыт. Кончик языка касается корней верхних зубов. Строчить языком

как из пулемета со звуками т-т-т-т-т-т, затем со звуками д-д-д-д-д-д. [1. С. 10-11]


Освобождение челюсти от зажима

1.Мягко опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока указательные пальцы рук не ощутят околоушные впадины или ямки, которые образуются перед козелком (небольшим отростком, находящимся перед входом в ухо). При хорошем расслаблении мышц пальцы легко попадают в ямки.

2. Мягко, лениво опускать нижнюю челюсть, контролируя указательными пальцами появление околоушных ямок. При движении челюсти вниз произносить согласные звуки в алфавитном порядке с добавлением гласного «а».

Алфавит произносить протяжно, лениво, негромко. Ба-а-а, Ва-а-а, Га-а-а, Да-а-а, Жа-а-а, За-а-а, Ка-а-а, Ла-а-а, Ма-а-а, На-а-а, Па-а-а, Ра-а-а, Са-а-а, Та-а-а, Фа-а-а, Ха-а-а, Ца-а-а, Ча-а-а, Ша-а-а, Ща-а-а.

3. Мягко наклоняем голову вперед. Пальцы рук сплетены за головой, ладони обхватывают шею сзади. Медленно откидывая голову назад, расцепляем пальцы и поглаживающим движением задней и боковых частей шеи снимаем руки. Затем – кивок вперед. При каждом откидывании головы назад произносим звуки ленивого алфавита:Ба-о, Ва-о, Га-о, Да-о, Жа-о, За-о, Ка-о, Ла-о, Ма-о, На-о, Па-о, Ра-о, Са-о, Та-о, Фа-о, Ха-о, Ца-о, Ча-о, Ша-о, Ща-о. [1. С. 12-13]

4. Приоткрыть рот, двигать нижней челюстью в право – лево.

5. Приоткрыть рот, двигать нижней челюстью в перед – назад.



Дикция


Следующим этапом на пути развития певческих навыков является дикция. После упражнений для артикуляционного аппарата на начальном этапе беседуем с учащимся о правильном формировании гласных и согласных звуков при пении, каким образом и где они формируются.

Формирование согласных звуков в пении.

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума. Голосовые – «б», «в», «д», «г», «ж», «з», «й», «л», «м», «н», «р» и глухие, в которых голос не участвует (безголосые) – «к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ».

По месту произношения и способу формирования определяют несколько

видов согласных.

- согласные звуки переднего уклада «д», «з», «л» приближают звук;

- согласные заднего уклада «к», «г» могут помочь при исправлении чрезмерно близкого, «белого» звучания;

- «к», «г» помогают удерживать мягкое нёбо поднятым, но из за напряжения корня языка, их применение может еще больше усугубить имеющийся горловой призвук;

- «д», формируют твердую атаку;

- «л» активизирует кончик языка, способствует собранному звучанию, образованию мягкой атаки;

- «л», «м» приближают звук;

- «м», «н» – усиливают резонирование носовой полости, не применяются при вялом, малоподвижном мягком нёбе и, особенно при носовом призвуке;

- «р» – активизирует дыхание и сокращение голосовых складок;

Формирование гласных звуков в пении.

Осуществление пения происходит на гласных звуках, поэтому следует

обратить на них особое внимание при обучении, их формирование должно быть ровным. На первом этапе необходимо у учащегося выявить наиболее вокально звучащий гласный звук и выработать на нем певческие навыки, а затем переносить этот звук на другие гласные.

Гласные – это звуки, с помощью которых выявляются все вокальные возможности голоса. Делятся на 6 основных «и», «ы», «э», «а», «о», «у» и четыре йотированные «е», «ё», «я», «ю» (сложные гласные, в которых звучит сразу два звука).

Гласный «А» из всех звуков может помочь освободить артикуляционный аппарат, проявить свой уникальный тембр голоса. Этот звук средний между звонкими и глухими, и его можно свободно и легко сделать округленным, но имеет тенденцию к излишнему расширению звука.

Гласный «И» является самым звонким. С его помощью певец может настроить головные резонаторы, собирает и приближает звук. Часто применяется при глухом, темном звучании, но противопоказано применять при зажатом пении на горле. В результате того, что форманта этого гласного звука близка к высокой певческой форманте, она способствует созданию активной атаки звука.

Гласный «О» при произношении помогает хорошо поднять мягкое небо, сформировать и ощутить зевок и положение опущенной гортани. Следовательно, использование этого гласного может помочь. снять ротоглоточные зажимы и используется при очень близком, резком и плоском звуке.

Гласный «У» из всех гласных является самым углубленным, затемненным и глухим. При его произношении больше, чем при других гласных поднимается мягкое небо, расширяется ротоглоточный канал.

Гласный «Э» также не всегда удобен в произношении. Его можно использовать если голос на этом звуке может звучать лучше, чем на других.

Гласный «Ы» совсем неудобен для пения. Артикуляция этого звука вызывает напряжение корня языка и, значит он может привести к зажиму гортани. В пении его надо приблизить к гласному «и».

Гласные «Е», «Е», «Ю», «Я» следует применять для воспроизведения более собранного, яркого, высокого звучания голоса и для активизации голосовых складок при атаке.

Упражнения для развития дикции

  1. «Страшная сказка».

Рот открыт, губы расслаблены. Произносить гласные надо без видимых движений губ и челюсти. При произношении гласных звуков воздух свободно проходит через полость рта, не встречая препятствий, меняется лишь положение губ и языка;

  1. «Эхо».

Преподаватель зовет ученика «АУ» ученик отвечает «У», и т. д. «Э» – «Э», «ГДЕ» –ДЕ», «ТАМ» – «АМ», «БА» – «БА». «МА» – «МА». Задачи: выработать единое звукоизвлечение, унисон, активизировать работу артикуляционного аппарата: малоподвижность языка, зажатость нижней челюсти, вялость губ, скованность мышц шеи и лица;

  1. Руки на поясе, отрывисто, на твёрдой атаке звука повторяем согласные

буквы «М», «П», «В», «Б», затем слоги «Пух», Бух» и т. Д;

  1. Проговариваем активно слоги «БРА, БРЭ, БРИ, БРО, БРУ» «ВЖА,ВЖЭ,

ВЖИ, ВЖО, ВЖУ», «ПТА, ПТЭ, ПТИ, ПТО, ПТУ» сначала на одном звуке в примарной зоне, затем можно на трёх звуках;

  1. Активно работая кончиком языка проговариваем «Т-Д», «Т-Д», «Т-Д»;

Работает корешок языка, несколько раз проговорить: «К-Г», «К-Г», «К-Г» и т.д

  1. Звонок» (дыхание толчками) «Рь - Рь - Рь – Рь», «Ссссссссссс» –

представляем, что дует ветер; «Шшшшшш» – шумит лес;«Жжжжжж» – жужжит пчела; «Жь–жь-жь» – прилетел шмель.


Скороговорки


  1. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

  2. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

  3. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О

любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?


Подведем итоги, связанные с методикой работы над дикцией и артикуляцией. Работа над дикцией и артикуляцией является важным моментом на уроках вокала. Без ясной и чёткой дикции невозможно создать полноценный художественный образ, и донести смысл до слушателя. Именно поэтому необходимо приучать детей к тому, что пение – это вокальная речь т. к. певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи. Для того, чтобы добиться чёткого и ясного произношения слов и фраз в песне в целом, нужно постоянно работать над развитием артикуляционного аппарата.


ЛИТЕРАТУРА

  1. .Алферова, Л. Д. «Речевой тренинг: дикция и произношение» / Санкт-Петербург – 2003. С. 8-13.

  2. Гонтаренко, Н. Б. «Уроки сольного пения: вокальная практика. / - Изд. 3 -е». Ростов-на-Дону «Феникс»: 2016г

  3. Дмитриев, Л. «Основы вокальной методики» / «Музыка»: 1968г. С. 465

  4. Матусевич, М. А. «Альбом артикуляций звуков русского языка» / М.:1963г.

  5. Стулова, Г. П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» / М., «Прометей»:1992г.

  6. Ушаков, Д. Н. «Толковый словарь русского языка» / Под ред. Д. Н. Ушакова. / М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940.


В данной статье автор попытался определить проблемы, развития дикции и артикуляции на занятиях вокала которые являются одним из приоритетных разделов в вокальной педагогике.


Ключевые слова: дикция, артикуляция, методика, особенности речи, звукообразование.


Ф.И.О.: Липко Татьяна Сергеевна

«Методы и приемы развития дикции и артикуляции на занятиях вокала»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!