МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»
ДОКЛАД
на школьное методическое объединение
«Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
в условиях реализации ФГОС".
Василюк Е.А.,
учитель химии
Б АЛ А Ш И ХА
2018 – 2019 учебный год
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в соответствии с положениями ФГОС позволяют осуществить обеспечение:
• формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
• единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
• доступности получения качественного основного общего образования;
• преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
• духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
• развития государственно-общественного управления в образовании;
• формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
• условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Учебно-исследовательская и проектная деятельность – это основа реализации предполагаемого Стандартом системно-деятельностого подхода, который обеспечивает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность – это эффективный способ достижения предполагаемого Стандартом становления таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), как:
• любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
• социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
• осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
• ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Концепция развития дополнительного образования
• Новые направления дополнительного образования должны основываться на освоении детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение, включение в современные формы исследовательской работы.
• Повышение мотивации учащихся к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования, готовность и способность полноценно включаться в реальные сложные проекты (исследовательские, трудовые, гражданские, бизнес-проекты и т.д.).
ФГОС
Программа развития универсальных учебных действий, обеспечивающая формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта.
Индивидуальный проект
Выполняется обучающимся на старшей ступени самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Концепция развития дополнительного образования
• Новые направления дополнительного образования должны основываться на освоении детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение, включение в современные формы исследовательской работы.
• Повышение мотивации учащихся к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования, готовность и способность полноценно включаться в реальные сложные проекты (исследовательские, трудовые, гражданские, бизнес-проекты и т.д.).
Задачи образовательного учреждения
•увеличение количества учителей и педагогов, руководящих исследовательскими и проектными работами школьников;
•обучение методике руководства исследовательскими и проектными работами; •включение учебных часов на проведение занятий в учебный план;
•подготовка и проведение конференции исследовательских и проектных работ на уровне учреждения;
•участие в муниципальном этапе конкурсов исследовательских работ;
•получение баллов в рейтинг учреждения.
Типы творческих работ
Исследование – получение нового знания про известные предметы.
Проект – создание новых предметов.
Реферат – компиляция знаний из разных источников.
Структура исследовательской работы
• Обоснование темы.
• Постановка цели и задач.
• Гипотеза.
• Методика.
• Собственные данные.
• Анализ, выводы.
• Литература.
Структура проектной работы
• Постановка проблемы.
• Определение критериев результативности.
• Определение доступных ресурсов.
• План выполнения проекта.
• Реализация плана, получение собственного продукта.
• Оценка эффективности и результативности.
• Литература.
Требования к тексту работы
• Шрифт: 14 кегль, через 1.5 интервала, гарнитура Times New Roman.
• Иллюстрации, графики вставляются в окна с обтеканием вокруг рамки.
• Объем основной части работы – не более 10 страниц.
• В основной части работы должна быть ясно представлена структура работы, основные теоретические и методологические положения работы, обсуждение результатов, выводы, список литературы.
• Остальной материал (подробные описания: литературных источников, экспериментальной части; фотоальбомы, коллекции и др.) необходимо вынести в приложения, объем которых не ограничивается.
Индивидуальный план выполнения работы
№ | Этапы работы | Содержание работы | Даты | Формы работы | Кол-во часов |
| Выбор темы исследования | | | | |
| Обсуждение цели, задач и гипотезы исследования. | | | | |
| Ознакомление с литературой и формирование общей части литературного обзора | | | | |
| Промежуточный отчет о работе*. | | | | |
5. | Подбор и освоение методов исследования. | | | | |
6. | Выполнение собственных исследований. Работа с уточненным списком литературы. | | | | |
7. | Обработка результатов и их обсуждение. | | | | |
8. | Оформление работы к презентации. | | | | |
Требования к компьютерной презентации
• Презентация состоит из 10-12 слайдов.
• Текст в презентации выполняется прямым шрифтом (например, Arial), соотношение текстовой, графической, табличной и фото информации сравнимо друг с другом, размер шрифта – не менее 24.
• Докладчик во время доклада излагает его содержание своими словами (а не зачитывает текст на слайде), периодически обращаясь к изображению.
• Слайды презентации не должны быть перегружены информацией, применение анимации – минимальное, только в самых необходимых случаях.
Критерии оценки исследовательских работ
Экспертиза стендовой презентации работы (анализ содержания и структуры) |
Общая структура работы (обоснование темы с целью и задачами, литературный обзор, методы и методики выполнения работы, описание хода работы, результаты, выводы и заключение). | |
Полнота изложения всех разделов работы, четкость и наглядность представления, иллюстрирования. | |
Соответствие качества и объема представленного материала цели и задачам работы. | |
Экспертиза представления работы автором (анализ владения автором материалом работы и его мотивации на основе интервью с автором) |
Уровень компетентности в области проводимого исследования. Понимание места своего исследования в системе знаний по данному вопросу. Ссылки. | |
Уровень методической компетентности. Понимание и умение объяснить сущность применяемых методов. Понимание ограничений используемых методик. | |
Логика работы, соответствие проблемы, цели и задач, методов, результатов и выводов. | |
Авторская оценка результатов исследования. Творческий подход при анализе результатов исследования. | |
Балл предпочтения члена экспертной комиссии. | |