СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на методическом объединении школы

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал интересный и многогранный

Просмотр содержимого документа
«Доклад на методическом объединении школы»

Использование современных технологий

на уроках немецкого языка

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.

Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне как учителю немецкого языкa особенно близки и интересны следующие:

  • технология уровневой дифференциации;

  • игровая технология;

  • ИКТ-технологии;

  • метод проектов;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • обучение в сотрудничестве;

  • обучение по станциям;

  • развивающие технологии.

Расскажу об опыте применения в моей педагогической практике некоторых из этих технологий.

Здоровьесберегающие технологии

Иностранный язык в школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Во избежание усталости и перегрузки детей стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

  1. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.

  2. Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания.

  3. Разноуровневые задания.

  4. Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика.

  5. Эмоциональная разрядка (поговорки, весёлые четверостишия, юмористическая картинка – всё это может снять умственное напряжение и утомление).

Моментом релаксации можно также считать песни на немецком языке. Учебники Гальсковой Н. Д. (начальная школа) предлагают большое количество песен, которые дети с удовольствием поют и инсценируют. Кроме того, песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке или, наоборот, настроиться на урок.

Guten Tag, guten Tag!

Hallo, wie geht’s?

Danke, prima, gut 3 p.

Tschüs! Auf Wiedersehen!

Обязательно провожу с детьми физкультминутки.

1.Mit dem Kopf nick, nick, nick

Mit den Fingern tick, tick, tick

Mit den Händen klapp, klapp, klapp

Mit den Füβen trap, trap, trap

Mit dem Kopf nick, nick, nick

Mit den Fingern tick, tick, tick

Einmal hin, einmal her

Rundherum ist nicht so schwer.

2. Kopf und Schulter

Knie und Fuβ 2р.

Augen, Ohren, Nase, Mund

Kopf und Schulter

Knie und Fuβ 2р.

После упражнения, связанного с письмом, целесообразно сделать игровые упражнения для пальцев «Fingerspiele», комментируя их на немецком языке и массируя каждый палец.

Ich bin der Dicke,

Ich bin der Zeiger

Ich bin der Lange

Ich bin der Ringelmann,

Und ich bin der Kleine,

der alles weiβ und alles kann.

Игровые технологии

Игра является мощным стимулом к овладению иностранным языком и эффективным приёмом в арсенале преподавателя иностранного языка.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонности, уровень подготовки по языку. Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение всего урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию.

В процессе игры развивается личность ребёнка: познавательные процессы, чувства, эмоции, воля.

Игровые задания и игры можно использовать как на этапе введения нового материала, так и на этапах закрепления и тренировки; игровые задания позволяют участвовать в них на равных учащимся с разным уровнем владения языком, различными индивидуальными особенностями личности; создать доброжелательную атмосферу соревновательности; обеспечивают возможность практического использования языка в различных ситуациях.

На уроках часто использую фонетические игры («Какое слово звучит?», «Кто правильнее прочитает?», «Слышу – не слышу»),

орфографические игры «Буквы рассыпались» формирует навыки сочетания букв в слове. Ребятам нравится собирать из букв слова.

Игра «Вставь букву» помогает мне проверять усвоение орфографии в пределах изученного лексического материала по определённой теме.

С помощью игры «Кто больше?» проверяю усвоение орфографии изученного лексического материала (ребята должны записать как можно больше слов по определенной теме, используя буквы ключевого слова (слова можно записывать как по горизонтали, так и по вертикали). Выигрывает учащийся или команда, которая за определённое время напишет больше слов)

Игры для работы с алфавитом

Мне очень понравилась идея «АBC auf der Wascheleine». Мы с ребятами попытались сделать тоже самое.

Игра «Слова с определённой буквой» формирует навык орфографической памяти. Предлагаю ребятам просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

«Расшифруй фразу, слово». Ученикам раздаю карточки, где цифрами зашифровано слово или вопрос (каждой цифре соответствует определённая буква немецкого алфавита».

Часто использую лексические игры. Очень часто играем с ребятами в игру «Запомните предметы». На доске вывешиваю картинки по изученной теме (животные)

По команде «Augen zu!» ребята закрывают глаза и я убираю 1 или 2 картинки. Даю команду «Augen auf!» и ребята называют отсутствующие предметы, либо восстанавливают последовательность предметов.

Использую на уроке кроссворды, предлагаю ребятам магические квадраты, прошу соотнести слово с картинкой. Очень нравится ребятам игра «Зеркало». Пишу на доске слова так, как будто это их зеркальное отражение. Ребята должны догадаться, что за слово написано, перевести его и найти соответствующую картинку.

Сложный грамматический материал дети усваивают с помощью грамматических игр.

Для повторения количественных числительных можно поиграть с ребятами в игру «Цифры». Делю класс на 2 команды. Справа и слева на доске в разном порядке одинаковое количество карточек с одними и теми же цифрами. Называю цифру одну за другой. Представители команд должны быстро найти и снять соответствующую карточку. Выигрывает команда, которая правильно снимет все карточки.

С большим удовольствием ребята играют в игру «Längen schätzen» («Оцени длину»). С помощью этой игры я закрепляю знания учащихся по теме «Количественные числительные». Для этой игры нам понадобятся сантиметр и различные предметы. Я показываю предмет и говорю: «Ich schätze, diese Blume ist 80 cm lang». Затем каждый учащийся называет свою цифру. Числа пишем на доске. Затем предмет измеряем и выявляем победителя.

Таким образом можно измерять высоту, ширину предметов в классной комнате (шкафов, стульев, столов)

Для закрепления порядка слов в предложении использую игры «Веер-предложение»«Живое предложение». В первом случае ребята строят предложение с помощью карточек, во втором случае получают карточки и строятся так, чтобы получилось предложение.

Чтобы легче запомнить Partizip II сильных глаголов использую на уроках игру «Найди пару». Можно тренировать также степени сравнения прилагательных. С одной стороны кладу карточки, где написан Infinitiv глаголов, с другой стороны карточки, на которых написан Partizip II этих же глаголов. Карточки лежат написанной стороной вниз. Игрок берёт 2 карточки из разных рядов, его задача найти Infinitiv и Partizip II одного и того же глагола. В случае несовпадения он кладёт эти карточки на место, а ребята запоминают их местонахождения. Выигрывает тот, кто наберёт больше пар.

С помощью следующей игры закрепляем предлоги места и Dativ. Задаю учащимся вопрос «Wo sitzt der Schmetterling (die Fliege)?»

Игры с кубиком («Würfelspiele») тоже очень интересны.

Следует сказать также о ролевых играх, которые дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся очень нравятся ролевые игры (Больница , Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью).

ИКТ-технологии

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне эффективно решать целый ряд задач:

-        формировать устойчивую мотивацию;

-        делать занятия более наглядными;

-        обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами;

-        приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;

-        повышать интенсивность учебного процесса.

Я использую различные формы работы с Интернет-ресурсами:

  1. Использование ресурсов Интернета при прохождении новой темы (подбираю дополнительный материал, учащимся объясняю цели и задачи, даю ссылки на сайты, где учащиеся могут просмотреть материал по определённой теме);

2.      Самостоятельная работа учащихся с Интернет-ресурсами для подготовки докладов, сообщений;

3.      Участие в различных конкурсах, проектах

5.      Общение с коллегами, обмен опытом.

В своей практике я часто использую презентации, которые создала сама. В сравнении с материалом учебника эти презентации  выигрывают в красочности, яркости, выразительности. Особенно много информации собрано по страноведению. Эти презентации помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока, создавая иллюзию пребывания в стране изучаемого языка.

В своей работе использую также готовые мультимедийные продукты.

«Баба яга за тридевять земель»

Неутомимая путешественница отправляется в путешествие в Германию, чтобы навестить своих многочисленных друзей и выучить за время поездки язык. Сопровождая сказочную героиню в зарубежном турне, юные пользователи получат хорошую тренировку восприятия речи на слух, пополнят свой словарный запас, научатся простейшим грамматическим формам.

«Чудо словарик», «Немецкий язык для учащихся 1-4, 5-9 классов

Социальный сервис «You Tube» использую в своей работе как источник учебных материалов. Например, это учебные видеофильмы, видеоуроки - «Hallo!»

Применение информационно-коммуникационных обучающих технологий как значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, так и учит детей самоконтролю учебной деятельности, способствует формированию у учеников рефлексии собственного труда, повышает мотивацию учебной деятельности.

«Обучение по станциям» (Stationenarbeit) – это форма работы учащихся, при помощи которой закрепляется, совершенствуется, углубляется иноязычный материал. Создаются станции, каждая станция предлагает ученику ряд разнообразных заданий, позволяющих учащемуся работать в силу своих способностей, возможностей, в своем темпе. «Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как при этом каждый ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе. Перед началом работы каждый ученик получает лист с названием станций, которые ему необходимо пройти за определенное время, но при этом лишь он сам вправе решать, на какую станцию отправиться сначала, а на какую, возможно, лишь на следующем уроке. Задания, составленные с учетом интересов учащихся, требований программы, имеют различную степень сложности, что также способствует тому, чтобы работа учеников была успешной.

Станции могут быть лексические, грамматические, страноведческие, смешанные, тематические и т.д. Все зависит от цели, которую ставит на данном этапе учитель. В среднем звене обучение по станциям можно проводить в форме игры, соревнования. Ученики могут объединяться в пары, группы, команды.

«Обучение по станциям» помогает развивать чувство самоконтроля, ответственности за выполненное задание. Часто на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль выполненного задания.

Если все станции заняты, то ученики посещают станцию отдыха. На станции отдыха можно предложить учащимся различные задания в зависимости от возраста. Например, в 5 классе нарисовать свою комнату подписать все предметы, которые в ней находятся. На станции отдыха можно послушать песенки на языке, разгадать кроссворд.

Для организации работы по станциям не требуется специального оборудования. Нужно только расставить парты, в зависимости от количества станций. Каждая станция располагается на отдельной парте. На каждой станции устанавливается табличка с номером станции и всем необходимым рабочим материалом.

Работа по методу «обучения по станциям» интересна учащимся.

Метод проектов

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Таким образом, современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!