СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Методы подготовки обучающихся к защите проектов в 4 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организации проектной деятельности в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Статья «Методы подготовки обучающихся к защите проектов в 4 классе»»

Доклад

«Методы подготовки обучающихся к защите проектов в 4 классе».

Современную школу уже нельзя представить без проектной технологии. В образовательном процессе она эффективно дополняет урочную деятельность и позволяет работать над достижением личностных и метапредметных результатов образования в оптимальных условиях. Если проанализировать значение проектов в развитии и воспитании школьников, то можно констатировать наличие возможностей для становления всех важных характеристик в портрете выпускника начальной школы, определенного ФГОС.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, мало дифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Для обучения проектной деятельности ставятся следующие задачи

- Обучить планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- научить анализировать (креативность и критическое мышление);

- научить составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- сформировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- Должна вестись подготовка учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у обучающихся было время для выбора темы проекта

Особое внимание нужно уделять на то, чтобы ребята научились правильно ставить цель проекта. А, исходя из цели, задачи которые шаг за шагом помогают достичь цели проекта.

4 класс является выпускным из начальной школы. Чем старше ребенок, тем более самостоятельным он становится. Проекты, реализуемые в это время, должны соответствовать ряду требований:

• иметь практическую ценность;

• предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;

• быть в одинаковой мере непредсказуемыми как в процессе работы над ними, так и при их завершении;

• быть гибкими в направлении работы и скорости её выполнения;

• предполагать возможность решения актуальных проблем;

• давать ребёнку возможность учиться в соответствии с его способностями;

• содействовать проявлению способностей ученика при решении задач более широкого спектра;

способствовать налаживанию взаимодействия учеников.


Этапы выполнение проекта:

1. Начинаем с выбора темы проекта, его типа.

2. Продумываем возможные варианты проблем. Сами же проблемы выдвигаются учащимися (учитель задает наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, т.д.).

3. Определение задач, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Далее ведётся самостоятельная работа.

5. Проводятся промежуточные обсуждения полученных данных.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!