СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Как распознавать одарённого ребёнка»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Салия Сагитовна. Обучаю учащихся 5-11 классов, готовлю к ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике. Несмотря на плотный график работы, стараюсь находить время для подготовки учащихся к олимпиадам по математике. Как и во всех школах, и у нас есть талантливые, одарённые и умные дети. В своём докладе хотела бы объяснить разницу между одарёнными и умными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Как распознавать одарённого ребёнка»»

Доклад на ГМО учителей математики на тему

«Как распознавать одарённого ребёнка»


Подготовила доклад: учитель математики

и физики МОКУ СОШ д.Махмутово

Уразаева Салия Сагитовна


Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Салия Сагитовна. Обучаю учащихся 5-11 классов, готовлю к ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике. Несмотря на плотный график работы, стараюсь находить время для подготовки учащихся к олимпиадам по математике. Как и во всех школах, и у нас есть талантливые, одарённые и умные дети. В своём докладе хотела бы объяснить разницу между одарёнными и умными детьми.

Одаренные дети в нашем обществе: как определить

и в чем отличие от умных и обычных

НЕВЕРОЯТНЫЕ ФАКТЫ

Для начала отметим один важный момент: истинный интеллект, как известно, трудно измерить. В детстве Томас Эдисон передал своей матери записку от своего учителя, в которой говорилось, что ее ребенок был "помешанным, глупым". 

Эдисон был кем угодно, но точно не глупым. Более того, он был действительно одаренным ребенком.

Один из учителей Альберта Эйнштейна отзывался о нем как об «умственно отсталом, необщительном и вечно витающим в облаках». Возможно, мальчик мечтал о физике, или просто развивал то, что стало величайшим умом, который когда-либо знала история.

Национальная Ассоциация Одаренных Детей США определяет одаренность как «способности, которые значительно превышают норму у ребенка в определенном возрасте».


Одаренные дети

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Ребёнок может быть одарённым в одной или нескольких из следующих сфер: Художественная; Творческая; Интеллектуальная; Лидерская; Академическая (языки, математика или естественные науки).



Основными признаками и специфическими чертами одаренности в детском возрасте являются:

  1. Лёгкость в обучении и быстрота усвоения материала;

  2. Ребёнок обладает большим запасом слов, не всегда соответствующему возрасту;

  3. Отлично развитое логическое мышление;

  4. Схватывает материал «на лету» благодаря хорошо развитой памяти;

  5. Дисциплинирован;

  6. Отмечается педантичность в наведении порядка;

  7. Отличается гибкостью ума;

  8. Повышенное любопытство приводит к огромному количеству вопросов, иногда провокационного характера;

  9. Имеет отличную успеваемость в школе;

  10. Не тратит много времени на поиски ответов на поставленные вопросы и задачи перед ним;

  11. Креативен;

  12. Увлекается наукой;

  13. Обладает абстрактным видением проблем;

  14. Доминирует в общении с другими детьми такого же возраста;

  15. Обладает здравым смыслом и в критических ситуациях не подвержен чувству паники;

  16. Является реалистом и умеет адекватно оценивать ситуацию;

  17. Имеет огромное количество увлечений и хобби.

«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», - национальная Ассоциация Одаренных Детей США.


Различия между умными и одаренными детьми.

Особенности одаренных детей


Кристофер Таибби, эксперт в области «одаренного» образования, объясняет четыре критических различия между одаренными и умными детьми. Это первый шаг в понимании того, как помочь им добиться успеха.


1. Умные дети усердно работают над достижением своих целей. Одаренным детям этот процесс может наскучить. 

Умный ребенок - мечта учителя. Он ведет себя хорошо и усердно работает. В результате он преуспевает в классе. На самом деле, умные ученики преуспеют в традиционной академической обстановке, поскольку они мотивированы в основном оценками и признанием.

В этом заключается большая проблема для одаренных детей: их не радуют ни оценки, ни признание. Одаренные дети часто уже знают ответы без особых усилий, что может вызвать проблемы в учебном классе. В поисках вдохновения и мотивации они часто уходят в свои внутренние миры.


2. Умный ребенок всегда знает ответ, одаренный - всегда задаст вопрос.

Умные дети отлично умеют обрабатывать и хранить информацию. Этот факт в сочетании с их трудовой этикой приводит к выдающимся академическим достижениям. Одаренным ученикам часто не нужно много времени, чтобы ознакомиться с материалом. 

В результате, одаренные дети вынуждены просиживать в течение нескольких часов, когда они могут просто «пройти тест» и браться за следующее задание или предмет.


Так как ненасытное любопытство одаренного ребенка не угасает, он углубляется в тему и хочет узнать все в подробностях. Он будет задавать себе вопросы и с помощью интернета и книг находить на них ответы. А на следующем уроке, одаренный ребенок зачастую знает намного больше подготовленного учителем материала.


3. Умные дети любят классные занятия, одаренные – обычно нет. 

Как уже упоминалось, обстановка в классе – идеальная атмосфера для успешного ребенка. Зачастую это не относится к одаренным детям, они часто чувствуют себя некомфортно.

Из-за противоположных крайностей - чрезвычайного любопытства и крайней скуки - одаренные дети обычно становятся самостоятельными учениками. Они принимают на себя ответственность за свое образование, или просят об этом родителей. Самообучение позволяет одаренному ребенку следовать за своим любознательным характером. Для них эффективно учиться - это необходимость.


4. Умные дети находчивы, одаренные - оригинальны

Подумайте о великих новаторах на протяжении всей истории - да Винчи, Тесла, Грэм Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Изначально, в детстве, эти люди были теми, кого мы позже признаем «одаренными». Наиболее примечательно, что большинство из этих ребят не были лучшими в классе. И да, все они оригинальны.

Многие одаренные люди живут тем, что воплощают свои идеи в жизнь, с самого детства. Склонность к оригинальному мышлению и инновациям является еще одной причиной, по которой альтернативная образовательная среда часто является оптимальной для одаренных детей.


Вам интересно как определить одаренного ребенка? Вот они 15 признаков, которые помогут Вам в этом:

1. Маленькие преподаватели

Одаренные дети зачастую усваивают знания заметно быстрее среднего. Часто языковые навыки кажутся более естественными для них. Обширный словарный запас и желание объяснять - два способа, с помощью которых ребенок может проявить эти навыки. 


2. Они идентифицируют шаблоны

Идентификация шаблонов таких как, головоломки, знаки или даже время, когда мама возвращается домой, не является чем-то распространенным среди маленьких детей. 

Но если Ваш малыш обладает интеллектом одаренного уровня, тогда это другое дело. 


3. Ненасытные читатели

У одаренных детей, как упоминалось ранее, есть ненасытное любопытство. Чтобы удовлетворить это любопытство, они прочтут каждую книгу, которую смогут удержать в руках. Это особенно ярко выражено, когда что-то вызывает у них интерес. 


4. Они необыкновенно талантливы

«Одаренный» - это просто еще одно слово, обозначающее «исключительно талантливый». Некоторые дети проявляют свой природный талант в спорте, науке, искусстве, что наверняка является признаком одаренного интеллекта. 


5. Им интересны взрослые компании и дети постарше

Одаренные дети из-за своего продвинутого интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками. Они могут быть неправильно поняты, или им может быть просто скучно. Таким образом, они чаще заметны среди детей старшего возраста, родителей, учителей, тренеров и других взрослых.


6. Они всегда внимательны

Итак, здесь есть одна оговорка. Большинство одаренных детей обладают исключительной способностью сосредоточиться на вещах, которые их интересуют. 

Однако одаренный ребенок, застрявший на скучном уроке, быстро потеряет эту способность. Невнимательными их считать ошибочно. 


7. Взрослые дети

У одаренного ребенка также может быть глубокий эмоциональный интеллект. Он будет качать головой на выходки своих сверстников. Одаренные дети будут более спокойными и уравновешенными, что иногда вызывает беспокойство у родителей.


8. Они оригинальны

Быть одаренным и решать проблемы – это часто взаимосвязанные вещи. Эти дети по-разному и необычно подходят к повседневным проблемам. Они также могут предложить различные варианты решения и улучшения чего-либо.


9. Лидерские качества

Из-за своей зрелости и сверхъестественной способности решать проблемы и мыслить нестандартно, часто одаренные дети проявляют склонность к лидерству. Конечно, эти навыки проявляются еще сильнее, когда ребенок находится в определенной, желаемой обстановке.


10. Они не нуждаются в указаниях

В то время как большинство детей ждут, когда родитель или учитель подскажут, как лучше что-то сделать, одаренные дети нетерпеливо берутся за дело, а вопросы задают позже. 


11. У них очень много энергии

Так как их мозг всегда активен, одаренные дети находятся в постоянном движении. Обратите внимание, что действительно умные и одаренные дети разговаривают слишком быстро. Причиной является то, что они отчаянно заставляют свои слова догонять свои мысли.


12. Им нужно время для себя

Как и большинство детей, одаренные дети любят проводить время с друзьями, одноклассниками. Но одиночество позволяет им оставаться наедине со своими мыслями, часто таким образом проявляя свое творчество. Одаренным детям нравится уединяться, чтобы читать, писать, рисовать и петь.


13. Они очень любят природу

Некоторые одаренные дети, особенно с высоким художественным интеллектом, любят виды природы и ее звуки. 

В эти моменты проявляются их любознательность и эмоциональность, приходит вдохновение.


14. Нереализованный потенциал 

Да, Вы прочитали правильно. Это может быть другой стороной монеты. В то время как одаренные дети, как правило, посвящают большую часть умственной энергии своим интересам, им становится очень сложно преуспевать еще в чем-то. 

Они не смогут реализовать абсолютно все свои возможности из-за вполне обоснованной невнимательности, небрежности, и, конечно же, скуки.


15. Они счастливы учиться

Одаренные дети так любят учиться, что в последствии это занятие превращается в хобби. Из-за своего продвинутого интеллекта и любви к обучению, ребенок может не разделять все интересы со своими сверстниками.


Зачем определять одаренного ребенка?

«Точная характеристика, четкое объяснение и постоянное понимание того, что именно значит быть одаренным, помогут этим детям адаптироваться», – профессор и доктор Гаил Пост.

Несмотря на все проблемы, связанные с выявлением интеллекта, это жизненно важно для развития ребенка. Выяснение направления его развития, может означать разницу между успехом и провалом. Это касается и одаренного ребенка.


Одаренные дети, которые остаются неопознанными, часто становятся мишенями для ярлыков и порой насмешек. Наша задача - не позволить этому случиться. Фактически, у одаренного ребенка есть потенциал стать лидером в этом сложном глобальном обществе. Прежде всего, дети с уникальными способностями должны попадать в правильные обстоятельства и окружение, и всегда иметь возможность добиться успеха - на своих условиях.


Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных  на выявление одаренности учащихся школы


 Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей.

В этом списке представляю несколько методик, созданных российским психологом Александром Ильичем Савенковым :

1.Методика оценки общей одаренности

Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

 Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Изобретательность 

Способность рассуждать и мыслить логически 

Настойчивость (целеустремленность) 

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.


2. Методика «Карта одаренности»

Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Полученные результаты по тесту  характеризуют оценку степени развития у ребенка различных видов одаренности:


3. Анкета одаренности по А.И.Савенкову

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает родителям рассмотреть личностные свойства и характеристики в сферах:

- изобразительно-художественной одаренности;

- музыкальной одаренности;

-литературной одаренности;

-артистической одаренности;

-технической одаренности;

-лидерской одаренности;

-спортивной одаренности;

-интеллектуальной одаренности

То, в какой сфере  будет большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у данного ребёнка.

Далее возможно использование опросников других авторов.


4.Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой

5. Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной

 

Теперь предлагаю методику выявления одарённости по математике.


Психологический тест для определения склада ума


Головной мозг разделен на части, каждая из которых отвечает за свою область.

Итак, одна из частей ответственна за логическое, аналитическое мышление, наше умение выстраивать последовательность действий. И при этом управляет правой половиной тела человека. Ну а другая, наоборот, берет на себя управление левой стороной тела и ответственность за наши творческие, новаторские способности, усиление интуиции, чувственного восприятия мира.

Инструкция

Положите перед собой обе Ваших руки. А теперь Вам нужно обе руки сложить в замок - переплести между собой пальцы обеих рук. Теперь обратите внимание на получившийся «замок» Ваших рук и выберите подходящий вариант ответа.

Обработка результатов

  • Если после переплетения большой палец вашей правой руки оказался к вам ближе всего, накрыв "коллегу" слева, вы, можно сказать, технарь, логик, аналитик, и ваше доминантное полушарие - левое.

  • Если сверху оказался ваш левый большой палец - вы, очевидно, склонны к творчеству, решению интуитивных, визуальных задач. А ваше более сильное полушарие - правое.




Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС:


I этап - увлечь! Выявление одаренных детей.


II этап – раскрыть! Направления работы с одаренными детьми на уроке.

Основной прием – индивидуализация заданий. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности. Создание ситуации успеха при помощи викторин, кроссвордов, конкурсов, ребусов помогает одаренным детям не только проверить свои знания, но и «блеснуть» быстротой реакции, дополнительной информацией. 

С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, нужно активно работать с компьютером. Предлагать учащимся выполнение презентации на уроке: учебно-тренировочные и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, что позволяет им повысить свою самооценку, закрепить уверенность в собственных силах.


III этап – развить! Внеурочная деятельность как средство развития одарённости обучающихся.

Творчески одарённые дети отличаются высокой потребностью в исследовательской и поисковой деятельности.

Формы работы с одарёнными детьми: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), внеурочная, разноуровневые задания, творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, дискуссии, игры – кроссворды, загадки, ребусы.


III. Заключение.

Работа с одаренными детьми развивает учеников и обогащает учителя, ради ярких, неординарно мыслящих вундеркиндов, которых мы придумываем, сочиняем, выискиваем разнообразные задания. Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам – это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. Если все мы будем искренне заинтересованы в успехах ребенка, то мы будем работать на результат-повышение качества образования.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!