СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Использование информационных технологий на логопедических занятиях."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно- коммуникативные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно - развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов. расширить кругозор, воспитать творческую личность.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Использование информационных технологий на логопедических занятиях."»

Использование информационных технологий на уроках.

Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с особыми образовательными потребностями. Нарушения речи у детей со снижением интеллекта являются очень распространенными и имеют стойкий характер. У учащихся отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. У детей часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. Отмечаются и негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм). Так как коррекционные занятия проходят во второй половине дня, то нередко у учащихся наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости, снижение общей работоспособности. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

Логопедические занятия с использованием компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим.

Позволяют:

• повышать речевую мотивацию;
• повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;
• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
• автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

Информационно-компьютерные технологии активно используются в разных видах деятельности: в коррекционно-развивающей работе с детьми, в работе с педагогами, родителями и наконец, в самообразовании.

В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Использование ИКТ в обучении учащихся со снижением интеллекта обусловлена необходимостью ликвидировать разрыв между современным уровнем обучения в коррекционной школе и дидактическим потенциалом информационных технологий.

ИКТ открывают большие возможности для более эффективной организации учителя-логопеда. Преимущества:

  1. ориентация на новые образовательные ресурсы;

  2. значительно сокращают время и упрощают работу с документами (логопедическая диагностика, мониторинг, электронная база данных об учащихся и динамика их речевого развития и т.д.),

  3. позволяют весь раздаточный материал перенести в электронные картотеки, по мере работы пополнять их и извлекать, когда это необходимо,

  4. позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу,

  5. предусматривают ненавязчивый и необидный для учащихся звуковой и зрительный контроль;

  6. позволяют создать игровую и соревновательную ситуацию на занятии;

  7. формируют правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью.

Направления логопедической работы с использованием компьютерных технологий:

  1. диагностическое,

  1. коррекционно-развивающее.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий:

  1. при объяснении (введении нового материала),

  1. при закреплении,

  2. при повторении.

В своей работе по коррекции речи учащихся со снижение интеллекта использую активно ИКТ. Логопедический кабинет оснащен компьютером и его составляющими.

За последнее время в этом направлении была проделана следующая работа:

  1. систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде;

  2. отобраны, установлены и используются в работе коррекционно- развивающие и логопедические программы;

  3. созданы и закачаны из интернета и используются в работе презентации по различным направлениям:

  • развитие артикуляционной моторики,

  • развитие речевого дыхания,

  • развитие фонематического восприятия и различных форм фонематического анализа и синтеза,

  • автоматизация и дифференциация поставленных звуков,

  • усвоение лексических тем,

  • развитие навыков словообразования и словоизменения,

  • развитие связной речи,

  • профилактика и коррекция дисграфии и дислексии,

  • развитие познавательных процессов,

  • профилактика зрительных нарушений,

  • обучение элементарным приемам самомассажа.

  1. подобраны и систематизированы картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития связной речи по различным лексическим темам;

  2. регулярно используются в работе интернет-ресурсы.


  1. активно ведется работа в сетевых сообществах;

  2. проводятся открытые занятия с использованием компьютерных технологий;

Признаки результативности ИКТ:

  1. повышается интерес к учебному материалу и к процессу обучения в целом;

  1. развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля;

  2. развивается внимание, зрительно-моторная координация, познавательная активность;

  3. развивается произвольная регуляция деятельности учащихся: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков;

Подытоживая все выше сказанное и анализируя свой опыт работы по данному направлению, можно сделать вывод: информационно-коммуникативные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную в современном обществе. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.















Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!