СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на методическом совещании по теме "Развитие письменной речи на уроках гуманитарного цикла"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на методическом совещании по теме "Развитие письменной речи на уроках гуманитарного цикла"»

Методическое совещание школьного методического объединения

По теме :«Развитие письменной речи на уроках гуманитарного цикла»

Учитель истории МОУ «Окунайская СОШ№1»

Хомушкина Людмила Петровна

Хомушкина Людмила Петровна (руководитель МО гуманитарного цикла, учитель истории.)

М.Горький говорил: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». Ведь человек, который не в состоянии выразить свои мысли в устной и письменной речи не может быть грамотным. На это овладение правильной речью, точным выражением своих мыслей направлено обучение в школе. А сделать его интересным, желаемым сможет только учитель.


Развитие речи – важная задача обучения русскому языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

Ромашка «Речь педагога»

 

В программе ФГОС указано, что главная задача сейчас состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле этого слова.

Элементы развития речи используются учителями-предметниками гуманитарного цикла на каждом уроке. Письменная речь требует от учащихся большего контроля, чем устная, предъявляет к ним определенные требования (в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм).

Тюрина Наталья Ильинична учитель музыки

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

Основными недостатками речи учащихся можно назвать следующее: неточность речи, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишних слов, нарушение порядка слов в предложении;  бедность речи, ограниченность словаря и неразвитость синтаксического строя, повторение одного и того же слова, употребление рядом или близко однокоренных слов, однотипность синтаксических конструкций, отсутствие связи, неумение строить контекст; нарушения требования выразительности, употребление слов иной функционально-стилистической окраски, неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций.


 Развивать связную письменную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений:

                     осмысливать тему;

                     собирать материал;

                     располагать материал

                     пользоваться средствами языка;

                     исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Письменные упражнения, такие как сочинения и изложения, письменные речевые упражнения малых форм и устные упражнения по развитию речи следует проводить регулярно. Успех обучения будет достигнут лишь тогда, когда каждое упражнение будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений и выполняться систематически.

Выполнение упражнений, особенно творческих, стало для моих учеников привычным делом. О своей работе по развитию связной речи я хотела бы вам рассказать.

Среди упражнений по развитию письменной речи учащихся,

позволяющие повысить уровень речевой культуры школьников, я выделяю 2 группы:

1 группа - это ряд упражнений при работе над предложением;

2 группа – это упражнения при работе с текстом.

Виды работ над предложением:

1.                 Ответы на вопросы (только полные ответы);

2.                 Постановка учащимися вопросов к предложению;

3.                 Распространение предложения по вопросам и без вопросов;

4.                 Составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения;

5.                 Составление предложений на ту или иную тему (о школе, о природе, о библиотеке, о Родине и др.);

6.                 Составление предложений по картинкам, по прочитанному тексту; по наблюдениям за природой или погодой;

7.                 Соединение двух-трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами;

8.                 Переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм на другие (существительных местоимениями: дети – ребята – они; глаголов пр. времени глаголами настоящего времени; глаголы 1-го лица глаголами 3-го лица).

9.                 Восстановление деформированного предложения (даны слова в беспорядке или в начальной форме, их надо расположить в должном порядке и согласовать между собой).

Физминутка

 Игровое задание «Пословицы-перевертыши».

  1. Хаос деньги теряет. (Порядок время бережет.)

  2. Две ноги – плохо, а одна – хуже.  (Одна голова хорошо, а две – лучше.)

  3. Умная нога у голов беспокойство отнимает. (Глупая голова ногам покоя не дает.)

  4. С зайцами умирать — не по-заячьи хихикать. (С волками жить – по-волчьи выть.)

  5. Пей кашу с маслом, отдай глаз перед губами. (Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.)

  6. Быстрее стоишь – ближе умрешь. (Тише едешь – дальше будешь.)

  7. От смелости носы малы. (У страха глаза велики.)

  8. Начал безделье – сиди дома робко. (Кончил дело – гуляй смело.)

  9. Щи водой улучшишь. (Кашу маслом не испортишь.)

  10. Булка – ничему ноги. (Хлеб – всему голова.)

  11. Не каждый чужого горя слесарь. (Всякий своего счастья кузнец.)

  12. Два стакана воды украшают каплю сахара. (Одна ложка дегтя портит бочку меда.)

  13. Большая кошечка – с рождения котенок. (Маленькая собачка до старости щенок.)

  14. Рубль копейку транжирит. (Копейка рубль бережет.)

  15. Перед одним волком убегать станешь — всех  двух догонишь. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)

Миськова Ольга Викторовна учитель английского языка

Не секрет, что сегодня наши ученики не особо любят читать. Хотя  чтение - один из основных источников получения информации, работа с текстом -это еще и обогащение лексического запаса, расширение кругозора учащихся. Потребность в чтении на иностранном языке будет обеспечена тогда, когда содержание предлагаемых учащимся текстов и подобранных методов обучения чтению будут соответствовать их познавательным запросам, уровню их интеллектуального развития, а также их возрастным особенностям.   Для того, чтобы наши дети могли успешно развиваться в современном мире, они должны уметь находить источники информации, работать с ней и оценивать её. Нет сложности в том, чтобы найти информацию, трудность заключается в неумении работать с ней. При помощи различных методических приемов возможно разрешить данную ситуацию. Далее попытаюсь привести некоторые задания, которые я применяю на своих уроках английского языка.

"БИНГО"

Учащиеся получают таблицы с определенными словами из текста. Прослушивают текст, когда встречают слово из таблицы, то отмечают его. Тот, кто отметил все слова, кричит "Бинго!"

"Ассоциации"

Учащимся предлагается следующее задание по тексту: 1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста? 2) О чем этот текст? Ваши предположения. После чтения текста учащиеся сравнивают свои ассоциации с информацией из текста.

"Ключевые слова"

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова, выписывает их на доску. Ученики высказывают предположения о том, как они будут применяться в контексте. Затем при  работе с текстом проверяется правильность предположений.

"Перепутанные логические цепочки"

На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. Предлагается восстановить порядок.

"Пазлы"

Учитель предварительно разрезает несколько или один текст и перемешивает их. Учащиеся могут работать в группах или отдельно. Они должны восстановить предложенные им тексты в нужной последовательности.

"Пропущенные слова"

Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами. Учащиеся могут работать в небольших группах.

"Толстые и тонкие вопросы"

Этот прием я использую после прочтения текста, когда учащиеся должны задать "thin questions",(who...? when..?.what..?.) требующие однозначных ответов и "thick questions",(why...?explain why..?.If you were...would you..?.) предполагающие объяснение и рассуждение. Учитель записывает вопросы на доске и предлагает ученикам ответить на них. Еще как вариант учащиеся могут сами записывать вопросы (работая в группах), обсуждать их и задавать другим группам, выбрав наиболее интересные.


Виды работ над текстом:

Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Данное упражнение помогает находить границы предложения и в собственной речи.

Составление связного текста из деформированных предложений.Основная цель этих упражнений – усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте. Упражнения рассчитаны на выработку у детей навыка «строить» предложения таким образом, чтобы каждое выражало мысль ясно и просто.

Деление сплошного текста на абзацы.

Это упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа, выраженную с помощью лексических средств (вдруг, однажды, поэтому, с тех пор и др.) и оформлять графически путём правильного деления на абзацы.

Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.

Составление связного текста из данных абзацев – одно из тренировочных упражнений при подготовке к написанию изложения. Цель этой работы – приучить учащихся глубже осознавать содержание рассказа и связь между частями, а в дальнейшем укрепить навык последовательного изложения текста.

Составление связного текста из данных предложений – подготовительное упражнение к изложению. Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.

Свободные диктанты являются подготовительным этапом к изложению. Они способствуют совершенствованию речевых навыков учащихся, развивают умение выделять главное в содержании, расширяют объём внимания. Работа начинается со знакомства учащихся со всем текстом. Затем учитель читает отдельные абзацы текста 2 раза, а учащиеся воспроизводят текст свободно, стараясь правильно и последовательно передать содержание.

Составление краткого рассказа.

Обучение краткому изложению является одной из самых сложных задач в работе над изложением. Оно должно идти параллельно с обучением краткому пересказу на уроках чтения. Пересказать и записать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. Сокращение текста не может происходить путём простого отбрасывания некоторых предложений и абзацев. Это приводит к логическим разрывам в передаче содержания. Ученик должен сказать о главном по-своему, своими словами.

Упражнения следующего типа способствуют формированию навыка запоминания; у учеников вырабатывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

1.                 Рассказ с элементами описания – сущность описания состоит в более или менее развёрнутом указании признаков предмета и явлений. При анализе текстов с элементами описания нужно обращать внимание на значение этого описания для выражения главной мысли рассказа, т.к. учащиеся часто опускают описания, редко используют их в сочинениях и изложениях.

2.                 Выборочное выписывание из текста по заданию – это работа над отдельной темой. Предполагается запись не всего текста, а отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Например, из отрывка рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?» выписать слова, которые автор использует для описания снега. Текст рассказа В. Бианки «Лесной праздник», задание: выписать из текста отрывок, где описывается, как веселились лесные звери.

3.                 Письменные ответы на вопросы.

Данные упражнения научат детей правильно строить предложения для точной и ясной передачи содержания текста.

Замена в тексте лица рассказчика.

Это упражнение носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица приводит к необходимости некоторых изменений в тексте. Чтобы успешно справиться с этим упражнением, ученик должен войти в роль персонажа. Определить его возраст, понять характер, взглянуть на события его глазами.

Творческий диктант.

В этом упражнении даются задания изменить грамматические формы слов, распространить предложение второстепенными членами, подходящими по смыслу, исключить лишние слова или заменить их другими, более удачными.

 Составление текста по опорным словам, составление рассказа по данному началу или по его концу – один из видов творческой работы. Предложения составляются с целью активизации слов и оборотов речи, с целью накопления речевых «заготовок», деталей для предстоящего рассказа или сочинения.

Хомушкина Людмила Петровна учитель истории.

Развитие письменной речи на уроках истории

Развитие письменной речи – это долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху

  • Развитие монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.

Очень полезно на начальном этапе изучение истории учить пересказу текста. Это способствует развитию памяти, вырабатывает и формирует навыки правильной монологической речи.


  • Рассказ по иллюстрации. Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию и составить предложение о том или другом действующем лице, описать его одежду, действия и т. п. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия. Прием старый, но достаточно действенный.

  • Обучение пересказу (пример).

Прочитайте текст, подберите эмоционально окрашенные слова, современные выражения. Подробно перескажите текст.

  • Развитие письменной речи.

Способствует таким формам деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.

  • Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся является работа с новыми терминами.

Существует большое количество игр, направленных на развитие речи у учащихся: «Перестрелка», «Неиспорченный телефон», «Пишущая машинка», «Назови и объясни», «Светофор», «Аукцион», «Из уст в уста»

На открытом уроке я продемонстрировала приемы , «Найди ошибку», Герой, событие дата . «Знатоки терминов»

Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается, что способствует общему умственному развитию, формирует личностные качества школьников








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!