СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на конференцию «Оценка эффективности применения здоровьесберегающих технологий в условиях детского дома»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на конференцию «Оценка эффективности применения здоровьесберегающих технологий в условиях детского дома»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на конференцию «Оценка эффективности применения здоровьесберегающих технологий в условиях детского дома»»

Областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом  для детей с ограниченными возможностями здоровья «ПЛАНЕТА»



Типаева Диляфруз Одилжоновна,

воспитатель ОГКУ «Детский дом «ПЛАНЕТА»


Доклад на конференцию «Оценка эффективности применения здоровьесберегающих технологий в условиях детского дома»

Основные задачи социально-реабилитационного центра, определенные Уставом учреждения, - это профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Решение указанных задач в первую очередь требует работы по здоровьесбережению, так как здоровье детей, поступающих в центр, характеризуется отклонениями от нормы. Практически все они имеют ту или иную патологию. Кроме того, более половины из них отстают в физическом развитии. Дети поступают в центр ослабленными, со сниженным иммунитетом, часто болеют, имеют хронические заболевания. Многим ставится диагноз «социальная и педагогическая запущенность». Дети-дошкольники практически все нуждаются в логопедической коррекции. Значительная часть детей имеют органическое поражение центральной нервной системы, страдают энурезом, различными формами аллергических заболеваний, расстройствами сна. Они возбудимы и агрессивны.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних имеет особенности, которые позволяют ему эффективно организовать работу по здоровьесбережению.

Субъектами процесса здоровьесбережения социально-реабилитационного центра являются дети и их семьи.  Решать вопросы здоровья невозможно без учета широкого спектра социальных факторов, особенно значимых в детском возрасте. Поэтому необходимы системные социальные медико-психолого-педагогические воздействия на различных этапах социального неблагополучия, направленные не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья детей.

Для осуществления необходимых социальных воздействий на семью и детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних используются различные здоровьесберегающие технологии. Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем все технологии, применение которых идет на пользу здоровья воспитанников центра. Мы считаем необходимым условием реализации здоровьесберегающих технологий - наличие здоровьесберегающего пространства. И строим его исходя из того, что здоровьесберегающее пространство - это среда, организованная в учреждении для обеспечения безопасности детей, условий для их развития, а также восстановления, сохранения и укрепления здоровья.

 В своей работе специалисты опираются на следующие принципы функционирования здоровьесберегающего пространства в СРЦН:

1)   Внешняя открытость.

 Обеспечивается приемом в центр несовершеннолетних, независимо от их социального статуса, способностей, состояния здоровья и склонностей. Но согласно положению о социально-реабилитационном центре не могут быть приняты лица в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, с острыми инфекционными заболеваниями.

2)   Внутренняя открытость.

 Выражается в стремлении в каждом случае подобрать оптимальную технологию, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его семье. Отсюда необходимое сочетание различных медицинских, педагогических, психологических, социальных систем и технологий. Включение ребенка в здоровьесберегающее пространство дает возможность устранить или смягчить действия факторов риска, оказывающих влияние на него самого и его семью, оказать ему медико-социальную помощь.

3)   Командная деятельность.

Обеспечивает взаимодействие специалистов разного профиля (медицинских работников, психологов, логопеда, социальных педагогов т.д.), с одной стороны, и несовершеннолетнего, его семьи, с другой — в едином здоровьесберегающем пространстве. Согласованный подход позволяет преодолеть узкопрофессиональное отношение к жизненной ситуации ребенка в целом. Командная деятельность лежит в основе интеграции специалистов центра.       Необходимыми условиями командной работы являются четко простроенное взаимодействие между членами команды, ведение единой документации, на основании которой делается оценка эффективности здоровьесберегающих действий с семьей и детьми.

Отличительные особенности командной работы:

  • общее видение проблем ребенка и семьи;

  • согласованность действий членов команды;

  • взаимодополнение членов команды по функциям и ролям;

  • наличие единого плана действий;

  • групповая ответственность членов команды за результат воздействий;

  • возможность быстрого реагирования на ситуацию, в которой оказался ребенок;

  • вариативность в разработке и применении здоровьесберегающих технологий.

4)   Создание в едином здоровьесберегаюшем пространстве терпевтических сред.

Терапевтическая среда — это предметная среда, т.е. помещение, которое в соответствии с поставленными задачами наполняется оборудованием. Оно представлено: медицинским оборудованием, сюжетно-образными игрушками, музыкально-театральным реквизитом, физкультурным инвентарем, крупногабаритными предметами (диван, детские лы и стульчики, мягкие геометрические модули и т.д.) и др.

Здоровьесберегающее пространство состоит из следующих профильных блоков:

  • медицинского,

  • психологического,

  • педагогического,

  • социального.

Каждый профильный блок здоровьесберегающего пространства имеет свои терапевтические среды:

  • медицинский: кабинет врачебного приема, процедурный кабинет, кабинет здоровья, изолятор, боксы,

  • психологический: комната психологической разгрузки (комната релаксации), кабинет индивидуального и семейного консультирования,

  • педагогический: помещения групповых комнат, музыкальный зал, творческая мастерская, тренажерный зал, компьютерная комната, логопедический кабинет, учебная комната,

  • социальный: методический кабинет, детская площадка, столовая и др. помещения и пространства.

Оздоровительную направленность имеет вся организация жизнедеятельности ребенка в Центре. Здоровьесберегающие технологии  предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач воспитательно-реабилитационного процесса. Только благодаря комплексному подходу к воспитанию детей могут быть решены задачи формирования и укрепления их здоровья.

Здоровьесберегающие технологии:

1. Медицинское направление здоровьесберегающей деятельности заключается в проведении:

  • организационной работы

  • лечебно-профилактической работы

  • противоэпидемической работы

  • санитарно-просветительной работы с персоналом и детьми

 

2. Психологическое направление.

Деятельность психолога центра  ориентирована на коррекцию, восстановление и сохранение психического здоровья детей, их оптимальную социализацию и адаптацию в социуме. Психолог строит свою деятельность по следующим основным направлениям:

  •  изучение наиболее типичных психологических проблем детей и оказание помощи в их решении (задержка психического развития, тревожность, сниженная самооценка, фобии, агрессивность, депрессивные состояния, гиперактивность и т.д.);

  •  психологическая диагностика (как первичная, так и в текущем режиме) с целью изучения особенностей личности, исследования ценностных ориентации, интересов, склонностей, оценки интеллекта и умственной работоспособности и т.д.;

  •  развивающая и психокоррекционная работа, направленная на восстановление и формирование структуры личности ребенка, обеспечение возможного соответствия уровня развития возрастным нормативам, преодоление нарушений в развитии и поведении воспитанников, развитие психических процессов, коррекцию эмоционально-волевой сферы и т.д.

  •  психопрофилактическая работа, направленная на создание благоприятных психологических условий для адаптации воспитанников (оптимизация   социально-психологического климата в детском коллективе; предупреждение возможных социопатических проявлений и нервно-психических срывов у воспитанников, предупреждение психической перегрузки и др.).

 

3. Педагогическое направление здоровьесберегающей деятельности.

  •  Социально-педагогическая диагностика и обследование личности (проводится с целью всестороннего изучения личности, объективной оценки ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогический помощи клиенту, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т.д.)

  • Реализация комплексной социально-реабилитационной программы (профилактика вредных привычек, травматизма, включая ДТТ, занятия по ОБЖ, толерантности, нравственное, правовое, половое воспитание, развивающие игры).

  • Пропаганда ЗОЖ (Декады и недели здоровья, занятия в КДМ «Альтернатива»).

  • Духовно-нравственное воспитание (Занятия Воскресной школы, Выездные профильные лагеря на базе Антонио-Сийского и Иоанно-Богословского монастырей)

  • Художественно-творческая деятельность (квилинг, тестопластика, пластилиновая живопись).

  • Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает эмоционально-положительное состояние.

  • Занятия с логопедом.

  •  Физкультурно-оздоровительная работа (занятия в тренажерном зале, подвижные игры на свежем воздухе, детские физкультурно-оздоровительные праздники и мероприятия соревновательного характера, туристические походы, выезды на берег Белого моря, на дюны, туристический слет и др.)

  • Трудотерапия (позволят вовлечь воспитанников в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, формировать и развивать социально-бытовые навыки, а также обеспечивать активное участие несовершеннолетних в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса).

  • Арттерапия (музыкотерапия, изотерапия, театртерапия или куклотерапия, смехотерапия, танцтерапия, сказкотерапия и др.)

  • Занятия по профориентации.

  • Разнообразные формы организации досуговой деятельности (посещение учреждений культуры города, проведение развлекательных и познавательных мероприятий, праздников, кружковая работа и т.д.)

  • Реализация программы летнего оздоровительного лагеря на базе СРЦ.

  •  Работа с родителями   (семейная гостиная, патронаж).

 

4. Социальное направление:

  • организация среды обитания. Основополагающим моментом здоровьесбережения воспитанников в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.

  • мероприятия по защите прав и интересов несовершеннолетних.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!