СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ"»

Доклад на педагогический совет

«Технологии, используемые педагогами школы в 2023-2024 учебном году. Из опыта применения»


Тема доклада:


«МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ»


Докладчик: учитель биологии

МБОУ «Зунгарская ООШ»

Бочкарёв Илья Сергеевич




































д.Зунгар 2023г



Введение

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и т. д. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность. Как аннулировать подобное противоречие?

Мне видится решение проблемы в использовании наиболее существенных элементов метода проблемного обучения:

- возникновение проблемной ситуации;

- понимание и четкое определение сущности проблемы;

- определение путей решения и их обоснование;

- Аргументация, доказывающая верность решения или вынесенных предположений;

- проверка, верно ли решение и возможно ли единственно верное решение проблемы.












Основная часть

Эффективность использования проблемного обучения определяется тремя факторами:

1) проблемное обучение применимо при освоении учащимися единиц знания высокого уровня обобщенности (понятия, законы, теории).

2) эффективность зависит от системности применения и возраста учащихся.

Проблемных заданий может быть достаточно много в курсе «Живой организм», «Общебиологические закономерности», «Физиология и анатомия человека». Методы проблемного обучения надо использовать каждый раз, когда требуется освоение базовых знаний, понятий, законов, теорий, объясняющих широкий круг явлений и фактов в живой природе.

3) для успешной организации проблемного обучения необходимо конструирование проблемных заданий, которые необходимы для выхода на проблемные вопросы. Часто учителя проблемным считают любой вопрос, вызывающий хоть какое-то затруднение у школьников. И это – основная ошибка при использовании данного метода. Хочется отметить, что совершенно неоправданно использование проблемного обучения при освоении фактов, либо каких-то знаний описательного характера.

Для создания проблемной ситуации применяю следующие методы:

метод противоречий (Почему эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи – к животным?);

метод сравнений противоположностей (Когда быстрее восстанавливается работоспособность – при активном или пассивном отдыхе?);

факты, побуждающие к выявлению межпредметных связей.

Например, почему кровь движется в одном направлении? почему человек не взрывается при принятии нитроглицерина  и др.

Для разрешения проблем учащиеся должны анализировать данные, устанавливать причинно-следственные отношения, систематизировать информацию, сравнивать, делать выводы.

Приведу примеры использования вариантов проблемного подхода на различных этапах урока.

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока. 

Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.


Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы. 

Например, на уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагаю следующую задачу:  «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».

Организуется самостоятельная поисковая работа с материалом учебника, но его для ответа на вопросы недостаточно. Учащиеся задают свои вопросы учителю, ответы на которые помогут им разобраться в проблеме. Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных.


Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на реальным жизненным проблемам учащихся.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

 Например, по теме  «Пищеварительная система» 8 класс:  В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ».

Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решения для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.


Поиск решения учебной проблемы путем эвристической беседы. 

Очень важный момент при ведении эвристической беседы осуществление перехода от коллективного обсуждения проблемы к индивидуальному выступлению конкретного учащегося. Например, при изучении в 8 классе темы: «Питание и пищеварение», ставлю проблему – почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека? Как вы это объясните? (дискуссия между учениками и учителем). Таким образом, эвристическая беседа облегчает процесс творческой деятельности, способствует непроизвольному формированию памяти, то есть ученики способны не только воспроизводить формулировки понятий, но и анализировать и преобразовывать их, а также удовлетворяет потребность личности в желании общаться, быть причастным к решению задач, работе всего коллектива.




Заключение

Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:

- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.


Аспектами успешного урока биологии являются:

1. Формирование предметной компетентности:

- показать учащимся значимость биологических знаний;

- возможность их применения в повседневной жизни.

2. Развитие познавательной активности и самостоятельности:

- не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать;

- разбудить в каждом природную любознательность;

- формировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития;

- постоянно стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся.

3. Формирование информационной культуры:

- научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, обобщать, творчески перерабатывать.

4. Развитие мышления:

- каждому ученику помочь освоить основные логические операции;

- развивать творческое мышление.

5. Развитие творческих способностей:

- стимулировать творческую активность учеников:

- создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности.

6. Формирование коммуникативности:

- компетентности и толерантности;

- любой урок — это всегда общение;

- учить слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения.

7. Создание психологически комфортной среды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!