План:
Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.
Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни
Анкетирование учащихся
Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам
Список литературы
1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в среднюю.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
На начало учебного года в классе 11 учащихся.
Прибыл 1 ученик – Краснянчук Евгений
Итого: 10 мальчиков, 1 девочка
1 ученик – обучение на дома, Мазник Иван
Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
Произвольность психических процессов. Некоторые учащиеся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.
Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение Китык Игоря. Ребёнок себя плохо контролирует, часто вступает в драку. На перемене не совсем корректно ведет себя с некоторыми обучающимися. Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками, оказывает влияние на успеваемость. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что один ребёнок держится обособленно от коллектива. (Царан Никита) И это не связанно с периодом адаптации, а обусловленно уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.
Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем:
Изучение классного коллектива.
Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
Изучение классного коллектива.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
Разговор с учителем начальных классов Голумблевской Валентиной Георгиевной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Валентины Георгиевны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.
2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Проведены классные часы и беседы:
Классный час «Первый раз в пятый класс »
Беседа «Единые требования к учащимся школы»
Беседа «Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, в гардеробе»
«Я иду в школу…….» (Анкетирование на тему: адаптация пятиклассников)
Классные часы по ПДД
«Техника безопасности учащихся..»
«Правила поведения обучающихся во время осенних каникул»
2.Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новым кабинетом, в котором детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Особенности класса: активные, дружные, творческие. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.
3.Организация внеклассной работы в классном коллективе.
1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.
4.Активное участие классного коллектива в школьной жизни
За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики 5 класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.
Конкурс поделок из природного материала. (Китык И. – «В осеннем лесу» 1 место, Порубиновская И. – «Забавный еж» 2 место, Шпак-Диденко Я. «Машина времени», за оригинальность.
Видео-поздравление. Коллектив 5 класса, занял 1 место.
5. Анкетирование учащихся
Было проведено анкетирование, оценивающее уровень мотивации и адаптации учащихся в 5 классе. Присутствовало 8 человек.
1. Утром я просыпаюсь с мыслью: « Ура! Сегодня будет ....»
Физическая культура – 2 учащихся
Математика – 1
Изобразительное искусство – 2
История – 1
ОДНКНП – 1
Англ.язык – 1
2. Я прихожу в школу для того, чтобы...
узнать что-то новое, интересное – 6
не огорчать родителей – 2
3. Домашнее задание я делаю так
обращаюсь за помощью к взрослым – 3
совершенно самостоятельно – 4
под контролем родителей – 1
4. Каждый день мне хочется заниматься такими интересными предметами как
математика – 2
физ-ра – 2
русский язык и литература – 1
история и английский – 1
изобразительное искусство – 1
английский язык – 1
5 . Для того чтобы хорошо учиться, нужно
иметь интерес к предмету – 0
иметь способности к предмету – 1
хорошо работать на уроке – 7
6. По какому предмету ты испытываешь наибольшие трудности?
7. Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе
испытываю большие трудности в пересказе параграфа – 2
вопросы учителя слишком трудные – 3
не успеваю запомнить новый материал, сразу после объяснения учитель спрашивает – 0
у меня нет трудностей в учёбе – 3
8. Я не могу учиться лучше, так как...
Я учусь в меру своих сил - 6
мне трудно усвоить учебный материал – 2
9. Много учителей – это хорошо или плохо?
Хорошо - (можно многому научиться, можно больше походить по школе, потому что все учителя разные) – 8
Плохо – 0
Эти ответы учеников говорят о том, какие они все разные наши пятиклассники. Каждый из них требует особого внимания, подхода. Я думаю, что совместными усилиями учителей и родителей мы будем делать всё, чтобы дети чувствовали себя комфортно в школе.
Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.
Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: математика, русский язык, изобразительное искусство, английский язык, физ-ра, история. Следует отметить, что интерес к этим предметам, по сравнению с 4-м классом, возрос. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.
Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:
- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;
- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
6. Пожелания классному руководителю и учителям-предметникам:
- Поддерживать и способствовать дальнейшему развитию желания учиться у детей, проявлять себя в разных видах деятельности, узнавать новое для себя.
- В содружестве с учителями-предметниками не растерять потенциал, заложенный в начальной школе
- Работать по организации учебно-воспитательной деятельности.
- Контролировать выполнение домашних заданий.
- Творческий подход к организации внеклассной работы.
Список литературы
https://infourok.ru › Школьному психологу
nsportal.ru Адаптация пятиклассников. Олейникова В.А.
Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. -1984. - №4.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.
Овчарова Р.В. Технологи практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. -- М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. -- М.: ТЦ «Сфера», 1997.