МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТОВРЧЕСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
Доклад на тему
«Буллинг»
Подготовила
педагог-психолог
Лакота Е.А
Докучаевск 2022.
Буллинг
На сегодняшний день, большой проблемой современного общества является подростковая жестокость. И как показывает практика, проблема буллинга становится все более актуальной.
Впервые я воочию столкнулась с буллингом в середине 80-годов, в школе, в 8 классе. У многих моих одноклассников были джинсы, кроссовки (родители доставали по большому блату, или кто-то привозил из загранки), у многих были японские магнитофоны, у девчонок: косметика, импортные футболки, колготки, модные итальянские туфли. В нашем классе училась Валя Осинцева, которая носила старые потрепанные вещи. У Вали не было родителей, воспитывала ее бабушка, которая была на пенсии и подрабатывала уборщицей в продуктовом магазине. Мальчишки и девчонки обзывали ее «чучундрой», в общем - не давали ей жизни: обливали компотом, толкали, сыпали на голову толченный мел, плевали в лицо, рисовали и писали на парте всякие гадости. Валя не жаловалась, она стойко переносила обиды и унижения. Интересно, что с Валей стало? Где она? Как сложилась ее жизнь? Когда вспоминаю, те далекие, советские годы, Валины слезами наполненные глаза, хочется встретиться с ней и попросить прощение за весь наш класс. Тогда не было термина «буллинг», это называлось «издевательство», «травля» и «прессинг». А эту историю я запомнила на всю жизнь.
Предотвратить появление буллинга, принять меры профилактики – не только большая работа педагогов и педагога-психолога в образовательном учреждении, но и родителей.
Буллинг –травля одного ребенка другим. Сложное явление, которое не имеет универсальных методов предотвращения и однозначного объяснения. Некоторые ученые называют буллингом - агрессию, оскорбления, угрозы. Существует и другое понятие - «моббинг» - это групповые формы притеснения ребенка. Эти два понятия жестокого отношения: психического или физического.
Какая же мотивация к буллингу? Различная: жажда мести, устранение конкурентов, неприязнь… Буллинг проявляется через систематические насмешки, порчу личных вещей, вымогательство, насилие, издевательства. Педагоги- психологи должны предотвращать травлю и насильственные действия в детском коллективе, а потом грамотно сопровождать этих ребят и корректировать свою работу.
Буллинг рассматривали зарубежные исследователи: Е. Роланд, Д. Олвеус, К. Арора, а также российские: И.П. Кон, О.Д. Маланцева, Е.Н. Ушакова. Из их исследований можно выделить основных участников буллинга: «Буллер», «жертва», «сторонники», «защитник», «наблюдатель».
Преследует и запугивает жертву- «буллер», человек, который подвергается насилию и агрессии- «жертва». Сторонники – друзья агрессора, они не принимают участия в насилии, но и не препятствуют им. «Защитник» - человек, который принял сторону жертвы и пытается ей помочь. «Наблюдатель» - человек соблюдающий нейтралитет, но, который знает о насилии.
Следует знать, что не любой конфликт или ссора является буллингом. Обычные ссоры проходят, дети мирятся, потом дружат. В случае буллинга- возникает длительный конфликт – постоянная враждебность и неприятие другого ребенка. У «буллеров» - постоянная агрессивность, самоуверенность, достаточно высокий статус в коллективе, недостаток эмпатии.
Всем, кто вовлечен в буллинг наносится большой вред, не только жертвам. Когда дети - агрессоры подрастают, они попадают в колонии или тюрьмы. У тех детей, которые не принимали участия в травле начинались панические атаки, они много переживали, и испытывали страх оказаться на месте жертвы. Они чувствовали бессилие и негативно относились к школе. Травля «буллеров» оказывает негативное явление не только на детей «жертв», но и на взаимоотношение ребят в классе, вне занятий, на экскурсиях, концертах, и других мероприятиях.
Единой, общепринятой стратегии по профилактике буллинга -не существует, но, существуют методики, дающие отличные результаты. Более двадцати лет назад была создана эффективная программа по профилактике буллинга. Эта программа основывается на четырех положениях, которые нужно учитывать в школьной среде.
Взрослые должны тепло и с любовью относиться к подросткам;
В образовательном учреждении недопустимо неприемлемое поведение, должны соблюдаться твердые рамки;
Особая роль отводится последовательного применения нефизических акций не карательного типа, которые будут проводится в ответ на плохое поведение либо нарушение правил.
В близком окружении ребенка должны быть люди, которые служат примером для подражания, и обладают авторитетом.
Очень хочется обратить внимание на профилактику буллинга в образовательном учреждении посредством грамотной, организованной работы психолога по психологическому просвещению педагогического коллектива. Деятельность педагога- психолога, а именно, психологическая профилактика - направлена на укрепление и сохранение психологического здоровья детей. Предупреждение возможных психологических проблем у детей- основная ее задача. Формирование безопасной среды – профилактическая работа по предупреждению насилия в учреждении. При таких условиях – снижается влияния факторов, провоцирующих агрессию.
Радостно, что педагоги проявляют большой интерес в расширении своих компетенций, им интересно все новое, и новые формы, и средства работы. Для формирования толерантности, повышения самооценки, здорового образа жизни, разрешения конфликтных ситуаций - педагоги-психологи научились методически грамотно использовать в работе мультфильмы, документальные и художественные фильмы. Для профилактики «буллинга» рекомендую посмотреть фильмы; «Класс», Клуб «Завтрак», «Чучело», «Телекинез», «Дрянные девчонки», «Впусти меня», «Класс коррекции», «Школьный стрелок».
Психологическое просвещение – одна из активных форм и основной способ реализации задач профилактической работы педагога-психолога, а также успешно решать задачу предупреждения буллинга помогает разнообразие пассивных и активных форм психологического просвещения.