МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
________________________________________________________________
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь т./ф. 8 (30136) 53-302
ул. Школьная, 5. эл.адрес: [email protected]
Доклад на тему:
«Формирование базовых учебных действий
у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Руководитель МО начальных классов: Финаева О.С.
2023 год.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — вариант 1:
Программа формирования базовых учебных действий должна обеспечивать: связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов; решение задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий.
Результативность овладения базовыми учебными действиями у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на завершающем этапе обучения (1Х-ХП (ХП класс). Организация самостоятельно разрабатывает процедуру и содержание итоговой комплексной оценки базовых учебных действий.
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — вариант 2:
Программа формирования базовых учебных действий должна содержать: задачи подготовки ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся; формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия операции к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.
Разработка программы формирования базовых учебных действий предусматривается Стандартами для следующих вариантов АООП:
1) 1.3 и 1.4 АООП глухих обучающихся;
2) 2.3 АООП слабослышащих обучающихся;
3) 6.3 и 6.4 АООП обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата;
4) 8.3 и 8.4 АООП обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
5) варианты 1 и 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью).
В отличие от универсальных учебных действий БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. Кроме того, они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
Формирование БУД у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Функции базовых учебных действий
1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
3) формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
4) обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом этих функций базовые учебные действия могут рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, обеспечивающих социальную (в т. ч. социально - бытовую) ориентировку и социальную адаптацию.
Следовательно, от степени их сформированности у выпускника адаптивной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями.
Структура базовых учебных действий включает:
мотивационный компонент учебной деятельности;
операционный компонент учебной деятельности, состоящий из комплекса БУД, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;
регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Программа формирования БУД включает четыре их группы:
1) личностные БУД;
2) коммуникативные БУД;
3) регулятивные БУД;
4) познавательные БУД.
Согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ уровень сформированности базовых учебных действий определяется на момент завершения обучения в начальной школе, а в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью - на момент завершения обучения школе. С учетом возрастных особенностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости состав и содержание БУД различается для (12)-1У и У- (Х классов).
Представленный в примерной АООП перечень видов БУД может быть пронумерован для дальнейшего сокращенного (в виде шифра) представления в рабочих программах и календарно-тематическом планировании (например, вид личностного БУД «осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга» может быть обозначен: Л.1.).
Основные направления формирования БУД
Формирование БУД у обучающихся в учебной и внеурочной деятельности:
В рамках групповых и индивидуальных коррекционных занятий: на логопедических занятиях, на психо - коррекционных занятиях, на ритмике.
В учебной деятельности (в рамках учебных предметов).
В различных формах внеурочной деятельности.
Связь видов БУД с определенными учебными предметами и курсами определяется с учетом:
1) содержания учебного предмета, коррекционного курса или внеурочной деятельности обучающихся;
2) используемых образовательных технологий, методов и приемов обучения, воспитания, коррекционной работы;
3) организационных форм, используемых в образовательном процессе.
Виды базовых учебных действий:
личностные;
познавательные;
регулятивные;
коммуникативные.
Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных ИЛИ иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями;
читать, писать, выполнять арифметические действия, наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Комплексная диагностика сформированности БУД у обучающихся
В соответствии с примерной АООП при определении подходов к осуществлению оценки результатов рекомендуется опираться на следующие принципы:
1) дифференцированный подход к оценке достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
2) изучение всего комплекса изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания образовательной программы, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.
Для определения уровня сформированности БУД рекомендуется
использовать следующую бальную систему оценки:
0 баллов - действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем (взрослым);
1 балл - обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя (взрослого) и сего значительной организующей помощью;
2 балла - обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше;
3 балла - обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя (например, обращением внимания к ученику в правильности выполнения действия);
5 баллов - обучающийся знает, где надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.